![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общие законы управленияСтр 1 из 15Следующая ⇒
1. Закон соответствия социального содержания управления форме осуществления деятельности, являющейся объектом управления. Смысл закона заключается в следующем. Управление имеет две стороны. С одной стороны, оно представляет собой объективный процесс руководства трудом работников, с другой — отношения сторон в процессе осуществления конкретной деятельности. 2. Закон преимущественной эффективности сознательного и планомерного управления, гласит, что экономические системы с сознательным планомерным управлением и потенциально, и фактически эффективнее систем со стихийной регуляцией протекающих в них экономических процессов. 3. Закон единства системы управления. Согласно данному закону деятельность любой организации представляет собой единую централизованную управляемую систему. В свою очередь, указанная система разделена на иерархические уровни управления, каждый из которых представляет собой подсистему вышестоящей иерархической системы. 4. Закон соотносительности управляющей и управляемой систем. Сущность закона заключается в соответствии сферы управления конкретному виду деятельности. 5. Закон соответствия содержания и форм прямой и обратной связей в системе управления экономической природе отношений между ее подсистемами. Управление состоит в подаче субъектом управления сигналов на выполнение соответствующих действий управляемой системой. Эти сигналы представляю! собой команды-решения, принятые на основании информации, поступающей к управляющему органу из внешней и внутренней среды организации по каналам связи. 6. Закон единства действий законов управления. Суть его состоит в том, что законы управления непосредственно взаимодействуют, влияя друг на друга своими свойствами. Эффективность управления зависит от степени активного использования всей системы законов управления в совокупности. Основополагающие законы организации Закон самосохранения. Главный жизненный инстинкт — инстинкт самосохранения. В жизни почти каждой реальной организации бывали ситуации, когда она оказывалась на грани банкротства или ликвидации, при этом некоторым из них удавалось преодолеть трудности, а другие завершали свое существование. Поэтому для любого руководителя важно уметь оценивать ситуацию, складывающуюся вокруг его предприятия. Теоретической основой для анализа общего состояния организации является закон самосохранения, который базируется на положении о том, что каждая динамическая система стремится противостоять внутренним и внешним разрушающим воздействиям, используя для этого значительную часть своего потенциала. Закон развития гласит, что каждая материальная организационная система в процессе своей жизнедеятельности стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении этапов жизненного цикла. Закон синергии: для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нес элементов или существенно меньше. Согласно этому закону любая сложная динамическая система стремится получить максимальный эффект за счет своей целостности. Реализация данного закона приводит к синергетическому эффекту. Синергия, синергизм (от греч. synergeia — содействие, сотрудничество) — это совместное, взаимозависимое действие двух или нескольких элементов организации в каком-либо одном направлении. Синергия может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. Эффект синергии - скачкообразное увеличение (уменьшение) потенциала организации при изменении потенциалов ее ресурсов. Вторичные законы организации Закон информированности-упорядоченности. В последние годы уже никто не сомневается, что информация стала важнейшим стратегическим ресурсом. В управлении организациями применяется экономическая, научно-техническая, общественно-политическая информация и другие виды информации. Информационная среда в виду ее важности является объектом управления наряду с персоналом, финансами, производством и др. Информационная среда управления подчиняется действию закона информированности-упорядоченности. Упорядоченность в организации — гармоничное развитие всех элементов организации: системы управления, персонала, подразделений, экономики и т.д., а также наличие между элементами коэффициентов пропорциональности (установленного взаимодействия, взаимовлияния). Закон информированности-упорядоченности — закон, согласно которому, чем большей информацией располагает организация о внутренней п внешней среде, тем она имеет большую вероятность устойчивого функционирования (самосохранения). Закон единства анализа и синтеза — каждая материальная система стремится к наиболее экономичному режиму функционирования в результате постоянного изменения своей структуры или функций. Из закона единства анализа и синтеза вытекает следующее следствие: если практически отсутствуют внешние и внутренние возмущающие воздействия, то организация идет к застою. Созидательные ресурсы компании постепенно приближаются к нулю. Закон единства анализа и синтеза формирует преимущественно формальное направление для устранения несоответствий. Для выполнения данного закона руководителю рекомендуется составлять и реализовывать программы постоянного совершенствования компании и ее частей; проводить маркетинговые исследования в областях деятельности; использовать современную информационную технологию управления. Закон композиции и пропорциональности (гармонии). В окружающем нас мире все приспособлено для совместного существования. Все лишнее постепенно отмирает, несовершенное развивается. Закон композиции и пропорциональности (гармонии): каждая организация стремится к сохранению и оптимальному взаимному расположению частей (композиции) и к оптимальному количественному соотношению между ними (пропорциональности). Частные и специальные законы Частными законами принято считать законы управления, присущие его отдельным сторонам, подсистемам и их элементам. Среди частных законов управления можно выделить законы, относящиеся к управляющей подсистеме, законы организации (т е. управляемой подсистемы) и др. К частным законам, касающимся управляющей подсистемы относятся: 1. Закон изменения функций управления гласит, что повышение или понижение уровня управления неизбежно влечет за собой возрастание значения одних функций и убывание значения других. 2. Закон сокращения числа ступеней управления. Его сущность заключается в том, что чем меньше уровней управлениям в структуре организации, тем при прочих равных условиях управление эффективнее и оперативнее. 3. Закон концентрации функций управления, устанавливает, что управление объективно стремится к большей концентрации функций на каждой ступени управления, а, следовательно, к росту численности управленческого персонала. 4. Закон распространения и контроля. Согласно этому закону существует определенная зависимость между числом подчиненных и возможностями контроля их действий со стороны руководителя. Специальные законы управления представляют собой законы, которые не связаны непосредственно с управлением, но способны оказан, значительное влияние на результаты деятельности организации. К специальным законам относятся экономические, юридические, социальные и иные законы. Специальные законы: Закон возрастающих вмененных издержек непосредственно связан с производством продукции и гласит, что по мере увеличения производства продукта вмененные (предельные) издержки производства каждой новой единицы продукта возрастают. Законы спроса и предложения необходимо учитывать в процессе планирования, прогнозирования и осуществления деятельности организаций, работающих в сфере оптовой и розничной торговли. Закон спроса отражает обратную связь между ценой и величиной спроса на товар или услугу в течение определенного периода времени. Закон предложения констатирует прямую связь между ценой и величиной предложения товара или услуги в течение определенного периода. Закон убывающей отдачи. Он характеризует ситуации, когда последовательные равные приросты переменного ресурса добавляются к постоянным ресурсам сверх какого-то определенного уровня их использования, а предельный продукт переменного ресурса сокращается. Закон убывающей предельной полезности: по мере того как потребитель увеличивает потребление товара или услуги, предельная полезность каждой дополнительной единицы товара или услуги сокращается. К юридическим законам, оказывающим влияние на управление организацией, можно отнести: • Гражданский кодекс РФ. • Налоговый кодекс РФ. • Таможенный кодекс РФ и Закон РФ " О таможенном тарифе", регламентирующие осуществление внешнеэкономической деятельности. • Закон РФ " О сертификации продукции и услуг", определяющий порядок организации и проведения экспертных испытаний продукции, услуг и процессов с последующей выдачей сертификата соответствия или права пользования знаком соответствия. • Закон РФ " О стандартизации", устанавливающий правила разработки и утверждения стандартов на выпускаемую продукцию. • Закон РФ " О защите прав потребителей", предусматривающий систему мер, направленных на защиту потребителей продукции, работ и услуг от недобросовестных продавцов и производителей. • Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ> утвержденное приказом Министерства финансов РФ № 170 от 26 декабря 1994 г., устанавливающее правила и порядок ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности на территории РФ.
3.3. Сущность принципов управления. Общие и частные принципы управления. Специальные принципы управления Принципы управления можно определить как изначальные по отношению к процессу управления нормы, правила и закономерности, вытекающие из сущности и уровня развития общества и его производительных сил, соблюдение которых (норм, правил и закономерностей) способствует достижению поставленных перед обществом целей и решению задач. Общими принято считать принципы управления, имеющие непосредственное отношение к системе управления в целом, т. е. ко всей совокупности входящих в нее компонентов. Основным в системе общих принципов управления по праву можно считать принцип научной обоснованности управления. Научный подход к менеджменту требует сплошного, комплексного изучения всей совокупности факторов, влияющих на эффективность функционирования организации, с последующим применением полученных знаний в практике управления. Принцип системного подхода к решению управленческих задач. Системный подход требует, чтобы руководители рассматривали организацию как совокупность взаимосвязанных, взаимозависимых и постоянно взаимодействующих друг с другом элементов, таких как: люди, структура; задачи и технологии, которые ориентированы на достижение различных целей. Принцип оптимальности управления устанавливает требование достижения целей управления с минимальными затратами времени и средств. Сог ласно принципу регламентации все процессы, происходящие в системе управления, должны быть жестко регламентированы. Принцип формализации предусматривает формальное закрепление норм и правил функционирования организации в виде приказов, указаний н распоряжений руководителя, а также в виде положений о конкретных структурных подразделениях и должностных инструкций. Частными принято называть принципы управления, относящиеся к отдельным элементам системы управления. Принцип приоритета цели формулируется следующим образом. В системе цель — задача — функция наивысший приоритет имеет цель, затем задача и потом функция. Принцип приоритета субъекта управления над объектом управления в формирующихся организациях имеет следующее содержание. И процессе создания организации ее учредители должны избирать в соответствии со своими потребностями и возможностями трудовой коллектив, характер деятельности, организационно-правовую форму и иные параметры организации. Сущность принципа приоритета объекта управления над субъектом для действующих организаций заключается в следующем: руководители всех уровней управления организации должны назначаться в соответствии с характеристиками и потребностями конкретных структурных подразделений. К принципам соответствия относятся принцип соответствия поставленных целей выделенным ресурсам, принцип соответствия распорядительства и подчинения, принцип соответствия эффективности производства и экономичности, принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации производства и управления. Принцип соответствия поставленной цели выделенным ресурсам имеет следующее содержание: каждой цели должен соответствовать набор финансовых, сырьевых, материальных, энергетических и человеческих ресурсов, позволяющий обеспечить достижение указанной цели. Принцип соответствия распорядительства и подчинения гласит: у каждого сотрудника должен быть один линейный руководитель и любое количество функциональных руководителей. Принцип соответствия эффективности производства и экономичности можно сформулировать следующим образом: для каждой организации должно быть найдено соответствие между эффективностью функционирования и совокупными затратами. Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации производства и управления: чрезмерно малые и чрезмерно большие организации функционируют гораздо менее эффективно, чем организации, имеющие средний размер. Принцип потенциальных имитаций гласит: временное выбытие отдельных работников организации не должно прерывать процесс ее функционирования. Иными словами, каждый работник должен быть в состоянии выполнять служебные обязанности вышестоящего и нижестоящего работника или двух работников своего уровня. Большое значение имеет принцип совместимости при подборе работников со стороны и внутренней ротации кадров. Принцип компенсации рекомендует подбирать кадры таким образом, чтобы отрицательные качества одного работника компенсировались положительными качествами другого. Принцип динамизма устанавливает необходимость сочетания мобильности и стабильности. Мобильность позволяет своевременно проводить мероприятия по выдвижению и ротации кадров в соответствии с изменениями во внешней среде и потребностями самой организации. Стабильность необходима для осуществления долгосрочных программ. Специальными принципами управления считаются принципы, которые относятся к управлению конкретными видами деятельности. Инвестирование составляет основу повышения эффективности любой производственной деятельности. Оно должно осуществляться на основании следующих принципов: • Ориентация на долгосрочные перспективы. • Наличие объективной и полной информации о текущем состоянии фондового рынка и перспективах его развития. • Адекватное и своевременное реагирование на изменения в инвестиционной среде. • Ориентация на приобретение недорогих предприятий, акции которых в ближайшем будущем могут значительно подняться в цене. Принципы управления технологией ориентированы на повышение эффективности использования основных производственных фондов и оптимизацию технологических процессов с целью сокращения производственного цикла, экономии ресурсов и сокращения материальных затрат.
3.4. Природа и состав функций административного управления. Характеристика последовательных функций административного управления. Непрерывные функции административного управления В основе концепции о функциях управления лежит процессный подход к изучению менеджмента. Управление рассматривается как процесс, включающий в себя непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций. В наиболее общем виде функция управления представляет собой обособленный однородный вид деятельности, направленной на достижение целей функционирования организации. Основной предпосылкой возникновения функций управления является функциональное разделение управленческого труда. Большинство исследователей подразделяют функции менеджмента на общие и специальные. Под общими функциями менеджмента понимаются функции, образующие управленческий цикл и отражающие специфику управленческого груда вне зависимости от характера и специфики деятельности организации. К специальным функциям управления относятся функции, опреде ляющиеся спецификой деятельности управляемого объекта. Помимо общих и специальных функций управления можно выделить еще и смешанные функции, такие как планирование выпуска готовой продукции, контроль хода производства, организация сбыта продукции и т. п. Функции управления можно разделить на две группы. К первой группе относятся последовательные функции, которые осуществляются дискретно (т. е. повторяются через определенные промежутки времени), последовательно сменяя друг друга. Вторую группу образуют непрерывные функции, выполнение которых осуществляется постоянно в течение всего периода управления предприятием. К последовательным функциям административного менеджмента относят: 1. Административный маркетинг 2. Планирование в системе административного менеджмента. В наиболее общем виде планирование можно охарактеризовать как процесс, включающий в себя разработку основных направлений деятельности и развития организации, определение потребностей в ресурсах и средствах, необходимых для реализации указанных направлений, а также выбор методов и способов осуществления намеченных мероприятий. 3. Административно-организационная функция. Как функция управления организация представляет собой вид управленческой деятельности, посредством которой система управления приспосабливается для выполнения задач, сформулированных иа этапе планирования. 4. Мотивация как функция административного менеджмента. 5. Регулирование — это система отношений, обеспечивающих поддержание или изменение экономических явлений и их связей. Регулирование как явление присуще любой коллективной человеческой деятельности. Оно возникает вместе с производственной кооперацией и прогрессирует по мере углубления функционального разделения труда. 6. Административный контроль. 7. Административный учет. 8. Оценка эффективности администрирования. Эффективность управления представляет собой отношение совокупного результата управленческой деятельности к стоимости ресурсов, затраченных на его достижение. Непрерывные функции административного менеджмента 1. Принятие и реализация управленческих решений Управленческое решение представляет собой выбор альтернативы, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочий и направленный на достижение целей организации. Различают три возможных подхода к принятию управленческих решений: системный, ситуационный и ресурсный. Системный подход предполагает решение конкретной проблемы в совокупности с решением всех проблем, стоящих перед организацией. Ситуационный подход исходит из того, что применение того или иного метода решения проблемы определяется ситуацией. Ресурсный подход основан на решении проблем посредством рационального распределения ресурсов организации. 2. Управление конфликтами и стрессами В наиболее общем виде конфликт можно определить как столкновение противоречивых интересов. Любой конфликт начинается с конфликтной ситуации, которая состоит из участников конфликта и объекта конфликта, то есть причины, из-за которой оппоненты вступают в противоборство. Оппоненты вступают в конфликт, обладая разной силой, которая и определяет возможность победы. Характеристика этой силы называется рангом оппонента. Оппонентом 1-го ранга называют человека, выступающего от собственного имени и преследующего собственные цели. Оппонентом 2-го ранга называют личность, преследующую групповые цели. Оппонентом 3-го ранга — личность, преследующую интересы группы, организации и т. п.
|