Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция. Деятельность субъектов политического процесса
Научный анализ политических процессов и явлений предполагает выявление основных субъектов политики, степени их политического участия и влияния на политические отношения общества.
Цель: дать ответы на вопросы: кто является субъектом политики, в чем сущность политической субъектности, чем характеризуется деятельность субъектов политики.
План
1. Классификация субъектов политики.
2. Политические элиты.
3. Политическое лидерство.
4. Политическая деятельность, политическое участие, политическое поведение
1. Классификация субъектов политики.
Непосредственным источником политики, причиной политической деятельности являются интересы социальных групп, прежде всего таких крупных, как нации, классы, слои. Они имеют двойственную природу: объективную и субъективную. Объективная заключается в том, что интерес обусловлен положением конкретной социальной группы в данной системе общественных отношений. Субъективная сторона политических интересов связана с осознанием индивидом, группой своего отношения к власти и ее структурам, к ценностям, которые утверждаются в качестве обязательных. Можно сказать, что интересы являются побудительными мотивами политической активности и деятельности, их движущей силой.
Политическую жизнь часто сравнивают с театром, в котором на сцене участвует множество действующих лиц. Эти лица именуются субъектами политики, акторами (производное от слова «акт»).
Субъект политики (от лат. «subjectum» – находящийся в основе) – это носитель предметно-практической политической деятельности, вызывающей определенные изменения в политических отношениях общества.
Чтобы быть субъектом политики, надо обладать таким качеством, как политическая субъектность.
Политическая субъектность – это устойчивая готовность и способность индивида, социальной общности, общественного объединения граждан к сознательным, суверенным и рациональным действиям, направленным на удовлетворение потребностей и интересов путем участия в политической жизни общества.
Существуют различные классификации субъектов политики. В политических науках широкое распространение полу -
| | чила классификация субъектов политики, предложенная польским политологом А. Боднаром.В качестве субъектов полити-
| | ки он выделяет индивидов, политические институты и крупные общественные группы. Среди них различаются первичные и вторичные субъекты. Первичнымисубъектами являются общественные группы (народ, нация, класс, этнические, территориальные, социальные, конфессиональные, профессиональные, демографические группы). Вторичнымисубъектами политики являются политические институты (государство, политические партии, общественные организации и движения), малые группы и индивиды. Все они вторичны по отношению к субъектам политики первой группы, так как создаются для выражения реализации интересов различных социальных групп, классов, наций, народов.
| Почему А. Боднар называет политические институты, малые группы и индивидов вторичными субъектами политики?
| Первичные субъекты в свою очередь подразделяются на основные (основные классы в данной формации) и неосновные
| | (группы, которые имеют второстепенное или даже маргинальное значение) субъекты политики.
Среди вторичных субъектов политики различают косвенные субъекты – организации и институты, представляющие определенные общественные группы (политические партии, общественные организации и т.п.), а также непосредственные субъекты – малые группы, коллективы и индивиды, действующие либо от имени этих организаций, либо самостоятельно и стихийно. Последние являются прямыми участниками обще -
| Приведите примеры основных и неосновных, непосредственных и косвенных субъектов политики.
| ственных событий и непосредственными исполнителями конкретных действий. В научной литературе имеются и другие классификации субъектов политики
Испанский политолог Л.С. Санистебан выделяет индивидуальных и коллективных агентов политического действия.
Коллективные субъекты политики разнообразны. Их можно разделить на классовые, территориальные (нация, региональная группа и т.д.) и корпоративные. Последние обра -
| | зуются людьми, занимающимися одинаковой или близкой деятельностью – профессиональные, парапрофессиональные (группы выпускников одной школы, одного университета и т.д.) и группы организации досуга. Немецкий политолог М.Вебер делит индивидуальных участников на три группы: политики по случаю, политики по совместительству, политики по профессии.
| Объясните классификацию субъектов политики данную, М. Вебером.
| В российской политической литературе по степени
| | включенности в политическую жизнь выделяются три основные группы субъектов политики. Первую группу составляют индивиды, не осознающие своих политических интересов (значительная часть населения). Ко второй группе относятся индивиды, имеющие осознанные политические интересы. Их активность связана с деятельностью государственных и партийных институтов. Третью группу составляют лица, занимающиеся профессиональной или близкой к ней общественно-политической деятельностью.
2. Политические элиты.
Наиболее активным субъектом политики является поли-
| Каковы критерии классификации политических субъектов в российской политической литературе?
| тическая элита. Понятие «элита» происходит от латинского «eligere» (отбирать) и французского «elite» (отборный, лучший). Начиная с XVII века оно употребляется для обозначения товаров высшего качества (элитное зерно, элитные лошади и т.д.). В XIX в. это понятие получило распространение в социологии, политологии, обозначая небольшие группы людей, обладающих такими общественными ценностями, как знания, богатство, власть и т.д. Слово «элита» относится к лучшей, наиболее ценной для общества группе, стоящей над массами и призванной в силу обладания особыми качествами управлять ими.
Существуют разные определения элиты. Если суммиро -
| | вать различные точки зрения, то можно сказать, что понятием элиты обозначают группы людей, имеющих высокое положение в обществе, обладающих престижем, властью, богатством, активных в политической и других сферах деятельности. Это властвующая часть общества, правящий слой.
Следует отметить, что «политическая элита» и «власт -
| Приведите примеры представителей элиты в Республике Беларусь.
| вующая элита» – понятия неравнозначные. Они соотносятся как часть и целое. Политическая элита – это лишь часть властвующей элиты.
Основной признак принадлежности к властвующей элите – занятие высших позиций в обществе: в политических структурах, в экономике, военном комплексе, в культуре, средствах массовой информации и т.д.
В структуру властвующей элиты входят:
- Экономическая элита. Это социальный слой, включающий представителей крупного капитала, крупных собственников (члены советов директоров крупных промышленных корпораций, банков, торговых фирм). Эта элита осуществляет экономическое господство и экономическую власть, определяя решение таких вопросов, как занятость, уровень жизни, заработная плата, доходы населения и т.д.
- Идеологическая, информационнаяэлита. Это ведущие представители гуманитарных наук, образования, СМИ, которые выполняют в обществе функцию формирования мировоззренческих позиций, ценностных ориентаций людей.
- Военная элита – крупные военачальники. Степень влияния военной элиты на общественную жизнь определяется уровнем милитаризации страны, характером политического режима. Например, огромным влиянием обладает военная элита в государствах с авторитарным режимом.
- Культурная элита – влиятельные деятели искусства, литературы, представители творческой интеллигенции. Ее роль определяется степенью воздействия на такие процессы, как развитие литературы, искусства, духовной жизни общества, его нравственного потенциала.
- Научная элита – наиболее одаренная часть интеллектуальной элиты. Ее роль заключается в воздействии на такие процессы, как развитие науки и техники, научный и технический прогресс.
- Политическая элита – это слой общества, группа, которая концентрирует в своих руках государственную власть и занимает командные посты, управляя обществом. В основном это профессиональные политики высокого ранга, наделенные властными функциями и полномочиями. Это также государственные служащие, профессионально подготовленные к участию в разработке и реализации политических программ, в выработке стратегии общественного развития. Политическая элита – это очень узкий и немногочисленный слой. К ней относятся монархи, президенты, вице-президенты, премьер-министры, руководители законодательных и исполнительных органов, депутаты, члены верховного суда, губернаторы штатов, главы властных структур в автономиях, краях, областях, высший дипломатический корпус.
Почему политическая элита столь необходима? Ее существование обусловлено действием следующих факторов:
1) психологическим и социальным неравенством людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике;
2 ) законом разделения труда, который требует профессионального занятия управленческим трудом как условия его эффективности;
3) высокой общественной значимостью управленческого труда и его соответствующим стимулированием;
4) политической пассивностью широких масс населения, главные интересы которых лежат обычно вне политики.
В зависимости от объема властных функций различают следующие виды, или уровни политической элиты: высшая, средняя, административная .
Высшая политическая элита включает в себя ведущих политических руководителей и тех, кто занимает высокие посты в законодательной, исполнительной и судебной ветвях власти (непосредственное окружение президента, премьер-министр, спикер парламента, руководители органов государственной власти, ведущих политических партий, политических фракций в парламенте). Это ограниченный круг людей.
| | Средняя элита формируется из большого количества выборных лиц: парламентариев, сенаторов, депутатов местных органов власти, мэров, лидеров различных политических партий и общественно-политических движений и организаций.
Административная (бюрократическая) элита – это высший слой государственных служащих (чиновничества), занимающих высшие позиции в министерствах и других органах государственного управления.
Среди элит различают правящую (непосредственно об-
| Назовите представителей различных уровней политической элиты в Республике Беларусь.
| ладающую государственной властью) и оппозиционную (контрэлиту), открытую (рекрутирующуюся из общества) и закрытую (воспроизводящуюся из собственной среды).
Далее следует рассмотреть механизм формирования политической элиты. Существует две системы формирования элит: система гильдий – закрытая и антрепренерская (предпринимательская) – открытая. Первая преобладает в государствах с авторитарным и тоталитарным политическими режимами, вторая – в демократических государствах.
Система гильдий (закрытая) характеризуется следующими чертами:
- закрытость (приток за счет лиц из господствующих социальных слоев общества);
- наличие многочисленных формальных требований для занятия должностей (партийность, возраст, стаж работы, образование, характеристика руководства и т.д.);
- небольшой, закрытый круг селектората (тех, кто осуществляет отбор). Как правило, в него входят лишь члены вышестоящего руководящего органа или один первый руководитель – глава правительства, фирмы и т.п.
В качестве примера можно назвать номенклатурный путь формирования политической элиты в СССР.
| | Антрепренерская (открытая) система имеет следующие черты:
- открытость, возможность для представителей любых общественных групп занимать лидирующие позиции;
- небольшое число формальных требований;
- широкий круг селектората, который может включать всех избирателей страны;
- высокая конкурентность отбора;
| Каковы особенности формирования политической элиты Республики Беларусь?
| - первостепенная значимость личностных качеств.
Среди функций политической элиты назовем следующие:
1. Стратегическая функция. Это разработка стратегии и тактики развития общества. Она может быть осуществлена только на высшем уровне политической элиты – парламентариями, членами кабинета министров и т.д.
2. Коммуникативная функция. Она предусматривает отражение в политических программах интересов и потребностей различных социальных групп и слоев населения. В целях налаживания контактов с различными социальными группами политическое руководство использует личные встречи с людьми, поездки по стране и т.п.
3. Организаторская функция. Это необходимость организовывать массы. Сюда входят такие мероприятия, как:
- законодательные (принятие законов);
- мобилизующие (различные формы воздействия на общественное сознание);
| | - регулирующие (распределение ресурсов);
- координирующие (координация центральных и региональных действий);
- контролирующие;
| Объясните функции политической элиты.
| -корректирующие и др.
Существуют различные теории элит. Родиной элитистских концепций можно считать Италию, где независимо друг от другаГ. Моска и В. Парето положили начало концепции элитарности общества.
Впервые понятие «политический (правящий) класс» ввел в научный оборот Гаэтано Моска (1858-1941). Он считал, что важнейшим критерием вхождения в политическую элиту является способность к управлению другими людьми, т.е. организаторская способность. В развитии политической элиты Моска выделил две тенденции: аристократическую (которая ведет к «закрытию» класса, его вырождению и общественному застою) и демократическую (которая выражается в обновлении политического класса за счет наиболее способных к управлению и активных низких слоев).
Независимо от Г. Моски теорию политических элит разрабатывал Вильфредо Парето (1848-1923). Он исходил из того, что миром всегда правило и должно править избранное меньшинство – элита, наделенная особыми качествами: психологическими (врожденными) и социальными (приобретенными в процессе образования и воспитания). Элита делится на правящую, участвующую в управлении, и не правящую – контрэлиту. Развитие общества, по мнению Парето, происходит посредством смены двух главных типов элит – «лис» (гибких руководителей, использующих такие методы, как переговоры, уступки, лесть, убеждения и т.п.) и «львов» (жестких и решительных правителей, опирающихся на силу).
Крупный вклад в развитие теории политических элит внес Роберт Михельс (1876-1936гг.). Он сделал вывод, что сама организация общества требует элитарности. В обществе действует «железный закон олигархических тенденций». Его суть состоит в том, что развитие крупных организаций неизбежно ведет к оли -
| | гархизации управления обществом и формированию элиты, поскольку руководство такими объединениями не может осуществляться всеми их членами. Любой организацией всегда правит олигархическая элитарная группа.
| Раскройте классические теории элит.
| Во второй половине ХХ века сложились различные подходы к изучению проблемы элитарности общества, ведущими среди которых являются макиавеллистский, ценностный, демократический, структурно-функциональный, либеральный. ( См. В.П.Пугачев, А.И.Соловьев. Введение в политологию.М., 2003, -С.137-144; Е. В. Пиульский, Н.Н. Гончаров, Л.И. Цыганкова Политология. Гродно. 2003.- С.65-66).
Концепции макиавеллистской школы (Дж. Бернхэм) объединяют идеи: особые качества элиты; групповая сплоченность элиты; признание элитарности любого общества; формирование и смена элит в ходе борьбы за власть; руководящая роль элиты в обществе.
Ценностные теории элиты (В. Ропке, Хосе Ортега-и-Гассет, Н. Бердяев) признают, что к элите могут быть отнесены только те, кто обладает особыми способностями к производству и распространению определенных политических ценностей (обеспечения, например, индивидуальной безопасности человека, роста доходов и т.д.), к мобилизации активности населения и формированию определенного политического порядка. Формирование элиты, согласно ценностному подходу, происходит вследствие естественного отбора обществом наиболее ценных представителей.
В рамках ценностных теорий получила развитие плюралистическая концепция элит, (О. Штаммер, Д. Рисмен), согласно которой во власти действуют несколько элитарных группировок и каждая из них выражает специфические интересы различных групп населения и пользуется авторитетом определенной группы.
Теории демократического элитизма или элитарной демократии (Р. Даль) сводятся к тому, что элиты необходимы как гарант высокого качественного состава руководителей, избранных населением. Сама социальная ценность демократии зависит от качества элиты, которая не только обладает необходимыми для управления свойствами, но служит и защитником демократических ценностей и способна сдержать присущий массам радикализм и эмоциональную неуравновешенность. Как утверждал видный политический мыслитель ХХ в. Й. Шумпетер, элиты могут сделать для утверждения демократии значительно больше, чем самые широкие, заинтересованные в демократических ценностях слои населения.
Представители с труктурно-функционального направления элитистских теорий (С. Келлер, Г. Лассуэлл)акцентируют внимание на анализе институциональных и ролевых особенностей правящих кругов, социального статуса элиты в системе властных структур. В состав элиты входят индивиды, обладающие высоким социальным положением в обществе, занимающие ключевые позиции в важнейших институтах и организациях общества, осуществляющие наиболее важные управленческие функции и оказывающие определяющее влияние на выработку и принятие решений. Так, Г. Лассуэлл к политической элите относил тех, кто обладает интеллектуальным знанием и имеет наибольший престиж и статус в обществе.
Либеральные концепции (Р. Миллс) исходят из того, что общество управляется исключительно одной властвующей элитой, главный признак которой – не выдающиеся личные качества, а обладание командными позициями, руководящими должностями. Возможности влияния масс на элиту весьма ограничены. Рекрутирование элиты осуществляется преимущественно из своей собственной среды, а главная функция властвующей элиты – обеспечение своего собственного господства.
В заключение данного вопроса следует отметить, что процесс формирования политической элиты Республики Беларусь характеризуется рядом особенностей, связанных со спецификой развития государственности и политических процессов в Беларуси. Вместе с обретением независимости в республике начался процесс формирования новой политической элиты, который продолжается и в настоящее время. В политической жизни стали выделяться группы выходцев из западных, восточных областей и из столичного региона. Это обусловлено тем, что после распада СССР в Беларуси не оказалось такой силы (класса, социальной группы), которая смогла бы сформировать собственную политическую элиту республики. В стране нет и сильных, влиятельных политических партий, пользующихся массовой поддержкой населения.
Авторы учебно-методического комплекса П.И.Бондарь и Ю.П.Бондарь («Политология». Мн., 2003. - С.122-123.) называют некоторые особенности политической элиты Беларуси, которые негативно отражаются на управлении обществом и государством, международном авторитете страны:
- неустойчивость позиций и частная сменяемость политиков, реально обеспечивающих функционирование президентской власти;
- неудовлетворительное владение правящей элитой методами политического диалога, консенсусными технологиями властвования;
- нестабильность руководящего состава центральных и местных органов исполнительной власти;
- углубляющиеся размежевания между правящей и оппозиционной элитами по вопросам модернизации общества;
- приверженность правящей элиты консерватизму, советским командно-административным методам государственного управления и др.
3. Политическое лидерство.
Вначале рассмотрим понятие «лидерство» и «лидер». Само слово «лидер» в переводе с английского «leader» означает «ведущий», «руководящий».
Лидерство – один из механизмов организации и интеграции групповой деятельности людей со стороны индивида или части социальной группы и придание этой деятельности определенной направленности.
Интерес к лидерству и попытки осмыслить этот социальный феномен восходят к глубокой древности. Уже античные историки Геродот, Плутарх и др. уделяли политическим лидерам главное внимание, видя в героях, монархах и полководцах творцов истории. Н. Макиавелли, исследуя политическое лидерство, разработал практические советы для правителей, предполагающие искусное сочетание хитрости и силы. Элитарную концепцию лидерства создал Фридрих Ницше, который выделял лидеров по биологическому принципу и делил людей на: 1) сильных – сверхчеловеков, хозяев жизни; 2) рабов – недочеловеков.
Проблеме лидерства уделяли большое внимание французский психолог Габриэль Тард, французский социолог Густав Лебон, основатель психоанализа З. Фрейд и др.
Следует отметить, что роль лидера может выполнять личность, группа лиц, партия, общественная организация и даже класс.
Политическим лидером называют человека, который благодаря определенному набору социально-психологических черт, своему общественному положению может влиять на ход политических процессов.
Феномен лидерства коренится в самой природе человека и общества. Явления, схожие с лидерством и называемые «протолидерством», встречаются в среде животных, ведущих стадный образ жизни (обезьян, оленей, в волчьих стаях и т.д.). Здесь выделяется наиболее сильная, умная и решительная особь – вожак, руководящий стадом (стаей) в соответствии с законами взаимоотношений со средой.
Лидерство основывается на определенных потребностях сложно организованных систем. К ним относится, прежде всего, потребность в самоорганизации, упорядочении поведения отдельных элементов системы в целях обеспечения ее жизненной и функциональной способности.
В лидерстве принято выделять два аспекта: формальное и неформальное лидерство. Формальное лидерство - это приоритетное влияние лидера на группу в силу занимаемого им руководящего поста. Неформальное (реальное) лидерство основывается на заслуженном авторитете лидера, на его действительном умении выполнять роль лидера, на добровольном признании за ним права на руководство со стороны членов группы (общества).
Иногда различают понятия «руководитель» и «политический лидер». Первое понятие связано с властными функция-
| | ми, второе – с личностными качествами. Руководство обычно стабильно, поскольку опирается на очерченный законом круг прав и обязанностей, а лидерство требует постоянного подтверждения. Руководитель получает властные функции в результате назначения или избрания на ту или иную должность, а власть политического лидера основана на личном авторитете,
| Каково соотношение понятий «руководитель» и «лидер»?
| влиянии, опирается на поддержку общества или некоторых социальных групп. Некоторые лидеры не занимают высших должностей, а многие из тех, кто занимает высокие посты, не являются лидерами. Так, академик Сахаров был лидером демократической оппозиции в СССР, хотя и не занимал высокой политической должности, а королева Великобритании не является политическим лидером, хотя стоит на высокой ступеньке во властных отношениях.
Политический лидер выполняет следующие функции:
- - анализ ситуации (аналитическая);
- принятие оптимальных решений;
| | - инициирование обновления общества;
- роль коммуникатора между народом и властью;
- роль легитиматора политического строя и др.
Природа и характер лидерства определяются множеством факторов, относящихся непосредственно к лидеру, его
| Объясните функции политического лидера.
| окружению, условиям, в которых осуществляется руководящая деятельность. Вот некоторые из них:
- происхождение и личность лидера, способ его выдвижения, мотивы деятельности;
- основные черты и свойства тех групп и индивидов, которыми руководит лидер, а также характер взаимоотношений по линии «руководство-подчинение»;
- наличие организационных структур и характер взаимосвязи между ними и лидером;
- отношения лидера с ближайшим окружением;
- практика разработки и принятия решений.
По стилю различают авторитарное лидерство, предполагающее единоличное направляющее воздействие, основанное на угрозе применения силы, и демократическое лидерство, позволяющее членам группы участвовать в определении целей и управлении ее деятельностью.
Следует отметить признаки лидерства, без которых нельзя быть лидером:
- наличие собственной политической концепции и конкретной программы деятельности;
- знание средств и путей осуществления программы и ответственность за ее решение;
- способность создать систему политического руководства и управления, которая могла бы реализовать программу;
- способность доказывать постоянно свое право на лидерство;
- популярность и способность остаться лидером после потери поста;
- личные качества: интересы общества должны быть выше личных, коммуникабельность, ораторские способности, высокий уровень политической культуры, ум, энергия и др.
Необходимо подчеркнуть, что в политологии существуют различные классификации политических лидеров, что определяется многомерностью самого лидерства и возможностью применять разные подходы для выделения типов лидеров.
М.Вебервыделил три основных типа политического лидерства, которые основаны на идеальных типах господства:
- Традиционное лидерство основано на обычае, утвердившейся традиционной норме. Так, старший сын монарха после его смерти становится монархом.
| | - Рационально-легальное лидерство легитимируется законом.
- Харизматическое лидерство (греч. «харизма» – божественный дар) основано на вере в особый дар человека, его способности эффективно решать все проблемы.
Американский политолог Г. Лассуэллв основу класси -
| Объясните типологию лидерства, данную М. Вебером.
| фикации кладет склонность лидеров к определенной модели поведения: Он выделил три следующих типа:
1. Лидер-агитатор который воздействует силой слова, ораторским искусством.
2. Лидер-организатор отдает предпочтение работе с кадрами, использует возможности организации для усиления своего влияния.
3. Лидер-теоретик воздействует силой интеллекта, способностью производить идеи.
Лассуэлл отдает предпочтение «смешанному типу», когда в одной личности совмещаются все три типа политического лидера. В качестве примера такого типа политика он называет В.И.Ленина.
| | Роберт Такер в основу типологии кладет приверженность лидера тем или иным общественным ценностям и направленность его социальной деятельности. Он выделяет три типа:
1. лидер-реформатор;
2. лидер-революционер;
3. лидер-консерватор.
Маргарет Херманн выделяет такие типы, как:
1. лидер-знаменосец, которого характеризует умение повести
| Приведите примеры различных типов лидеров в соответствии с классификацией Р. Такера.
| за собой (Ленин, Мартин Лютер Кинг и др.);
2. лидер-служитель, который ориентируется на мнение группы и действует от ее имени (Брежнев, Черненко);
3. лидер-торговец, который старается привлекательно преподнести свои идеи, планы, заставить «купить» их, привлечь массы к их осуществлению (это лидеры-популисты);
4. лидер-пожарный, который ориентируется на жгучие проблемы, его действия определяются конкретной ситуацией (М. Горбачев).
В реальной жизни эти четыре типа не встречаются в чистом виде, а сочетаются у политических деятелей в различных пропорциях. Имеются и другие классификации лидеров.
| | Современные концепции по-разному трактуют природу политического лидерства:
1. Ситуационная концепция (Р. Стогдилл, Т.Хилтон и др.). Лидер рассматривается как функция ситуации. Каждая ситуация выдвигает своего лидера, который отвечает именно этой ситуации и никакой другой.
2. Теория определяющей роли последователей, или теория конституентов (Ф.Стэнфорд). Она объясняет феномен лидерства через последователей и конституентов. (В этот круг входят не только политические активисты и приверженцы (последователи) лидера, но и его избиратели). Сторонники данной теории считают, что всякий политический лидер вторичен по отношению к той группе, которая его выдвинула и поддерживает.
3. Теория черт лидера (Э. Богардус). Суть этой теории состоит в объяснении феномена лидерства выдающимися качествами человека. Среди черт, присущих политическому лидеру, обычно называют острый ум, твердую волю, целеустремленность, кипучую энергию, организаторские способности, компетентность, готовность брать на себя ответственность, способность внушать людям доверие и т.п.
4. Реляционная теория (Бэсс) синтезирует все предыдущие теории. Лидер – это: 1) человек, обладающий способностями; 2) человек, который выдвигается конкретной ситуацией; 3) человек, который не может быть оторван от определенной группы, выражает ее интересы.
5. Компенсаторная теория, или психологические концепции (Эрих Фромм, Теодор Адорно). В соответствии с этой теорией, у многих людей обладание руководящими позициями выполняет субъективно-компенсаторные функции, позволяет подавлять или преодолевать различного рода комплексы, чувство неполноценности. На положения этой теории большое влияние оказали взгляды З.Фрейда.
З.Фрейд и его последователи считали, что лидерами способны стать люди, у которых стремление к власти доминирует
| | над другими влечениями, что лидерство – это определенный вид помешательства, невроза. З.Фрейд и другие ученые делили общество на психически нормальных людей, не способных к творчеству, и ненормальных, способных к творчеству. По свидетельству историков, биографов, ряд политических лидеров действительно страдали какими-либо психическими отклонениями: Наполеон, Рузвельт, Гитлер, Сталин и др. Власть для такой личности является психологической потребностью, позволяющей избавиться от собственных комплексов путем навязывания своей воли другим людям.
Все перечисленные теории имеют своих сторонников и оппонентов. В будущем могут появиться новые теории, трак -
| Какой из современных концепций, трактующих природу политического лидерства, вы отдадите предпочтение и почему?
| тующие сложный феномен политического лидерства. В современных государствах, в том числе и в Беларуси проявляются две главные тенденции развития политического лидерства – институционализации и профессионализации лидерства.
Первая проявляется в том, что процесс рекрутирования, подготовки, движения к власти и сама деятельность политических лидеров осуществляются в рамках определенных институтов – норм и организаций. Функции лидеров ограничены разделением законодательной, исполнительной, судебной и информационной властей, конституциями и другими законодательными актами.
Профессионализация проявляется в том, что политический труд постепенно превращается в профессию, аналогично профессии врача, конструктора или адвоката.
Настоящие политические лидеры формируются в политической борьбе. В недавнем прошлом не было политической борьбы и не было спроса на политических лидеров. Сегодня резко возрос спрос на политических лидеров. В Республике Беларусь идет процесс формирования политических лидеров. Большую роль играет воздействие народа на выдвижение и избрание государственных деятелей.
3. Политическая деятельность, политическое участие, политическое поведение.
Индивиды, группы, организации и движения проявляют свою политическую субъектность, способность и умение реально воздействовать на политическое развитие общества в политической деятельности. В политологической литературе для характеристики процесса взаимодействия субъекта с политической действительностью применяются понятия «политическая деятельность», «политическое действие», «политическая активность», «политическое участие», «политическое поведение» и др. Каждое из этих понятий имеет как общие, так и специфические признаки.
Понятие «политическая деятельность» – наиболее широкое понятие, охватывающее политические действия, политическое участие и политическое поведение. Она является условием и способом существования индивидов, а также функционирования обществ вообще. В самой природе индивидов содержится необходимость их вступления в активные отношения с внешним миром. Воздействуя на мир, люди изменяют этот мир и тем самым изменяют себя. В научной литературе деятельность в широком смысле слова понимается как специфическая форма активного отношения к окружающему миру, содержанием которого является его целесообразное изменение и преобразование в интересах людей.
Политическая деятельность – это вид активности, направленной на изменение или сохранение существующих политических отношений. (См. Политология. Краткий энциклопедический словарь-справочник. М., 1997. - С.141.) Политическая деятельность нередко понимается как сумма практических действий, направленных на завоевание, осуществление и удержание власти, и связывается с теми субъектами политики, которые имеют непосредственное влияние на осуществление власти и принятие политических решений. Это государственные органы, политические элиты, политические партии, политические лидеры. А действия, посредством которых рядовые члены любой политической системы влияют или пытаются влиять на результаты ее деятельности, называют политическим участием (См. Д.П. Зеркин Политология. Р-н-Д., 1996. - С. 307; А.И.Соловьев. Политология. Политическая теория. Политические технологии. М., 2003. - С.117; Политология. / Под ред. В.А. Бобкова, И.Н. Браима, Мн., 2000. - С.273 и др.)
| | Различают такие типыдеятельности, как практическая и теоретическая; деятельность государственных институтов, политических партий, общественных организаций; законная и незаконная; институциональная и неинституциональная и др.
Виды деятельности:
1) по целям:
| Как Вы понимаете типы политической деятельности?
| - конструктивно-позитивная (укрепление системы) и негативно-деструктивная (подрыв системы);
- стратегическая и оперативно-тактическая;
| | - реформаторская и революционная;
2) по формам:
- легальная и нелегальная;
- организованная и стихийная;
- добровольная и мобилизованная;
3 ) по количеству субъектов:
- индивидуальная;
| На конкретных примерах объясните различные виды деятельности.
| - групповая;
- коллективная
- всеобщая.
Одним из главных видов политической деятельности является политическое руководство. Политическое руководство – это организация деятельности и общественных отношений масс, социальных групп и слоев и направление ее в общее русло. Руководить политически означает руководить объединенной деятельностью сообществ людей, обеспечивать достижение общих целей и скоординированное функционирование, а также развитие общественной системы.
Понятие «политическое участие» обозначает различные виды индивидуальной или групповой непрофессиональ -
| | ной деятельности, связанной с политикой. Виды участия: участие в избирательном процессе, выступление на форумах, письма в органы власти, использование средств массовой информации, наказы депутатам, митинги, демонстрации, забастовки, использование противозаконных средств воздействия на власть, в том числе насилия.
Различают две формы политического участия: прямое (в общинах, коммунах, трудовых коллективах) и опосредованное
| Приведите примеры Вашего политического участия в жизни нашей страны.
| (через своих представителей).
| | По характеру стимулов участие бывает автономное и мобилизованное.
По степени активности – активное, пассивное, индифферентное, экстремистское.
По масштабности, сфере распространения – участие в решении вопросов общенационального характера, местных проблем, вопросов производственного коллектива и проч.
Причины неучастия в политической жизни: низкий
| Охарактеризуйте политическое участие студентов
по степени активности.
| уровень личного развития, образованности, потеря веры в соб-ственные возможности, уход в решение личных дел, занятие профессиональной карьерой, разочарование в политике и т.д.
Политическая деятельность людей связана с их поведением. Политическое поведение – это проявление политической деятельности.
Особенности политического поведения заключаются в следующем: это, прежде всего, субъект-субъектное отношение.
Политическое поведение – такой тип активности, который, будучи обусловлен политической средой, направлен на самого субъекта и выражает его состояние в процессе действия.
Т. Бодио подчеркивает, что поведение связано с приспособлением людей к условиям политического бытия, тогда как действие – с сознательным намерением осуществить изменение в политическом бытии.
| | Политическое поведение – это непосредственное взаимодействие участников политической деятельности. Субъектами политического поведения являются индивиды, группы, массы, толпа. Формы взаимодействия субъектов политики: консенсус и гегемония, сотрудничество и соперничество, союз и конфронтация, изоляция и нейтрализация .
Виды поведения:
- индивидуальное, групповое, массовое (по субъекту);
| Как Вы понимаете различные формы взаимодействия субъектов политики?
| - осознанное и неосознанное, стихийное (по мотивам);
- длительное и кратковременное (по продолжительности);
- конструктивное и солидарное – разрушительное, экстремист -
| | ское (по направленности);
- сознательно контролируемое и неконтролируемое – импульсивно аффективное, патологическое (по управляемости). В силу того, что понятия «политическая деятельность», «политическое участие» и «политическое поведение» отличаются степенью глубины отражения политической действительности, масштабами действия и формами своего проявления, они используются иногда как взаимозаменяемые понятия. (См. подробнее Белякович Н.П. Политология. Мн., 2000. - С. 157-164; Мельник В.А. Политология. Мн., 2003. - С.416-428).
| Разъясните эти виды поведения.
|
Amp; Литература
1. Ашин Г.К. Правящая элита общества. // Свободная мысль, 1998, №7.
2. Ашин Г.К., Понеделков А.В., Игнатов В.Г., Старостин А.М., Основы политической элитологии. М., 1999.
3. Блондель Ж. Политическое лидерство. М., 1992.
4. Гаман-Голутвина О.В. Политическая элита – определение основных понятий. //Полис, 2000. №3.
5. Кретов Б.И. Политическая теория лидерства. // Социально-гуманитарные знания, 2000. №2.
6. Кретов Б.И. Современные западные концепции лидерства. // Социально-политические науки, 2000. №4.
7. Политические элиты России и Белоруссии (Социологический и политологический анализ). Мн., 2000.
8. Севрук В. «Элита» и власть, или власть «элиты». // Беларуская думка, 1997. №10.
9. Фатенков А.Н. Кто должен править: люди или законы, массы или личности? (Апология экзистенциальной автократии). // Полис, 2005. №2.
10. Фельдман Д.М. Политическое взаимодействие элит стран СНГ? //Полис, 2005. №4.
|