Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 11. Представительство и выборы






 

План

1. Избирательное право и его основные принципы.

2. Понятие и типы избирательных систем.

3. Технология выборов.

4. Референдум как институт непосредственной демократии. Избирательная система Республики Беларусь.

 

1. Избирательное право и его основные принципы. Выборы являются процедурой, с помощью которой осуществляется участие граждан в формировании представительных, законодательных, исполнительных и судебных органов государства. Выборы – способ существования демократии, способ смены правящих элит, передачи власти от одних людей другим мирным путем, через волеизъявление народа. Существуют общенациональные парламентские и президент -  
ские выборы, выборы в органы местного самоуправления, в законодательные собрания штатов или административно-территориальных единиц, а также выборы некоторых должностных местных лиц (судьи, присяжные, и др.) Люди выдвигают из своей среды представителей и добровольно передают им часть своих прав решать общественные проблемы. Выборы рассматриваются также как форма контроля масс за правящей элитой. Приведите примеры различных видов выборов в Республике Беларусь.
Если власть не выражает интересы избирателей, то выборы дают возможность сменить ее. Такая власть является легитимной, признанной населением, а выборы являются формой легитимации власти. Выборы – мерило дисциплинированности общества, степени его политической культуры. Функции выборов: - формирование органов публичной власти – парламента, главы государства и пр.; - выражение и представительство интересов электората; - включение граждан в политический процесс в качестве его субъекта; - легитимация власти как признание гражданами ее законности и права управлять, а также согласие подчиняться; - формирование политической элиты, т.е. приведение к власти лучших представителей общества; - контроль за институтами власти (См. Е.В. Пиульский, Н.Н. Гончаров, Л.И. Цыганкова. Политология: Учебное пособие. Гродно, 2003. - С.84.) Выборы, вместе с тем, - это еще и своеобразный политический рынок. Претенденты на занятие различных должностей предлагают избирателям свои голоса в обмен на властные полномочия, получаемые от избирателей. Как на любом рынке, здесь существует обман, спекуляция на доверии избирателей. Поэтому выборы эффективны тогда, когда в государстве действует избирательное право как система законов, регулирующая избирательную процедуру. Избирательное право – это совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах представительных органов власти, организацию и проведение выборов, взаимоотношения между избирателями и представительными учреждениями, порядок отзыва депутатов. Избирательное право регламентирует вопрос о том, кто может быть избранным, оно также определяет порядок проведения выборов и подведения итогов голосования. В основу современного избирательного права заложены принципы прямых, всеобщих, тайных и равныхвыборов. Это значит, что все совершеннолетние граждане страны независимо от пола и возраста, места жительства, расы, национальности, социальной принадлежности и пр. напрямую выбирают всю вертикаль власти, каждому предоставлено равное количество голосов и количество избирателей в каждом избирательном округе примерно равно. Голосование осуществляется тайно, т.е. никто не вправе без ведома самого гражданина знать, за кого он голосовал. Принципы всеобщности, равенства, тайного, прямого голосования заложены в Конституции Республики Беларусь. Так, принцип всеобщности предполагает, что право избирать имеют граждане, достигшие 18 лет, что при этом не должно быть никаких имущественных и иных ограничений. Правда, некоторые люди лишаются права голоса в силу определенных обстоятельств: отсутствия прописки, жилья. Согласно Конституции Республики Беларусь, в выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы, а также те граждане, против кого избрана мера пресечения – содержание под стражей. В Конституции заложен также принцип свободных выборов: избиратель сам решает, участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать.  
Различают активное и пассивное избирательное право. Активное избирательное право - это право гражданина избирать, лично участвовать в выборах. Вместе с тем, несмотря на то, что в большинстве стран практически все граждане участвуют в избирательной процедуре, существуют всевозможные ограничения, так называемые избирательные цензы. Например, до сих пор в мусульманских странах, таких как Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт, Иран, Афганистан и пр. Существует ценз по полу (женщины Какие статьи Конституции Республики Беларусь отражают принципы избирательного права?
лишены избирательных прав). А право голоса для женщин в Европе введено не так давно: например, в Японии и Италии – с 1945 г., в Греции оно было узаконено только в 1956 г., а в Швейцарии - в 1971 г. Ценз оседлости ограничивает участие в выборах мигрантов. Например, для того, чтобы принять участие в выборах, человек должен прожить на территории США 30 дней, получив при этом гражданство, в Канаде и Финляндии - 1 год, в Норвегии - 5 лет. В Республике Беларусь такого ценза нет. Существует также и профессиональный ценз, когда, к примеру, в Аргентине и Бразилии избирательных прав лишены военнослужащие, что объясняется необходимостью поставить армию вне политики. В СССР до 1936 г. избирательного права были лишены «представители эксплуататорских классов». Избирательное право может быть прямым и косвенным. При прямых выборах депутаты выбираются гражданами непосредственно. Косвенные выборы связаны с двухступенчатой процедурой избрания гражданами сначала выборщиков, которые затем решают, кого избрать на ту или иную должность. Например, президенты США, Бразилии, Финляндии, верхние палаты парламентов Малайзии, Индии выбираются косвенным путем. В нашей стране выборы являются прямыми: депутаты избираются гражданами непосредственно. Пассивное избирательное право – это право быть избранным, право гражданина быть кандидатом в представительные органы власти или на выборную должность. Здесь тоже существуют свои ограничения. Чтобы стать президентом Республики Беларусь, необходимо достичь возраста 35 лет, быть белорусом по рождению, обладать избирательным правом и проживать на территории Беларуси не менее 10 лет непосредственно перед выборами. На пост президента США, по Конституции государства, может баллотироваться гражданин этой страны, достигший 35 лет, коренной американец. Депутатом Палаты представителей Национального Собрания Республики Беларусь может быть гражданин, достигший 21 года, а депутатом Совета Республики (верхней палаты) – человек, достигший 30 лет, проживающий на территории соответствующей области, города Минска не менее 5 лет. Американским сенатором (верхняя палата) может стать гражданин в возрасте 30 лет, являющийся гражданином США не менее 9 лет. В некоторых странах отдельные должностные лица не могут избираться в представительные органы власти даже в течение определенного времени после того, как они покинули эти должности. Это судьи, комиссары полиции, префекты и пр. В Республике Беларусь депутаты Палаты представителей осуществляют свои функции на профессиональной основе, т.е они не могут заниматься никакой другой деятельностью кроме парламентской. Одно и то же лицо не может быть одновременно членом парламента и правительства Республики Беларусь, членом обеих палат парламента. Депутат Палаты представителей не может быть одновременно депутатом местного Совета депутатов и пр. Равнодушное отношение населения к политической жизни, уклонение от участия в ней называется абсентеизмом (от лат. «absentia» – отсутствие).  
Это явление имеет достаточно широкое распространение в мире. Его причинами могут быть: отсутствие у личности общепринятых норм политической культуры, утрата или отсутствие групповой идентичности, крайняя степень недоверия к политическим институтам, чувство собственной беспомощности и невозможности повлиять на власть, а также высокая степень удовлетворенности личных интересов, порождающая ощущение ненужности политики, протест против существующих порядков, Назовите причины неучастия в выборах отдельных граждан Республики Беларусь?
разочарование в партийных программах, в деятельности правительства. Борьба с этим явлением - актуальная проблема для многих стран. Некоторые вводят обязательное голосование (Австрия, Бельгия, Голландия, Италия, Греция государства Латинской Америки и др.) За уклонение от голосования налагаются штрафы, ограничивается предпринимательская деятельность, поступление на государственную службу и пр. В Италии, к примеру, в документах гражданина, не участвовавшего в выборах ставиться штамп «не голосовал», а в Австрии, уклонение от голосования по закону наказывается четырехнедельным тюремным заключением. В Республике Беларусь выборы являются свободными: избиратель сам решает участвовать ему в выборах или нет. 2. Понятие и типы избирательных систем. Избирательная система – это совокупность установленных законом правил и принципов, с помощью которых определяются результаты голосования и распределяются депутатские мандаты. В каждой стране закрепляется своя избирательная система, которая определяет, кто победил на выборах. Она зависит от формы государственного правления, специфики партийной системы, уровня политической культуры населения. В мире существует большое количество избирательных систем, но их многообразие может быть сведено к трем основным типам: мажоритарной, пропорциональной и смешанной системам подсчета голосов. Мажоритарная избирательная система. Слово «мажоритарная» происходит от фр. «majorite» – большинство. В ее основе лежит принцип большинствапри определении результатов голосования. От каждого избирательного округа избирается один депутат. Победителем считается кандидат, получивший наибольшее количество голосов избирателей. Существует две разновидности мажоритарной системы: а) Мажоритарная система абсолютного большинства, когда избранным считается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов – 50 % + 1 голос. Если никто не получил этого в 1 туре, то проводится 2-й тур выборов (например, в Беларуси, Франции). Во Франции во 2-й тур допускаются все кандидаты, набравшие более 12, 5% голосов. Избранным во 2 туре считается тот, кто набрал простое большинство голосов. В Беларуси во 2-й тур выходят два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов. Избранным считается тот, кто набрал большее количество голосов. Одним из вариантов мажоритарной системы абсолютного большинства является проведение выборов с преференциальным (предпочтительным) голосованием. Избиратель получает бюллетень со списком кандидатов, в котором он распределяет места по своему усмотрению. Если никто из кандидатов не наберет абсолютного большинства голосов, то отданные голоса за кандидата, оказавшегося на последнем месте, передаются более удачливым, а сам он исключается из избирательного списка. Так продолжается до тех пор, пока кто-то из кандидатов не наберет наибольшего количества голосов. Такая система хороша тем, что не требуется второй тур выборов. б). Мажоритарная система относительного большинства (плюральная избирательная система). Кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из его конкурентов, и не обязательно больше половины. При такой системе избирательные округа являются одномандатными, т.е. от каждого округа избирается один депутат. Такая система существует сегодня в Великобритании и странах, некогда находившихся под ее влиянием, в том числе и в США. Она характерна для стран с двухпартийной системой. Достоинствами мажоритарной системы являются: - учет мнения большинства избирателей определенного округа при формировании органов государственной власти; - предопределяется господство крупных партий, которые формируют устойчивые правительства, способные удерживать политическую систему в состоянии стабильности. Недостатки этой системы проявляются в том, что - она не полностью выражает политическую волю населения. Практически может не учитываться до 49 % голосов избирателей; - мажоритарная система не дает адекватного соотношения между поддержкой, которую получает партия в стране, и числом ее представителей в парламенте. Небольшая партия, имеющая большинство в нескольких избирательных округах, получит несколько мест, а крупная партия, рассредоточенная по всей стране, не получит ни одного места, хотя за нее проголосовало больше избирателей. Типична ситуация, когда партии набирают равное количество голосов, но получают разное количество депутатских мандатов. Пропорциональная избирательная система. Отличительная черта пропорциональной избирательной системы состоит в том, что она строится не на принципе большинства, а на принципе пропорциональностимежду полученными голосами и завоеванными мандатами. Депутатские мандаты распределяются не между индивидуальными кандидатами, а между партиями, в соответствии с числом поданных за них голосов. От избирательного округа избирается не один, а несколько депутатов. Избиратели фактически голосуют не за кандидата, а за ту или иную программу партии. Партии составляют избирательные списки, куда включают наиболее известных и авторитетных своих членов, которых они хотели бы видеть в выборных органах. Партийные списки бывают: 1. Жесткие (закрытые) – Испания, Греция, Португалия, Израиль, Коста-Рика и пр. Избиратели голосуют за список целиком и не имеют права его изменить. Если в списке 10 кандидатов, а партия выиграла на выборах 5 мест, то депутатами станут первые 5 кандидатур списка. В этом случае резко усиливается власть партийной элиты, т.к. именно партийные лидеры решают, кто займет места в списке. 2. Открытые - Бельгия, Италия и пр. Избиратели могут изменить порядок списка кандидатов, отдать предпочтение (преференцию) определенному кандидату или кандидатам. 3. Полужестские – Нидерланды. Дания, Австрия и пр. Здесь первое место всегда предназначено кандидату, стоящему в списке под первым номером. Остальные мандаты распределяются между кандидатами в зависимости от полученных ими преференций. 4. Панаширование (смешивание) – Швейцария, Люксембург. Избиратель голосует за определенное число кандидатов, принадлежащих к разным партийным спискам. Таким образом создаются условия для образования предвыборных партийных блоков. Для определения результатов голосования устанавливается квота, т.е. минимум голосов, необходимый для избрания одного депутата. Для определения квоты общее число поданных по данному округу (стране) голосов делится на число депутатских мест. Места между партиями распределяются делением полученных ими голосов на квоту. В ряде стран действует т.н. избирательный порог. Чтобы попасть в парламент, партия должна получить не менее определенного процента голосов избирателей и преодолеть определенный барьер. В Венгрии и Болгарии он составляет 4%, в Италии 5%, в Турции – 10%. Партии, не преодолевшие этот порог, не получают ни одного места в парламенте. Достоинства пропорциональной системы в том, что она: - позволяет наиболее полно учитывать все политические симпатии и предпочтения населения; - стимулирует многопартийность, создавая благоприятные условия деятельности для небольших политических партий. Недостатками ее являются: - трудности при формировании правительства в условиях, когда в парламенте представлено около десятка и более партий. Созданное таким образом правительство нестабильно. За последние 50 лет, к примеру, в Италии сменилось более сотни правительств; - пропорциональная система не дает возможности оценить личные достоинства кандидата, поскольку избиратель голосует не за человека, а за партию; - может значительно возрасти роль мелких партий, которые за поддержку более крупных партий требуют постов и привилегий, не соответствующих их реальному месту в политической системе. Это создает условия для коррупции, перерождения партий, сращивания партий с госаппаратом, перебежек из лагеря в лагерь, борьбы за теплые места и пр. Нарушается сам принцип пропорциональности. Смешанная избирательная система. Она соединяет в себе достоинства и недостатки обеих систем – мажоритарной и пропорциональной. Смешанная система существует в 27 странах мира. (Егоров А.Н., Осмоловский В.П. Политология: Учебно-практич. пособие Мн., БГЭУ, 2003, – С.157). На такой основе проходят выборы в России, Германии. При этой системе половина депутатов избирается по мажори -  
тарной системе относительного большинства, а другая половина по пропорциональной системе. Каждый избиратель имеет два голоса. Один голос он отдает за кандидата, а другой - за партийный список. При подведении итогов раздельно подсчитываются первые и вторые голоса избирателей. Представительство любой партии складывается из суммы мажоритарных и пропорциональных мандатов. Выборы проходят в один тур. Какой из избирательных систем Вы отдаете предпочтение и почему?
3. Технология выборов. Совокупность средств, способов, приемов и форм решения задач избирательной кампании называется избирательной технологией. Избирательный процесс имеет несколько основных этапов: 1. Подготовительный этап. Он включает в себя определение даты выборов, создание системы избирательных комиссий, избирательных округов и т.д.) 2. Выдвижение кандидатов. Рассмотрим порядок выдвижения кандидатов . Во многих странах кандидаты должны внести избирательный залог. В Великобритании денежная сумма залога равна 150 фунтам стерлингов. Залог не возвращается кандидату, не набравшему 1/8 % голосов. Во Франции такой залог равен 1000 франкам, и он не возвращается, если кандидат не набрал 5% голосов. Существует несколько способов выдвижения кандидатов на выборные должности. 1) Кандидатов выдвигают партиии общественные организации путем подачи петиций (лат. «petitio» – коллективное прошение). В ряде стран эти петиции должны быть подписаны определенным числом избирателей. Например, в Швейцарии – 15 чел. 2) Сам кандидат подает заявление, которое должно быть подписано избирателями. Так, в Англии требуется 10 подписей, в Германии – 200 подписей. (См. Решетников С.В., Подкопаев В.В. Политология. Курс лекций. Мн., 2004. - С. 205-206.) В Беларуси сам гражданин выдвинуть себя не может. 3) Выдвижение кандидатов осуществляется в том же порядке, что и избрание депутатов. Такая процедура называется праймериз, или первичные выборы. Через них можно определить наиболее популярных кандидатов, которые выходят затем на общенациональные выборы. Первичные выборы широко распространены в США. 3. Соперничество претендентов, сопровождающееся агитационно-пропогандистской кампанией. В разработке избирательных кампаний большую роль играет, во-первых, команда  
кандидата, включающая доверенных лиц, группу поддержки, агитаторов, имиджмейкеров и спонсоров. Во-вторых, группа социально-политического обеспечения, состоящая из специалистов-политологов, социологов, юристов, психологов (консуль - Расскажите об этапах выборов в Беларуси.
тантов и советников). На данном этапе проводятся социологические исследования среди избирателей в целях изучения политического рынка. Затем разрабатываются стратегия и тактика, оперативный план будущей кампании, создается имидж политического лидера. Проводится предварительная «раскрутка» кандидата, определяется его программа и структура команды. В западных странах существуют особые консалтинговые фирмы, специализирующиеся на избирательных технологиях. Особое значение сегодня имеют на выборах так называемые PR технологии, связанные с повышением доверия избирателя к участвующим в выборах партиям или политическим лидерам. Есть т.н. «белый» и «черный» пиар. Последний формирует у избирателя по отношению к конкуренту на выборах образ врага, используя клевету и провокации. Среди распространенных форм воздействия на электорат широко используются рекламные ролики по телевидению, выступления по радио, публикации в прессе, выпуск листовок, плакатов, привлечение к работе лиц, формирующих общественное мнение, рассылка материалов агитационного характера по почте, встречи кандидатов с избирателями. 4. Голосование и подведение итогов выборов. Необходимо остановиться на самой процедуре голосования. Термин «голосование» пришел к нам из античной Спарты, где высший орган государственной власти формировался на общем собрании граждан выкриками. Избранным становился тот, за кого громче всех кричали собравшиеся. Из античных Афин пришел и термин «урна». Именно в «урну» древние афиняне опускали черные или белые камни во время голосования (черный – против). Сегодня в большинстве стран пользуются бумажными бюллетенями или электронным голосованием, хотя есть и примеры нетрадиционных его форм. В Уганде в ходе местных выборов предусматривается выстраивание избирателей в колонну на центральной площади поселка. Тот кандидат, за которым выстроилось наибольшее количество людей, становится победителем. Оборачиваться и перебегать из колонны в колонну запрещается. Выделяют три основных типа голосования: альтернативное, коммулятивное и лимитированное. При альтернативном голосовании избиратель может отдать свой голос «за» или «против» кандидата или партии. При коммулятивном голосовании избиратель имеет большее количество голосов, чем количество зарегистрированных кандидатов. Голосующий может отдать все голоса в пользу одного кандидата или распределить их между ними по своему усмотрению. Эта система применяется на выборах в Палату представителей американского штата Орегон. Лимитированное голосование означает, что у избирателя меньше голосов, чем число зарегистрированных кандидатов. Избиратель тоже распределяет их по своему желанию. Возможны варианты перечисленных типов голосования. Не менее важным является заключительный этап выборов - подсчет голосов. Как было сказано выше, его особенности определяются типом избирательной системы. 4. Референдум как институт непосредственной демократии. Избирательная система Республики Беларусь. Референдум – это форма «прямой демократии», особый тип всенародного голосования, объектом которого является не тот или иной кандидат, а какой- либо важный вопрос, по которому власть считает необходимым выяснить мнение граждан страны. Это вотум доверия народу, признание за ним права принятия стратегических решений для государства и общества Вопрос, который выносится на референдум, может быть вопросом о государственной принадлежности той или иной территории (референдумы 1935г. и 1957г. о Саарской области в Германии), либо о ее независимости (референдум 1995г. во франкоязычной провинции Квебек в Канаде), вопрос о форме правления (в 1946г. в Италии и в 1976г. в Греции о замене монархии республикой). Референдумы проводятся далеко не во всех государствах. Только 9 из 18 западноевропейских государств предусматривают возможность проведения референдумов по инициативе парламента или правительства. Лишь в 4-х из них требуется утверждение референдумом принятых парламентом изменений и дополнений к Конституции (Дания, Ирландия. Франция, Швейцария), и только страны «альпийского треугольника» (Австрия, Италия, Швейцария) используют механизм народных инициатив, т.е. предусматривают выдвижение определенным числом граждан требования о проведении референдума по какой-либо проблеме. Референдумы бывают разных видов в зависимости от предмета голосования, способа проведения и сферы применения: - конституционный референдум, если с его помощью производится утверждение конституции и поправок к ней; В Республике Беларусь четыре основных раздела Конституции (1, 11, 1У, У111) могут быть изменены только путем обязательного референдума. Решения, принятые референдумом, могут быть отмененены лишь путем следующего плебисцита. - законодательный, если предмет референдума – акт текущего законодательства. Первый в истории референдум был проведен в Швейцарии в 1439 г. в кантоне Берн при решении вопроса о финансовом положении. С тех пор они прочно вошли в политическую жизнь Европы. Только в Швеции с 1800 г. было проведено более 300 референдумов. В США народным голосованием было принято более 130 решений об утверждении новых конституций и около 2 тыс. поправок и дополнений к действующим конституциям штатов. Особенно увеличилось число референдумов в 90-е годы. ХХ в. В СССР и в постсоветских странах они проводились неоднократно. 17 марта 1990г. на референдум был вынесен вопрос о дальнейшей судьбе СССР. В РСФСР проводился референдум по вопросу о введении поста Президента (17.03. 1991г.), о доверии к Президенту и одобрении проводимой им социально-экономической политики, о досрочных выборах (25. 04. 1993 г). В Республике Беларусь референдумы проходили 2 раза: 26 11.1996 г. - когда на народное обсуждение было вынесено 4 вопроса: об изменениях и дополнениях в конституцию страны, о смертной казни, об изменении государственной символики, о полномочиях местных Советов Народных Депутатов; 07. 09. 2004 г. - о праве действующего Президента выдвинуть свою кандидатуру на президентских выборах 2006 г. Инициатива проведения референдума может исходить от избирательного корпуса (по Конституции Республики Беларусь – по предложению не менее 450 тыс. граждан), Парламента, Президента, отдельных субъектов федерации (в федеративных государствах). Избирательная система Республики Беларусь. В Республике Беларусь существует мажоритарная система абсолютного большинства. В первом туре избранным считается кандидат, набравший абсолютное большинство голосов избирателей (50% + 1 голос). Если никто из кандидатов не набрал этого числа голосов, проходит второй тур выборов, в который выходят два кандидата, набравшие наибольшее число голосов. Во втором туре побеждает кандидат, набравший простое большинство голосов. Выборы считаются состоявшимися, если в них в первом туре приняло участие не менее 50% зарегистрированных избирателей, во втором - не менее 25%. Если выборы не состоялись в первом или втором туре, проводятся повторные выборы, которые отличаются от второго тура выборов тем, что вся процедура начинается заново.  
Выдвигать кандидатов в депутаты в Республики Беларусь могут политические партии, некоторые общественные организации (например, организации ветеранов и др.), трудовые коллективы, собрания избирателей округа или граждане путем сбора подписей (не менее 1000 избирателей данного округа при выборах в парламент, 100 000 избирателей - в случае избрания Президента республики). Какое участие Вы принимали в выборах в Национальное собрание Республики Беларусь?

Amp; Литература

1. Избирательный кодекс Республики Беларусь. Мн., 2000.

2. Ермошина Л. Закон и выборы. // Беларуская думка. 2000, № 6.

3. Горбунов В.П. Конституционные основы современного избирательного права. // Социально-гуманитарные знания, 1999, №2.

4. Выборы: подлинные, свободные и справедливые. / С.А. Альфер, И.И. Бугрова, А.Е. Вашкевич и др. Мн., 1999.

5. Джабасов А.А. Политические технологии избирательных кампаний проблемы категориального осмысления. // Вестник МГУ. Серия 12: Политические науки. 2000, №2.

6. Избиратель: продавец или вкладчик? // Полис, 2001. №1.

7. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями). Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г. Мн., 1998.

8. Основы избирательных технологий. / Е.А. Тюлева, Ю.Л. Ольвинская, И.Г. Зеленовский и др.; под ред. И.Г. Зеленовского. Мн., 2000.

9. Подвинцев О.Б.Псефология как наука о выборах. // Полис, 2005, №5.

10. Усманов Б.Ф. Эффективность избирательного процесса. // Социс, 1999, №3.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал