Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пример 2. Основу коммерческой деятельности магазина на потребительском рынке составляет процесс продажи товаров и удовлетворения спроса покупателей
Основу коммерческой деятельности магазина на потребительском рынке составляет процесс продажи товаров и удовлетворения спроса покупателей. Экономическое содержание этого процесса отражает товарооборот предприятия. Развитию товарооборота магазина придается большое значение, так как товарооборот характеризует масштабы и уровень удовлетворения спроса населения на товары. Развитие товарооборота определяет широту и глубину проникновения предприятия на потребительский рынок, и его конкретную позицию на этом рынке, общие возможности и темпы экономического развития предприятия в стратегической перспективе. На первом этапе анализа товарооборота магазина следует рассмотреть его развитие в динамике (табл. 1). Таблица 1 - Развитие товарооборота в динамике, тыс.руб.
В соответствии с табл.1, данные об объеме розничного товарооборота магазина в действующих ценах говорит об увеличении. За три года розничный товарооборот магазина возрос на 59, 8% или на 1456, 8 тыс.р. (3891, 6 – 2434, 8), в том числе за счет увеличения количества реализованных товаров (физического объема товарооборота) на 18, 4%, что составляет 448, 0 тыс.р. (2434, 8 х 18, 4: 100), и в связи с повышением розничных цен на товары – на 41, 4% (59, 8 - 18, 4). Потери покупателями денежных ресурсов от повышения розничных цен (в связи с покупкой товаров по более высоким ценам в магазине) составили 1008, 9 тыс.р. (3891, 6-2882, 7). Среднегодовой темп роста товарооборота магазина в действующих ценах за три года составил 126, 4% ТРОСТ = Ö 3891, 6: 2434, 8 = 1, 264 или 126, 4% а среднегодовой темп роста товарооборота в сопоставимых ценах равен 108, 8% Ö 2882, 7: 2434, 8 = 1, 088 или 108, 8% Товарооборот является одним из показателей, характеризующих степень удовлетворения спроса на товары. Данные табл.1 свидетельствуют о том, что розничный товарооборот в значительной степени увеличивается из года в год, что обусловлено увеличением спроса на товары, продаваемые в магазине. Далее приводим анализ розничного товарооборота по кварталам, месяцам. Это помогает установить, как ритмично развивается розничная реализация, как равномерно удовлетворяет спрос покупателей на товары. Ритмичность развития товарооборота магазина представлена в табл.2. Таблица 2 - Ритмичность развития товарооборота магазина в действующих ценах по месяцам и кварталам, тыс.р.
Магазин успешно выполнил план розничного товарооборота во всех месяцах отчетного года, кроме июля. Потери в товарообороте в связи с этим составили 1, 8 тыс.р., или 0, 05% к плановому годовому товарообороту (18: 3748, 2 х 100%). Основной причиной недовыполнения плана является снижение спроса на мебель в разгар отпусков. По сравнению с прошлым годом во всех кварталах и месяцах наблюдается рост товарооборота. Наибольший процент перевыполнения плана был достигнут в 4 квартале (128, 3%), наименьший в 3 квартале (115, 9%). Таким образом, реализация товаров увеличивается, а вместе с тем удовлетворяется спрос покупателей. Равномерность развития товарооборота можно проанализировать, используя данные табл.3. Товарооборот магазина распределялся неравномерно. Наиболее напряженный был четвертый квартал, наименее напряженным – третий квартал. Это объясняется тем, что покупательский спрос в 3 квартале снижается.
Задача 1. Данные об оптовом товарообороте продовольственных товаров в разрезе основных товарных групп представлены в таблице 3., рассчитайте динамику темпа роста и прироста. Таблица 1.– Динамика оптового товарооборота продовольственных товаров магазина в 2012-2013 гг., тыс.руб.
Расчеты выполните в таблице, сделайте выводы. Контрольные вопросы: 1. Что называется розничным, оптовым товарооборотом? 2.Что влияет на динамику товарооборота?
Практическое занятие 9 Тема: Планирование товарооборота Цель занятия: раскрыть сущность планирования по годам, кварталам, месяцам.
|