Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История как часть всемирной истории






В современной отечественной литературе это свод накопленных наукой знаний и стихийно возникающих представлений, всевозможных символов, обычаев и других явлений духовной сферы, в которых общество воспроизводит, осознает свое прошлое.

Если согласиться с подобным определением, то следует отметить, что при таком подходе историческое сознание отождествляется с исторической памятью. И, во-вторых, в данном определении исключен личностный аспект. Историческое сознание рассматривается как индивидуальная реальность. Историческая память, отражая прошлое, является основной частью исторического сознания, в котором представления об обществе сочетаются в единстве его прошлого, настоящего и будущего. Историческое сознание является «связующей» времен и поколений. Оно может быть массовым (групповым) и индивидуальным.

Массовое историческое сознание представляет собой способ рационального воспроизведения и оценки обществом его движения во времени. Индивидуальное историческое сознание является результатом приобщения к знаниям о прошлом, во-первых, и осмысления прошлого и испытания чувства сопричастности с ним, во-вторых.

Поскольку историческое сознание есть осмысление, то оно существует в двух видах: целее рациональное и ценностно-рациональное. В первом виде сознания ориентация направлена на осмысление хода исторических событий, их причин и следствий, на конкретный результат. Ценностно-рациональное сознание, наоборот, ориентируется не на конкретный результат, а на стоящую за ним ценность. В нем доминируют не вопросы Почему? С какой целью?, а Каков смысл? Кто виноват". Ценностно-рациональное сознание в значительной степени подвержено воздействию извне, оно более изменчиво. Человек с таким сознанием способен легко менять свои взгляды в пользу других, не испытывая при этом неудобств и сомнений.

Историческое сознание приобретает различные формы: мифа, хроники или науки. Отличительной особенностью мифического сознания является нерасчлененность, слитность исторических представлений.

Исторический миф – это эмоционально окрашенное представление об исторической действительности, вымышленный образ, замещающий в сознании эту действительность.

Исторические мифы создаются коллективным воображением или навязываются массовому историческому сознанию извне, формируя при этом определенное историческое мироощущение, призванное формировать желаемые образцы социального поведения. Мифы активизируют историческое сознание в периоды разочарований и краха иллюзий. Современная публицистика дает немало примеров мифологизированного сознания: разочаровавшись в советской истории, авторы ищут нравственное утешение и вдохновение в историческом прошлом нашей страны.

Хронистическое сознание в значительной степени ориентировано на изучение реальных событий прошлого. Но в этом сознании отсутствуют представления о причинно-следственных связях в истории. Подобные связи подменяются в хронистическом сознании изложением исторических событий в их последовательности, скрепленных провиденциалистскими идеями и моральными сентенциями. Поэтому толкование истории дается через призму божественного провидения, дихотомию добра и зла, Бога и дьявола, добродетели и порока, замыслов и происков.

Как и мифическое, хронистическое сознание формирует историческую реальность соответственно идеалу своего времени. Прошлое изображается не таким, каким оно было, а таким, каким оно должно было бы быть.

Потребность общества в самосознании, в глубоком понимании логики исторического процесса привела к становлению истории как науки о прошлом. Это оказало огромное влияние на усиление рефлексивного начала в историческом сознании. Оно обращается, прежде всего, к реальным фактам истории, «земным» корням тех или иных событий и процессов, стремится осмыслить причинно-следственные связи и выяснить сущность исторических явлений. Достижением научного сознания стал историзм, требующий рассматривать исторические явления в развитии, в связях с другими историческими событиями, с учетом конкретных условий определенного этапа общественногоразвития.

В историческом сознании, присущем той или иной социальной группе, можно выявить также доминантные и временные формы. Трансформация исторического сознания происходит обычно в условиях кризиса общественной системы, при смене политических режимов, при резком изменении курса общественного развития, когда в ситуации «переоценки социально значимых ценностей» начинается «переписывание истории».

В этих условиях возрастает роль исторического сознания как одного из регуляторов социального поведения. Оказавшиеся в кризисной ситуации люди обращаются к своему прошлому, стремясь постичь смысл происходящих событий.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал