![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сущность и модели корпоративного менеджмента.
Слово " корпорация" (лат. corporatio) означает объединение, сообщество, союз, группа лиц, объединенных общностью интересов. Корпоративный менеджмент – это процесс установления баланса между экономическими и социальными целями корпорации, между индивидуальными, групповыми и общественными интересами. Корпоративное управление в узком понимании - это система правил и стимулов, побуждающих управленцев компании действовать в интересах акционеров. Принципиальная схема корпоративного управления показана на рисунке 1.
Основная функция корпоративного управления – обеспечить работу, корпорации в интересах акционеров, предоставивших корпорации финансовые ресурсы. Механизмы корпоративного управления традиционно разграничиваются на внешние и внутренние: воздействие внешней среды (внешние механизмы управления) и внутренние процедурные механизмы управления в корпорации. К внешним механизмам обычно относятся: -корпоративное законодательство и его исполнительская инфраструктура; -контроль финансового рынка -угроза банкротства корпорации при ошибочной политике менеджеров -рынок корпоративного контроля В качестве внутреннего механизма контроля обычно рассматривается совет директоров(наблюдательный совет). Основные принципы корпоративного управления: 1.соблюдение прав акционеров -надежные методы регистрации права собственности -доступность информации о корпорации -участие в голосовании на общих собраниях акционеров -участие в выборах руководящих органов корпорации -долевое участие в прибылях компании -право на отчуждение и передачу акций 2. равноправие акционеров (одинаковое отношение ко всем акционерам одной категории. Обыкновенные акции голосуют по формуле: «одна акция – один голос») 3. подконтрольность руководства корпорации (выборность совета директоров, не являющихся менеджерами компании. Подотчетность совета директоров и менеджеров компании акционерам. Независимость контрольных органов компании.) 4. прозрачность корпорации (прозрачная структура собственности. Открытость информации и финансах. Прозрачность производственно-хозяйственной деятельности и принимаемых решений). 5.лояльность (Соблюдение законов страны, в которой работает корпорация. Сотрудничество с государственными органами управления). Модели корпоративного управления:
управления корпорацией определяется несколькими факторами: законодательством и различными нормативными актами, регулирующими права и обязанности всех участвующих сторон; фактически сложившейся структурой управления в данной стране; уставом каждого акционерного общества. Участниками англо-американской модели являются управляющие, директора, акционеры (в основном, институциональные инвесторы), правительственные структуры, биржи, саморегулируемые организации, консалтинговые фирмы. Законодательная база. В США федеральное агентство, Комиссия по ценным бумагам и биржам, регулирует деятельность рынка ценных бумаг, устанавливает требования к раскрытию информации, а также регулирует отношения «корпорация-акционеры» и «акционеры-акционеры». В Великобритании законодательные рамки корпоративного управления устанавливаются Парламентом и могут регулироваться правилами таких независимых организаций, как, например, Коллегия по ценным бумагам и инвестициям, отвечающая за контроль за рынком ценных бумаг. 2. Японская модель. Характеризуется высоким процентом банков и различных корпораций в составе акционеров; банковская система отличается прочными связями «банк-корпорация»; законодательство, общественное мнение и промышленные структуры поддерживают «кейрецу», (т.е. группы корпораций, объединенных совместным владением заемными средствами и собственным капиталом). Ключевыми участниками японской модели являются: главный банк, связанная с корпорацией корпорация или кейрецу, правление и правительство. Законодательная база японской модели. Правительственные министерства во главе с Министерством финансов и Министерством международной торговли и промышленности осуществляют контроль за деятельностью корпораций. Главные регулирующие органы: Бюро ценных бумаг Министерства финансов и Комитет по надзору за фондовыми биржами, учрежденный при Бюро в 1992 г. 3.Немецкая модель. Существуют три особенности немецкой модели: -двухпалатный Совет, состоящий из Правления (исполнительного совета) (чиновники корпорации, т.е. внутренние члены) и наблюдательного совета (представители рабочих, служащих корпорации и акционеров); -численность наблюдательного совета устанавливается законом и не может быть изменена акционерами; -ограничения прав акционеров в части голосования. Участники: немецкие банки и в меньшей степени немецкие корпорации. Законодательная база немецкой модели. Федеральные и местные законы оказывают влияние на структуру управления акционерными обществами. Федеральные законы включают в себя законы об акционерных обществах, законы о фондовых биржах, коммерческие законы, а также законы о составе наблюдательных советов.
|