Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Состав аварийно-спасателытого оборудования на борту пассажирских самолетов
С цепью обеспечения выживания и недопущения травмирования пассажиров и членов экипажа при авиапроисшествии, а также обеспечения эвакуации людей из ВС в случае аварии, на борту каждого пассажирского самолета должно находиться аварийно-спасательное оборудование. Согласно действующим требованиям в состав этого оборудования входят: - кресла со средствами фиксации членов экипажа и пассажиров в них; - аварийные выходы со средствами их маркировки и подходами к ним; - средства эвакуации людей из воздушного судна; - аварийное освещение; - средства борьбы с пожаром; - кислородное оборудование; - спасательные плавсредства; - средства оповещения пассажиров; - мегафоны; - медаптечки; - аварийные топоры; - аварийные радиостанции; - аварийный запас; - информационные карты для пассажиров.
Ниже будут рассмотрены требования к аварийно-спасательному оборудованию, его составу, конструкции и правилам применения, приведены примеры реальных авиапроисшествий. Иллюстрируя развитие аварийных ситуаций, в которых приходится применять аварийно-спасательное оборудование и действовать экипажу, приведем описание одного из реальных авиапроисшествий. Самолет В-707 выполняя полёт из Нью-Йорка в Лос-Анжелес. Катастрофа произошла во время разбега при взлете. Причиной явилось столкновение с самолетом DC-9, находившимся в этот момент на рулежной дорожке неподалеку от взлетной полосы. Второй пилот В-707 выполнял взлет, а командир корабля сосредоточил внимание на DC-9, так как его посадочные огни просматривались на расстоянии около 2-х м от края взлетной полосы. Когда В-707 находился на траверзе DC-9, второй пилот ощутил движение органов управления и в этот момент В-707 резко рыскнул. Одновременно с этим послышался сильный удар с правой стороны самолёта. Поняв, что произошло столкновение, второй пилот принял решение прекратить взлет и начал торможение. При торможении направление движения было выдержано, но самолет выкатился за край полосы, пробежал по земле примерно 70 м до края холма и перескочил через насыпь. Затем он ударился о землю за насыпью; основные стойки шасси были сорваны, передняя стойка сложилась назад и пробила пол кабины. Самолет остановился на расстоянии примерно 127 м от края полосы. При скольжении по земле верхняя часть фюзеляжа разломилась непосредственно перед корневой частью крыла. Возник пожар в месте отрыва правого крыла и на двигателях №4 и 5. К началу эвакуации началась паника. Передняя служебная и задняя основная двери были открыты стюардессами, но они не смогли привести в действие трапы, так как были вытолкнуты из самолета пассажирами. Одна из стюардесс прошла к передней основной двери, но не смогла ее открыть вследствие деформации пола переднего салона. Убедившись, что в салоне пассажиров уже нет, она выпрыгнула из самолёта через переднюю служебную дверь с высоты примерно 2 м над землей. Другая стюардесса открыла заднюю служебную дверь, но тут же ее закрыла из-за пожара с правой стороны самолета. Эта стюардесса затем помогла пассажирам эвакуироваться из самолёта через заднюю основную дверь, которая находилась на высоте примерно 0, 5 м над землей, и покинула самолет, когда никого из пассажиров в салоне не осталось. Бортинженер прошел из кабины экипажа к передней основной двери, попытался вместе со стюардессой открыть ее и после безуспешных попыток направил стюардессу к передней служебной двери. Спустя некоторое время он последовал за ней, но никого не обнаружил в этой части салона и вернулся в кабину экипажа, чтобы удостовериться, что весь экипаж покинул самолет. После этого он покинул самолет через форточку с места второго пилота. Второй пилот прошел к передней служебной двери и помог женщине-инвалиду эвакуироваться из самолёта. Командир экипажа также подошел к передней служебной двери и привел в действие ее аварийный трап. Хотя трап и сложился вдвое под самолетом, два или три пассажира все же воспользовались им для спуска на землю. Этот случай показывает, что в быстроразвивающейся аварийной обстановке исключительную важность приобретает использование аварийно-спасательного оборудования, четкость и слаженность действий экипажа по его применению.
КРЕСЛА
Все пассажирские самолеты оборудованы креслами для каждого пассажира и члена экипажа. Перегрузки, возникающие при ударе самолета о землю, могут достигать значений 40 g и более. Кресла современных самолетов рассчитаны на перегрузку 16 g. На более старых самолетах эта величина составляет 9 g. Кресла являются одним из основных элементов, воспринимающим энергию инерционных сил, возникающих при авиапроисшествиях. Большинство людей в авиакатастрофах гибнет из-за того, что кресла срываются со своих мест. Материалы расследования АП показывают, что в 44% случаев различные повреждения людей, включая смертельные, происходили из-за разрушения при аварийном нагружении ножек кресел и отрыва их от пола. Поэтому в будущем возможно ужесточение требований к прочности самолетных кресел. В реальных условиях аварийного нагружения конструкция кресла может либо разрушиться сама, либо не выдержат нагрузки элементы ее крепления к полу кабины. Расположение сидений и диванов вдоль бортов ВС на самолетах коммерческого класса, на которых пассажиры сидят боком по направлению к полету, способствует увеличению тяжелых травм, т.к. позвоночник человека менее приспособлен к сгибанию в боковых направлениях. Размещение в таких ВС дополнительного оборудования и предметов интерьера (стол, телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр и др.), представляет угрозу в плане травмирования людей в момент аварийного торможения.
|