Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 2. Особенности становления государственности в России и мире






 

1. Пути политогенеза и этапы образования государства в свете современных научных данных Восточные славяне в VI – IX вв.

2. Проблемы этногенеза и ранней истории славян в исторической науке.

3. Образование Древнерусского государства

4. Начало политической раздробленности Руси

5. Судьбы русского народа и русской цивилизации во второй половине XIII – начале XIV вв. Ордынское господство на Руси

 

 

Восточные славяне в VI –IX вв. Первые сведения о политической истории

Славян относятся к IV в. н.э. С Балтийского побережья германские племена готов пробились в Северное Причерноморье. Готский вождь Германарих был разбит славянами. Его преемник Винитар обманом заманил к себе 70 славянских старейшин во главе с Бусом и распял их. Спустя восемь столетий неизвестный нам автор «Слова о полку Игореве» упомянул «время Бусово».

Особое место в жизни славянского мира занимали отношения с кочевыми народами степи. В конце IV в. готский племенной союз был разбит тюркоязычными племенами гуннов, пришедшими из Центральной Азии. В 375 г. Орда гуннов заняли своими кочевьями территорию между Волгой и Дунаем, а затем продвинулись дальше в Европу до границ Франции. В своем продвижении на запад гунны увлекли часть славян.

В VI в. славяне неоднократно совершали военные походы против крупнейшего государства того времени – Византии. От этого времени до нас дошел ряд сочинений византийских авторов, содержащих своеобразные военные наставления по борьбе со славянами. Византийские авторы сравнивали образ жизни славян с жизнью своей страны, подчеркивая отсталость славян. Походы на Византию могли предприниматься только крупными племенными союзами славян. Эти походы способствовали обогащению племенной верхушки славян, что ускорило распад первобытнообщинного строя.

Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на Востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге. Славяне, осваивавшие Европейскую равнину, вступали в контакт с немногочисленными финно-угорскими и балтийскими племенами. Происходил процесс ассимиляции народов. В VI-IX вв. славяне объединялись в общности, имевшие уже не только родовой, но и территориально-политический характер. Племенные союзы – этап на пути складывания государственности восточных славян.

Основным занятием восточных славян было земледелие. С природно-климатическими условиями тесно связаны основные системы земледелия. На севере, в районе таежных лесов, господствующей системой была – подсечно-огневая. В южных районах ведущей системой земледелия был перелог (с истощением почвы переходили на новые участки).

Низкий уровень производительных сил при ведении хозяйства требовал огромных затрат труда. Трудоемкие работы, которые надо было осуществлять в строго определенные сроки, мог выполнить только большой коллектив; в его задачу входило также следить за правильным распределением и использованием земли. Поэтому большую роль в жизни древнерусской деревни приобретала община. К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная, или соседская община.

Города строились на торговых путях, таких, как путь «из варяг в греки», или Волжский торговый путь, связывавший Русь со странами Востока. Связь с Западной Европой поддерживалась также по сухопутным дорогам.

Во главе восточно-славянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка. Важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях – вечевых сходах.

Древние славяне были язычниками. На ранней ступени своего развития они верили в злых и добрых духов. Сложился пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные и общественные отношения того времени.

Образование Древнерусского государства. Если не сводить понятие государства только к политическим институтам власти, а рассматривать его и как определенную территорию, то надо признать, что Русская земля как единое целое, подвластное киевским князьям, сложилось во второй половине IX - начале X в., то есть в «варяжский период». Основной формой политического объединения племен была военная демократия, включавшая в себя наряду с княжеской властью такие институты, как вече, совет старейшин, народное ополчение. По мере роста внешней опасности и разложения родового уклада происходила концентрация власти в руках племенных вождей - князей, объединявшихся в более крупные «союзы союзов». Существует предположение, согласно которому первоначально возникли три государственных центра: Куяба - вокруг Киева; Славия - вокруг Новгорода; Артания - вокруг Рязани.

На этой территории и началось затем формирование единой территориальной общности – Русской земли, которая по своему политическому устройству представляла собой федерацию славянских племен. Возникновение государственности на Руси было вызвано в первую очередь внутренними причинами, однотипными для всей европейской цивилизации. Но если в Западной и Южной Европе появление новых «варварских» государств, шло ускоренными темпами при опоре на традиции поздней античности, то на Руси темп политического объединения славянских племен был замедленным. Кроме того, постоянные набеги кочевых племен, организация, в свою очередь, походов на Византию, необходимость регулирования внутренних социальных отношений, - все это способствовало усилению княжеской власти, которая в условиях федеративного устройства Киевской Руси все более приобретала характер раннефеодальной монархии.

Хотя государство у восточных славян сложилось окончательно в «варяжский период», сами варяги появились на Руси уже после того, как в русских землях вполне сложились экономические и политические предпосылки для объединения. Летописное известие о призвании варягов содержит гораздо больше действительных фактов, чем иногда думают. Однако приглашение варягов не означает, что они явились создателями русского государства. Речь, вероятно, идет о приглашении варягов, прежде всего в качестве наемников (В.Ключевский). Поэтому роль их была в процессе образования государства достаточно скромной, несмотря на то, что одному из их предводителей удалось основать правящую династию.

Признать варягов создателями государственности для славян нельзя и по другим причинам. Где сколько-нибудь заметные следы влияния варягов на социально-экономические и политические институты славян? На их язык и культуру? Напротив, на Руси был только славянский, а не шведский язык. И договоры Х в. с Византией посольство киевского князя, включавшее, кстати, и варягов русской службы, оформляло лишь на двух языках – русском и греческом, без следов шведской терминологии. В то же время в скандинавских сагах служба русским князьям определяется как верный путь к приобретению славы и могущества, а сама Русь – как страна несметных богатств.

История Киевской Руси, хронологические рамки которой большинство историков определяют как IX – начало XII в., условно может быть разделена на три большие периода: IX – середина X в. – время первых киевских князей; вторая половина X – первая половина XI в. – время Владимира и Ярослава Мудрого, эпоха расцвета Киевской Руси; вторая половина XI – начало XII в., переход к территориально-политической раздробленности.

Восточнославянское государство формируется на рубеже IX – X вв., когда киевские князья постепенно подчиняли восточнославянские союзы племенных княжеств. Ведущую роль в этом процессе играла военно-служилая знать – дружина киевских князей.

Политическая организация и общественное развитие Древней Руси. Ликвидация «автономии» всех восточнославянских союзов племенных княжеств означала завершение формирования к концу Х в. территориальной структуры государства Русь.

Территории в рамках единого раннефеодального государства, управлявшиеся князьями – вассалами киевского правителя, получили наименование волость. В целом же в Х в. государство именовалось «Русь», «Русская земля». Окончательно структура государства оформляется при князе Владимире (980 -1015). Он посадил в 9-ти крупнейших центрах Руси своих сыновей.

Главным содержанием деятельности киевских князей было: 1) объединение всех восточнославянских (и части финских) племен под властью великого князя киевского; 2) приобретение заморских рынков для русской торговли и охрана торговых путей, которые вели к этим рынкам; 3) защита границ русской земли от нападения степных кочевников.

Древнерусское государство по форме правления представляет собой раннефеодальную монархию. Кроме монархического элемента, который, несомненно, является основой, политическая организация русских княжеств киевского периода имела также сочетание аристократического и демократического правления. Монархический элемент представлял собой князь («первый среди равных»). Его братья, сыновья и дружинники осуществляли: управление страной, суд, сбор дани и пошлин. Главной функцией князя была военная, первой обязанностью – оборона города от внешних врагов. Среди других – судебная. Аристократический элемент был представлен Советом (Боярской думой), в который входили старшие дружинники – местная знать, представители городов, иногда духовенство. На Совете как совещательном органе при князе решались важнейшие государственные вопросы: избрание князя, объявление войны и мира, заключение договоров, издание законов и др. Боярская дума символизировала права и автономию вассалов и обладала правом «вето». Демократический элемент управления обнаруживается в городском собрании, известном как вече. Это был не орган представителей, а собрание всех взрослых мужчин. Для принятия любого решения было необходимо единодушие.

Важной особенностью Киевской Руси, сложившейся вследствие постоянной опасности, особенно со стороны степных кочевников, стало всеобщее вооружение народа, организованное по десятичной системе (сотни, тысячи). Именно многочисленное народное ополчение зачастую решало исход сражений, и подчинялось оно не князю, а вече.

Русские политические институты киевского периода основывались на свободном обществе. Там не было непреодолимых барьеров между различными социальными группами свободных людей, не существовало наследственных каст или классов, и было легко выйти из одной группы и оказаться в другой. О наличии на Руси в это время социальных классов можно говорить только с оговоркой (Г.В. Вернадский).

Основные социальные группы этого периода: 1) Высшие классы – князья, бояре и другие собственники больших земельных имений, богатые купцы в городах. 2) Средний класс – купцы и мастера ремесленники (в городах), владельцы средних и небольших имений (в сельской местности). 3) Низшие классы – беднейшие ремесленники и крестьяне, заселявшие государственные земли. Кроме свободных людей в Киевской Руси существовали также полусвободные и невольники. Свободное население Руси обычно именовалось «люди». Основную его массу составляли крестьяне. К зависимой категории крестьянства относились закупы – люди, взявшие купу (в долг). Самыми бесправными членами общества были холопы и челядь. Рабство в Киевской Руси было двух родов – временным и постоянным. Последнее, известное как «полное рабство», было наследственным. Главную массу временных рабов составляли военнопленные. В конце концов, военнопленные получали освобождение за выкуп.

 

Особенности экономического и культурного развития Древней Руси.

Основными хозяйственными занятиями славян были земледелие, животноводство, охота, рыболовство, ремесло. Главную роль в хозяйстве Киевской Руси играло земледелие. Хлебопашество было основным занятием для 90% населения. Постепенно подсечная система земледелия заменяется двух- и трехпольной, что обусловливает захват общинных земель богатыми и знатными людьми. Новый уровень развития производительных сил, переход к пашенному земледелию при складывании отношений личной и земельной зависимости придал новым производственным отношениям феодальный характер. Процесс развития феодализма во всех раннесредневековых государствах Европы был однотипен (в том числе и на Руси).

Во-первых, на начальном этапе развития феодальных отношений непосредственные производители были подчинены государственной власти. Последняя опиралась на служилую знать правителя (князя), совпадающую в основном с государственным аппаратом. Основной формой зависимости крестьян были государственные подати: поземельная подать (дань), судебные подати и т.д.

Во-вторых, постепенно происходит складывание индивидуальной крупной земельной собственности (так называемая вотчинная).

Особенности социально-экономического строя Киевской Руси нашли отражение в «Русской правде» - подлинном своде древнерусского феодального права. Этот документ действовал до XV в. и состоял из отдельных норм, а именно: «Древнейшая правда» или «Правда Ярослава»; «Закон Русский»; Дополнения к «Правде Ярослава»; «Правда Ярославичей; Устав Владимира Мономаха, включавший «Устав о резах» (процентах), «Устав о закупах» и др.; «Пространная Правда».

С IX по XI в. происходил процесс отделения ремесла от сельского хозяйства. Киевская Русь славилась своими городами. Сначала это были крепости, политические центры. Обрастая новыми посадами, становились основой ремесленного производства и торговли. Внутренняя торговля на Руси, особенно в IX -X вв. носила преимущественно «меновый» характер. Затем наряду с обменом появляется и денежная форма. Вначале в качестве денег выступали скот (кожаные деньги) и меха (мех куницы). Главной счетной металлической единицей служила гривна кун (слиток серебра продолговатой формы). Чеканка своей монеты на Руси началась в X -XI вв., наряду с ней имели хождение и иноземные монеты.

Особое значение в хозяйственной жизни Киевской Руси приобретали внешние экономические связи. Русских купцов хорошо знали за рубежом, представляли им значительные льготы и привилегии.

Купцами и ростовщиками велись большие кредитные операции. Многие взаимные расчеты, пока не набегала гривна, записывались.

Христианизация Руси. Обращение в христианство – одно из наиболее важных вех в истории русского народа. Традиционно в отечественной историографии значение принятия христианства сводилось к развитию письменности и культуры, в то время как в зарубежной литературе этот факт признавался решающим и первостепенным для образования киевской государственности. Современные историки рассматривают это событие в русле синтеза цивилизационного и классового подходов и подчеркивают особую роль православия в формировании восточнославянской цивилизации (Г.Н.Сердюков).

В древнерусском обществе длительное время существовали обычаи и ритуалы, связанные с культом природы и мертвых, но постепенно они уступили место более организованному культу с присущей ему внутренней иерархией различных божеств. Каждый союз племен имел своего «главного бога».

Процесс создания древнерусского единого государства объективно требовал установления определенной религиозно-идеологической общности и превращения Киева в религиозный центр славян. В 980 г. Князь Владимир предпринял попытку официально перейти к единобожию на основе культа Перуна, но из-за сопротивления союзных племен, полонявшихся другим богам, реформа не удалась. После этого князь обратился к мировым религиям: христианской, магометанской и иудейской. Выслушав представителей этих культов, князь, как писал летописец Нестор, сделал выбор в пользу христианства, учитывая, что это давало выход как в Византию, так и в Рим. В рассматриваемый период христианская, магометанская и иудейская конфессии боролись за влияние на славянских землях. Выбирая христианство, киевский князь учитывал, что римская церковь требовала подчинения светских правителей, в то время как православный константинопольский патриарх признавал: определенную зависимость церкви от государства; допускал использование различных языков в богослужении, а не только латыни. Была учтена также географическая близость Византии и принятие христианства родственными русичам болгарскими племенами. Кроме того, внимание Владимира привлекло в православии наличие многих праздников и пышность богослужения.

Выбор Византийского православия Древней Русью в качестве государственной религии определил особенности развития российской цивилизации. Постепенно в стране складывались политические, экономические и культурные традиции, подобные византийским. Однако Русь не была пассивным объектом приложения византийской культуры. Приобретая византийское наследие, она и сама оказывала сильное влияние на политическую организацию общества.

 

Начало политической раздробленности Руси. Постепенно в древнерусском обществе вызревали экономические, социальные, политические тенденции, которые привели к раздробленности на Руси, В первой половине XII в. Русь раскололась на 15 самостоятельных земель, в начале XIII в. их насчитывалось уже около 30. Киевская Русь вв., основанная на племенном объединении, оказалась непрочным политическим образованием, Центробежные устремления отдельных земель давали о себе знать на протяжении всего XI в., но особенно усилились после смерти Ярослава Мудрого. 1073-1078 гг. отмечены ожесточенной борьбой за власть Ярославичей – Изяслава, Святослава и Всеволода. Катастрофическими для Руси были 90-е годы XI в. В борьбу за власть втягиваются внуки Ярослава Мудрого, три группировки: Святополка Киевского, Владимира Мономаха, княжившего в Чернигове и Олега Святославича, сидевшего в далекой Тмутаракани. Усобицы раздирали Русь, Киев как магнит притягивал к себе взоры князей. Нестабильность усиливалась и социальными потрясениями: Русь пережила мощные всплески восстаний киевлян (1068 г.), новгородцев и суздальцев (1071 г.). Ситуация осложнялась существовавшей всегда, но особенно усилившейся в конце XI в., опасностью со стороны степи, её обитателей – кочевников. После разгрома печенегов в 1036 г. Ярославом Мудрым новые орды кочевников из Азии хлынули в донские и причерноморские степи – половцы. Первые столкновения с ними окончились для Руси трагично: 1068 г. – поражение на реке Альте, 1093 г. – новый сокрушительный удар от половцев на реке Стугне. Разграблены многие города и села, уведены в плен русичи. Половцы разоряют русские земли, а древнерусские князья продолжают скрещивать мечи за власть. Летописец верно отражает ситуацию: «…оскудела Русская земля от ратей и продаж». Однако князья не останавливаются и перед использованием половецкой помощи.

Но остановить естественный ход событий невозможно. В 1097 г. собрались Рюриковичи на княжеский съезд. Традиционно Любечский съезд исследователи считают той гранью, которая ознаменовала начало политического распада Руси: был провозглашен принцип «каждо да держит отчину свою». В историографии высказывается и иная оценка решений этого съезда. А.Н.Сахаров полагает, что пафос съезда состоял не в обособлении, а в выработке решения, способствовавшего пресечению распрей и объединения князей против половецкой опасности, и наблюдаются не новации в политической структуре, а стремление вернуться к прежнему порядку распределения княжеских столов. Обе позиции не учитывают главного: межкняжеские столкновения за власть сами по себе не могут привести к раздробленности, князья были не в состоянии делить по своему усмотрению русские земли между собой, за ними стояла мощная сила – сила местных обществ. Борьба князей за власть накладывалась на борьбу отдельных земель Киевской Руси за обособлений и поддерживалась ею. Любечский съезд отражал реалии политической жизни – шел процесс формирования самостоятельных государственных структур отдельных волостей.

Ряд исследователей начало политической раздробленности относят к 30-м годам Х11 в., когда явственно можно говорить об окончательном обособлении ряда древнерусских земель. Кроме того, Владимиру Мономаху, правившему в Киеве в 1113-1125 гг., и его сыну Мстиславу – киевскому князю – в 1125-1132 гг. удавалось сдерживать окончательный политический распад Руси и подчинять своей воле других древнерусских князей. В тот период Русь успешно отражала половецкие набеги, громила половцев в их степи. Объединив русских князей, Владимир Мономах еще в 1103 г. нанес сокрушительный удар по кочевникам, а в 1111 г. Русь праздновала новую победу – «крестовый поход» в степь завершился разгромом Шаруканя – половецкой столицы. После смерти Мстислава Владимировича – Русь оказалась во власти центробежных сил.

Вопрос о причинах раздробленности Руси достаточно сложный и дискуссионный. Решение данной проблемы исследователями зависит от их позиции в определении характера общественных отношений в Древней Руси:

1. Сторонники концепции Б.Д. Грекова, С.В. Юшкова процесс раздробленности связывают с развитием феодального землевладения: рост крупной частной собственности на землю приводил к экономическому, а следовательно, и к политическому усилению местных князей и феодалов, способных содержать свои дружины и держать зависимое население в подчинении, не обращаясь за помощью к киевскому князю и тяготясь зависимостью от него. Накопление конкретно-исторических фактов, углубление теоретических представлений об историческом процессе приводило к выводу о том, что явления общественного порядка, «…связанные с феодализмом, не успели пустить глубокие корни даже в XII в. Древнерусская вотчина той поры – сложный социальный организм: она и рабовладельческая, и феодальная одновременно» (И.Я. Фроянов). Но главное – в экономике доминировало свободное общинное землевладение.

2. Сторонники теории «государственного феодализма» выдвигают свою

концепцию раздробленности Руси. Положение о развитии феодального землевладения как причине политического распада остается, но изменяется акцент. По мнению исследователей, разделяющих эту концепцию, появление вотчинного землевладения в конце XI – начале XII вв. приводило к оседанию князей и их дружин, бояр в княжествах, что в условиях господства натурального характера хозяйства способствовало, наряду с географическим фактором, экономическому обособлению отдельных земель, росту городов. В свою очередь, развитие местных городских центров также являлось одной из важнейших предпосылок политической раздробленности Руси.

3. Петербургская школа предлагает свою концепцию политической раздробленности Руси. Причина распада – в формировании с XI века территориальных связей. Пришедших на смену родоплеменным, и складывание на этой основе городских волостей. Завершение процесса становления ряда городов-государств приходится на конец XI – первую половину XII в. В свете сказанного процесс раздробленности на Руси не носил феодального характера. Раздробленность характеризуется как новый, закономерный этап развития феодальных отношений.

Среди причин политической раздробленности Древней Руси, несомненно, необходимо отметить ослабление Киева, обусловленное постоянными набегами и грабежами степных орд, а также перемещением торговых путей: затуханием значения знаменитого пути из «варяг в греки», проходившего из Скандинавии в Византийскую империю через Русь (значительная часть пути по Днепру).

Политический распад никогда не был полным. Номинально сохраняя власть великих киевских князей, сохранялось и единство русской церкви, во главе которой стоял киевский митрополит. Внешняя опасность нередко приводила князей к совместным действиям. Политическая раздробленность сопровождалась дальнейшим экономическим и культурным развитием отдельных русских земель. Осваивались новые земли, росли города, возникали новые центры летописания, местные школы живописи и архитектуры.

Судьбы русского народа и русской цивилизации во второй половине XIII – начале XIV вв. Ордынское господство на Руси. Географическое положение Руси, природные и культурные богатства ее были причиной последовательной агрессии на её территорию, как с Запада, так и с Востока. С Запада это экспансия рыцарских немецких орденов, шведских рыцарей, вдохновляемых католической церковью, а также литовских племен, находившихся на стадии объединения в одно национальное государство с активной агрессивной политикой. С Востока – исторически беспримерное нашествие диких полчищ, выходцев из степей и полупустынь Центральной Азии, ставших известными под именем монголо-татар.

XIII век – время трагического кризиса Руси. Прежде всего, - время распада единого древнерусского этноса, окончательного распада древнего государственного целого. Страстный призыв автора «Слова о полку Игореве» вместе встать всем князьям за землю русскую не был услышан. Русь поплатилась за эгоизм и самонадеянность своих вождей тяжким поражением на р.Калке, а затем опустошением страны, гибелью огромной массы народа, потерей национальной независимости. Однако русские земли сохранили свою государственность. В отличие от среднеазиатских стран золотоордынские ханы отказались от прямого подчинения Руси, по причине её больших военных возможностей, успешной политике ряда её правителей, прежде всего Александра Невского, руководителей русской церкви. Немаловажно, что русский народ был готов бороться за независимость.

Покорность ханам в первое время ордынской зависимости выражалась в выплате обременительной дани, «выхода в орду», кормлении ханских сборщиков-баскаков и их отрядов, послов хана, а также обязанности поставлять определенное количество воинов для участия в походах золотоордынских ханов, сражаться и умирать за их интересы вдали от родины. Монголы провели перепись населения покоренных земель, чтобы удобнее было собирать дань. Освобождались лишь лица духовного звания – обычная особенность монгольской политики. Перепись вызвала ожесточенное сопротивление народа. Происходила миграция русского населения, в основном, из южных областей на северо-восток, в Суздальскую землю. Татары использовали Великое княжество Владимирское как повод для жестокой кровопролитной борьбы между ветвями Рюриковичей-Мономашечей. Продолжалось дробление владений по удельному принципу, сопровождавшееся усобицами, взаимным разорением князей, сплетавшимися с набегами татар, столкновениями с Литвой. Ханы не смогли бы сохранить двухвековую зависимость русских земель, если бы не упрочивали свою власть и не совершенствовали способы её удержания, суть которых заключалась в ослаблении тех частей Руси, которым удавалось усилиться. Подсчитано, что за 238 лет после установления золотоордынского ига Русь вынесла более 160 внешних войн и до 90 внутренних межкняжеских усобиц.

В начале XIV в. начинается борьба русских княжеств – Московского и Тверского – за право являться экономическим и политическим центром русских земель.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал