Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Антиквариат






 

По мнению специалистов, вложения в антиквариат приносят не менее 25% годовых.

У нас до сих пор не принято вкладывать деньги в произведения искусства. Традиционно считается, что коллекционирование - удел немногих эстетов. Но про­водимые в нашей стране аукционы показывают, что к числу «немногих эстетов» можем примкнуть и мы, простые смертные. Тем более что специалисты уверя­ют: инвестиции в антиквариат - надежное и зачастую прибыльное дело.

Антиквариат во всем мире является значимым способом вложения капитала. Многие технические приемы старых мастеров навсегда утрачены. Никто и никогда так чутко и точно не очертит человеческий профиль, как это делал Гоген, никто, кроме Босха, не передаст всю «пену дней» во всем безумии и трагизме. Ритм жизни изменился, и очень трудоемкие методы создания произведений искусства, характерные для средних веков или даже для XIX века, забыты. Анти­квариат растет в цене быстрее всего - быстрее валюты, золота, ценных камней и даже недвижимости.

После кризиса 1998 года антикварный рынок испы­тал коллапс, цены никак не могли устояться. Сейчас, после отмены лицензирования торговли антиквариа­том, ситуация нормализовалась. Теперь коллекционе­ры готовы заплатить налоги с официальной сделки, не боятся оценить свою коллекцию, провести легальную экспертизу.

Для оценки очень дорогих художественных про­изведений стоит обращаться в Институт экспертизы имени Грабаря, Третьяковскую галерею или в Музей изобразительных искусств имени Пушкина. Конеч­но, если работа стоит от 100 до 1000 долларов США, ее достаточно показать любому профессиональному антиквару. Как правило, от уважаемого специалиста достаточно и устного заверения, но можно взять и письменную гарантию подлинности. Только антиквар­ную вещь или коллекцию с официальным подтвержде­нием подлинности изделия можно заложить в ломбард или даже предложить банку в качестве гарантии под кредит.

Раритетные произведения искусства можно купить в антикварных салонах, а также на Старом Арбате и у частных лиц. В последних двух случаях велика веро­ятность того, что вам вручат никакой не шедевр, а в лучшем случае качественную и неавторскую копию. Аукцион - совсем другое дело. Здесь продаются только подлинные предметы старины.

В последнее время клиенты многих российских аукционов чаще всего покупают фарфор, к нему доверия больше, чем к живописи. Такое положение дел объясняется просто: фарфор практически не­возможно подделать, несмотря на появление самых различных технологий создания так называемых новоделов. Потребители услуг аукционного дома - это опре­деленный круг заинтересованных людей. Не простые прохожие. Люди не бедные. Но не нужно думать, что антиквариат - удел очень богатых. Статуэтка за 500-700 долларов, которой 200 лет, сегодня многим по карману. Стартовые цены на лоты устанавливает аукционная экспертная комиссия, которая прежде всего оценивает состояние выставляемого на продажу предмета, его подлинность, возраст и уровень раритетности, что иг­рает важнейшую роль.

Страсти по антиквариату еще не закипели, но ин­терес к предметам старины постоянно растет. Специ­алисты говорят, что любая по-настоящему дорогая и раритетная вещь ежегодно дорожает как минимум на 25%.

А это, кстати, выше банковских процентов и, само собой, выше уровня инфляции.

Кстати, если на антресолях откопаете что-нибудь раритетное, можете продать с аукциона. 10-процентная комиссия аукционного дома берется не с вас, продавца, а с покупателя. Так что вы получите все сполна.

Итого: вложение тысячи долларов в фарфоровую статуэтку позапрошлого века через год принесет вам 250 долларов чистой прибыли. Как минимум. Если вы решите ее продать именно на аукционе, то вполне ре­ально «накрутить» до 80%.

Все будет зависеть от спроса на конкретных торгах и степени раритетности вашей «вещицы». При этом стоит помнить, что вложение денег в предметы искус­ства могут рассматриваться только как долгосрочные инвестиции. Если сегодня около полуночи вы испы­таете острую потребность в наличных, то к рассвету специально для вас торги никто организовывать не будет. Потребуется какое-то время для оценки и по­следующей продажи.

Рискованные инвестиции в искусство. Знатоки утверждают, что настоящий арт-рынок сфор­мировался в середине 60-х годов прошлого века. В 80-е годы в мире наблюдалась настоящая лихорадка инве­стиций в арт-предметы, в результате многие из них, особенно произведения современного искусства, оказа­лись переоценены. Результат не заставил себя ждать. В 1990-1995 гг. произошел обвал рынка - цены на многие предметы упали в несколько раз и на некоторые из них не вернулись на прежний уровень и по сей день.

Несмотря на это, вложения в предметы искусства считаются в мире одними из самых привлекательных, но очень рисковых. Но понизить риски можно, если придерживаться трех главных правил:

· цена должна быть справедливой. За каждым пред­метом искусства должен стоять институт цены, ко­торый продавец обязан предъявить покупателю;

· продавец должен дать покупателю прогноз ин­вестиционной емкости (перспективы роста це­ны) приобретаемого предмета;

· приобретенная вещь должна быть ликвидной.

По понятным причинам постсоветский арт-рынок находится еще в дозачаточном состоянии. Выполнить все три вышеназванных условия очень трудно, но в какой-то мере можно. Об этом мы и написали.

Войти в среду. Сколько в стране коллекционеров произведений искус­ства, статистике неизвестно. Знатоки утверждают, что людей, которые пытались или пытаются заниматься коллекционированием, не так уж и мало. Но серьезных коллекционеров (у кого действительно стоящие коллек­ции) можно перечесть по пальцам. В большинстве же случаев коллекции являют собой набор неравноценных предметов.

И нередко бывает, что люди просто «начиняют» до­рогие жилища дешевым китчем. А это вряд ли можно назвать вложением денег.

Последуйте совету искусствоведов: «Не стоит торо­питься или поддаваться стадному чувству - мол, такая вещь есть у моего шефа, значит, и мне надо купить аналогичную». Искусствовед уверена, что будущий коллекционер «прежде всего должен четко определить­ся, что ему надо. Приобретать произведения искусства наобум - это все равно, что играть в рулетку.

Многие галеристы придерживаются того же мне­ния - не стоит спешить тратить деньги, нужно «долго присматриваться: походить по галереям, музеям, где представлены работы художников». А пока будешь присматриваться, обязательно познакомишься с художниками, искусствоведами, коллек­ционерами, которые помогут разобраться, «что есть настоящее искусство, а что - китч».

Иными словами, нужно войти в художественную тусовку и стать «своим». Только так можно узнать и понять инфраструктуру арт-рынка, разведать его се­креты. Узнать, к кому можно обращаться за консуль­тацией, а кого обходить десятой дорогой. Каковы це­ны на произведения искусства? Где их приобретать?

Человек вне художественной тусовки очень силь­но рискует. Рискует теми самыми деньгами, которые собирается вложить в произведения искусства.

Немало бизнесменов пробовали заняться коллек­ционированием. Случалось, что они находили экс­пертов «с улицы», советовавших им приобретать ан­тикварные вещи у своих дружков, которые на рынке антиквариата пользуются весьма сомнительной ре­путацией. Заканчивались такие истории плачевно: бизнесмен на каком-то этапе понимал, что накупил «не того» и не по «тем ценам». То есть неудачно вло­жил деньги.

Но даже если человеку повезет, и он сумеет при­обрести настоящее произведение искусства (скажем, на аукционе), то не факт, что позже удастся его вы­годно продать. Если он «свой», то сможет обратиться непосредственно к коллекционерам и сторговаться. А если он из «чужаков», то вынужден будет иметь дело с посредниками (галеристами, антикварами, дилерами), которые заинтересованы побольше за­работать на продаже. Так что в этом случае коллек­ционеру «с улицы» вряд ли можно рассчитывать на прибыль. Скорее всего он от такой продажи только потеряет.

То есть, как ни крути, а будущему коллекционеру нужно «влиться» в художественную среду. И конечно же, ему нужны хорошие и порядочные консультанты (которые разбираются в искусстве и ценах и не обма­нывают).

Перспективные вложения. Основной принцип, которого стоит придерживаться коллекционеру, - приобретать вещи качественные, перспективные. Но как распознать вещь перспек­тивную? Профессиональный антиквар вам ответит: только имея дар божий на восприятие сего. Научиться этому нельзя. Одним дано, другим - нет. А перехода количества в качество здесь не бывает. То есть без консультанта в этом вопросе не обойтись. Во всяком случае, на первых порах. Спустя какое-то время может оказаться, что и у вас есть дар распознавания перспек­тивных вещей. Ведь этот дар, как мы поняли, есть не что иное, как интуиция, нюх.

Что касается икон, то в них, по мнению экспертов, вкладывать деньги очень рискованно, легко «напо­роться» на подделку. По их словам, 80% российского рынка икон составляют «новоделы» - на это работает целая индустрия.

Большинство коллекционеров предпочитают вкла­дывать капитал в антикварную живопись. И это на­иболее выгодное вложение (при условии, что приоб­ретаются оригиналы).

Ежегодно цена на хорошую живопись возрастает минимум на 10%. А на русскую живопись, например, тех же передвижников, художников Серебряного века цены за год поднялись в два раза. В мире наблюдается приблизительно следующая тенденция. Скажем, в 1998 году картина была продана за $30 тыс., в 2000-м - уже за $60 тыс., в 2003-м - за $120 тыс. (И все же примеры резкого подорожания картин - исключения. Нередко бывает так, что картину нельзя продать даже по старой цене.)

Словом, с живописью старых мастеров связывать­ся стоит. Правда, не со всякой. По мнению экспертов, покупать картины западных художников не имеет смысла: «Нет вещей, достойных внимания». Ведь все лучшее выставляется на Западе. Предметы западно­европейского искусства высочайшего уровня к нам попадают не часто, а «середняки» стоят дороже, чем на Западе.

Поэтому наши коллекционеры предпочитают вкла­дывать деньги в работы российских художников. Ведь классная работа отечественного мастера стоит дешев­ле, чем посредственная, но западного художника.

Хотя при желании можно купить работу и за рубе­жом. Но нужно будет решить, что с ней делать. Если это старая и дорогая картина, то ее не только дорого ввезти, но необходимо и обеспечить соответствующие условия хранения. Можно оставить ее на хранение, на­пример, в банке и ввезти только копию.

Простой расчет. В современное искусство вкладывать деньги рискован­но. Если художник сегодня моден и его работы хорошо раскупают, это вовсе не означает, что завтра он будет пользоваться той же популярностью. Популярность некоторых художников держится только за счет их личного обаяния и умения «пиарить» себя. Что касается их работ, то они особой художественной ценности не представляют. И когда мода на этих художников прой­дет, вряд ли их работы будут хоть что-то стоить.

Разумеется, среди наших современников немало та­лантливых художников, но талант не всех из них будет оценен при жизни. Например, большинство россий­ских художников советского периода, за работами ко­торых сегодня гоняются коллекционеры, при жизни не были признаны. Их «раскрутили» буквально недавно. По этому поводу галеристы и художники шутят, что, мол, «хороший художник - это мертвый художник».

Так что повторимся: вкладывать капитал в совре­менное искусство - занятие рискованное. Коллекци­онирование работ современных художников - это не вложение денег, а скорее удовольствие. Хотя существу­ет вероятность того, что лет через десять на этом «удо­вольствии» можно будет неплохо заработать. Напри­мер, вы нашли одного или нескольких талантливых и перспективных студентов художественной академии, скупаете их работы по $50. Через десять лет кто-нибудь из них обязательно «всплывет», и тогда их работы бу­дут оцениваться в $1 тыс. и более. Вот и посчитайте, какая отдача может быть.

Создавать коллекцию современного искусст­ва нужно из работ разных художников: «Не может быть, чтобы никто из них не «выстрелил». Тут можно вспомнить о купце Третьякове, который в свое время занимался только современным искусством, а теперь собранная им коллекция считается одной из самых ценных в мире.

О ценности коллекции. Если у владельца есть хотя бы два произведения ис­кусства, то их формально уже можно считать коллек­цией. Какую коллекцию можно назвать хорошей, т.е. ценной? Во-первых, она должна состоять из вещей, представляющих собой художественную ценность. Во-вторых, она должна быть цельной. А это значит, что в ней должны быть собраны родственные вещи: произведения либо одного автора, либо одного худо­жественного направления, либо одного периода. На­пример, только картины эпохи Возрождения или толь­ко предметы Фаберже, или только картины Крамского и т.д. Вещь в цельной коллекции стоит гораздо дороже, чем сама по себе. Например, одна картина может сто­ить $10 тыс., а в коллекции - все $20 тыс.

Как мы уже говорили, многие отечественные кол­лекционеры предпочитают собирать картины рос­сийских авторов, творивших в советское время. Вот примерная схема, по которой действуют некоторые бизнесмены-коллекционеры: «Делают ставку на одно­го или группу авторов и пытаются скупить все их работы. Причем выбирают имена первой величины. Например, Шишко, Шовкуненко, Эрдели. Прежде чем купить работу, бизнесмены требуют всевозможные документы, подтверждающие подлинность картины. Они могут бесконечно долго советоваться с разны­ми галеристами. Малейшее сомнение в подлинности картины - коллекционеры ее не купят. Подобным об­разом себя ведут самые умные, которые поняли, как правильно вложить деньги в искусство. Через десять лет у этих коллекционеров есть шанс продать коллекцию в десятки раз дороже суммы, которую они вложили сегодня.

Где покупать. Теоретически если человек хорошо разбирается в изобразительном искусстве, то купить ценную вещь сможет даже на «блошином» рынке. Но практика пока­зывает, что «блошиные» рынки уже совсем не те, что были в советские времена. Найти там что-то стоящее невозможно. Значит, посещать такие места вряд ли нужно. И в особенности, если вы мало понимаете в искусстве.

По словам коллекционеров, стоящие вещи (при­митивные иконы, изделия из серебра, живопись) еще можно встретить в парках и местах, где собираются художники и коллекционеры. Но начинающему кол­лекционеру лучше там ничего не покупать: велик риск «напороться» на подделку. Вообще ни на каких базарах покупать художественные работы не стоит.

Что касается арт-дилеров, то у них тоже рискованно приобретать произведения искусства. «Накалываются» даже опытные коллекционеры. Уже вовсю подделы­вают работы художников советского периода. Что уж говорить о произведениях старых мастеров.

Если речь идет об антиквариате, то достойные вещи следует искать, как мы уже говорили, на аукционах, в антикварных магазинах, галереях. Так вы меньше ри­скуете «вляпаться» в «дешевку». Ведь к каждому про­изведению искусства, которое там продается, прилага­ются документы, подтверждающие его подлинность.

Хотя не стоит слепо доверять этим бумагам: эксперт, который дал заключение, мог вольно или невольно ошибиться. Так что не лишним будет, если ваши эк­сперты тщательно исследуют облюбованную вами вещь. В эксперты лучше брать музейных работников. Они смогут определить художественную ценность ра­боты, а также ее подлинность (проведут техническую и художественную экспертизу).

Как мы уже упомянули, антиквариат можно при­обрести на аукционах. Причем речь идет не о зарубежных, а о наших, отечественных.

Если человек купит вещи на аукционе, это будет хорошее вложение. Конечно, если сумеет сориентиро­ваться. Ведь на аукционе бывают разные вещи. Надо уметь понять, что из выставляемого на торгах будет продаваемо через несколько лет. Деньги надо вкла­дывать только в лучшее. Причем нужно чувствовать момент, когда хорошая вещь уходит по хорошей цене. А у человека, который просто желает вложить деньги, нет этого опыта.

Чтобы сориентироваться, что покупать и по каким ценам, к аукциону следует готовиться. Во-первых, стоит заранее узнать, что будет выставлено на торги, с каких сумм будут стартовать, и узнать цены, по которым та­кие вещи продаются на других аукционах (российских, зарубежных). Во-вторых, следует посетить предаукционную выставку: посмотреть на вещи, которые будут предложены к продаже, а также проконсультироваться со своими экспертами, во что стоит вкладывать день­ги. Если будущие участники аукциона сомневаются в подлинности того или иного произведения искусства, то могут с помощью своих консультантов провести его экспертизу. Хотя все вещи, которые предполагается выставлять на аукцион, предварительно подвергаются экспертизе.

Что касается мест приобретения работ современ­ных художников, то тут все просто. Во-первых, в га­лереях современного искусства. Надежнее приобретать работы художников с «европейской раскруткой» (кото­рые принимают участие в международных выставках, выставляются в престижных западных галереях, чьи работы печатают в тамошних каталогах). Во-вторых, у самих художников, в их мастерских, по ценам «про­изводителя», то есть без галерейных «накруток». Но это стоит делать, если вы располагаете достаточной информацией об авторе, знакомы с его творчеством и уверены, что он действительно перспективный.

Что почем. Если говорить о ценах, то максимум, который может позволить себе средний российский покупатель, - $50 тыс. Поэтому многие аукционы, когда выставляют лоты на продажу, стараются, чтобы стартовая цена не превышала $30 тыс.

Понятно, что за такие деньги картину уровня Ай­вазовского или Шишкина не купишь. Ну разве что не­большой этюд. А картины мастеров этого класса могут стоить $150 тыс., $300 тыс. И по таким ценам их по­купают в России. На нашем рынке картин Айвазовско­го почти нет. Везти в Россию дорогие вещи не имеет смысла. Несколько лет назад два гражданина Грузии привезли сюда работу Пиросмани, за которую хотели $70 тыс. Картину здесь так никто и не купил, потому что для российского покупателя это дорого.

Как мы уже говорили, наши коллекционеры при­обретают в основном работы отечественных художни­ков, которые стоят в среднем $5 тыс.

А как формируются цены на произведения искус­ства? Как правило, цены диктуют сами авторы. Хотя рынок уже предлагает свои правила игры, как заве­рили специалисты. На цену работы влияет, как часто художник проводит персональные выставки, посещает выставки своих коллег, как его оценивают критики, пресса, участвует ли он в международных выставках и проектах. Но главное - нравится ли его творчество покупателю. Если творчество художника (пусть даже и классного) непонятно покупателю, то его картины могут стоить на уровне тех, что продаются в парках и «на точках» - $200-300. Картины, которые нравятся покупателю, стоят раз в десять дороже.

А во всем мире цены на работы того или иного художника устанавливаются согласно шкале оценок: квадратный сантиметр работы такого-то автора стоит столько-то, а эдакого - столько. Эти расчеты делают на основе аукционных продаж. В нашей стране подобной шкалы нет. Но если речь идет об антиквариате, то по идее можно воспользоваться западной шкалой оценок. Но, как мы поняли, наши продавцы антиквариата по­ступают несколько иначе.

Отечественные организаторы аукционов ориен­тируются на цены западных аукционов. По ценам на антиквариат Россия несколько уступает Западу. На­пример, вчера я продал картину дорого, по российским понятиям, а завтра узнал, что аналогичная вещь на западном аукционе была продана в десять раз дороже. Ежегодно в Англии на аукционах продается антиквари­ата минимум на $10 млрд. А в России если за год все, вместе взятые, антикварные фирмы реализуют товара на $1 млрд., то это очень хорошо.

Интересное хобби. Коллекционирование антиквариата не просто инте­ресное хобби, это еще и выгодное вложение денег. Чем старее вещь, тем дороже она стоит. Но прежде чем вложить средства в старину, подумайте - может быть, лучше потратить свои капиталы на недвижимость или драгоценности?

По советам экспертов, прежде чем рассматривать антиквариат как бизнес, вы должны иметь четкое представление о том, что вы хотите коллекциониро­вать, и любить старину. Поле деятельности огромно: монеты, картины, открытки, самовары, фарфор, фо­тографии, предметы старинного интерьера и прочее. Филателисты, библиофилы, филокартисты - к кому вы хотите присоединиться, решать вам. Как правило, коллекционеры со стажем, с большой буквы, специ­ализируются на одной теме, среди них редко можно встретить «всеядного».

Вложение в антиквариат иногда лучше, чем вложе­ния в недвижимость, ценный металл или драгоцен­ные камни, но при условии грамотного подхода. За последний год старые бумажные деньги (боны) росли в цене быстрее, чем недвижимость, несмотря на то что стоимость последней подскочила более чем на 50%. Сегодня большой спрос на старую фотографию, в моде старые мастера, изучение их творчества и биографии. Вкладывая деньги в бронзу, вы должны быть готовы к тому, что цены на нее растут медленно, а цены на иконы за последний год вообще остановились.

Коллекционирование - это своеобразная игра. Ни­кто не знает, когда перестанут расти цены на боны, но когда-то они должны остановиться: не может бумага стоить дороже золота. Однако чем и когда закончится игра с ростом цен, никому не известно.

Повышение цены зависит исключительно от моды. Сейчас в моде все русское. Русский фарфор, монеты, мебель, открытки... Рост цен на фарфор, например, опережает выход каталогов.

Антиквариат - это рынок. Рынок, зависящий от появления новых игроков, богатых людей, коллекци­онирующих, например, русские монеты, выпущенные до 1917 года. Сегодня подобных монет не так много, и люди готовы выкладывать за них баснословные сум­мы, подогревая ажиотаж, который в какой-то степени влияет на повышение цен.

Если у вас много денег, и вы решили вкладывать их в антиквариат, прежде всего вам нужен хороший консультант или советчик, чтобы не купить фальшив­ку. Подделывают почти все, особенно живопись, ико­ны, марки и монеты. Пожалуй, не подделывают пока только книги. Отличить фальшивку от оригинала вы можете, обратившись в краеведческий или историче­ский музей, картинную галерею, Эрмитаж, - в общем, туда, где работают эксперты. Если такой возможности нет, можно связаться с коллекционером со стажем или обратиться в магазин, специализирующийся на антиквариате. В интересующей вас отрасли коллекци­онирования невозможно покупать все подряд: что-то ценится больше, что-то меньше. Не стоит покупать фарфор только потому, что на него растут цены. Для коллекционера первична любовь к старине, влечение души. Прибыль, как правило, вторична. Хотя грань между ними очень тонкая.

Есть люди, собирающие по всему миру клоунов или свистульки, им это нравится, хотя они понима­ют, что параллельно вкладывают деньги в будущее. Только на собирании у коллекционеров дело не оста­навливается. Они систематизируют коллекции и вы­пускают каталоги. Это своего рода желание оставить след в истории.

В Новосибирске антикварный рынок растет не слишком большими темпами. Не так много людей, которые могут себе позволить вкладывать деньги в старину. Хотя есть магазины, которые известны далеко за пределами Новосибирска, в особенности благодаря продажам в Интернете. Новосибирские магазины в не­которых областях могут конкурировать с московскими и питерскими, особенно по выбору книг, открыток, живописи и икон.

По словам Нины Чесных, члена Новосибирского фонда им. Н.П. Литвинова по изучению и пропаган­де истории города, сегодня в моде коллекционировать советский фарфор, фотографии и акции дореволю­ционных предприятий. За последние пять лет акции стали очередным востребованным направлением. Они привлекают своей редкостью, внешним видом и разнообразностью направлений: банковские, стекольных заводов, металлургических, нефтяных предприятий и так далее.

А если сами вы не коллекционер и в ближайшее время не рискуете вкладывать деньги в антиквариат, в отличие от вашего друга или знакомого? Знайте, что для коллекционера самым желанным подарком будет что-то недостающее в его коллекции, то, что он так долго искал. Цена подарка будет зависеть от серьез­ности коллекции и длительности ее собирания. Иногда стоимость одного предмета достигает таких высот, что лишний раз задумаешься о целесообразности вложе­ния в антиквариат. Может быть, не стоит забывать, что коллекционирование - это рискованная игра, из которой не каждый может выйти победителем.

Отечественные тенденции. Считается, что антиквариат - надежное вложение денег. При правильном подходе инвестиции в предметы анти­квариата приносят 20-40% годовых. К тому же вложение денег в старинные ценности, пожалуй, единственный вид инвестиций, приносящий не только гарантиро­ванное моральное удовлетворение в виде высокой доходности от вклада, но и наслаждение от обладания прекрасными произведениями искусства.

В России сейчас наблюдается антикварный бум. Коллекционеров и дилеров становится все больше. Не упускают из виду рост рынка и российские банки: в последнее время они все чаще предлагают VIP-клиентам услуги по инвестированию в искусство. Тем не менее, российский рынок антиквариата находится пока в стадии становления.

С точки зрения организованности антикварно­го рынка Россию пока нельзя назвать продвинутой страной: аукционных домов - самой высшей ступени иерархии антикварных дилеров - в России единицы, зарегистрированных организаций разного рода (мага­зины, салоны, галереи) - около 400. Существуют еще несколько тысяч (оценки расходятся) частных диле­ров, которые покупают и продают предметы искус­ства и старины. Разумеется, в Европе организованных структур на порядок больше.

Кроме того, набирающая популярность и прибыль­ная отрасль имеет очень слабый уровень государствен­ного регулирования. Так, ввоз предметов искусства в страну с целью дальнейшей коммерческой реализации облагается несоразмерными налогами - до 30% (для сравнения: аналогичный налог в Великобритании ко­леблется около 5%), так что легально вывезти из Рос­сии предметы искусства вообще очень сложно. До тех пор пока не будет принят необходимый свод законов, будет широко распространена коррупция, сдерживаю­щая рынок. Впрочем, есть и некоторые легальные вы­ходы из сложившейся ситуации: например, предметы искусства моложе 50 лет (так называемого законного антикварного возраста) свободно можно вывозить ку­да угодно. Соответственно, у этой категории большой ценовой потенциал.

Если говорить о последних тенденциях российско­го и московского рынков антиквариата, то, во-первых, российские ценители начали активно скупать по всему миру предметы русского происхождения по достаточно высоким ценам. Сейчас предметы, соз­данные когда-то в России, произведения искусства российских мастеров особенно ценятся на родине и потому активно возвращаются в страну. Во-вторых, в последние несколько лет опытные коллекционеры начали обращать внимание на качественные запад­ные предметы антиквариата, созданные известными авторами. Покупательная способность в России рас­тет, а предметов искусства мало. В-третьих, эксперты отмечают, что быстрее всего дорожают раритетные экземпляры из наиболее высокой ценовой категории, а антиквариат из низкой и средней категорий растет в цене медленно.

Что же сейчас предпочитают ценители антиква­риата? Самым большим спросом пользуется качественная живопись. Очень перспективно развивается направ­ление фотографии. Не салонной, а скорее сюжетной, своего рода «отражение истории». Активно растет ценообразование на лаковую миниатюру (Федоски­но, Мегера). Также популярно и выгодно вкладывать средства в нумизматику - старинные монеты, пожа­луй, самый компактный, весьма выгодный способ ин­вестирования. Но можно начать с предметов роскоши, таких, как, например, ювелирные изделия. Интерес так­же представляет и филателия.

Есть и довольно экзотические для отрасли направ­ления, скажем, рынок антикварных автомобилей, так­же стремительно набирающий силу в России. С чего же стоит начинать тому, кто решил соби­рать предметы искусства? Есть ли какие-то границы по финансовым вложениям?

Как таковой официально установленной мини­мальной квоты не существует, просто необходимо по­нимать, что на большее вложение последует и большая отдача. Если говорить о сроках, то при отсутствии об­стоятельств, когда необходимо в ускоренном порядке высвободить средства, в качестве времени инвестиро­вания целесообразно рассматривать период более двух лет. При правильном подходе это обеспечит прирост в размере 20-30% годовых.

Коллекционеры, как правило, проходят несколько этапов. Первый этап - накопительный, когда человек только начинает формировать отношение к своей коллекции. Ему приходится сталкиваться с завышен­ными ценами, некачественными предметами. На вто­ром этапе человек приобретает знания, советуется с консультантами, избавляется от ненужных предметов, повышает общее качество коллекции. На этом этапе издаются каталоги, проводятся выставки.

Как видно, в России суще­ствует множество возможностей для того, чтобы попробовать на практике, что же такое антиквариат. Однако практически все эксперты сходятся на одном: финансы финансами, а без любви к искусству настоя­щим коллекционером стать невозможно.

 

 

Теперь вы знаете многое об инвестировании капитала, и я искренне надеюсь, что эта книга поможет вам найти оптимальное решение денежного вопроса. Ну а в заключение этого раздела хочу вам предоставить различные статистики (при­мерные сравнительные оценки) по всем сферам инвестирования.

 

  Сферы инвестирования Доходность Степ. риска Мин. начальн. капитал
  Форекс 1, 00 1, 00 300 000р.
  Недвижимость 0, 75 0, 10 1 500 000р.
  Бизнес 0, 66 0, 55 3 000 000р.
  Доверительное управление 0, 59 0, 35 100 000р.
  ПИФы 0, 50 0, 45 100 000р.
  Банковские фонды 0, 40 0, 38 200 000р.
  Научные разработки 0, 30 0, 95 3 000 000р.
  Драг. металлы 0, 25 0, 40 200 000р.
  Облигации 0, 24 0, 20 100 000р.
  Антиквариат 0, 20 0, 14 500 000р.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал