Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция 5. Политическая система общества
План
1. Сущность и структура политической системы.
2. Функции политической системы и ее особенности.
3. Типология политических систем. Особенности политической системы Республики Беларусь.
1. Сущность и структура политической
системы.
Понятие «система» мы часто употребляем в жизни: система образования, система здравоохранения, система упражнений, система производства и т.д. Система – это целостный комплекс взаимосвязанных элементов, находящихся в функциональных отношениях и в связях друг с другом. Любая система от самой простой до самой сложной характеризуется следующими признаками. Она имеет:
- несколько составляющих элементов;
- определенный принцип связи между элементами;
- границу, отделяющую ее от среды.
| | | Нас окружает множество подобных систем. Шариковая ручка, стол, здание и т.д. состоят из элементов, собранных в определенной последовательности. Соедините их детали иначе, и вы получите груду бесполезных предметов.
Понятие «система» появилось в общественных науках в начале ХХ в. и было позаимствовано из биологической теории. Первое фундаментальное исследование по теории систем
| Приведите примеры различных систем и докажите, что это система.
| | принадлежит американскому философу Т. Парсонсу. Он выделил в обществе четыре системы:
1. Экономическую систему (выполняет функцию адаптации
| | | человека с внешним миром),
2. Государство (выполняет функцию целеполагания и целедостижения);
3. Гражданское общество (выполняет функцию интеграции)
4. Семья, школа, церковь (выполняет функцию воспроизводства структуры).
| Какие 4 системы обычно сегодня выделяются в обществе?
| | Теория политических систем была создана в 50-е годы ХХ века. Понятие «политическая система»ввел американский политолог Д. Истон. Большой вклад в развитие теории политических систем также внесли политологи Г. Алмонд, Р. Даль, К. Дойч и др.
Существуют различные подходы к определению политической системы:
1. Функциональный подход: политическая система – механизм принятия решений (Уорд, Лапьер, Дойч.)
2. Ролевой подход: политическая система – система политических ролей (Парсонс, Алмонд).
3. Коммуникативный подход: политическая система – система отношений и взаимодействий (Даль).
4. Институциональный подход: политическая система система политических институтов.
Политическая система общества – это совокупность государственных и негосударственных институтов, норм и механизмов, посредством которых реализуются политико-властные отношения.
Политическая система представляет собой целостное образование, состоящее из ряда элементов, которые взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, обеспечивают функционирование политической власти. В структуру политической системы входят следующие элементы:
Институциональная подсистема. Она состоит из различных общественно-политических институтов. Ведущим политическим институтом является государство. Среди негосударственных организаций наибольшую роль играют политические партии, которые сплачивают наиболее активную и организованную часть тех или иных социальных общностей и ведут активную борьбу за власть. Общественные организации и дви -
| | | жения отличаются от партий тем, что объединяют самые широкие слои населения и не имеют сугубо политического характера. К институциональной подсистеме относят также средства массовой информации, которые оказывают значительное влияние посредством формирования общественного мнения на функционирование системы, ее совершенствование или деста -
| Назовите политические институты в Республики Беларусь.
| | билизацию.
Немаловажную роль в политической системе многих стран играет церковь. Она оказывает значительное влияние на сознание людей. И хотя в большинстве стран церковь не занимается политикой, она может серьезно влиять на ход политических событий. В некоторых странах (Ватикан, Исламская Республика Иран, Саудовская Аравия и др.) церковь имеет неограниченную власть и образует центральное звено политической системы.
Политические институты и организации делят на:
- собственно политические организации (государство, политические партии и некоторые общественные движения и организации);
- не собственно политические объединения (профсоюзы, творческие союзы и др.);
- неполитические (церковь, объединения филателистов, нумизматов и др.)
| | | Нормативная (регулятивная) подсистема. Она выступает в виде политико-правовых норм и других средств регулирования взаимосвязей между субъектами политической системы. Политические нормы – это правила поведения для субъектов политики. Одни политические нормы могут быть зафиксированы на бумаге и называются правовыми актами (конституция, свод законов, указ и т.д.). Другие существуют в форме так называемого «неписаного закона» (традиции, обычаи.)
Коммуникативная подсистема. Сюда относится политические отношения и политический режим. Политические
| Назовите примеры политико-правовых норм, которые определены в Конституции Республики Беларусь
| | отношения - это различные формы взаимодействия внутри по-
| | | литической системы, а также между политическими системами различных стран (сотрудничество, борьба, конкуренция и т.д.). Политический режим – это способы и методы осуществления политической власти в обществе. Режимы бывают тоталитарные, авторитарные, демократические и либерально-демократические (переходные).
Культурно-идеологическая подсистема. Она включает в себя политическое сознание и политическую культуру.
Политическое сознание – это совокупность политических идей, идеалов, ценностей, которые присутствуют в созна -
| Какие вы знаете, белорусские обычаи и традиции, которые существуют и в политической системе?
| | нии людей (личности, коллектива, социальной группы), живущих в данном обществе. В политическом сознании значительную роль играет политическая идеология– система, которая выражает коренные интересы социальных общностей. К формам проявления политической идеологии относятся политические взгляды, идеи, концепции. Определенную роль играет и политическая психология. Это эмоции, настроения, чувства по отношению к власти, политике и т.д.
Известно, что политическая идея, овладев умами социальной группы, лидера или всего общества, может стать грозной силой, подчиняющей себе все другие компоненты политической системы. Так, идея диктатуры пролетариата в свое время обусловила принятие таких юридических норм и такой конституции, в которой утверждался приоритет рабочего класса по отношению к другим классам и слоям общества. В соответст -
| | | вии с этой идеей создавались и политические институты: государство диктатуры, пролетариата, партия, называвшая себя партией рабочего класса, профсоюзы, комсомол, объявившие себя помощниками партии.
Характер нынешней политической системы в нашей стране также во многом складывается под влиянием идеи перехода к рынку.
Политическая культура – это система исторически сложившихся, относительно устойчивых представлений, убеждений, установок, позиций оценок, моделей поведения, проявляющихся в способах и результатах деятельности субъектов политики.
| Приведите конкретные примеры, какие юридические нормы и институты возникли под влиянием рыночных идей.
| | С помощью политической системы в обществе осуществляется политическая власть. Политическая система – это механизм политического властвования. Как же действует этот механизм?
2. Функции политической системы и ее
особенности.
Механизм функционирования политической системы рассмотри на модели Д. Истона. Работа этого механизма похожа на работу любой системы, которая получает импульсы от окружающей среды, перерабатывает их и выдает конечный продукт.
Схематически это можно изобразить следующим образом:
| | | С Х Е М А 1.
Механизм функционирования политической
системы.
| | |
| На конкретном примере объясните механизм действия политической системы.
| Люди, живущие в обществе, посылают политической системе определенные импульсы в виде требований, поддержки, протеста и т. д. В политической системе они изучаются, оцениваются. Здесь формируется конечный продукт – определенная политика. Эта политика облекается в форму законов, указов, планов и программ. Их осуществление в реальной жизни вызывает новые потребности и запросы, т.е. все те же импульсы, которые опять поступают в политическую систему, и весь цикл ее работы повторяется заново.
Назовем функции политической системы:
- выявление и согласование интересов социальных общностей;
| | - разрешение социальных конфликтов;
- постановка целей и задач общественного развития, или иначе – руководство обществом;
- мобилизация ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей (природных ресурсов, материальных, интеллектуальных, моральных и т.д.);
- объединение людей, живущих в данном обществе, координация их действий; распределение материальных и духовных
ценностей;
- разрешение социальных конфликтов;
- поддержание преемственности, политических структур и культуры участия граждан в политике посредством политической социализации;
- издание законов и контроль за их исполнением.
Известный ученый Г. Алмонд различает функции на
«входе» в политическую систему и на «выходе».
Функции на «входе» в политическую систему:
| | - политическая социализация и рекрутирование. Политическая социализация – это процесс освоения личностью политики как особой сферы жизнедеятельности. Политическое рекрутирование – это выполнение личностями определенных политиче-
| | | ских ролей – избирателя, депутата, министра, судьи и т.д.
- артикуляция (выражение) интересов. Это процесс, посредством которого выражаются требования. Разные участники по -
| Объясните функции на «входе»
| | литической системы (акторы) имеют определенные интересы, которые формируются и выдвигаются через деятельность групп и ассоциаций (политические партии, профсоюзы, объединения молодежи, женщин и т.д.);
- агрегирование (обобщение) интересов - сбор, накопление, оформление их в политические программы, заявления, законы и т.д.;
- политическая коммуникация - связь между элементами политической системы, а также ею и средой.
Функции политической системы на «выходе»:
| | | - нормотворчество (процесс разработки законов, принятие решений);
- применение правил и норм (реализация решения);
| Объясните функции на «выходе».
| | - контроль за соблюдением правил и норм.
Политическая система отличается от других систем общества (экономической, социальной, духовной) рядом специфическихособенностей:
- ей принадлежит верховенство среди других систем, поскольку решения, принимаемые ею, распространяются на все обще -
| | | ство и обязательны во всех сферах общественной жизни;
- это единственная среди других систем общественной жизни, которая имеет право наказывать, принуждать, подчинять, при этом даже используя силу;
| Конкретизируйте данные особенности.
| | - она имеет четкую структуру. Политические институты оформляют ее организационно. В других системах тоже существуют определенные организационные формы, но именно в политической системе эти формы можно считать наиболее устойчивыми.
3. Типология политических систем.
Существует несколько способов классификации политических систем.
С марксистской (классовой) точки зрения, типологизация осуществляется по формационному признаку, т.е. различают политические системы рабовладельческого, феодального, капиталистического и социалистического обществ.
По национально-государственному признаку выделяются политические системы Великобритании, Франции, Германии, Российской Федерации, Республики Беларусь.
| | | и т.д.
Сторонники системного подхода (Г. Голдмен, Д. Миллер и др.) предлагают делить политические системы на открытые, имеющие динамическую структуру и широкие взаимосвязи со средой и закрытые– с жестко фиксированной структурой и ограниченными связями со средой.
Некоторые исследователи выделяюттри основныемо -
| Назовите страны с открытой и закрытой политической системой.
| | дели политической системы: командную, соревновательную и консоциональную, или социопримирительную. Основной признак первой системы – командный стиль управления обществом, администрирование, принуждение. Главный показатель второй – политическое противостояние, противоборство различных сил, их состязательность в политическом процессе. Третья модель политической системы характеризуется поисками компромисса и консенсуса.
Г. Алмонд на основе таких критериев, как политическая культура и режим, выделят англо-американскую, континентально-европейскую тоталитарную и доиндустриальнуюполитические системы.
Англо-американская политическая система характеризуется однородностью политической культуры, многообразием политических ролей и функций негосударственных структур. Здесь преобладают, провозглашены и гарантированы такие ценности, как свобода личности, индивидуализм, благосостояние и безопасность. Обществу характерны прагматизм и рационализм отношений к органам власти.
Для континентально-европейской политической системы характерна фрагментарность политической культуры, наличие сильных этнических, конфессиональных и региональных субкультур, что порождает такие явления, как правительственные и парламентские кризисы. Тоталитарный тип (фашистская Италия, нацистская Германия, бывшие социалистические страны) характеризуется чрезмерной централизацией власти, высокой степенью насилия, всеобъемлющим контролем над личностью и обществом, отсутствием независимых групп интересов, политической активности граждан.
Доиндустриальная политическая система или частично индустриальная (страны Азии, Африки и Латинской Америки) характеризуется смешанной политической культурой: здесь переплетаются западные ценности и этнические и религиозные традиции. Для них присущи личный авторитаризм, власть одной партии, высокий уровень насилия.
на это решение гражданское общество должно реагировать.
В демократической системе действуют меры контроля граждан за властью, сферы действия которой ограничены.
Для тоталитарной политической системы характерно полное подчинение общества и личности власти, всеобъемлющий контроль за гражданами со стороны государства.
Авторитаризм отличается неограниченной властью одного лица или группы лиц при сохранении определенной автономии общества и личности во внеполитических сферах.
Российский ученый Александр Сергеевич Панарин, характеризуя политические системы современности, выделяет такие типы, как классический либеральный тип, или представительский; модернистский и постмодернистский.
В политической системе классического либеральноого типа (модель Д. Истона) общество формирует «входы» в политическую систему, которая реагирует на них своими решениями.
В модернисткой политической системе, наоборот, политическая система сначала принимает решение, преобразующее общество по заранее принятому плану, и решения лишь защищают корпоративные интересы тех, кто устроился во власти и использует ее во имя своих частных интересов (См. подробнее: А.С.Панарин. Политология. Учебник. М., 2003, разд. 2.)
Постмодернистская политическая система тоже принимает решения, направляя их обществу, но эти Широко распространено деление политических систем на демократические, тоталитарные и авторитарные, основанное на характере политического режима.
Особенности политической системы Республики Беларусь .
Современную политическую систему Республики Беларусь можно определить как трансформирующуюся систему, где наряду с новыми существует ряд элементов предшествовавшей советской политической системы.
После краха политической системы СССР в Республике Беларусь началась реформа политической системы. В 1994 г. принята Конституция Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г.) Утверждаются новые политические нормы, новые политические институты, в частности, институт президентства, двухпалатный парламент, Конституционный суд, многопартийная система и т.д. Качественно изменились цели и задачи ранее существовавших органов власти и управления. В статье 1 отмечается, что Республика Беларусь - унитарное демократическое социальное правовое государство. Утверждается идеология политического плюрализма. Судебно-правовая реформа направлена на укрепление конституционного режима в стране, обновление законодательства и демократизацию законодательного процесса. Изменяется деятельность таких структур государства, как органы госбезопасности, армия и милиция.
В политической системе государства заложена база для достижения высокоорганизованного процесса социализации всех слоев населения, т.е. более полного включения членов общества в политическую жизнь, при этом самыми разнообразными средствами. Получили развитие ассоциативные формы политической жизни – сформировались различные группы единомышленников, союзы, общественные организации. Расширяются для выражения общественного мнения, и участия граждан в политической жизни. В выдвижении кандидатов на государственные должности могут участвовать политические партии и общественные организации. Произошло реформирование избирательной системы.
Процесс демократизации всех звеньев политической системы осуществляется в направлении развития правового государства, гражданского общества, гармоничного сочетания прав и обязанностей, выдвижения на первое место личности (раздел 2. Конституции так и озаглавлен «Личность, общество, государство»). Человек и его права, свободы и гарантии их реализации становятся, в соответствии с Конституцией, высшей ценностью общества и государства.
В политической системе предусмотрена реорганизация отношений власти и народа, переход от командно-приказных отношений сверху вниз, к договорным, конституционным, основанным на равенстве перед законом народа и власти, уважении их прав и взаимной ответственности. Государственная власть стала осуществляться на принципах разделения властей, верховенства права, плюрализма и гласности, решительного преодоления проявлений бюрократизма.
Вместе с тем, на этапе трансформации предстоит решить ряд задач в целях совершенствования политической системы,
| | | поскольку ей сегодня присущи такие черты как определенный перевес в распределении властных полномочий в сторону исполнительных органов государственной власти; недостаточная развитость и активность системы местного самоуправления; отсутствие авторитетных политических партий; слабость конструктивного компонента в деятельности политической оппозиции; фрагментарность политической культуры, что сказывается на деятельности субъектов политики.
| Объясните данные особенности политической системы Республики Беларусь.
| | | | | | |
Amp; Литература
1. Истон Д. Категории системного анализа политики. // Антология мировой политической мысли. Т.2., М., 1997.
2. Кабаченко А.П. Политический процесс и политическая система. // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2000, №3.
3. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями). Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г. Мн., 1998.
4. Пантин В.И., Лапкин В.В. Эволюционное усложнение политических систем: проблемы методологии и исследования// Полис. 2002. №2.
5. Парсонс Т. О социальных системах. / Под ред. В.Ф. Чесноковой и С.А. Белинского. М., 2002.
6. Политическая система США. Актуальные измерения. М., 2000.
7. Смирнов В. Политическая система России на пороге ХХ1 века. // Власть 2000. №2.
8. Эндрейн Ч.Ф. Сравнительный анализ политических систем. М., 2000.
|