Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Оперное творчество
Оперы занимают центральное место в творчестве Римского-Корсакова. Они представляют собой огромную художественную ценность и историческую значимость. Л. М. Можейко называет оперное наследие композитора одним из монолитов, на которых выросло грандиозное здание русской оперной классики. Сюжеты, на которые писал композитор, в большинстве своём заимствованы из произведений А. Пушкина, Н. Гоголя, А. Островского, Л. Мея. В некоторых операх литературной основой явились памятники фольклора (сказок, легенда, былина). Е. В. Сысоева отмечает, что «характерной особенностью стиля Римского-Корсакова является частое использование обрядовых действ»[8]. Оперное творчество композитора можно разделить на три периода: I – ранний (70-е гг.), 3 оперы: «Псковитянка», «Майская ночь», «Снегурочка». II – средний (90-е гг.), 7 опер: «Млада», «Ночь перед рождеством», «Садко», «Моцарт и Сальери», «Царская невеста», «Вера Шелога», «Сказка о царе Салтане». III – поздний (1900-е гг.), 5 опер: «Сервилия», «Пан Воевода», «Кащей Бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок» Как представитель «новой русской школы», Римский-Корсаков исповедовал идеи народности и реализма. Согласно взглядам композитора, в основе принципов русской оперной школы должна лежать художественная правда (жизненность образов, мотивированность и логика развития действий). Однако, реалистическое в операх Римского-Корсакого не существует обособленно, а тесно взаимосвязывается с романтическим (фантастическим) миром. В творчестве композитора две ведущих образно-драматургических линии: драматическая («Псковитянка», «Вера Шелога» и др.) и сказочно-эпическая («Снегурочка», «Золотой петушок» и др.). Сюжет оперы определяет форму сочинения. Так драматургия Римского-Корсакова «предполагает наряду с традиционными оперными формами (сольными, ансамблевыми, хоровыми номерами) и сквозные сцены; сочетает принципы завершенности и текучести»[9]. Многообразие оперных форм композитора обусловлено особенностями сюжета. Нередко Римский-Корсаков вводил подзаголовки, подчеркивая, таким образом, своеобразный жанровый облик оперы: «весенняя сказка» и «осенняя сказочка», «быль-колядка» и «небылица в лицах», «опера-былина» и «опера-балет». Находит своё отражение в оперном творчестве и процесс симфонизации, характерный для оперного искусства ХIX века. Он выражается в «последовательном и драматургически целенаправленном развертывании, в вокальной и оркестровой фактуре интонационных сфер, в их взаимодействии и переплетении»[10]. Оркестровая, симфоническая сторона богата и разнообразна. Итак, в заключении краткой характеристики особенностей оперного творчества Римского-Корсакова следует сказать, что по мере эволюции усложнялась вокальная сторона, возрастала роль симфонического оркестра, его красочность и насыщенность лейтмотивами, лейттембрами и лейтгармониями. Так поздние оперы композитора, подводя итог творческого пути, открыли дороги музыке ХХ века.
|