![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные, процессные функции, функции систем менеджмента
ВОПРОСЫ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ Менеджеры
КАФЕДРА «МЕНЕДЖМЕНТА» ДИСЦИПЛИНА «ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА» 1. Синтетические учения в менеджменте: процессный, системный, ситуационный подходы Концепция процессного подхода Управление – непрерывная цепь управленческих функций, осуществляемая в результате выполнения связанных между собой действий Связующие процессы: (Планирование, организация, мотивация контроль) коммуникации принятие решений Функции управления – стадии управленческого цикла: 1. Планирование –выбор целей организации и способов их достижения. 2. Организация –создание структуры организации, подбор людей, делегирование им работы и обязанностей 3. Мотивация – побуждение и стимулирование людей к работе 4. Контроль – установление стандартов, измерение результатов, сравнение с желаемым Представители научного направления: Л. Берталанфи, Р. Акофф, А. Слоан, Р. Скотт, П. Дюпон. Системный подход базируется на общей теории систем, основанной Людвигом фон Берталанфи. Впервые теория систем была применена в точных науках. В конце 1950-х годов – в менеджменте (вклад школы науки управления). Основная посылка теории - для правильного понимания функционирования организации ее надо рассматривать в качестве системы. Основные понятия системного подхода: 1.Система - совокупность взаимосвя- занных и взаимозависимых элементов, обладающих свойствами образовывать и поддерживать целостность своего существования в окружающей среде. Характеризуется: элементами, связями, средой и границами. 2. Среда - вся совокупность объектов, существующих вне или за границами системы, но взаимосвязанных с ее элементами и с ней в целом. 3. Границы - различие внешних и внутренних связей элементов системы, которое определяет ее целостность и отграниченность от среды 4. Связи – разнообразие взаимодействия и зависимости элементов, определяю- щих их существование, место и роль в системе Виды систем: Закртые- В основном механического характера, функционируют независимо от внешней среды Открыте- Постоянно взаимодействуют с внешней средой, среда оказывает влияниена существование системы Организация с точки зрения системного подхода-– это сложная открытая система, состоящая из нескольких взаимосвязанных подсистем; крупные подсистемы сами являются системами Результаты применения системного подхода: Системный подход выявил, почему школы управления были приемлемы в ограниченных пределах. Они сосредоточивали внимание на какой-то одной подсистеме организации (поведенческая школа – на социальной подсистеме, школа научного управления – на технических). Ни одна из школ не задумывалась серьезно над воздействием среды на организацию. Принципы системного подхода в менеджменте: Организация - целое, состоящее из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит вклад в развитие целого Организации – совокупность взаимосвязанных элементов, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды Не набор каких-либо руководящих принципов, а способ мышления при изучении проблем в организации и управлении ими Основной вывод: организация должна приспосабливаться к внешней среде Ситуационный подход в менеджменте (с 1960-70-х гг.) Ситуация - конкретный набор обстоятельств, которые оказывают влияние на организацию в данное время. Результаты применения ситуационного подхода: Работа предприятия обусловлена реакциями на всевозможные воздействия, изменения. Менеджмент это управление разнообразием Четыре обязательных шага к эффективному управлению в каждой конкретной ситуации Осуществить анализ – что характерно для ситуации, какие факторы наиболее важны. Выбрать адекватные приемы управления: - знать средства профессионального управления; уметь предвидеть последствия применения методов в конкретной ситуации Постоянно создавать в организации потенциал изменений – в любое время перейти к новому типу управления Осуществить изменения, позволяющие организации подстроиться к ситуации Ситуационные теории – рекомендации по управлению в конкретных ситуациях: Конкретные приемы и концепции привязываются к определенным ситуациям Отрицается - универсальный подход к управлению. С точки зрения этих теорий управление – это искусство менеджеров понять ситуацию, вскрыть ее характеристики и выбрать соответствующее управление
Основные, процессные функции, функции систем менеджмента Основные функции менеджмента – универсальны. Каждая из основных функций – это вид процесса управления организацией (персоналом организации). Целеполагание Стратегополагание Планирование Регулирование Ориентирвание Координация Мотивация Стимулирование Гуманизация Корпоративности Контроль оценивание Целеполагание: — формулирование миссии организации ка основе потребностей общества (внешней среды) и потенциала организации; — Постановка целей организации (экономических, социальных, маркетинговых, инвестиционных и т.д.). СТРАТЕГОПОЛАГАНИЕ — Выбор средств и методов выполнения миссии и достижения целей организации — выбор стратегии; — Мощный управленческой инструмент для противостояния организации изменениям внешней среды. ПЛАНИРОВАНИЕ: — Обеспечение единого направления усилий всех сотрудников организации к достижению общих целей; — Разработка концепции, прогноза, программы, планов (бизнес-план организации, финансовый план, план социального развития, план подготовки кадров и др.). РЕГУЛИРОВАНИЕМ — Поддержание функционирования организации в сфере действия объективных тенденций; — Использование государственных и рыночных регуляторов (налоги, тарифы и пр.; спрос и предложение); Обеспечение непрерывности производственных и обслуживающих процессов ОРГАНИЗАЦИЯМ — Форсирование и обоснование видов работ; — Подбор сотрудников и делегирование им обязанностей и полномочий; — формирование структуры организации (подразделения и т уровни управления). КООРДИНАЦИЯ: — Согласование и упорядочение совместных действий сотрудников организации; — Осуществляется в процессе выполнения работы. МОТИВАЦИЯ — Побуждение людей к деятельности через использование мотивов поведения; — Формирование мотивов поведения людей (творческая работа, причастность к крупкой компании, карьера). СТИМУЛИРОВАНИЕ — Активизапик деятельности людей и коллективов; — Использование стимулов в качестве способа формирования интересов и мотивов; — Широкое использование экономического стимулирования. ГУМАНИЗАЦИЯМ - Отражает социальный характер менеджмента (человек не просто фактор, а цель менеджмента); - - - - - - - - - - - Этика деятельности (этические кодексы, в том числе профессиональные), воздействие морали (нормы поведения, пример руководства).
КОРПОРАТИВНОСТЬ: — формирование атмосферы, социально-психологического климата организации — ее организационной культуры; — Нормы поведения, традиции, ритуалы, управленческая культура. КОНТРОЛЬ: — Сбор информации о результатах работы организации (функция обратной связи); — Установление стандартов, разработка процедур проведения контроля, подбор и подготовка персонала. ОЦЕНИВАНИЕ — Измерение и сравнение результата работы организации е кормой (планом); — Оценка прогнозов, оценка стратегии и тактики деятельности, оценка вариантов развития.
- Отражает социальный характер менеджмента (человек не просто фактор, а цель менеджмента); - Этика деятельности (этические кодексы, в том числе профессиональные), воздействие морали (нормы поведения, пример руководства). Процессные функции менеджмента – основаны на этапах разработки, принятия и реализации управленческих решений. Основные элементы управления: установление целей; - возмущающее воздействие внешней среды; устранение отклонений. Управленческое решение – основное средство устранения отклонений и основное содержание управленческой работы. Характеристики процессных функций менеджмента: - объем информации для выполнения работы; - полномочия по использованию ресурсов организации и управлению персоналом. Формирование полномочий – принципиальное отличие процессных функций менеджмента от других функций менеджмента Использование системного подхода при выделении функций менеджмента. Функции систем менеджмента Организация – это сложная открытая система. Состоит из подсистем и в свою очередь является частью систем более высокого уровня. Основа – выделение ведущих систем (подсистем) менеджмента с учетом специфики сфер экономики, отраслей, видов деятельности, отдельных предприятий.
Критерии и виды систем и функций менеджмента:
Использование ситуационного подхода для выделения функций систем в каждом конкретном случае - с учетом специфики сфер экономики, отраслей, видов деятельности, отдельных предприятий. Наиболее важные функции систем менеджмента в современных условиях: - управление воспроизводством; - управление инвестициями; - управление инновациями; - управление функциями развития систем менеджмента. Традиции административно-командной системы (теория и практика управления в СССР) в области выделения функций: Концепция формирования систем управления в разрезе конкретных функций. Типовой состав функций для предприятий. Типовые линейно-функциональные структуры управления предприятиями. Типовые штатные расписания и нормативы расчета состава и численности аппарата управления. ГОСТы (ГОСТ 24525.0-80 «Управление производственным объединением и промышленным предприятием. Основные положения») Традиции административно-командной системы в области выделения функций менеджмента: Наиболее распространенное выделение конкретных функций – по стадиям производства: - Управление технической подготовкой; - Управление мат.-технич.снабжением; - Оперативное управление производством; - Организация метрологического обеспечения; - Управление сбытом; - Управление экономическими и финансовыми вопросами; - Управление кадрами; - и т.д.
|