Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кто в Республике Беларусь инициирует проведение референдумов?






а) Президент;

б) парламент;

в) избиратели;

г) правительство;

д) Центризбирком.

R Контрольные вопросы

1. Какова роль института всеобщих выборов?

2. Что такое избирательное право, и почему оно необходимо?

3. На каких принципах основано избирательное право?

4. Чем отличаются прямые выборы от косвенных?

5. Чем отличается активное избирательное право от пассивного избирательного права?

6. Какие цензы используются в Республике Беларусь?

7. Какие достоинства и недостатки мажоритарной избирательной системы Вы знаете?

8. В чем достоинства и недостатки пропорциональной избирательной системы?

9. В чем особенности смешанной избирательной системы?

10. Расскажите об избирательной системе Республики Беларусь.

 

Uml; Темы докладов и рефератов

1. Абсентеизм в современном мире.

2. Современные избирательные системы.

3. Референдум как институт непосредственной демократии.

4. Технология проведения избирательных кампаний.

5. Роль средств массовой информации в избирательном процессе.

6. Избирательная система Республики Беларусь.

 

Тема 12. Политические конфликты и кризисы

Конфликт – неотъемлемый атрибут политической жизни. Знание закономерностей возникновения и развития конфликтов, путей их разрешения – необходимое условие успешной политической деятельности.

Цель: рассмотреть конфликт как социальное явление, выяснить причины и способы разрешения политических конфликтов.

 

План

1. Конфликт как социальное явление. Концепции социальных конфликтов.

2. Источники конфликтов.

3. Типология политических конфликтов.

4. Политический кризис.

5. Формы и способы разрешения политических конфликтов.

 

1. Конфликт как социальное явление. Концепции социальных конфликтов. Разные научные дисциплины делают акцент на разных аспектах конфликта. В социологии, например, в конфликте видят несовпадение целей и интересов его участников – социальных общностей. Эти же категории являются фундаментальными в философии и политологии. В психологии конфликт исследуется в русле мотивационных или когнитивных концепций. В первом случае он рассматривается как агрессия, которая вызвана фрустрацией, ибо изначально присуща человеческому обществу (фрейдистская интерпретация), во втором – с точки зрения различий в познавательной сфере сторон конфликта (особенности восприятия, логики, характера мышления). Понятие «конфликт» часто употребляется в обыденной жизни и вызывает у людей негативные и тревожные ощущения: это какой-то разлад, расхождение, несогласие, борьба. Слово«конфликт» происходит от латинского «conflictus», т.е. столкновение. Такое столкновение может проявляться как простое несогласие и как непримиримая борьба. И в этом сущностный смысл данного явления. Это может быть столкновение противоположных взглядов, мнений, интересов и действий различных субъектов – народов, наций, государств, политических и общественных групп, движений и объединений. Конфликт – это такая стадия или форма развития социального процесса, когда составляющие его стороны достигают состояния полярности, момента взаимоотрицания и наличия противоречия. В современной отечественной и западной науке существует проблема соотношения понятий «противоречие» и «конфликт». Имеются две точки зрения: первая отождествляет эти понятия (марксизм), вторая – разводит их. В отличие от конфликта понятие «противоречие» рассматривается относительно некоторой структуры. Противоречие указывает на разделение интересов между различными группами людей, но не всегда влечет за собой конфликт. Для превращения противоречия в конфликт необходимо осознание противоположных интересов. Пока они не осознаны, конфликт  
еще не наступает. К. Райт, например, считает, что между противоречием и конфликтом существует своеобразное социальное состояние, которое он называет предконфликтной ситуацией, предшествующей конфликту. Некоторые ученые разграничивают понятия «конфликт», «конкуренция» и «соперничество». Кэннет Боул - В чем различие понятий «противоречие» и «конфликт»?
динг, Р.Снайдер и др. считают, что понятие «конкуренция» шире по содержанию и объему, чем понятие «конфликт». Конфликт они рассматривают как «ситуацию конкуренции», в которой стороны осознают несовместимость позиций и каждая стремится занять позицию, несовместимую со стремлением другой. Немецкие социологи Р. ДарендорфиК. Райт считают, что для конфликтных взаимодействий степень осознания противоречий не важна. Конфликты могут быть как осознанные, так и неосознанные. Критерием разграничения между конфликтами и конкуренцией является различный характер поведения. Конкуренция – это противостояние субъектов, независимо друг от друга прилагающих свои усилия для достижения своих целей. Конфликт же есть противостояние субъектов, поведение которых направлено друг против друга. Однако слабая сторона такого разграничения состоит в том, что под понятием «конкуренция» всегда предполагается конкурентная борьба, а она предусматривает такую форму взаимодействия, когда стороны направляют свои усилия друг против друга. Американский социолог Раппорт считает, что конкуренция обычно принимает форму узаконенной борьбы, регламентируемой определенными правилами, а в случае конфликта имеют место и противозаконные действия, хотя  
смысл действий субъектов конкуренции такой же, как смысл действий участников конфликтов: воспрепятствовать достижению целей противников. В зависимости от сфер проявления различают экономические, социальные, культурные, конфессиональные, политические конфликты. Что же собой представляет политический конфликт? В чем видят ученые различия между конкуренцией и конфликтом?
Политический конфликт – один из видов социальных конфликтов, специфика которого определяется особенностями развития политической действительности. В его основе находится борьба участников политического процесса за влияние в системе политических отношений, за доступ к принятию политических решений, распоряжение ресурсами, т.е. за все то, что составляет власть и политическое господство. Понимание сущности конфликтов в политике будет более полным, если учитывать разные точки зрения на их роль в общественном развитии. Проблемой конфликтов ученые занимаются издавна. Известно, что ею занимались китайские философы в У11 - У1 в.в. до н.э., древнегреческие ученые Анаксимандр, Гераклит, Сократ, Платон, Эпикур и др. Так, Гераклит утверждал, что борьба всеобща, все происходит через борьбу и по необходимости. Позже исследованием конфликтов занимались Н.Макиавелли, А.Смит и другие ученые. Свое теоретическое обоснование проблема конфликта получила в конце XIX- начале ХХ вв. в работах таких ученых, как К. Маркс, Г. Зиммель, Л. Козер, К. Боулдниг, Р. Дарендорф и др. С самого начала возникновения теории конфликта ученые делятся на два направления. Одни рассматривают конфликт в качестве деструктивного элемента, «социального зла», разрушающего общественную систему (М. Вебер, Т. Парсонс, Эмиль Дюркгейм, Д. Дьюи). Так, Т. Парсонс определял конфликт как локальную форму заболевания общественного организма. С точки зрения сторонников этого направления, у общества всегда есть возможность воспрепятствовать появлению конфликтов. Дестабилизация власти и дезинформация общества случаются не потому, что возникают конфликты, а потому, что власть не умеет, не может или не желает урегулировать политические противоречия. С этих позиций конфликт предстает как аномалия, как временное состояние общества, которое может быть преодолено рациональными средствами, и, следовательно, возможно достижение такого уровня общественного развития, когда социальные конфликты исчезнут.  
Другие ученые (Георг Зиммель, Льюис Козер, К. Боулдинг, Ральф Дарендорфи др.) считают конфликт конструктивным явлением, формой проявления развития. При всем разнообразии трактовки ими отдельных вопросов этой проблемы они полагают, что источником политических конфликтов является существующая в обществе система экономических, политических, социальных и духовных отношений, в которой субъекты политики занимают разное положение. Показателем этого положения является политический статус субъекта, характеризующийся его доступом к госу - Объясните трактовку учеными конфликта как деструктивного элемента общественного развития.
дарственной власти, политическим, материальным и духовным ценностям, его политическим авторитетом, престижем и т.д. Каждой политической системе присуща своя иерархическая структура политических статусов: одни господствуют, другие подчиняются. Степень неравенства этих политических статусов определяет масштабы и глубину политических конфликтов в любом обществе. Политические конфликты отражают объективные противоречия, существующие в обществе, проявляющиеся в несовпадении статусов субъектов политики, их ролевых назначений и функций, интересов и потребностей во власти, возможностей в выборе средств, форм и методов ведения политической борьбы. Основное положение теории конфликта Г. Зиммеля заключается в том, что конфликт, хотя и является одной из форм разногласия, в то же время представляет собой социализирующую силу, объединяющую противоборствующие стороны и способствующую стабилизации общества. В контексте второго подхода наибольшую известность получили теории американских конфликтологов Л. Козера и К. Боулдинга, а также немецкого политолога Р. Дарендорфа. Л. Козер в работах «Функции социального конфликта» (1957 г.), «Завершение конфликта» (1970 г.) и др. излагает концепцию позитивно-функционального конфликта. Он подчеркивает, что конфликт несет в себе не только деструктивную (разрушительную) функцию. В нем заложен большой позитивный потенциал. Л. Козер выделяет основные функции конфликта: - интегративную (способствует формированию определенных политических общностей – политических союзов, коалиций); - информационную (государственная власть начинает обращать внимание на те проблемы, которые послужили источником конфликтов, а конфликтующие стороны расширяют информацию друг о друге, что способствует преодолению противоречий); - инновационную (в результате конфликта формируются новые государственные институты, принимаются новые законы и т.п.). Во многие словари и энциклопедии вошло определение конфликта данное Козером: «конфликт – это борьба «за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьба, в которой целями противников является нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение друг друга». (Цит.по: Политология. Проблемы теории. СПб. 2000. - С.284). К. Боулдинг в работе «Конфликт и защита. Общая теория» (1963г.) рисует две модели социального конфликта: «статическую», где конфликт рассматривается как система элементов (ими могут быть индивиды и группы, теории, различные объекты), и «динамическую», в которой рассматриваются интересы как побудительные мотивы конфликтного поведения. К. Боулдинг дает следующее определение: «конфликт – это конкурентная ситуация, в которой стороны осознают несовместимость своих позиций и каждая сторона стремится занять позицию, несовместимую с желанием другой стороны». (Цит. по: Политология. Проблемы теории. СПб. 2000. - С.285). В 60-е годы выходит произведение Р. Дарендорфа «Социальные классы и классовые конфликты в индустриальных обществах», где он излагает концепцию «конфликтной модернизации». Р.Дарендорф считает, что западное общество состоит из множества мелких, частных конфликтов и конфликт между классами, как бы растворяется в других групповых интересах, поэтому в марксистском понимании классовый конфликт утратил свою актуальность, исчез. Р. Дарендорф подчеркивает позитивную роль конфликтов, особенно в современную эпоху, поскольку непримиримые конфликты (в частности противоречия между буржуазией и пролетариатом, о которых писал К.Маркс) относятся к политическому контексту XIX в. Подводя итог приведенным интерпретациям  
природы и причин социального конфликта, можно дать следующее определение политического конфликта. Политический конфликт – это столкновение, противоборство политических субъектов (индивидов, групп, государств), оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий или ресурсов. 2. Источники конфликтов. Источники политических конфликтов ученые видят в действии внесоциальных, социальных или комбинированных факторов. К первымотносятся те многочисленные источники Как Вы понимаете трактовку учеными конфликта как позитивного элемента общественного развития?
политической напряженности, которые базируются на определенных чертах агрессивности человека, чувствах, страха, паники, голода и других инстинктивных мотивацияхего поведения. Обусловленные такими факторами политические конфликты выступают в виде народных самосудов, голодных бунтов, террористических актов фанатиков, иных нерациональных или вовсе немотивированных действий. Специфическим источником политических конфликтов являются и противоречия промежуточного характера, отражающие взаимосвязь человека и природы. В частности, это конфликты, вызванные политическими последствиями экологических катастроф, авариями на атомных станциях (в Чернобыле) или предприятиях (в Бхопале, где находился крупнейший химический комбинат в Индии в 80-е гг.). Такие масштабные конфликты связаны с урегулированием социальных последствий, вызванных не только стихийными бедствиями, но и самим человеком, усугубляющим эти события (например, после Чернобыльской аварии власти определенное время сознательно не информировали население о случившемся, что только увеличило жертвы и усугубило последствия произошедшего). Но более широкий круг источников конфликта содержится в его социальных факторах. Чаще всего выделяют три основные причины, лежащие в основе политических конфликтов. -Первая причина – несовпадение статусов субъектов политики, их ролевых назначений и функций, интересов, потребностей во власти, а также недостаток ресурсов и т.д. Эти причины часто находят выражение в противоречиях между правящей элитой и контрэлитой, различными группами интересов, государствами, регионами и т.д. Как правило, внешнюю напряженность такого рода конфликтов удается погасить достаточно легко. Но искоренить источники конфликтов можно только путем преобразований, либо меняющих саму организацию власти в обществе, либо реформирующих социально-экономические основания политической деятельности конкурирующих субъектов.  
- Вторым источником конфликтов являются расхождения людей (их групп и объединений) в базовых ценностях и политических идеалах, в оценках тех или иных событий, а также в других субъективно значимых представлениях о политических явлениях. Эти конфликты чаще возникают в странах, где сталкиваются качественно различные мнения о путях реформирования государственности, о путях выхода из социального кризиса и т.п. В современной Беларуси такие мнения существуют по поводу приватизации, купли-продажи земли, приоритетов сотрудничества (Россия, Запад). В последние годы ряд западных теоретиков (Дж. Почему несовпадение статусов субъектов политики может стать источником политического конфликта?
Бертон, К. Ледерер, Дж. Дэвис, Р. Инглхарт, Д. Истон О.  
Надлери др.) выдвинули теорию «человеческих потребностей», в которой утверждается, что конфликты возникают в результате ущемления или неадекватного удовлетворения потребностей, выражающих основу человеческой личности. Сторонники этой позиции относят к базовым источникам конфликтов разные ценности: Р. Инглхарт - безопасность, общественное признание, нравственное самосовершенствование, О. Надлер - экономический рост, успех, транстенденцию (внутреннее самораскрытие), Д. Истон – власть, материальные блага и социальный престиж. Удовлетворение подобных потребностей и стремлений не может быть предметом купли-продажи, торга с властью, которая должна лишь видоизменять и совершенствовать политиче - Приведите примеры, когда расхождения в базовых ценностях или оценках событий могут стать источником политических конфликтов.
ские структуры в целях наиболее полного и адекватного удовлетворения этих универсальных человеческих потребностей. Ряд ученых указывают и такой источник конфликтов,  
как неадекватное восприятие как собственных интересов, так и позиций соперников. Иными словами, такими источниками могут выступать не только ошибочные представления людей о собственных интересах, но и их склонность к определенной драматизации разделяющих их с другими людьми статусов. В этом случае люди нередко обесчеловечивают противника, приписывают ему только отрицательные свойства, злобные намерения, неискренность и прочие черты, как бы заранее усугубляющие отношения с ним и провоцирующие конфликт. В результате стороны, взаимно приписываю щие друг другу негативные намерения, порождают так Как объясняют источник политических конфликтов «сторонники теории человеческих потребностей»?
называемые «зеркальные» образы противоречий, выражающие диаметрально противоположные оценки одних и тех же явлений, что также усиливает вероятность развития конфликта. Третий источник заключатся в том, что процессы идентификации граждан, осознания ими своей принадлежности к социальным, этническим, религиозным общностям определяют понимание ими своего места в политической системе общества. Конфликты данного рода возникают чаще всего в нестабильных обществах, там, где людям приходится осознавать себя гражданами нового государства, привыкать к нетрадиционным для себя нормам взаимоотношений с властью (например, русские в Прибалтике, белорусы в Казахстане и т.п.). Такого рода конфликты возникают и в странах, где напряженность в отношениях с властью вызывает стремление людей защитить культурную целостность своей национальной, религиозной группы, повысить ее властный статус (например, это свойственно католикам Северной Ирландии, франкоязычному населению Канады и т.д.). 3. Типология политических конфликтов. Для того, чтобы своевременно и целенаправленно воздействовать на тот или иной конфликт, выявить способы и методы его разрешения, важно определить его тип. Мир политических конфликтов богат и разнообразен, и типологизировать их можно по различным критериям. Иногда выделяют виды и типы конфликтов.  
Виды конфликтов определяются в соответствии с организацией общества: на уровне между индивидами; на уровне групп; на уровне крупных систем (или подсистем); на уровне деления общества на классы и слои; на уровне данного общества в целом; на региональном и глобальном уровнях. С этой точки зрения политические конфликты могут быть межличностные, групповые, региональные, местные государ- Приведите примеры различных видов политических конфликтов.
ственные, межгосударственные. В учебной литературе выделяют типы конфликтов по следующим основаниям: - С точки зрения зон и областей их проявления. Здесь выделяются внешне – и внутриполитические конфликты. Внешнеполитические конфликты происходят в сфере международных отношений. Субъектами их могут выступать отдельные государства, группы государств или международные организации. Эти конфликты могут проходить в виде локальных и мировых войн. Специфическими формами внешнеполитических конфликтов выступают так называемые экономические войны: «торговая война», «таможенная война» и т.д. Среди международных конфликтов могут выделяться кризисы типа «балансирования на грани войны» (Д.Даллес), отражающие выдвижение одним государством требований и притязаний к другому в надежде, что против  
ник скорее уступит, чем будет бороться; «оправдание враждебности» (Р.Лебоу), характеризующие провокационную деятельность государства против потенциального противника с тем, чтобы использовать сложившуюся ситуацию для выдвижения ему неприемлемых требований(так, например, действовал Гитлер, инсценировав нападение на радиостанцию в Какие Вы знаете внешнеполитические конфликты?
Гляйвице для оправдания войны против Польши) и т.д. Внутриполитические конфликты могут быть между  
политической элитой и массами, правящей и оппозиционной элитами, конкурирующими партиями, центральной и местной властью и т.д. - По степени и характеру их нормативной регуляции. В данном случае можно говорить об институциализирован -ных и неиснтитуциализированных конфликтах, характери - Приведите примеры внутриполитических конфликтов.
зующих способность или неспособность людей (институтов) подчиняться действующим правилам политической игры. Субъектами институциализированных конфликтов выступают политические институты, осуществляющие власть и руководство в рамках данной системы, подчиняющиеся единым правилам политической игры, но занимающие различные позиции. Например, органы и занятые в них группы людей, представляющие разные ветви государственной власти, институты федеральной власти и субъектов федерации. Предмет таких конфликтов – отдельные элементы политической системы и политика правящих кругов, не соответствующие в полной мере интересам и целям системы, отдельным группировкам правящих сил. Разрешение подобных конфликтов ведет к частичным изменениям в политике вла -  
стей. Субъектами неинституциализированных политических конфликтов выступают с одной стороны правящие элиты, выражающие их интересы партии, государственные институты, лидеры, а с другой – внесистемная оппозиция: народные массы, радикальные организации, выступающие против существующих порядков, господствующей власти и действующие за рамками общепринятых правил политической игры. Предметом конфликта в данном случае является существующая система государственной власти в целом. Объясните смысл институционализированных и неинституционализированных конфликтов.
Конечный итог разрешения конфликта – либо победа правящего режима и уничтожение внесистемной оппозиции, либо смена политической системы.  
По качественным характеристикам, отражающим интенсивность противоречий. Среди конфликтов данного типа можно выделить: - «глубоко» и «неглубоко укорененные» (в сознании людей) конфликты (Дж. Бертон); - конфликты «с нулевой суммой» (где позиции сторон противоположны, и потому победа одной из них оборачивается поражением другой) и «не с нулевой суммой» (в которых существует хотя бы один способ нахождения взаимного согласия – П. Шаран); - антагонистические и неантагонистические конфликты (К.Маркс), разрешение которых связывается с уничтожением одной из сторон или - соответственно сохранением противоборствующих субъектов. С точки зрения публичности конкуренции сторон. Приведите примеры политических конфликтов, исходя из критерия качественных характеристик, отражающих глубину противоречий их субъектов.
Здесь различают открытые (выраженные в явных, внешне фиксируемых формах взаимодействия субъектов) и закры -  
тые (латентные) конфликты, где доминируют теневые способы оспаривания субъектами своих властных полномочий. Примером первого типа конфликтов могут быть различного рода манифестации, забастовки, участие в выборах и т.д., второго – взаимодействие внутри правящей элиты, отношения между различными ветвями власти. Какие Вы знаете открытые и закрытые конфликты?
По временным (темпоральным) характеристикамконфликты бывают долговременные и кратковременные. Кратковременный может возникнуть и завершиться в  
течение короткого времени (например, отставка министра в связи с публикацией сведений о его предосудительных действиях). Долговременный конфликт может протекать на протяжении жизни целых поколений (например, военно-политические конфликты между Израилем и рядом арабских государств, противоборство диссидентов с коммунистическими режимами в странах Восточной Европы и бывшем СССР и т.д.) Назовите долговременные и кратковременные, вертикальные и горизонтальные конфликты.
В соответствии со строением и организацией режима правления выделяют вертикальные и горизонтальные конфликты. Вертикальные характеризуют взаимоотношения субъектов, принадлежащих к различным уровням власти: конфликт между центральными и местными элитами, органами федерального и местного управления т.д. Горизонтальные конфликты раскрывают связи однопорядковых субъектов и носителей власти: внутри правящей элиты, между неправящими партиями и т.д. 4. Политический кризис. Близким по своему содержанию к понятию «политический конфликт» является понятие «политический кризис».  
В энциклопедических словарях термин «кризис» (греч. «кrisis» – решение, поворотный пункт, исход) определяется как резкий, крутой перелом, переходное состояние. Политический кризис – это состояние политической системы общества, которое выражается в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в предельно резком усилении политической напряженности и неста - Чем отличается политический кризис от политического конфликта?
бильности. По сути, политический кризис есть сбой в функционировании политической системы, расстройство прежних взаимоотношений между правящей группой и подчиненными социальными слоями. Политическая обстановка, возникшая в результате кризиса, характеризуется резким усилением недовольства широких социальных слоев политической правящей группой. Различают несколько видов (типов)политических кризисов: правительственный, парламентский, конституционный, внешнеполитический (международный) и общенациональный.  
Правительственный кризис выражается в потере правительством авторитета, в невыполнении его распоряжений исполнительными органами власти. Он разрешается перестановками в правительстве или его отставкой в полном составе. Чаще всего правительственные кризисы случаются в тех В чем сущность правительственного кризиса?
странах, где правительство формируется на многопартийной основе. Тогда выход части министров из правительства может вызвать острый правительственный кризис (наиболее ярко эти процессы разворачиваются в стране классической «нестабильной демократии» – Италии). Парламентский кризис – это такое изменение соотношения сил в органе законодательной власти, когда парламент оказывается не в состоянии выполнять свои функции или его решения расходятся с волей большинства граждан страны.  
Парламентский кризис может возникнуть в том случае, когда основные противоборствующие фракции примерно равны по силе. Это мешает принятию решений, парализует работу законодательной власти. Парламентский кризис преодолевается, как правило, роспуском парламента и назначением новых выборов. В Беларуси, например, парламентский кризис проявился в 1994-1996 г.г. После принятия 15 марта1994г. Конституции страны Верховным Советом не были Какие изменения были внесены в Конституцию Республики Беларусь в 1996 г.?
назначены новые выборы в парламент. Парламент продолжал действовать, продлил свои полномочия на 2 года, игнорировал политические решения Президента, принял немало «сырых» законов и постановлений. Политическая конфронтация Парламента, Президента и Конституционного Суда негативно отражалась на стабильности общества. В центре конфликта был вопрос о форме правления в стране – президентской или парламентской. Конституционный кризис означает фактическое прекращение действия основного закона страны из-за утраты его легитимности. Выход из него состоит в качественном обновлении Конституции или принятии новой. Пример подобного кризиса имел место в России в сентябре – октябре 1993г., когда согласно Указу Президента от 21 сентября 1993г. «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» была уничтожена система Советов и приостановлена деятельность Конституционного Суда. К примеру, в Беларуси в 1996г. резко обострился конфликт между Верховным Советом и Президентом, что потребовало уточнения их полномочий, закрепленных в Основном Законе. Парламент отказался рассмотреть президентский проект изменений и дополнений действующей Конституции. В то же время конституционные полномочия Президента не отвечали степени его ответственности за положения в стране. Референдум 24 ноября 1996г. разрешил конституционный кризис. Внешнеполитический, или международный кризис связан с расстройством системы отношений государства с одним или несколькими другими государствами в результате усиления противоречий между ними и угрозы их перерастания в открытый конфликт. Если такой кризис не разрешается  
путем переговоров и взаимных уступок сторон, то он может перерасти в войну, Одним из классических примеров является Карибский кризис 1962г., который чуть не привел к мировой войне. Расскажите о Карибском кризисе.
Общенациональный кризис – наиболее опасный для государственной власти. Он может включать и почти всегда включает правительственный, парламентский и конституционный кризисы. Общенациональный кризис демонстрирует  
глубокий кризис власти, кризис «верхов», не способных больше управлять страной. Этот кризис затрагивает основы общественного устройства и вплотную подводит к смене политической власти. Выход из него может быть обеспечен частичными перестановками внутри правящей группы и корректировкой политического курса, не нарушающими существующего соотношения между социально-политическими силами. Однако такой кризис, если не будет найдено приемле - Приведите примеры общенациональных кризисов на постсоветском пространстве.
мого для конфликтующих сторон выхода из него, вполне может перерасти и в революционную ситуацию. В процессе общенационального кризиса может возникнуть и революция, и контрреволюция, и серия радикальных политических реформ. Развязка кризиса зависит от степени его остроты и соотношения политических сил в обществе. Классический пример – общенациональный политический кризис в России в сентябре – октябре 1917г. Он охватил все сферы социально-экономических и политических отношений. Временное правительство поставило страну на грань национальной катастрофы. Резко сократилась валовая продукция промышленности, началась массовая безработица, возросло недовольство рабочего класса и крестьянства. Большевики умело использовали эту социально-политическую ситуацию и пришли к власти. 5. Формы и способы разрешения политических конфликтов. В современной политической науке первостепенное внимание уделяется поиску форм и способов контроля за протеканием конфликтов, выработке эффективных технологий управления ими. Управление конфликтом – это целенаправленное влияние на сознание и поведение конкурентов, их отношения с целью примирения, устранения разногласий между ними. В качестве субъекта управления конфликтом могут выступать как одна из его сторон, так и третья сила, не участвующая в нем, но заинтересованная в его урегулировании (например, ООН в разрешении арабо-израильского конфликта). Но кто бы ни выступал субъектом управления конфликтом, условием его урегулирования является решение ряда универсальных задач: - воспрепятствовать возникновению конфликта либо его разрастанию; - вывести теневые, латентные, неявные конфликты в открытую форму, чтобы уменьшить неконтролируемые процессы и следствия взаимодействия сторон; - минимизировать степень социального возбуждения. Эти универсальные цели, лежащие в основе управления конфликтами, конкретизируются в соответствии с основной установкой – либо на урегулирование, либо на разрешение конфликта. Урегулирование предполагает снятие остроты противоборства сторон, но не устраняет причин конфликта, сохраняя определенную вероятность нового обострения отношений. Разрешение же конфликта означает исчерпание самого предмета спора или такое изменение ситуации, которое  
исключает повторение конфликта, т.е. устраняются его причины. Для выработки технологий управления и контроля за конфликтами важно знание особых этапов их развертывания и развития, каждый из которых предполагает решение определенных задач и достижение конкретных целей. У ученых нет единого мнения относительно количественной и качест - В чем различие между урегулированием конфликта и его разрешением?
венной определенности этих этапов. Рассмотрим этапизацию кон - фликта, данную Пугачевым В.П. и Соловьевым А.И. (см. В.П. Пугачев, А.И. Соловьев. Введение в политологию. М., 1996. - С. 276-283; А.И.Соловьев. Политология. Политическая теория. Политические технологии. М., 2003. – С. 472-480). Выделяются этапы возникновения, развития и окончания политических конфликтов. На этапе возникновения конфликта главной задачей субъекта, управляющего течением этого конфликта, является раскрытие его подлинных причин и истинных целей, преследуемых его участниками. Субъект управления должен уметь отличать причины конфликта от повода (например, недовольство социально-экономическим курсом со стороны оппозиции и начало проведения его акций протеста в ответ на конкретные действия правительства, воспринятые как угроза своему существованию). Если в качестве субъекта управления конфликтом выступают правящие структуры, то они могут выбрать одну из трех моделей поведения (Ж. Фаве): игнорировать возникновение конфликта, давать ему возможность тлеть; избегать четкой оценки его природы; активно участвовать в урегулировании или разрешении конфликта. В последнем случае властям необходимо проработать различные сценарии развития конфликта и своих собственных действий. Они обязаны установить определенные нормы и правила взаимодействия конфликтующих сторон. Задачей властей, стремящихся поставить конфликт под свой контроль, является также формирование общественного мнения, что позволит создать в государстве ситуацию осуждения или поощрения одной (или всех) из конфликтующих сторон, способствуя повышению стабильности государственной власти.  
Определяя стратегические и тактические цели управления политическим конфликтом, власти должны решить и другие задачи: убедиться в компетентности привлекаемых экспертов и аналитиков; проверить надежность коммуникаций, центров обработки информации о текущих событиях; приспособить структуру институтов власти для осуществления эффективного контроля событий и т.д. Какие главные задачи решаются на этапе возникновения конфликта?
На этапе развития конфликта важно получать достоверную информацию о том, расширяется или сужается область распространения спора, какова степень его интенсивности. Особое значение приобретает борьба с дезинформацией, т.к. стремление той или иной стороны исказить сведения о своих целях может толкнуть субъект управления конфликтом на безрассудные действия. Получая достоверную информацию, власти уточняют образы конфликтующих сторон (их позиции, склонность к компромиссам, возможные изменения целей и т.д.), могут корректировать тактику дей -  
ствий, позаботиться о недопущении крайних, разрушительных форм взаимодействия конкурирующих сторон. В целом эффективность действий властей на этапе развития конфликта определяется их способностью законными методами обеспечить снижение напряженности в отношениях сторон и поворот их к примирению позиций. Этап окончания конфликта – наиболее сложная фа - Назовите задачи, которые решаются на этапе развития конфликта.
за. Возможны два основных варианта окончания конфликта – достижение примирения сторон либо их непримиримость (неразрешимость конфликта). Неразрешимость конфликта требует пересмотра действий по его решению, совершенствования или поиска новой стратегии и тактики управления конфликтом. Иногда конфликт может разрешиться сам по себе, без попыток его сознательного урегулирования (например, из-за утраты предмета спора, истощения ресурсов, усталости политических субъектов и т.д.). Можно выделить два наиболее общих пути примирения сторон: 1. Мирное урегулирование конфликта в результате достижения компромисса; соглашения, основанного на взаимных уступках; истощения ресурсов одной или нескольких сторон; обретенного в ходе спора взаимоуважения сторон, понимания прав и интересов соперника. Чаще всего этот путь примирения связан с обоюдной активностью конфликтующих сторон. 2. Примирение на основе принуждения. В основе этого навязываемого одной из сторон (или третьей силой всем сторонам) характера взаимодействия может лежать: - явное превосходство сил и ресурсов с одной стороны и их  
дефицит - с другой; - изоляция одной стороны конфликта, ослабление ее позиций, поражение; уничтожение, «тотальное истребление противника» (Х. Объясните пути завершения конфликта.
Шпейер), в результате чего мир устанавливается в отсутствии врага. Выбираемые субъектом управления конфликтами средства должны соответствовать культурно-историческим, цивилизационным особенностям политического развития страны (региона, субъекта), учитывать временные обстоятельства ведения спора, психические черты действующих лиц. Наиболее распространенным средством достижения примирения сторон являются переговоры, которые представляют собой прямое или косвенное общение сторон, направленное на такое согласование взаимных интересов и целей, которое может привести к снижению интенсивности или завершению конфликта. Конфликтология выработала ряд рекомендаций, следование которым ускоряет процесс разрешения конфликта: - во время переговоров приоритет должен отдаваться обсуждению содержательных вопросов; - стороны должны стремиться к снятию психологической и социальной напряженности; - стороны должны демонстрировать взаимное уважение друг к другу; - участники переговоров должны стремиться превратить содержательную и скрытую часть конфликтной ситуации в открытую, гласно и доказательно раскрывая позиции друг друга и сознательно создавая атмосферу публичного, равноправного обмена мнениями; - все участники переговоров должны проявлять склонностьк компромиссу.  
Компромисс представляет собой такой способ разрешения конфликта, когда конфликтующие стороны реализуют свои интересы и цели путем либо взаимных уступок, либо уступок слабой стороне, либо той стороне, которая сумела доказать обоснованность своих требований тому, кто добровольно отказался от части своих притязаний. Большую роль в решении конфликта играет и метод консенсуса. Термин «консенсус» означает согласие, принятие участниками переговоров солидарной позиции по тем или иным вопросам. Иногда прибегают к таким методам разрешения конфликтных ситуаций, как посредничество и арбитраж. Какие правила необходимо соблюдать для успешного завершения переговоров между конфликтующими сторонами?
Посредничество – это участие в переговорном процессе третьей, нейтральной стороны с целью выработки позитивного для обеих сторон решения. Принципами посредничества являются нейтральность, объективность, компетентность, авторитетность, нравственность. Например, на Западе созданы государственные и негосударственные службы, оказывающие посреднические услуги. В отдельных странах (например, в Австралии) осуществляется подготовка специалистов данного профиля. Арбитраж – это передача спора на рассмотрение третьей стороне, решение которой будет обязательным для обеих сторон. Это более жесткий способ, чем переговоры и посредничество. По окончании конфликта важно так представить результаты переговоров – компромиссов, соглашений, силового давления, чтобы население восприняло их адекватно, не посчитав это унизительным миром, проигрышем и т.п.  

Amp; Литература

1. Дарендорф Р. «Общество и свобода». // Политология: Хрестоматия / сост. М.А.Василик, М.С. Вершинин. М., 2000.

2. Дойч М. Разрешение конфликта (конструктивные и деструктивные процессы). // Политология: Хрестоматия. / сост. М.А.Василик, М.С. Вершинин. М., 2000.

3. Замятин Д.Н., Замятина Н.Ю. Управление образами: региональная власть и антитеррористические стратегии. // Социс №2. 2005.

4. Кынев А.В.Эффекты “майдана”: политическая система Украины после кризиса 2004 г. // Полис. №1. 2005.

5. Ожиганов Э.Н. Профиль терроризма: природа, цели и мотивация. //Социс, 2005. №2.

6. Рассказов С.В.Географические представления сторон в процессе урегулирования этнополитических конфликтов в СНГ. // Социс, 2005. №3

Глоссарий

Понятие Его содержание
Консенсус Согласие, достигаемое между участниками политики на основе взаимопонимания солидарной позиции по тем или иным вопросам.
Конституционный кризис Фактическое прекращение действия Основного закона страны из-за утраты его легитимности.
Компромисс Соглашение, достигнутое путем взаимных уступок конфликтующих сторон.
Конфликт Такая стадия или форма развития социального процесса, когда составляющие его стороны достигают состояния полярности, момента взаимоотрицания и наличия противоречия.
Международный, или внешнеполитический кризис Расстройство системы отношений государства с одним или несколькими другими государствами в результате усиления противоречий между ними и угрозы их перерастания в открытый конфликт.
Общенациональный кризис Глубокий кризис власти, кризис «верхов», не способных больше управлять страной. Он почти всегда включает правительственный, парламентский и конституционный кризисы.
Парламентский кризис Изменение соотношения сил в органе законодательной власти, когда парламент оказывается не в состоянии выполнять свои функции или его решения расходятся с волей большинства граждан страны.
Политический конфликт Столкновение, противоборство политических субъектов (индивидов, групп, государств), оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий или ресурсов.
Политический кризис Состояние политической системы общества, которое выражается в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в предельно резком усилении политической напряженности и нестабильности.
Правительственный кризис Потеря правительством авторитета, невыполнение его распоряжений исполнительными органами власти.
Разрешение конфликта Исчерпание самого предмета спора или такое изменение ситуации и обстоятельств, которое породили бы бесконфликтные отношения, отношения партнерства, исключили бы опасность возрождения разногласий.
Урегулирование конфликта Снятие остроты противоборства сторон, но сохранение причин конфликта, что может привести к новому обострению отношений.

ТЕСТ

1. Каково содержание понятия «политический конфликт»?

а) соперничество субъектов политики, которое ускоряет процесс формирования коалиций, союзов и является источником демократизации режима правления;

б) аномалия политического процесса, вызывающая острые кризисы общественного развития, подрывающая целостность политической системы;

в) закономерность политической жизни в условиях демократизации общества;

г) проявление неудовлетворенности части граждан политическим режимом;

д) противоборство политических субъектов, оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий или ресурсов;

е) несовпадение политических позиций, взглядов, идей.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал