Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция 9. Политические процессы: сущность и структура
Разнообразные виды политической деятельности субъектов и их взаимоотношений образуют политические процессы. Категория «политический процесс» интегральная, обобщающая. Изучение политического процесса позволяет более полно познать свойства и возможности политических институтов и других субъектов, их роль в политической жизни.
Цель: выяснить основные характеристики политического процесса.
План
1. Понятие и основные характеристики политического процесса.
2. Типология политических процессов.
3. Стадии (фазы) политического процесса.
1. Понятие и основные характеристики политического процесса.
Термин «процесс» (лат. «processes» - продвижение)имеет два значения:
1) последовательная смена явлений, состояний в развитии чего-нибудь;
2) совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.
Оба значения можно отнести к любому социальному явлению, в том числе и политическому. Всякий социальный процесс можно рассматривать как смену состояний в развитии действительности, а любое изменение какой-то части действительности является результатом совокупности действий социальных субъектов.
Уяснив значение термина «процесс», перейдем к рассмотрению понятия «политический процесс».
Изучение политических процессов поможет лучше разобраться в том, что происходит в политической сфере страны и в мировом океане политики в целом. Именно в политических процессах выясняются и реализуются свойства всех политических сил и возможности власти, отвергаются или удовлетворяются политические интересы. Политические деятели, публицисты и исследователи много пишут о политических процессах, но разобраться в них труднее, чем в других политических явлениях, что обусловлено их большей сложностью, динамизмом и переплетением.
Общепризнанное мнение о сущности политического процесса еще не вполне сложилось. Одни определяют политический процесс слишком широко: как все, что происходит в политике. Другие рассматривают его узко: сводят его к смене состояний политической системы.
Сторонники системного подхода (Д. Истон) понимают политический процесс как совокупность реакций политической системы на вызовы окружающей среды.
Представители институционального подхода (С. Хантингтон) связывают политический процесс с функционированием и трансформацией институтов власти.
Некоторые ученые отождествляли его с политикой в целом (Р. Доуз), с поведением субъектов власти, изменением их статусов и влияния (Ч. Мэрриам).
Р. Дарендорф обращает внимание на динамику соперничества групп за статусы и ресурсы власти. (См. А. И. Соловьев Политология. Политическая теория. Политические технологии. М., 2003. С. 288).
Большинство российских ученых (В.П. Пугачев, А.И.Соловьев, И.М. Кривогуз, А.А. Радугин и др.), а также отечественных (С.В. Решетников, В.А. Мельник, П.И. Бондарь и др.) рассматривают политический процесс как совокупность действий субъектов политики по осуществлению специфических функций в сфере власти .
Можно сказать, что политический процесс – это последовательность событий, в которых усилиями людей воспроизводятся и создаются политические структуры, а также реализуются интересы индивидов и социальных групп. В конечном счете, это совокупная деятельность институциализированных и неинституциализированных субъектов, которая ведет к развитию или упадку политической системы общества.Политический процесс выражает как бы технологию осуществления власти. Это форма функционирования политической системы общества. Политический процесс – это политическая жизнь общества в динамике (развитии, изменении). Сюда относятся явления, события, поведенческие акты субъектов власти, изменение их статусов и влияние на общество, деятельность политических институтов, функционирование и развитие политической системы и т.д.
Рассмотрим основные особенности политического процесса:
1. Политические процессы подразделяются на базовые и периферийные.Базовые характеризуют разнообразные способы включения широких социальных слоев в отношения с государством, формы преобразования интересов и требований населения в управленческие решения. В этом смысле можно говорить о про-
| | цессах политического участия и государственного управления (принятие решений, законодательный процесс и т.д.). Периферийны е политические процессы характеризуют динамику формирования отдельных политических институтов (партий, общественных организаций и т.д.), развитие местного самоуправления, другие отношения в политической системе, не оказывающие принципиального влияния на доминирующие формы и способы осуществления власти. Все частные политические процессы объединены одной потребностью их субъектов: повлиять на принимаемые государственной властью решения.
| Приведите примеры базовых и периферийных политических процессов.
| Главная задача всех участников различных по значению политических процессов - включить свои интересы в принимаемые управленческие решения.
2. Политический процесс обладаетпространственно-временной обусловленностью. Это значит, что любое событие происходит в определенное время и в определенном месте пространства (здание парламента, площадь и т.д.). Временная обу -
| | словленность позволяет определять изменения динамики политического процесса, выделяя его этапы или фазы. Фактор времени характеризует и такую особенность политического процесса, как его необратимость, т.е. нельзя вернуться к так называемому «нулевому» варианту. Например, даже если отменить принятое распоряжение, все равно нельзя вернуться к той ситуации, которая сложилась в момент подписания отмененного документа.
| Объясните пространственно-временной фактор политического процесса.
| 3. Конкретность политического процесса. Он всегда
| | складывается из действий конкретных субъектов. Например, за седания Совета министров даже при одном и том же составе участников будут отличаться не только повесткой дня, но и принятыми решениями, выступлениями и т.д.
4. Политический процесс обладает собственным внутренним ритмом, т.е. цикличностью, повторяемостью основных стадий взаимодействия своих субъектов, институтов, структур. Так, избирательный процесс формируется в связи с избирательными циклами, и политическая активность населения развивается в соответствии с определен - ными фазами: выдвижение кандидатов, обсуждение их кандида тур, избрание, контроль за их
| Проанализируйте принятие закона как политический процесс (с точки зрения его внутреннего ритма).
| деятельностью
5. Сложность, многоуровневость и многообразие политических процессов. Уровень политического процесса – это его масштабность, значимость. Выделяют четыре уровня политического процесса: - политические события в жизни одного человека, или политическая биография (выдающихся людей, профессиональных политиков и т.д.);
| | политические события, в которые вовлечены члены одной организации, группы, региона (процесс создания и развития партии, создание новой общественно-политической организации, очередной съезд партии, митинг под политическими лозунгами и т.д.); политические события общенационального масштаба (принятие основополагающих законопроектов, выборы, референ-
| Какие политические процессы различных уровней Вы знаете?
| думы и т.д.);
- международный, глобальный уровень политических процессов (война между государствами, интеграция государств, международная встреча глав государств и т.д.).
Содержание политического процесса может быть самым разнообразным:
- разработка какой-либо концепции (демократизация, разгосударствление, приватизация и т.д.);
- формирование общественного мнения по той или иной проблеме;
- изучение общественных проблем и определение политических приоритетов;
- создание новых управленческих структур;
- урегулирование политических конфликтов;
- проведение выборов;
- принятие политических решений;
- оценка субъектами политики эффективности своих действий
и т.д.
| | По своей структуре политический процесс состоит из следующих элементов:
- субъекта, носителя власти;
- объекта, который должен быть создан или достигнут как цель процесса;
- средств, методов, ресурсов, исполнителей процесса.
Ресурсами политического процесса могут наука, идеология быть финансовые, технические средства, знания, обществен -
| Покажите структуру политического процесса на конкретных примерах.
| ное мнение и др.
| | Результаты политического процесса зависят от многих факторов: политического режима, соотношения политических сил в стране, наличия ресурсов, правильности выбранной цели, методов и других внутренних факторов, а также внешних условий.
Рассмотрим режимы существования политическогопроцесса
В научной литературе различают три режима: режим, функционирования, развития и упадка.
Режим функционирования не выводит политическую
| Какие факторы влияют на процесс формирования рыночной экономики в Республике Беларусь?
| систему за рамки сложившихся взаимоотношений граждан и институтов государственной власти. Политические процессы отражают простое воспроизводство структурами власти отношений между элитой и электоратом, партиями и т.д.
| | Режим развития означает, что в политической сфере общества происходят качественные изменения. Политическая система гибко приспосабливается к требованиям окружающей среды, учитывая разнообразные интересы групп и граждан.
Режим упадка характеризуется застоем в политической жизни, нестабильностью общества. Центробежные тенденции преобладают над интеграцией. В результате принимаемые режи-
| Проанализируйте
на примере режимы политического процесса.
| мом решения утрачивают способность управлять и регулировать социальные отношения, а сама власть теряет стабильность и легитимность. Примером такого политического процесса является судьба большинства бывших социалистических стран, а также республик СССР, где правящие круги не отыскали адекватных способов управления, отвечающих запросам времени.
2. Типология политических процессов.
По объектам политического воздействия политические процессы подразделяются на внутриполитические (выборы, образование политических институтов и т.д.) и внешнеполитические (деятельность международных организаций, сотрудничество государств в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и т.д.).
| | По характеру и методам преобразования власти можно говорить об эволюционном и революционном политическом процессе. Эволюционный процесс характеризуется постепенностью, при революционном процессе преобразования осуществляются за короткое время, часто имеют обвальный характер и не всегда достигают тех результатов, на которые были рассчитаны. Революционный политический процесс может осуществляться как мирными, так и насильственными средствами.
С точки зрения публичности осуществления властных полномочий, принятия решений различают открытый и скрытый (теневой) политические процессы. При открытом – интересы групп и граждан выявляются в программах партий, в голо -
| Какие эволюционные и революционные процессы Вам известны из истории Беларуси и других стран мира?
| совании на выборах, через обсуждение проблем в СМИ и т.д. Теневые (скрытые) процессы – это скрытые действия государственных учреждений, деятельность органов с секретными функциями (органы госбезопасности) и полностью законспирированных учреждений (разведка, контрразведка и т.д.). Может возникать противоправная деятельность и коррупция официальных лиц и властей. При определенных условиях формируются нелегальные (теневые) структуры неполитического характера (параллельная экономика, черный рынок, организации преступного мира, мафии и мафиозные корпорации). Они имеют тенденцию смыкаться с легальными государственными структурами и могут оказывать на них серьезное влияние.
С точки зрения устойчивости политической системы можно говорить о стабильном и нестабильном политическом процессе. Стабильный процесс основан на устойчивой социальной структуре, повышающемся жизненном уровне населения, легитимности режима. Все участники политического процесса настроены на сотрудничество поиск компромиссных решений Нестабильный – часто возникает в условиях кризиса власти, утра -
| | ты ею легитимности. Признаки нестабильности: спад производства, социальные конфликты, дискриминация социальных групп, их неудовлетворенность своим общественным статусом и т.д.
В зависимости от ориентации на достижение определенного результата политические процессы делятся на:
- кооперативные, в ходе которых создаются объединения, блоки, коалиции (массовые акции, манифестации различных политических объединений, законодательный процесс и др.);
- конкурентные, представляющие собой соперничество между политическими субъектами за влияние на массы, за власть (избирательный процесс);
- конфликты – противоборство, связанное с распределением статусных позиций, ресурсов, ценностей (между центральной и
| Сегодня в Республике Беларусь идет процесс стабилизации экономики. Докажите это, используя периодическую печать.
| местной властью, между партиями и т.д.);
-инновационные процессы, в ходе которых создаются новые политические структуры (реформирование политической системы, создание новых институтов и т.д.).
С точки зрения характера политического участия политические процессы бывают неангажированными и ангажированными, (иначе их называют: свободное политическое участие граждан в отношениях с государством и инициированное с помощью принудительных форм политического воздействия на население). Неангажированные политические процессы предполагают свободное политическое участие в отношениях с государством и другими институтами власти. При ангажированных политических процессах преобладают навязанные гражданам формы политических отношений и жестко централизованные методы принятия управленческих решений.
Политические процессы второго типа обусловлены правлением авторитарных лидеров, монархов, военных элит, единственной в стране партии и т.п.
3. Стадии (фазы) политического процесса.
Политический процесс условно можно разделить на пять стадий (фаз): формирование (вызревание) политических приоритетов; выдвижение политических приоритетов на авансцену (повестку дня) политического процесса; формирование политических проблем и принятие решений; реализация принятых решений; оценка результатов политических решений.
На первой стадии вызревают определенные политические проблемы, требующие для их реализации действий со стороны властей. Политическими (в отличие от частных) являются такие проблемы, которые обладают широким полем охвата сфер жизни и включают последствия для большого числа людей (например, заболевание щитовидной железы у детей Беларуси после Чернобыльской катастрофы).
Вторая фаза – выдвижение политических приоритетов на авансцену политики. Из множества проблем, выдвигаемых в виде требований отдельных людей, групп, организаций (например, по поводу роста цен на товары и услуги, загрязнения окружающей среды и т.д.), освещаемых СМИ, лишь небольшая их часть выходит на повестку дня, т.е. принимается в расчет властями, которые осуществляют конкретные действия по их реализации.
Формирование политических проблем и принятие политических решений – третья фазаполитического процесса. Эта фаза включает разработку курсов действий и тактику их применения для решения проблем. Административные службы и организации разрабатывают программы в области промышленности, сельского хозяйства, образования, здравоохранения и т.д. и формируют альтернативные предложения для принятия решений по конкретным проблемам. Хотя частные лица и организации также участвуют в принятии политических решений, формальные полномочия принадлежат официальным субъектам политики – законодателям, исполнительной власти, высшей администрации, судьям. В определенных случаях сам акт принятия решения может осуществить широкий круг граждан (собрания) или большинство взрослого населения (референдумы, голосование).
| | Политическое решение – это сознательный выбор одного из нескольких возможных вариантов политических действий. Все разнообразие политических решений можно подразделить на следующие типы:
1) законы и постановления высших органов власти;
| Проиллюстрируйте стадии политического процесса.
| 2) решения местных органов власти;
3) решения, непосредственно принимаемые гражданами;
4) решения высших органов политических партий и общественных организаций;
5) решения местных органов политических партий и общественных организаций.
| | Существуют различные методы принятия решений:
- силовое навязывание (вооруженный конфликт);
- компромисс (согласование, достигнутое путем взаимных уступок);
- консенсус (общее согласие в отношении политического курса, когда обсуждаемая проблема не ставится на голосование, а принимается путем согласования и участвующие стороны, даже если они не согласны с тем или иным положением, не возражают против принятия решения во имя общих интересов);
- гегемония (приоритет в принятии политических решений принадлежит более могущественному субъекту, а его менее силь -
| С какими типами политических решений Вы сталкивались в жизни как гражданин Республики Беларусь?
| ные союзники соглашаются с данным предложением как отвечающим их интересам).
Формами закрепления принятых политических решений являются различные документы: законодательные акты, указы, постановления, приказы, договоры, резолюции, декларации, пакты и т.д. Политические решения могут существовать и в устной форме. Такое решение, принятое на межгосударственном уровне, называется джентльменским соглашением. Неустранимым элементом принятия политического решения любого уровня является риск, заключающийся в выборе не всегда просчитанных действий, линии поведения. (См. подробнее: С.В. Решетников, В.В. Подкопаев. Политология. Курс лекций. Мн., 2004. - С. 136-138).
Четвертая фаза политического процесса – реализация принятых решений. Политические решения проводятся в жизнь посредством сложной системы административных служб. Эти службы выполняют наибольшую часть работы, делегированной им правительством. (например, реализация какого-либо научного исследования идет по цепочке: министерство образования – вуз – факультет – кафедра).
Заключительной фазой политического процесса является стадия оценки результатов политических решений. Критерии оценки принятого решения могут быть разнообразными: выгодность конкретных программ, проектов, соотношение затрат и выгод; социальная значимость и объективный эффект принятого решения и т.д. Во многих государствах административные службы имеют постоянный штат аналитиков-оценщиков. Правительственная оценка существует в таких формах, как парламентский надзор, государственный статистический учет, государственный контроль и т.д. Оценки вне правительства осуществляются через СМИ, аналитические независимые центры и фонды и т.д. Группы людей и отдельные граждане имеют свои суждения и реагируют на политику путем поддержки, оппозиции или безразличия. Имея оценочную информацию, лица, структуры, принимающие политические решения, могут вносить коррективы в их реализацию (пересмотр законов, обеспечение мероприятий по реализации политики и т.п.).
В политическом процессе возможны и утопии .Утопия в политике – это иррациональное состояние политического процесса и политического сознания, которое препятствует исполнению заранее просчитанных проектов, изменяет их результаты или делает невозможным достижение желаемых результатов. Так, проект завоевания мира фашистской Германией привел ее к поражению. Ошибка в политике и утопия – это не одно и то же. Ошибки ведут к утопии, когда они не распознаны и особенно когда они замечены, но не признаются и не исправляются. Однако утопии могут играть и положительную роль, мобилизуя массы на решение определенных задач. Например, миф о построении коммунизма в СССР мобилизовал народ на трудовые подвиги, развитие науки, культуры, образования и т.д. Часто возможное достигается потому, что стремились к стоящему за ним невозможному (См. там же. С.140 -141).
Умение использовать основные требования теории принятия решений приобретает особую значимость в периоды трансформации общества, поскольку в этот период особое значение имеет управление государством и обществом.
| |
Amp; Литература
1. Дегтярев А.А. Процесс принятия и осуществления решений в публично-государственной политике: динамичный цикл и его основные фазы. // Полис. 2004, №4.
2. Жеребкин М.В. Политические процессы: типология и режимы функционирования. М., 1999.
3. Кабаченко А.П. Политический процесс и политическая система // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2000, №3.
4. Павлютенкова М. Новые информационные технологии в современном политическом процессе // Власть. 2000, №8.
5. Политический процесс: основные аспекты и способы анализа. М., 2001.
6. Решетников С.В. Политический процесс. Мн., 1993.
7. Решетников С.В., Антонович Н.А. Системный подход как методология анализа публичной политики. Мн., 2000.
8. Ильин М.В. Феномен политического времени. //Полис. 2005, № 3.
|