Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теоретические подходы к моделированию инфляционных процессов.
На протяжении последних лет инфляция остается одной из основных российских экономических проблем, а сдерживание инфляционных процессов — одной из целей экономической политики правительства. Вследствие этого анализ причин инфляции представляется актуальным направлением экономической теории. Существующие взгляды на природу инфляции можно условно разделить на два основных направления: согласно первому инфляция имеет монетарную (денежную) природу; другая точка зрения состоит в том, что она имеет немонетарные или не только монетарные источники. Согласно монетаристской точке зрения инфляция — чисто денежное явление, а динамика цен зависит только от изменения денежной массы, т. е. устанавливается жесткое однозначное соответствие динамики цен и темпа роста денежной массы. В основе этих представлений лежит количественная теория денег. Критики такого подхода утверждают, что на уровень цен оказывает влияние не только темп роста денежной массы, но и ряд других факторов, среди которых инфляционные ожидания и изменения уровней выпуска и безработицы. Теоретической основой этих взглядов служат закон Окуня, кривая Филлипса и модель IS-LM. В последнее десятилетие в экономической литературе ведется широкая дискуссия о причинах российской инфляции и способах ее преодоления ([11—[91). Монетаристская точка зрения лежала в основе антиинфляционной политики в России с 1992 г., заключавшейся в попытке регулирования денежной массы и недопущения ее чрезмерного роста. В частности, одна из мер антиинфляционной политики состояла в финансировании бюджетного дефицита за счет выпуска государственных обязательств. Из монетарной концепции вытекает утверждение, что причиной высоких темпов инфляции в России является дефицит государственного бюджета, для финансирования которого используется рост денежной массы. Следовательно, для преодоления инфляции необходимо сокращать дефицит бюджета. Предлагались традиционные способы сокращения дефицита [3]: снижение до минимума государственных расходов, в особенности дотационных расходов, а также расходов на социальные программы, науку, культуру и т. п.; усиление налогового бремени, поскольку в условиях спада производства происходит падение доходов бюджета. Увеличение налогов на прибыль предприятий и оплату труда позволяет ограничить платежеспособный спрос и, следовательно, рост потребительских цен. Альтернативные (немонетарные) подходы к исследованию российской инфляции, утверждающие, что основные ее причины не связаны с темпом роста денежной массы, примыкают к нео-кейнсианскому направлению. Среди немонетарных причин российской инфляции выделяются: инфляция издержек, либерализация внешней торговли, структурные особенности экономики, изменение отраслевой структуры спроса, неплатежи, неинфляционное финансирование бюджетного дефицита, инфляционные ожидания. Краткое изложение соответствующих взглядов приводится в [6]. Российские инфляционные процессы в различные периоды времени определялись, по-видимому, разными причинами. Поэтому для анализа детерминант российской инфляции обычно выделяются однородные периоды, внутри которых и выявляются основные факторы. В развитии инфляционного процесса в России с 1992 г. можно условно выделить четыре периода. Первый — период высоких и сильно изменяющихся темпов инфляции (1992—1995 гг.); второй — период относительно низких и стабильных темпов инфляции (1995 г. — август 1998 г.); третий — кризисный период (август—декабрь 1998 г.), характеризующийся резкими скачками уровня цен; четвертый — период послекризисного развития (с 1999 г. по настоящее время) — снова относительно низкие и стабильные темпы инфляции. 26. Возможности инфляционного финансирования дефицита государственного бюджета.
Дефицит государственного бюджета, или превышение государственных расходов над доходами, достаточно часто встречается в современной экономике. Для того чтобы добиться сбалансированности бюджета, правительству необходимо либо сократить государственные расходы, либо увеличить доходы. Зачастую сократить расходы бюджета в силу причин социально-политического характера не удается и приходится искать пути увеличения доходов. Однако в условиях хронического бюджетного дефицита обычные источники пополнения доходов часто оказываются недостижимы. В качестве этих источников, как отмечалось в предыдущем разделе, выступают налоги, внутренний долг и приватизация. Государственные расходы могут финансироваться из налоговых поступлений. Однако этот источник пополнения бюджета носит ограниченный характер. Причина состоит в следующем. Поступления от налога равны t ■ ТВ, где / — средняя ставка налога, ТВ — налоговая база. Можно увеличить налоговые поступления, подняв, например, ставки налогов. Однако налоговые поступления не будут расти бесконечно с увеличением налоговых ставок. Происходит это потому, что величина налоговой базы зависит от налоговой ставки: ТВ =/(0, /('< 0. Если государство увеличивает ставки налогов, то налоговая база сокращается. Действительно, увеличение, например, ставок налога на прибыль приведет к снижению деловой активности, банкротству некоторых фирм, переходу других фирм в теневой сектор, иными словами, к уменьшению объема налогооблагаемой прибыли в экономике. Увеличение налоговой ставки выше определенного значения (Ґ) будет приводить к настолько значительному сокращению налоговой базы, что поступления от налогов начнут снижаться. Итак, до тех пор, пока налоговая ставка не достигла уровня Ґ, рост налоговой ставки вызывает увеличение поступлений от налогов в казну государства, однако дальнейший рост налоговой ставки выше f уже не сможет компенсировать уменьшение налогооблагаемой базы, что приведет к снижению налоговых доходов государства. Такой вид зависимости налоговых поступлений от ставки налога носит названия кривой Лаффера по имени американского экономиста А. Лаффера, впервые предложившего эту модель в 1982 г. (рис. 7.1). Налоговые доходы Таким образом, увеличение налогов не всегда помогает в борьбе с бюджетным дефицитом. Для того чтобы покрыть дефицит бюджета, государство может взять в долг у населения или на мировом рынке. Использование этого способа также ограничено, поскольку, как было показано в разделе II, повышение доли долга в ВВП может привести к потере платежеспособности государства и дефолту. Государство может продать часть своих активов. Естественно, что и возможности финансирования государственных расходов с помощью доходов от приватизации не безграничны, к тому же приватизация означает уменьшение активов государства. В соответствии с идеей «бюджетирования капитала» при подсчете бюджетного дефицита такой способ вообще не меняет сальдо государственного бюджета. Таким образом, если все перечисленные способы финансирования дефицита государственного бюджета исчерпаны, государство может просто напечатать деньги. Насколько широки возможности покрытия бюджетного дефицита с помощью доходов, получаемых государством от денежной эмиссии? Ясно, что для такого покрытия необходим реальный доход. Доход, получаемый государством от денежной эмиссии, носит название сеньоража. Реальный сеньораж представляет собой объем эмиссии (т. е. изменение номинальной денежной массы (dM/dt)), скорректированный с учетом уровня цен (/>).
|