Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция 8. Политические партии и общественные объединения
План
1. Сущность, генезис и основные функции политических партий.
2. Классификация политических партий.
3. Партийные системы.
4. Политические партии в Республике Беларусь.
5. Общественные объединения и движения: понятие, признаки, классификация.
6. Общественные объединения и движения Беларуси.
1. Сущность, генезис и основные функции политических партий.
Слово «партия» происходит от латинского слова «partis» - часть целого, сторона какого-либо явления или процесса. Следует отметить, что в научной литературе имеются различные подходы к пониманию сущности политической партии:
- социально-классовый подход, согласно которому политическая партия - это высшая форма классовой организации, объединяющая наиболее активных представителей класса или слоя и руководящая ими в целях достижения определенных идеалов. (См. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. - С. 482.);
- идеологический, с позиций которого партия рассматривается как союз идейных единомышленников;
| | - организационный - выделяющий организационную деятельность партии и такой ее признак, как организационная структура;
- функциональный подход – акцентирующий внимание на роли партии в политической системе общества. (См. Решетников С.В., Подкопаев В.В. Политология. Мн., 2004. - С.171).
Все эти подходы характеризуют политическую партию с различных сторон. Суммируя их, можно дать следующее опреде -
| Объясните, как Вы понимаете подходы к определению партий.
| ление политической партии.
Политическая партия - это добровольно организованное объединение граждан, придерживающихся одной идеологии, представляющее интересы определенных классов, групп и слоев и ставящих своей целью их реализацию, путем завоевания и осуществления политической власти.
Американский ученый Дж. Ла Паломбара выделил основные признаки политической партии:
1. Наличие идеологии и обладание программой деятельности, в которой отражаются мировоззренческие установки членов партии.
2. Наличие организационной структуры, т.е. наличие членст -
| | ва, аппарата управления, партийной дисциплины и субординации.
3. Основная цель - достижение политической властии действия по ее практическому воплощению.
4. Наличие сторонников, т.е. связь с определенным классом
| Объясните
признаки
политической партии.
| или социальным слоем, совокупностью социальных групп.
Особенностью партии как политического института является открытая борьба за государственную власть и решение всех проблем, которые стоят перед партией, именно через овладение политической властью. Этим политическая партия отличается от других общественных объединений.
Формирование партий началось в древности вместе с появлением идеи представительства. В древнем мире само понятие «партия» уже использовалось для обозначения групп политических союзников, стремящихся к общей цели. Но такие союзы в эпоху рабовладения и средневековья можно лишь условно назвать партиями, т.к. это были временные образования, которые играли незначительную роль в политической жизни.
В эпоху Возрождения в Западной Европе возникли так называемые протопартии, которые отражали интересы светской и духовной власти. А возникновение партий в современном смысле слова связано с эпохой буржуазных революций, появлением и развитием парламентаризма. М. Вебер выделил три этапа в формировании политических партий:
- аристократическая группировка;
- политический клуб;
- массовая партия.
Первыми аристократическими группировками были английские объединения консерваторов (тори) и либералов (виги). Это были объединения династического и вероисповедального характера.
В 30-е годы Х1Х века тори и виги сформировали политические клубы, соответственно Карлтон Клаб (1831 г.) и Реформ Клаб(1836 г.), которые ориентировали свою деятельность на парламент. В Конвенте (парламенте) Франции возникли клубы якобинцев, жирондистов, монтаньяров. В США партийные группировки федералистов и антифедералистов возникли после провозглашения независимости.
Партийные группировки эпохи буржуазных революций 17-19 в.в. значительно отличались от современных политических партий по функциям, способам организации и деятельности. Они были небольшими по численности и действовали преимущественно в стенах парламента, опирались на узкую прослойку «избранных» граждан. Здесь отсутствовало централизованное руководство, слабость организационных связей восполнялась общностью взглядов их членов.
Современные политические партии с массовым членством, наличием устава, программы, сетью местных организаций, периодическим съездом и членскими взносами появляются в Х1Х веке.
| | Они формируются под влиянием двух главных обстоятельств. Во-первых, под влиянием появления всеобщего избирательного права, что значительно расширило избирательный корпус. Перед избирателями встали вопросы: кому отдать предпочтение при выборах, как разобраться в предвыборных обещаниях. В ответ на их потребности в подобной информации появились группы людей, которые выставляли своих кандидатов, вербовали сторонников, собирали денежные средства и приступали, по выражению М. Вебера, «к ловле голосов». Именно они и положили начало оформлению массовых политических партий. Первая такая партия возникла в Англии в 1861 году - «Либеральное товарищество регистрации выборов в Англии» (в самом названии отражена причина ее возникновения).
Вторым обстоятельством, повлиявшим на образование современных партий, явилось массовое рабочее движение. Рабочему классу, включающемуся в активную политическую деятельность, необходима организация, способная отстоять его интересы. В 1863 г. возник «Всеобщий германский рабочий союз» - одна из первых массовых пролетарских партий. В ответ на появление ра -
| Почему введение всеобщего
избирательного
права и развитие
рабочего движения
способствовали
образованию
современных
массовых
политических партий?
| бочих партий возникали подобные партии в среде буржуазии и других социальных групп и слоев.
Определим функции политических партий:
1. Представительская. Партии выявляют, формулируют и обосновывают интересы различных социальных групп.
2. Посредническая.Политическая партия выступает посредником между государством и гражданским обществом. Через политические партии граждане выдвигают свои требования к государ -
| | ству и, одновременно, через партии государство обращается к гражданам за поддержкой в решении тех или иных вопросов.
3. Идеологическая. Выработка программных установок, политической линии партии, экономической стратегии.
4. Функция объединения граждан.
5. Кадровая (политического рекрутирования). Подготовка и выдвижение кадров для государственного аппарата, других общественно значимых структур.
6. Электоральная(от англ. «elect» - выбирать) Обеспечение поддержки со стороны избирателей, создание и расширение своего электората. Участие в выборах, выдвижение кандидатов, борьба за голоса избирателей, наблюдение за ходом голосования.
| Вспомните из
истории, какие
политические
партии первыми
возникли в России
и Беларуси.
| 7. Функция осуществления власти. Парламентская деятель -
| | ность, работа в местных органах власти.
8. Функция политической социализации. Политическое воспитание и образование граждан.
2. Классификация политических партий.
Политические партии чрезвычайно разнообразны. Разобраться в этом поможет их типология. Тип партии – это понятие, отражающее наиболее существенные признаки определенной группы политических партий. Партии классифицируются по различным критериям.
По месту в системе государственной власти выделяются правящие и оппозиционные партии.
Оппозиционные партии, в свою очередь, можно разделить на легальные, полулегальные и нелегальные. Первые – официаль-
| Какие партии были наиболее активны в ходе последних выборов в Национальное собрание Республики Беларусь?
| но разрешены, зарегистрированы и действуют в рамках закона. Вторые - не зарегистрированы, но и не запрещены. Третьи – за -
| | прещены и действуют в подполье. К числу последних относятся, как правило, те партии, которые выступают с лозунгами насильственного изменения существующего строя.
По направленности действий существуют революционные партии (стремящиеся к качественному, радикальному преобразованию общества), реформистские (нацеленные на улучшение общественной жизни без изменений социально- политического строя), консервативные (выступающие за сохранение существующего порядка вещей), реакционные партии (стремящиеся к
| Какие оппозиционные политические партии существуют в Республике Беларусь?
| восстановлению старых, предшествующих порядков и структур).
Типология, сформировавшаяся еще в эпоху Великой Французской революции, в связи с критерием по месту в системе политического спектра разделила партии на правые и левые.
К левым партиям относят те партии, которые выступают за передачу средств производства в общественную собственность, за твердые социальные гарантии трудящимся. Чтобы подчеркнуть динамизм этих партий, иногда их называют «партиями движения», в отличие от«партий порядка», как именуют правых.
Правые партии традиционно отстаивают сильное государство, частную собственность и сложившуюся социальную систе -
| | му.
По идеологической направленности выделяются: коммунистические, социал-демократические, консервативные, либе -ральные, национальные, религиозно-ориентированные партии.
С точки зрения внутреннего устройства партии делят на кадровые и массовые ( такую типологию дает французский политолог Морис Дюверже).
Кадровые партии отличаются немногочисленностью, опи-
| Назовите партии Республики Беларусь по их идеологической направленности.
| раются, преждевсего, на профессиональных политиков, финансовую элиту, которая способна обеспечить материальную поддержку. Они действуют, в основном, во время выборов. Хотя они не - многочисленны, но имеют большое число сторонников. Классическим примером таких партий являются Демократическая и Республиканская партии США.
Массовые партии многочисленны. Источником их финансирования являются членские взносы, у них существует четкая организационная структура. Действует такая партия постоянно и имеет ярко выраженную идеологическую направленность, занимается пропагандой и воспитанием масс.
М. Дюверже также выделяет категорию полумассовыхпартий. К ним относятся партии, состоящие не только из индивидуальных, но и коллективных членов. Классический пример - возникшая в 1900 году лейбористская партия Великобритании.
В соответствии с внутрипартийной структурой выделяют также универсальныеи новые кадровые партии.
Универсальные, или «народные партии» - «партии хватай всех» («catch-all party» – О. Киркхаймер) - это партии, утратившие идеологическую определенность и ориентирующиеся на максимальную мобилизацию избирателей вне зависимости от их социальной принадлежности. Политологи считают, что за универсальными партиями будущее, т.к. они ориентированы на общественный, а не групповой интерес и способны получать массовую поддержку на выборах.
Новые кадровые или картельные (электорально-профессиональные), партии - это политические профессиональные (корпоративные) объединения менеджеров по государственному управлению, готовящие выборы и соперничающие в том, кто может предложить более профессиональное и менее дорогостоящее управление обществом и точнее уловить настроения и интересы избирателей. Они не стремятся к массовому членству, но борются за электорат, используя СМИ, и привлекают в свою орбиту лидеров общественных движений и представителей групп интересов и гражданских инициатив. По существу, это возврат на новом уровне к элитарным кадровым партиям с заимствованием американского опыта. Политологи считают, что подобные объединения мало напоминают массовую партию и представляют собой скорее всего «информационно-технократический мутант», «электронный танк», таранящий избирательную систему, ставящий единственную цель - любыми способами привлечь на свою сторону наибольшее число избирателей (См. Политология: Учебник. / Под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова, М., 2005. - С. 310-311.)
По характеру деятельности партии делятся на парламентские и авангардные.
Парламентская партия связывает свою деятельность, главным образом, с выборами в парламент и другие представительные учреждения и ориентирована на завоевание максимально возможного числа мандатов, проведение своей политики через
| | парламент и правительство.
Авангардная партия не ограничивает сою деятельность борьбой за депутатские мандаты, а осуществляет широкую внепарламентскую деятельность, формируясь на мировоззренческой основе и акцентируя внимание на идеологической и воспитательной работе.
| Вспомните примеры таких партий из курса истории.
| С марксистских позиций, сточки зрения классового подхода выделяют пять типов партий: буржуазные, мелкобуржуазные, крестьянские, помещичьи, рабочие. Помимо приведенных
| | существует и множество других классификаций. Любую партию можно отнести сразу к нескольким типам. Она одновременноможет бытьправой, кадровой, консервативной и т.д.
3. Партийные системы.
Существуя и действуя, политические партии вступают во
| Что дает знание классификации партий?
| взаимоотношения с окружающей социальной средой и друг с дру-гом. В подобном взаимодействии они образуют партийную систему.
Партийная система – это совокупность существующих в обществе партий и принципы взаимоотношений между ними. В каждой стране складывается специфическая для нее партийная система, которая обусловлена расстановкой политических сил в государстве, историческими условиями и политическими традициями, национальным составом, существующим законодательством и другими факторами. Несмотря на особенности партийных систем для каждого государства, их можно типологизировать на однопартийные, двухпартийные, многопартийные системы.
Однопартийная система. Характеризуется монополией на власть со стороны одной партии, здесь не допускается политическая конкуренция. Партия здесь фактически срастается с государством и выполняет в нем либо доминирующую роль, открыто признавая это срастание (фашистская Германия, Северная Корея), либо выполняет роль поддержки существующего режима власти. Здесь партия и государство формально разделены, но фактически все рычаги управления находятся в руках лидеров одной партии (СССР, Польша, ГДР, Венгрия, Румыния, Чехословакия). В однопартийных системах партия берет на себя роль единственного стратега и воспитателя народа. Последствиями этого являются:
- отчуждение народа от политики и власти вообще;
- устранение легальных каналов для любых политических новшеств;
- субъективизм и волюнтаризм в политике;
- развращенность носителей власти, их полная бесконтрольность.
| | В таком обществе устанавливается тоталитарный или авторитарный политический режим, который рано или поздно попадает в полосу кризиса и оказывается перед лицом политических перемен, которые в числе прочего приводят к изменению партийной системы.
Двухпартийная система (бипартизм) предполагает наличие в стране двух сильных партий, которые периодически сменяют друг друга у власти. Классическая модель такой системы
| Охарактеризуйте однопартийную систему на примере одной из стран.
| сложилась в США, где Демократическая и Республиканская партии противостоят друг другу. Партии попеременно являются правящими и оппозиционными. Бипартизм не исключает существования других партий, не столь влиятельных, которые тоже участвуют в политическом процессе. Исторический опыт показывает, что реальными шансами занять место в двухпартийной системе обладают те партии, которые занимают центристские позиции.
Бипартизм возможен лишь при проведении партиями однотипной политики, основанной, при всех различиях, на преемственности важнейших принципов. В то же время между партиями существует своеобразное распределение ролей. Так, одна из них (демократы в США) делает акцент на социальных программах, тогда как вторая (республиканцы в США) защищает интересы предпринимательства, поощряет рост инвестиций, ограничивает отдельные права трудящихся. Это разделение имеет определенную логику: стимулируя развитие экономики, одна партия обеспечивает тот уровень благосостояния и экономической стабильности, используя который, другая партия разрешает обостряющиеся социальные противоречия.
Наряду с классической бипартийной системой, существует еемодифицированный вариант: система «двух с половиной партий». Здесь также есть две сильные партии, но ни одна из них не может прийти к власти самостоятельно, не имеет абсолютного большинства в парламенте для формирования правительства. Чтобы создать правительство, одна из этих партий вступает в коалицию с третьей партией, пусть немногочисленной, но представленной в парламенте. Такая система сложилась в Германии, где роль регулятора между СДПГ и ХДС / ХСС играет Свободная Демократическая партия (Св. ДП).
Многопартийная система характеризуется наличием нескольких политических партий в государстве, соревнующихся в борьбе за власть, и при этом ни одна из них не в состоянии самостоятельно осуществлять властные функции. Поэтому такую систему иногда называют мультипартийным укладом или укладом
| | многопартийной раздробленности. При этом партии вынуждены идти на компромиссы, искать союзников с целью создания коалиционного большинства. Постоянным явлением в условиях многопартийности можно считать коалиции и блоки.
Партийная коалиция – это союз равноправных политиче-
| Назовите страны с многопартийной системой.
| ских партий для достижения общих целей на основе консенсуса, компромисса и баланса интересов.
В отличие от этого в партийных блоках наблюдается соподчинение партий. Здесь есть элемент господства и руководства, где более сильные партии могут отчасти навязывать свои позиции более слабым. Следствием многопартийности является формирование коалиционных правительств.
Кроме того, в многопартийной системе выделяется двублоковая система, или поляризованная многопартийность, когда в конкуренции за власть участвуют союзы партий (чаще всего два блока), которые не оставляют никаких шансов другим партиям, не принадлежащим к этим объединениям. Так, например, во Франции в последние десятилетия действует два блока: левый, возглавляемый Социалистической партией, включающий Французскую Коммунистическую парию и Движение левых радикалов (ДЛР), и правый - Объединение в поддержку Республики (ОПР) и Союз за французскую демократию (СФД).
Существует также многопартийная система с доминирующей партией (уклад доминации). Она характеризуется существованием партии, занимающей особое положение в политической жизни и относительно долго (десятилетия) остающейся у кормила государственной власти. Отсутствие коалиции и слабость оппозиции со стороны мелких партий – наиболее характерные черты такой системы. Примеры функционирования подобной системы мы находим в Японии, где либерально- демократическая партия Японии находилась у власти с 1955 по 1993г. В Швеции социал-демократическая партия была правящей более 50 лет. В Индии с 1947 г. с небольшими перерывами у власти была партия «Индийский национальный конгресс».
3. Политические партии Республики Беларусь.
В Республике Беларусь идет процесс формирования многопартийной системы.
Предпосылками многопартийности в экономической сфере являются: становление многоукладной рыночной экономики и появление новых форм хозяйствования в экономической сфере, что обуславливает изменение социально-классовой структуры общества, появление новых социальных групп со своими специфическими интересами.
В политической сфере произошли следующие изменения: устранение монополии на власть со стороны КПСС, провозглашение суверенитета белорусского государства, реформирование политической системы общества, повышение политической активности граждан.
В духовной сфере такой предпосылкой является повышение политической зрелости общества, изменение мировоззренческих установок различных групп населения, рост национального самосознания.
Психологическая предпосылка становления многопартийности - наличие в обществе людей, имеющих невостребованные политические идеи, планы, амбиции и стремление реализовать их.
Становление белорусской многопартийности начинается с начала 90-х годов ХХ века. В 1991г. Министерство юстиции Республики Беларусь начало регистрацию новых партий и движений. Первой официально зарегистрированной политической партией была Объединенная демократическая партия Беларуси (март 1991г.). С 1990 по 1991г. было зарегистрировано 6 политических партий, в 1992 г. – 5, в 1993 г. – 6, в начале 1994 г. – 9 политических партий (См. Т.Г. Соловей, Н.П. Савко Политические партии и партийные системы. / Учеб. метод. пособие. Мн., 2003г. - С. 50.) Это были партии интересов, партии прагматического типа самой разной идеологической направленности (коммунистические, социал-демократические, либеральные, христианско-демократические и пр.) На данном этапе проявилась идейная эволюция белорусского общества – от коммунистической идеологии к посткоммунистическому сознанию.
5 октября 1994г. был принят Закон Республики Беларусь «О политических партиях», который более четко определил их статус, права и условия деятельности; установил порядок создания и регистрации партий (в частности, фиксированное членство, территориальный принцип организации, минимально необходимая численность - не менее 500 человек). В соответствии с новыми требованиями происходит перерегистрация политических партий. В октябре 1994 г. было зарегистрировано уже 25 партий, а в 1995 г. их насчитывалось 35 (См. Т.Г. Соловей, Н.П. Савко Политические партии и партийные системы. / Учеб. метод. пособие. Мн., 2003г. - С. 51.) Такая активность политических партий была связана с подготовкой президентских и парламентских выборов в стране, которые дают широкие возможности для популяризации идей, лидеров, общения с гражданами.
20 января 1999 г. был издан декрет президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений», согласно которому минимальное число членов политических партий должно быть не менее 1000 чел, которые в совокупности должны проживать как минимум в четырех областях республики и в г. Минске. Введен запрет юридическими лицами быть учредителями и членами политических партий. На основании Декрета была произведена перерегистрация политических партий и общественных объединений, которую прошли 18 политических партий. Ныне зарегистрировано 17 политических партий.
Становление многопартийной системы в республике имеет свои особенности. Такими особенностями являются:
- немногочисленность;
- узость социальной базы, отсутствие тесной связи как с традиционными классами, так и с новыми (фермеры, предприниматели и пр.);
- эклектизм и декларативность политических программ многих партий, разрыв между программными установками и реальной позицией партии;
- схожесть программ партий;
зависимость, как правило, политического курса партии от позиции и взглядов ее лидера;
- представительство в партиях на уровне членства, главным образом, людей старшего и среднего поколений;
- возникновение парий как верхушечных образований;
- отсутствие опыта работы;
- использование партии в качестве ступени для продвижения руководителя во власть;
- ориентация на конфликт, а не на сотрудничество;
- схожесть с корпоративными структурами;
- неумение работать с электоратом;
- незначительное присутствие в органах власти;
- слабое представительство в регионах.
Белорусские политологи (И. В. Котляров, Т.Г. Соловей, Н.П. Савко и др.), анализируя партии Республики Беларусь, определяют их типологию. Так, Т.Г. Соловей и Н.П. Савко называют следующие типы политических партий Беларуси:
1. Партии коммунистической ориентации:
а). Партия коммунистов Белорусская.
б). Коммунистическая Партия Беларуси.
2. Партии просоциалистической ориентации:
а). Аграрная партия.
б). Республиканская партия труда и справедливости.
в). Белорусская патриотическая партия.
3. Политические партии социал-демократической ориентации:
а). Белорусская социал-демократическая Громада.
б). Белорусская социал-демократическая партия «Народная Громада».
в). Белорусская социал-демократическая партия народного согласия.
4. Партии либеральной направленности:
а). Объединенная гражданская партия.
б). Либерально-демократическая партия Беларуси.
5. Партии национально-демократической ориентации.
а). Консервативно-Христианская партия «Белорусский Народный Фронт».
б). Партия Белорусского Народного Фронта.
| | 6. Партии интересов:
а). Белорусская партия женщин «Надежда».
б). Белорусская политическая партия «Зеленые».
в). Белорусская экологическая партия зеленых.
г).Белорусская социально-спортивная партия (БССП).
Роль и место политических партий в политической системе определяется их численностью, организованностью, наличием прочной социальной базы, четкой программы действий. Политические партии Беларуси имеют фиксированное членство, членами партий могут быть только граждане страны, достигшие 18 -
| | летнего возраста, обладающие избирательным правом, неограниченные судом в дееспособности и не находящиеся в местах лишения свободы (ст. 9 Закона Республики Беларусь " О политических партиях").
Строятся партии исключительно по территориальному принципу (там же ст. 10).
4. Общественные объединения и движения: понятие, признаки, классификация.
Общественные движения и организации, наряду с государством и политическими партиями - важный необходимый составляющий элемент политической системы. Если государство - главный институт политической системы, партии - посредник между гражданами и государством, общественные организации и движения - объединения самих граждан. Рассмотрим, что общего и чем
| Какое место в политической системе общества отводит Конституция Республики Беларусь политическим партиям?
| различаются общественные движения и общественные организации.
Общественные движения - это более или менее многочисленные объединения граждан для достижения какой либо общей социально значимой цели. Их главное отличие от политических партий состоит в том, что они не ставят целью достижение власти.
Общественные объединения имеют широкую социальную базу, т.е. опираются на самые различные классы, группы и слои. Они вызваны к жизни определенными потребностями граждан:
- Потребность в совместной деятельности людей.
- Потребность в " своей" солидарной группе. Приобщаясь к какому - либо движению, люди получают возможность подчеркнуть свою особенность, специфичность - религиозную, этническую, возрастную и т.д.
- Потребность в решении той или иной социальной проблемы.
Появление общественных движений как одного из субъектов политики относят к Х1Х в. В их становлении и развитии наблюдается ряд стадий:
- стадия создания предпосылок движения (например, угроза ядерной войны, дискриминация женщин и пр.);
- стадия формулировки целей и задач, составление программы действий;
- стадия агитации (пропаганда целей, разъяснение задач);
- стадия развернутой деятельности;
- стадия затухания движения.
Общественные организации - это неправительственные и негосударственные институты, которые создаются для решения социальных проблем и реализации общественных интересов. Их главное отличие от общественных движений состоит в том, что они располагают более или менее разветвленным аппаратом, имеют четкую структуру, устав и постоянное членство, централизованное руководство. В силу этого общественные организации более устойчивы, т.е. могут существовать продолжительное время, располагают большими возможностями для решения общественных проблем.
Однако эта сильная сторона общественных организаций при известных обстоятельствах может обернуться их слабостью - бюрократизацией, отрывом от общественности (например, профсоюзы, комсомол и др. организации в СССР).
Как общественные организации, так и общественные движения выполняют в политической жизни сходные функции.
- Выявление и удовлетворение интересов и потребностей населения. Организации и движения преобразуют расплывчатые мнения людей в четкие требования, воплощенные в программе данного объединения, т.е. артикулируют их интересы, а также решают задачу агрегации интересов.
- Функция социальной интеграции и мобилизации, т.е. объединение и организация членов группы вокруг целей движения. Общественные организации привлекают внимание граждан к острым проблемам, предлагают свои варианты решения, добиваются общественной поддержки.
- Функция социализации: повышение политической образованности граждан, формирование у них активной жизненной позиции.
- Репрезентативная функция, или функция защиты и представительства интересов своих членов во взаимоотношениях с другими политическими институтами, доведение требований группы до государственных органов, политических партий, правящих элит.
- Функция моделирования новых общественно-политических структур. Объединения, в силу общественного и самодеятельного характера, выступают как канал проведения социальных экспериментов, поиска новых форм социальной активности людей.
Общественные организации и движения выступают как группы интересов или группы давления.
Американская политология разработала концепцию заинтересованных групп (А. Бентли, Д. Трумэн и др.). А. Бентли отмечал, что политика есть процесс взаимодействия и борьба организованных в определенные группы людей за достижение своих интересов.
Группы интересов - это добровольные организации, созданные для выражения и представительства интересов, входящих в них людей как во взаимоотношениях с другими группами, так и внутри самих организаций. Профсоюзы, ассоциации предпринимателей, потребителей, добровольные общества (кроме политических партий) представляют собой разновидности групп интересов.
Иногда реализация коллективных потребностей группы требует властных решений, и тогда группа интересов целенаправленно воздействует на институты публичной власти. Такая группа называется группой давления, или лобби(от англ." lobby" - кулуары, коридоры). Лобби - это небольшая структура, которая отстаивает особый, очень узкий интерес. В отличие от общественных организаций, они не стремятся решать какие - либо общественные задачи, а действуют исключительно в интересах своих членов. В такие группы могут объединяться чиновники одного ведомства, работники одной отрасли, предприниматели и пр. Им нужна не политическая власть сама по себе, а влияние на нее. Эффективность их деятельности зависит от тех ресурсов, которыми они располагают (финансовые средства, информация, опыт, квалификация, связи и пр.)
Свое лобби в Конгрессе США имеют, например, профсоюзы, религиозные общины, антивоенное движение. Это проявляется как взаимодействие представителя группы интересов с лицом, принимающим решения через формализованные каналы и неформальные связи (консультации, переговоры, беседы, личные обращения и т.д.) В западных странах существует целая сеть лоббистских служб - юридических фирм, консультационных бюро, агентств по связям с общественностью, которые оказывают посреднические услуги в установлении контактов между группами интересов и государственными службами. В США и ряде европейских государств лоббистская служба защищена законом и находится под финансовым контролем государства.
Дадим классификацию общественных объединений.
- По целям и сферам деятельности выделяются антивоенное, правозащитное, экологическое, движение за национальное равноправие и др.
- По отношению к существующему строю - революционные, контрреволюционные, реакционные движения.
- По стратегической ориентации - консервативные, движения протеста и реформаторские.
- По способам и методам действий - насильственные и ненасильственные.
- По социальной основе. Одни имеют межклассовый (внеклассовый) характер - антивоенное, экологическое, национально-освободительное. Другие имеют ярко выраженный классовый характер - рабочее, крестьянское, буржуазное, движение интеллигенции, фермеров, предпринимателей и пр.
- По половозрастным признакам - молодежи, пенсионеров, женщин, детей и др.
- По профессиональному признаку - врачи, учителя, ученые, служащие, писатели, домохозяйки и т.п.
Общественные объединения в Республике Беларусь.
Общественные организации и движения Республики Беларусь действуют на основе принятого 4 октября 1994 г. Закона об общественных объединениях. Всего по состоянию на 1 января 2005 года в республике зарегистрировано 45 профсоюзов, 2259 общественных объединений, в том числе 245 международных, -
| | 726 республиканских, 1288 местных. (Общественные объединения Республики Беларусь в 2004 году. // Юстыцыя Беларусі. 2005, № 2.)
Одной из наиболее массовых и влиятельных общественных организаций в республике являются профсоюзы. Главная задача профсоюзов - защита трудовых и социально- экономических прав и интересов народа. Самым многочисленным профсоюзным объединением является Федерация профсоюзов Белорусская (ФПБ).
| Какие общественные организации Республики Беларусь Вы знаете?
| Преобразования в экономике привели к образованию союзов промышленников и предпринимателей, фермерских ассоциаций, союзов кооператоров, организаций потребителей иналогоплательщиков и т.д. (Белорусская научно-промышленная ассоциация, Белорусский союз предпринимателей и др.)
Важное место в политической системе занимают объединения молодежи, ставящие целью защиту и реализацию интересов и прав молодежи. Наиболее известные из них: Белорусский Республиканский Союз Молодежи, Объединение белорусских студентов, Союз сельской молодежи, Ассоциация молодых политических деятелей.
| | Существуют также детские организации - Белорусская республиканская пионерская организация, Объединение белорусских скаутов, Ассоциация белорусских гайдов и другие.
Заметную роль в общественно политической жизни республики начинает играть женское движение (Белорусский Союз женщин, Организация солдатских матерей, Белорусская ассоциация женщин-предпринимателей, Всебелорусский женский фонд Евфросинии Полоцкой и др.)
| Расскажите о деятельности одной из молодежных организаций.
| Обострение экологических проблем привело к созданию общественных организаций экологической направленности: Белорусский экологический союз, Белорусский социально-экологический союз «Чернобыль», Общество «Экологическая культура», Белорусская республиканская ассоциация «Инвалиды Чернобыля», Союз «Припять» и др.
В последние годы возникло большое число разнообразных научных, технических, культурно-просветительных обществ, творческих союзов и ассоциаций («Белорусский научно-технический союз», Белорусская ассоциация политологов, Союз белорусских писателей, Общество белорусских хирургов, Белорусская гильдия актеров кино и др.)
Культурно-просветительную в своей основе направленность имеют и созданные в Беларуси национально-культурные общества (Союз поляков Беларуси, Татарское общество «Аль - Кибаб», Культурно-просветительное общество «Русь», Ассоциация украинцев Беларуси, Белорусское объединение еврейских организаций и общин и др.)
Появились объединения, имеющие религиозную направленность (Белорусская католическая громада, Международный христианский фонд, Ассоциация христианской молодежи и семьи и др.)
Активную деятельность на международной арене ведут Белорусское общество дружбы и культурных связей с зарубежными странами, Белорусское общество по связям с соотечественниками за рубежом - Общество «Радзiма», Згуртаванне беларусаŷ свету «Бацькаŷ шчына» и др.
Общественные организации и движения призваны способствовать формированию активной жизненной позиции, повышению политической культуры граждан Беларуси.
| |
Amp; Литература
1. Дюверже М. Политические партии. М., 2000.
2. Ильичева Л.Е. Лоббизм и интересы предпринимательства. М., 2000.
3. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями). Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996г. Мн., 1998.
4. Котляров И.В Политический и социологический анализ развития современной партийной системы Республики Беларусь. Мн., 2003.
5. Кузнец Ю.Л.Партология и жизнь. // Полис. №1, 2005.
6. Кынев А.В.Эффекты “майдана”: политическая система Украины после кризиса 2004 г. // Полис. №1. 2005.
7. О политических партиях Закон Республики Беларусь от 24 октября 1994 г. № 3254-Х11 по состоянию на 23 сентября 2004г. Мн.-16 с.
8. Об общественных объединениях Закон Республики Беларусь от 24 октября 1994 г. № 3254-Х11 по состоянию на 23 сентября 2004г. Мн.-16 с.
9. Политические партии Республики Беларусь - Мн., 2001.
10. Соловей Т. Г., Савко Н.П. Политические партии и партийные системы. Учеб. метод. пособие. Мн., 2003.
11. Холодковский К.Г. Партии кризис или закат. // Политические институты на рубеже тысячелетий. Дубна 2001.
|