Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность и модели корпоративного менеджмента.






Слово " корпорация" (лат. corporatio) означает объединение, сообщество, союз, группа лиц, объединенных общностью интересов.

Корпоративный менеджмент – это процесс установления баланса между экономическими и социальными целями корпорации, между индивидуальными, групповыми и общественными интересами.

Корпоративное управление в узком понимании - это система правил и стимулов, побуждающих управленцев компании действовать в интересах акционеров.

Принципиальная схема корпоративного управления показана на рисунке 1.

 

инвесторы
Совет директоров корпорации
Менеджмент корпорации
Функции менеджмента
отчетность
отчетность
Избрание, контроль
Название, контроль

Основная функция корпоративного управления – обеспечить работу, корпорации в интересах акционеров, предоставивших корпорации финансовые ресурсы.

Механизмы корпоративного управления традиционно разграничиваются на внешние и внутренние: воздействие внешней среды (внешние механизмы управления) и внутренние процедурные механизмы управления в корпорации. К внешним механизмам обычно относятся:

-корпоративное законодательство и его исполнительская инфраструктура;

-контроль финансового рынка

-угроза банкротства корпорации при ошибочной политике менеджеров

-рынок корпоративного контроля

В качестве внутреннего механизма контроля обычно рассматривается совет директоров(наблюдательный совет).

Основные принципы корпоративного управления:

1.соблюдение прав акционеров

-надежные методы регистрации права собственности

-доступность информации о корпорации

-участие в голосовании на общих собраниях акционеров

-участие в выборах руководящих органов корпорации

-долевое участие в прибылях компании

-право на отчуждение и передачу акций

2. равноправие акционеров (одинаковое отношение ко всем акционерам одной категории. Обыкновенные акции голосуют по формуле: «одна акция – один голос»)

3. подконтрольность руководства корпорации (выборность совета директоров, не являющихся менеджерами компании. Подотчетность совета директоров и менеджеров компании акционерам. Независимость контрольных органов компании.)

4. прозрачность корпорации (прозрачная структура собственности. Открытость информации и финансах. Прозрачность производственно-хозяйственной деятельности и принимаемых решений).

5.лояльность (Соблюдение законов страны, в которой работает корпорация. Сотрудничество с государственными органами управления).

Модели корпоративного управления:

  1. Англо-американская модель корпоративного управления. Структура

управления корпорацией определяется несколькими факторами: законодательством и различными нормативными актами, регулирующими права и обязанности всех участвующих сторон; фактически сложившейся структурой управления в данной стране; уставом каждого акционерного общества.

Участниками англо-американской модели являются управляющие, директора, акционеры (в основном, институциональные инвесторы), правительственные структуры, биржи, саморегулируемые организации, консалтинговые фирмы.

Законодательная база. В США федеральное агентство, Комиссия по ценным бумагам и биржам, регулирует деятельность рынка ценных бумаг, устанавливает требования к раскрытию информации, а также регулирует отношения «корпорация-акционеры» и «акционеры-акционеры».

В Великобритании законодательные рамки корпоративного управления устанавливаются Парламентом и могут регулироваться правилами таких независимых организаций, как, например, Коллегия по ценным бумагам и инвестициям, отвечающая за контроль за рынком ценных бумаг.

2. Японская модель. Характеризуется высоким процентом банков и различных корпораций в составе акционеров; банковская система отличается прочными связями «банк-корпорация»; законодательство, общественное мнение и промышленные структуры поддерживают «кейрецу», (т.е. группы корпораций, объединенных совместным владением заемными средствами и собственным капиталом).

Ключевыми участниками японской модели являются: главный банк, связанная с корпорацией корпорация или кейрецу, правление и правительство.

Законодательная база японской модели. Правительственные министерства во главе с Министерством финансов и Министерством международной торговли и промышленности осуществляют контроль за деятельностью корпораций. Главные регулирующие органы: Бюро ценных бумаг Министерства финансов и Комитет по надзору за фондовыми биржами, учрежденный при Бюро в 1992 г.

3.Немецкая модель. Существуют три особенности немецкой модели:

-двухпалатный Совет, состоящий из Правления (исполнительного совета) (чиновники корпорации, т.е. внутренние члены) и наблюдательного совета (представители рабочих, служащих корпорации и акционеров);

-численность наблюдательного совета устанавливается законом и не может быть изменена акционерами;

-ограничения прав акционеров в части голосования.

Участники: немецкие банки и в меньшей степени немецкие корпорации.

Законодательная база немецкой модели. Федеральные и местные законы оказывают влияние на структуру управления акционерными обществами. Федеральные законы включают в себя законы об акционерных обществах, законы о фондовых биржах, коммерческие законы, а также законы о составе наблюдательных советов.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал