Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Об основании и развитии Рима






 

По преданию, город Рим (Roma) был основан братьями-близнецами Poмулом и Ремом в 753 г. до н.э. и развивался далее путем объединения отдельных поселений, расположенных на 7 холмах по левому берегу Тибра. Холмы эти называются Палатин, Эсквилин, Авентин, Квиринал, Виминал, Целий и Капитолий.

На холме Палатин сохранились остатки оборонительных укреплений VIII в. до н.э. Капитолийский холм был местом культа жителей Палатина. После объединения всех поселений на римских холмах Капитолий был включен в городскую черту и обнесен стеной. В период этрусского господства здесь соорудили храм Юпитера. В период республики на Капитолии был построен еще один храм – Юноны Советницы (Juno Moneta), от которой пошло название Монетного двора, находившегося при храме. На Капитолии завершались триумфальные шествия римского войска.

В начале своего существования будущая столица мирового государства была довольно скромным поселением, но располагалось это поселение в очень удобном месте: на возвышенности у реки при пересечении важных торговых путей – соляной дороги с торговым путём из Этрурии в Кампанию, и не очень далеко от моря, всего в 25 км от Тирренского побережья. Цитадель Капитолия была и крепостью, и средоточием святынь молодого города. Центром торговой и политической жизни Рима был форум (лат. forum «рыночная площадь»).

Местом древнейшего римского форума была болотистая равнина между Палатином и Капитолием, которая первоначально использовалась для выпаса скота и погребений. В годы правления этрусских царей форум был осушен, замощен и застроен общественными сооружениями и храмами. На форуме проходили народные собрания, собирался сенат, проводились гладиаторские игры, осуществлялась церемония прощания с покойниками из числа патрициев. Впоследствии в Риме было сооружено еще несколько форумов.

Не следует думать, что первоначальное население Рима состояло только из латинов. В Риме и в его ближайших окрестностях издавна жили сабины (другая италийская народность), а также этруски. Таким образом, древнейшее население Рима в этническом отношении не было вполне однородным. Его объединяла принадлежность к «римскому народу» (popŭ lus romā nus), которым считались все полноправные граждане.

Весь «римский народ» делился на три трибы(от латинского tribus «треть»). Вначале трибы были учреждены по родовому признаку и отражали объединение трех этнических элементов: латинов, сабинов и этрусков. Каждая из трех триб разделялась на 10 курий, которые представляли собой промежуточную социально-государственную ячейку римского общества. Само слово «курия» (curia) обозначало также место, а позже и специальное здание, где проходили собрания членов курии. Каждая курия объединяла 10 родов. Род (gens) являлся естественной основой раннеримского общества; члены рода имели общую собственность и совместно совершали религиозные обряды.

Полноправные члены римской общины, объединенные в роды и курии, постепенно превратились в привилегированную часть общества. Они назывались патрициями (patricii «имеющие отцов») и первоначально только они и составляли «римский народ». Патрициям противостояли плебеи, т.е. люди, принадлежащие к плебсу (plebs «чернь»). Основную часть плебеев составляли представители завоеванных или присоединенных к Риму областей. Они не входили в состав старинных родов, курий и триб, поэтому не могли считаться «римским народом», не могли пользоваться общинной землей, а владели землей только на правах частной собственности; безземельные плебеи занимались ремеслом и торговлей. Некоторые плебеи были очень зажиточными людьми.

В результате позднейшего уравнивания в правах патрициев и плебеев в Римской республике образовалась правящая прослойка – нобилитет (nobilĭ tas «знать»), состоявший из потомков патрициев и выходцев из богатых плебейских семей. С III – II вв. до н.э. термин «плебеи» стал означать полноправных граждан незнатного происхождения, одно из сословий свободного населения Рима.

Для разрешения важнейших вопросов, имеющих государственное значение, «римский народ» собирался по куриям. Эти собрания назывались комициями (comitium «сходка»). Здесь в процессе голосования определялись действия всего общества. В собраниях принимали участие все взрослые мужчины. Комиции ведали, в частности, делами культа и вопросами семейных отношений. Здесь оглашались завещания, происходило усыновление и принятие новых членов в род или новых родов в общину. Комиции могли также судить граждан, виновных в нарушении законов. На комициях происходили и выборы царя.

Царь(rex) являлся выборным главой римского общества. Почетными отличиями царя были пурпурная мантия, золотая диадема, скипетр с изображением орла, кресло, отделанное слоновой костью, и почетная стража – ликторы, вооруженные фасциями (fascis – связка прутьев со вставленным в них боевым топором). Все атрибуты царской власти были, вероятно, заимствованы у этрусков, которые издавна имели царей.

При царе действовал сенат(слово senatus происходит от слова senex «старец»). Скорее всего, в раннюю эпоху римской истории в состав сената входили старейшины родов. Первоначально сенат состоял из 100 человек, а затем число его членов возросло до 300. Все решения комиций должны были получить одобрение сената.

Таковы основные элементы государственного устройства, имевшие место как в царском Риме, так и в эпоху республики, когда вместо царей стали ежегодно избирать двух консулов, которым принадлежала вся гражданская и военная власть.

По преданию, в римской истории было всего 7 царей. Первым царем Рима был его основатель – Ромул, сын Реи Сильвии, которая была дочерью Нумитора, царя города Альба Лонга. Согласно мифу, Нумитор был потомком легендарного Энея, одного из героев Троянской войны, царя дарданов, родственника троянского царя Приама. После разрушения Трои греками (конец XIII – начало XII в. до н.э.) Эней после долгих странствий поселился в Лации. Его сын Юл (Асканий) считался основателем рода Юлиев, к которому и принадлежал Нумитор.

Коварный Амулий, младший брат Нумитора, сверг его с престола. Боясь мести детей и внуков свергнутого царя, Амулий приказал убить сыновей Нумитора, а дочь его Рею Сильвию отдал в весталки. Обязанностью весталок была служба в храме богини Весты – они должны были поддерживать там вечный огонь. Весталки давали обет молчания и целомудрия. За погасший огонь весталок жестоко наказывали, а за нарушение обета целомудрия зарывали живыми в землю. Однако через некоторое время Рея Сильвия родила от Марса, который был у древних италийцев первоначально божеством плодородия и дикой природы, близнецов Ромула и Рема. Амулий велел казнить Рею Сильвию, а корзину с младенцами бросить в реку. Марс спас всех троих. Течение вынесло детей на берег Тибра. Там их нашла и стала кормить своим молоком посланная Марсом волчица. Затем мальчиков воспитали пастух Фаустул и его жена Акка Ларенция. Когда братья подросли, они отомстили Амулию, вернули престол деду, который отвел им землю для основания города на месте, где их нашла волчица. При возведении стен нового города между братьями вспыхнула ссора, и Ромул убил Рема.

Став царем Рима (лат. Roma), Ромул решил увеличить население своего города. Для этого во время праздника были похищены девушки соседнего племени – сабинянки. На одной из них, сабинской царевне Герсилии, Ромул женился. С помощью Герсилии и ее подруг Ромулу удалось помириться с сабинянами. Ему приписывается также учреждение всех основных государственных институтов, разделение граждан на патрициев и плебеев, учреждение сената и установление других органов власти в Риме.

Преемниками Ромула были Нума Помпилий, Анк Марций, Тулл Гостилий; затем царем стал переселившийся из Этрурии Тарквиний Древний. Он вел удачные войны с соседями, учредил общественные игры. При нем были проведены работы по благоустройству Рима: осушены болотистые местности, замощена центральная площадь города – форум, создана система подземных сточных каналов, постороен цирк, воздвигнут храм Юпитера на Капитолии.

Шестым римским царем стал Сервий Туллий, он правил с 578 по 534 гг. до н.э. и вошел в историю как крупнейший реформатор социальной организации древнего римского общества. Он заменил три старые родовые трибы на округи (4 городских и 17 сельских триб) не по кровнородственным связям, а по территориальному признаку, что нанесло серьёзный удар по родоплеменному укладу.

Сервию Туллию приписывают проведение переписи всего населения Рима и разделение его на две части: военнообязанных и освобожденных от воинской повинности. В основу такого деления были положены физическая пригодность человека и его имущественное положение. Все мужское население делилось на шесть имущественных разрядов. К 6-му разряду были отнесены бедняки-пролетарии. Считалось, что единственное их богатство – это потомство (proles). Каждый из разрядов выставлял определенное количество вооруженных людей в римское войско. Наибольшая нагрузка ложилась на граждан 1-го разряда, самых богатых. Собрания по центуриям (воинским единицам) стали решать большинство вопросов из тех, что прежде решались в куриях. Поскольку большинство центурий приходилось на долю 1-го разряда, то в собраниях всё решалось голосами самых богатых граждан. В результате главную роль стало играть имущественное положение, а не происхождение.

Последним римским царем был сын Тарквиния Древнего, вошедший в историю под именем Тарквиний Гордый. Не считаясь с мнением сената, он устраивал казни и конфискации, за что его изгнали из Рима.

После изгнания Тарквиния Гордого из Рима (в 510-509 гг. до н.э.) закончилось этрусское господство и почти на 5 веков установилась республиканская форма правления (латинское выражение res publica означает «дело народное, общее»). Республика просуществовала до эпохи Империи (30-й год I века до н.э.). Поскольку римский царь не обладал абсолютной и неограниченной властью, многие элементы будущего республиканского устройства действовали и при царской власти. Поэтому переход от одной формы правления к другой не означал полной перемены государственного строя.

В целом история Древнего Рима подразделяется на три основных периода:

1) Царский период (VIII – VI вв. до н.э.) – период правления семи царей, которые избирались народным собранием; он характеризуется господством родоплеменной организации и зарождением классового общества и государства.

2) Эпоха Республики (V в. до н.э. – 30 г. до н.э.) – период, когда правление осуществлялось народным собранием, сенатом, консулами и различными магистратами; он сопровождался расширением территории за счет многочисленных войн и развитием классической формы рабства.

3) Эпоха Империи (31 г. до н.э. – 476 г. н.э.) – время правления императоров, власть которых первоначально передавалась по наследству, при одновременном ограничении, а иногда и прекращении деятельности всех демократических институтов. В эту эпоху Рим достиг наивысшего расцвета благодаря многочисленным завоеваниям в Европе, Азии и Африке, однако к концу этого периода Римское государство пришло в упадок и прекратило свое существование.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал