Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Индивидуальное задание студента






УЧЕТНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА НАЛОГОВ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

ОТЧЕТ ОБ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

 

 

Автор, группа ЭК-416 Башун Р. А.

(подпись)

Руководитель,

к.э.н., доцент ______________ Ширяева Н.М.

(подпись)

 

Ростов-на-Дону 2013 г

 

СОДЕРЖАНИЕ стр.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Календарный план практики

Индивидуальное задание по практике

 

1. ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

 

1.1. Компетенции экономиста направления «Экономика»

профиля «Налоги и налогообложение»

1.2. Происхождение налогов и основные этапы развития

налогообложения

1.3. Эволюция налогового администрирования. Требования,

предъявляемые к работнику налоговых органов.

1.4. Роль государства в регулировании налогообложения

в России

 

РАЗДЕЛ 2. УФНС, ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

 

ВЫВОДЫ

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

Календарный график выполнения программы практики

 

Содержание выполняемых работ и заданий Дата
Высшее образование в России. Компетенции экономиста направления 080100 «Экономика»профиля 08010005 «Налоги и налогообложение» 06.07
История развития налогообложения 08-09.07
Эволюция налогового администрирования. Требования, предъявляемые к работнику налоговых органов 10-13.07
Роль государства в регулировании налогообложения в России 15-19.07
Основная тема: УФНС, его роль в развитии налогового администрирования 20-26.07

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ СТУДЕНТА

Студент Башун Р. А.

курса 1 группы 416 по направлению подготовки «Экономика» (бакалавриат) проходил учебную практику в Ростовском государственном экономическом университете (РИНХ) на кафедре налогов и налогообложения.

ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАНИЯ:

Цель практики заключается в углублении и систематизации знаний в области налогообложения. Задача состоит в том, чтобы получить четкие представления о сущности налогового администрирования,

по теме «УФНС, ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ»

Подпись студента: __________________

Дата получения задания: «___» ___________ 20___г.

ОТЗЫВ РУКОВОДИТЕЛЯ-ПРЕПОДАВАТЕЛЯ:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Оценка по результатам защиты отчета ____________________________

 

Должность, Ф.И.О. и подпись руководителя-преподавателя: _________

_____________________________________________________________

Дата проверки задания: «___» _______________ 20___г

ВВЕДЕНИЕ

Современное развитие общественно-экономических отношений в совокупности с реформированием налоговой системы требует повышения поступления налогов, упрощения налогового учета, стабильности и эффективности налоговой системы в целом.

Одной из основных проблем государства является обеспечение поступления в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды налогов, сборов и иных установленных законом платежей.

Финансовая деятельность государства по получению налогов как одного из суверенных прав государства будет действенной только в том случае, если будет разработан оптимальный механизм налогового администрирования.

Налоговое администрирование является одним из основных элементов эффективного функционирования налоговой системы и экономики государства. Эффективность налоговой системы обусловлена полнотой выявления источников доходов в целях обложения их налогами и минимизацией расходов по их мобилизации и обязанности уплате. Соответственно изучение организации налогового администрирования в России актуально в настоящее время.

Цель практики заключается в углублении и систематизации знаний в области налогообложения. Задача состоит, прежде всего, в том, чтобы получить четкие представления о сущности налогового администрирования, налогов, порядке их исчисления, налоговой системе в целом и ее роли в деятельности предприятия.

Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:

- изучены нормативные документы, регулирующие деятельность как в целом налоговой системы, так и организаций;

- изучен порядок исчисления основных налогов, уплачиваемых практически каждым предприятием. Информационной базой послужила действующая нормативно-правовая база Российской Федерации.

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

 

1.1. Компетенции экономиста направления «Экономика»профиля «Налоги и налогообложение»

 

Экономист по налогообложению – это профессионал в области налогообложения физических, юридических лиц, организаций различных отраслей и форм собственности. Занимается планированием, прогнозированием и анализом в области налоговых отчислений, превосходно ориентируется в бухгалтерской документации и прочей финансовой отчётности.

Экономист по профилю «Налоги и налогообложение» может работать в органах федеральной налоговой службы; аудиторских и консультационных компаниях; налоговых подразделениях и финансово-аналитических службах министерств, учреждений, ведомств, предприятий, организаций.

Экономист по профилю «Налоги и налогообложение» должен:

1.Уметь ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций; находить решения типовых задач, в том числе находить нестандартные решения типовых задач; самостоятельно работать на должностях, требующих аналитического подхода;

2. Владеть необходимыми навыками практической работы в налогово-бюджетной сфере, в юридических, экономических службах предприятий, организаций, учреждений;

3. Обладать знанием закономерностей и особенностей развития налоговой системы РФ в историческом аспекте, а также отечественного и международного опыта управления и функционирования фискальных систем;

4. Уметь использовать знания по теории налогообложения в своей практической деятельности;

5. Знать основы организации налогового регулирования;

видеть перспективы развития налоговой системы и своего профессионального роста;

6. Обладать способностью анализировать, оценить и обобщать накопленный опыт, приобретать новые знания в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики, приобретать новые знания, использовать современные информационные технологии.

 

1.2.Происхождение налогов и основные этапы развития налогообложения

 

Налоги наряду с военной добычей являются древним источником образования государственных финансов, способом добывания госу­дарством денег. История налогообложения насчитывает несколько тысячелетий. Однако следует отметить, что на первых этапах своего развития налог выступал как экономическая категория и только срав­нительно недавно стал правовой категорией.

Большинство экономистов выделяют три основных этапа в разви­тии налогообложения.

Первый этап развития налогообложения - Древний мир и Сред­ние века. На этом этапе появляются налоги, происходит их развитие. Одной из первичных форм налогообложения являлась дань с поко­ренных народов, именно поэтому на первом этапе своего развития налоги рассматривались как атрибут побежденных и рабов. Налоги существовали в виде бессистемных платежей, взимаемых в натураль­ной форме. По мере развития товарно-денежных отношений налоги принимают денежную форму, расширяются основания их взимания. Наряду с военной добычей, доменами и регалиями они становятся источниками доходов для содержания государства.

Второй этап, начавшийся в конце XVII в. И продолжившийся до конца XVIII в., характеризуется существенными экономическими и общественными изменениями и, как следствие, изменениями в налогообложении. Налоги становятся ведущим источником доходной час­ти государственных бюджетов.

Возникновение нового общественного класса - буржуазии, ее приход к власти в большинстве европейских государств, - все эти со­бытия самым кардинальным образом изменили существующие нало­говые системы, принципы их установления и формирования. Изме­нился и взгляд на налог: он перестал быть признаком рабства. Налог становится институтом, связывающим гражданина и государство, по­казателем свободы. Формируются принципы налогообложения, од­ним из которых становится принцип установления налога только представительными органами власти — парламентами. Налог приоб­ретает те признаки, которые формируют его как правовую категорию. В налоговых системах большинства стран Европы появляются по­душный и подоходный налоги, акцизы.

Третий этап в развитии налогообложения начался в XIX в. Количе­ство налогов в налоговых системах большинства стран уменьшается, возрастает роль законодательства при их установлении и взимании. После Первой мировой войны закладывается конструкция современ­ной налоговой системы. В начале 80-х гг. XX в. во всех ведущих ин­дустриальных странах мира были проведены масштабные налоговые реформы, направленные на гармонизацию налоговых систем запад­ноевропейских стран, упрощение структуры налогов, сокращение на­логовых льгот и бюджетного дефицита.

 

1.3.Эволюция налогового администрирования. Требования, предъявляемые к работнику налоговых органов

 

На современном этапе развития общества любое развитое государство не может полноценно существовать без устойчивой налоговой системы, подобно тому, как любой механизм не может выполнять свои функции в отсутствие определенных энергетических ресурсов.

Налог как основная форма доходов государства присущ всем государственным системам, как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. Доходы государства безотносительно к конкретно-историческим системам представляют собой совокупность средств, находящихся в собственности государства и создающих материальную базу для выполнения его функций. Иначе говоря, функционирование государства предполагает объективную необходимость существования налогов. В связи с этим о налоге можно говорить как о феномене человеческой цивилизации, неотъемлемой ее части. Социально-экономическая сущность, функции и роль налогов определяются природой и задачами государства, развитием товарно-денежных отношений и условиями воспроизводства.

Учитывая всю важность налогов в современном обществе, каждое государство обязано реализовывать комплекс разносторонних мер направленных на достижение оптимального уровня государственных финансов. Для получения заданного результата используется налоговая политика, которая подлежит исполнению по средствам налогового администрирования.

Налоговое администрирование – это специализированный процесс управления, направленный на реализацию эффективной налоговой политики с целью максимизации налоговых поступлений и обеспечения четкого и своевременного выполнения иных функций налогообложения.

В Российской Федерации на современном этапе развития процесс оптимизации налогового администрирования в основном направлен на достижение двух важнейших параметров:

- минимизация издержек налогового администрирования;

- максимизации налоговых поступлений.

Среди важнейших задач, стоящих перед налоговыми органами, главной является улучшение налогового администрирования.

Для решения этой задачи необходимо повышение профессионального уровня кадрового состава, который непосредственно или косвенно принимает участие в разработке или реализации процедур налогового администрирования.

Высокий уровень профессиональной компетентности данных лиц обусловлен, прежде всего, наличием у них следующих характеристик:

- углубленная подготовка в области налогов и налогообложения;

- опыт работы с налогоплательщиками;

- знание типичных ошибок приводящих к неправильному исчислению налогов и сборов;

- опыт участия в процедурах налогового контроля и налоговых спорах;

- знание слабых и сильных сторон российского налогового законодательства.

Также необходимо отметить, что одним из качественных показателей характеризующих надлежащий уровень профессионализма сторонних консультантов, участвующих в спорах связанных с применением налогового законодательства, является высокий процент выигрышей налогоплательщиков.

1.4. Роль государства в регулировании налогообложения в России

Государственное налоговое регулирование представляет собой систему специальных приемов, методов и инструментов управления налогообложением и налоговыми потоками, направленную на целенаправленное вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой им концепцией экономического роста.

Конечной целью государственного налогового регулирования является создание условий для роста налоговых поступлений в бюджетную систему страны на базе роста производства, продаж и доходов экономики (на базе экономического роста) путем воздействия на различные стороны хозяйственной жизни и экономику в целом.

Особенностями государственного налогового регулирования является наличие четкой макроэкономической стратегии и осознанное воздействие на экономику, непрерывное в своем развитии и относительно постоянное во времени. Оно охватывает не отдельные предприятия, а всю экономику в целом и ее сегменты.

Налоги выступают важнейшим инструментом регулирования валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода (НД) страны.

Налоговое регулирование призвано активно влиять на структуру общественного воспроизводства. С помощью налогового механизма государство создает необходимые условия для ускоренного накопления капитала в наиболее приоритетных отраслях, определяющих научно-технический прогресс, а также в малорентабельных, но жизненно необходимых сферах производства и услуг. В мировой практике нередки случаи, когда налоговые льготы предоставляются преимущественно тем фирмам, которые действуют в рамках принятой государственной экономической программы.

Налоговый механизм используется для выравнивания регионального уровня развития страны, стимулируя ускоренный рост в экономически слаборазвитых регионах и территориях путем создания более благоприятного налогового режима для находящихся там предприятий, свободных экономических зон при более низких налогах и т. д. Хотя для России – это не традиционные методы территориального выравнивания. Для целей последнего используется система межбюджетного регулирования, в которой главенствующую роль играют регулирующие налоги.

Налоговое регулирование затрагивает и социальную сферу. Это относится к экологии, социальной инфраструктуре, социальной защите населения. Расходы фирм, инвестирующих подобного рода мероприятия, как правило, исключаются из налогооблагаемой прибыли. Страховые взносы в государственные социальные фонды или единый социальный налог в России непосредственно выступают источником и инструментом реализации государственной социальной политики, выплачивая за счет них пенсии и пособия, осуществляя поддержку малоимущих слоев населения. Экологические налоги и штрафные платежи за сверхнормативное потребление природных ресурсов – важнейшие инструменты регулирования процессов охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Через систему косвенного и подоходного налогообложения государство регулирует личное потребление и платежеспособный спрос населения путем установления необлагаемых минимумов, стандартных, социальных и имущественных вычетов при обложении налогом на доходы физических лиц, освобождения от налогообложения (полного или частичного) отдельных видов личных доходов и групп потребительских товаров первой необходимости от соответствующих налогов (например, использование пониженных ставок НДС). Через регулирование платежеспособного спроса населения государство влияет на производство и предложение товаров и услуг, на личные сбережения и потребление.

 

РАЗДЕЛ 2. УФНС, ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

Действующее налоговое законодательство подразумевает обязательное участие государственных органов в налоговых правоотношениях. На сегодня вопросами налогового администрирования занимается Федеральная налоговая служба РФ. Весьма молодая служба, которая пришла на смену Министерству по налогам и сборам.

ФНС наделена множеством обязанностей по проведению контроля за:

- соблюдением законодательства о налогах и сборах;

- правильностью исчисления, полноты и своевременности внесения в бюджетную систему РФ налогов и сборов;

- производством и оборотом спиртосодержащей, алкогольной, а также табачной продукции;

- соблюдением требований применения контрольно-кассовой техники;

- полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей.

В современных условиях количество задач, стоящих перед ФНС, с каждым годом увеличивается. Налоговые органы также отвечают за ведение реестров ЕГРЮЛ, ЕГРИП и ЕГРН, осуществляют контроль валютного законодательства, проводят проверки соблюдения законодательства организаторами лотерей, представляют интересы государства в процедурах банкротства и т.д. Перенасыщенность задачами рождает множество проблем в вопросах непосредственного контроля за деятельностью налогоплательщиков, как юридических, так и физических лиц в части уплачиваемых ими налогов и сборов.

Одной из основных проблем государства является обеспечение поступления в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды налогов, сборов и иных установленных законом платежей. Финансовая деятельность государства по получению налогов будет действенной только в том случае, если в стране существует оптимальный механизм налогового администрирования.

Следует отметить, что налоговое администрирование является одним из основных элементов эффективного функционирования налоговой системы и экономики государства в целом. Эффективность налоговой системы обусловлена полнотой выявления источников доходов в целях обложения их налогами и минимизацией расходов по их мобилизации и обязанности уплате.

Однако, на данный момент в нашей стране не существует нормативно-правовых актов, регламентирующих конкретно налоговое администрирование, при этом в существующих правовых нормах имеются значительные недостатки, пробелы, и разрабатывались они без единого концептуального подхода к содержанию. Все это приводит к массовому уклонению от уплаты налогов, " бегству" капитала и т.д.

Налоговое законодательство вообще не дает никакого определения сущности налогового администрирования. Наверное, и поэтому, в частности, данный вопрос остается предметом острых научных дискуссий. Нередко налоговое администрирование сводится к налоговому контролю и учету налогоплательщиков, что вряд ли является правомерным.

В развитие основ организации налогового администрирования разработана схема, в которой нашли отражение наиболее существенные элементы содержания и структуры системы налогового администрирования и их взаимосвязи с основными элементами системы управления налоговыми отношениями (рис. 1).

Инструментарий налогового администрирования достаточно широк, в частности, к нему можно отнести:

систему налогов и их элементы, налоговую декларацию, методы налогового планирования, формы, виды и способы налоговых проверок, виды ответственности, санкции, виды информационных систем, налоговый мониторинг, аудит и их инструменты, системы оплаты труда работников налоговых органов, показатели оценки результативности и эффективности налоговых проверок и рейтинговые системы, показатели и способы улучшения обслуживания налогоплательщиков, мировые соглашения между налоговым органом и налогоплательщиками и др. Такой инструментарий (методы и инструменты) составляет один из элементов механизма налогового администрирования.
Целью налогового администрирования является исполнение налоговой политики государства, которая проводится в отношении всех участников правоотношений регулируемых налоговым законодательством. При этом согласие субъекта не является обязательным и необходимым условием возникновения налоговых правоотношений.

На настоящий момент одним из сдерживающих факторов повышения эффективности мобилизации налогов в бюджет являются сложившиеся методы налогового администрирования.

Возражения хозяйствующих субъектов вызывают в основном контролирующие функции: правила проведения налоговых проверок, и в частности повторных, количество и сроки проверок в течение года; перечень документов, которые налоговые органы вправе затребовать при камеральных проверках. Отсутствие типовых процедур проверки, низкое качество проведения проверок, слабая доказательная база о взыскании налоговых санкций при рассмотрении дел в суде, широкое применение " фирм-однодневок", большое участие в обороте наличных денег и т.д. - все это указывает на не отлаженный механизм администрирования.

Для борьбы с рассматриваемыми правонарушениями со стороны уполномоченных государством органов должен быть установлен постоянный контроль доходов и расходов организаций и физических лиц, преследующий цель изначально предоставить в распоряжение налоговых органов сведения, прямо или косвенно характеризующие объект налогообложения и налоговую базу по каждому налогоплательщику. Необходимо, чтобы система налогового администрирования не просто обеспечивала уменьшение уровня затрат на исполнение налогового законодательства для государства и для налогоплательщиков, но и формировала у последних понимание неотвратимости выявления нарушения и взыскания в бюджет полной суммы причитающихся к уплате налогов.

В современных условиях можно дать следующее определение администрирования налогов - это регламентированная законами и другими правовыми актами организационная, управленческая деятельность уполномоченных государственных органов и других уполномоченных законами субъектов по обеспечению возникновения, изменения и прекращения налоговой обязанности и обеспечению поступления налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Возникающие налоговые правоотношения в первую очередь являются организационными, т.е. направленными на исполнение процесса правореализации. Организационная деятельность по налоговому администрированию направлена на развитие процессуальных форм реализации прав и обязанностей субъектов налоговых правоотношений. Объектом налогового администрирования является исполнение налоговой обязанности.

Администрирование налогов является частью налогового процесса и представляет взаимосвязанную совокупность процессуальных действий, направленных на создание благоприятных условий и оказание мотивирующих воздействий на субъект, исполняющий налоговую обязанность, а также на обеспечение законных прав и интересов налогоплательщиков и других участников правоотношений.

Целями налогового администрирования являются:

- исполнение налогоплательщиком налоговой обязанности;

- выполнение налоговой политики, тех задач, которые стоят перед государством на настоящем этапе;

- укрепление налоговой дисциплины;

- упорядочение налоговых отношений.

Налоговая политика - это часть государственной политики, основанная на существующей политической идеологии, анализе экономической обстановки и путях развития государства. Налоговая политика характеризуется перманентной деятельностью уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления по созданию эффективного механизма правового регулирования путем принятия соответствующих нормативных актов и направлена на формирование доходной части бюджета, а также на развитие и регламентацию налоговых отношений.

Частью механизма правового регулирования и средством реализации налоговой политики является администрирование налогов.

Основными признаками администрирования налогов являются:

- подзаконность, осуществляемая во исполнение и на основании закона, направленная на достижение целей в рамках существующего правопорядка;

- процессуальный характер деятельности;

- возможность самостоятельно осуществлять меры принуждения в административном порядке, а также меры налоговой ответственности;

- вторичность по отношению к законодательной деятельности;

- юридическое неравенство субъектов;

- упорядоченность и постоянно осуществляемый контроль.

Изложенное позволяет сделать вывод, что администрирование налогов - деятельность исполнительно-распорядительного типа, осуществляемая органами государственного управления на основании и во исполнение закона.

Администрирование налогов, как вид государственной деятельности, строится и базируется на определенных принципах. К ним можно отнести следующие принципы:

- законности;

- равенства перед законом;

- гласности;

- добровольного исполнения налоговой обязанности;

- права на защиту субъектам налогового администрирования;

- презумпции невиновности налогоплательщика;

- эффективности;

- соблюдения налоговой тайны;

- неотвратимости юридической ответственности.

Подчинение государственной воле осуществляется с помощью различных методов.

Методы администрирования отличаются от экономических методов, которые характеризуются тем, что " с их помощью субъект управления добивается должного поведения управляемых путем воздействия на их материальные интересы, т.е. опосредованно в отличие от способов прямого властного воздействия".

К числу методов налогового администрирования можно отнести следующие методы регулятивной и юрисдикционной деятельности:

- нормативно-правовое регулирование;

- регистрационные действия;

- учет и контроль;

- обеспечение исполнения обязанностей по уплате налогов;

- применение санкций;

- разрешение споров.

Налоговое администрирование схоже, но не совпадает с административной деятельностью, т.к. важной чертой последней является " принудительность, опора на силу, возможность самостоятельно осуществлять физические, организационные и иные меры принуждения в административном порядке". Особенностями административной деятельности являются преобладание в управлении приказных форм и методов, отношение вертикального подчинения. Между тем в основании налогового администрирования лежит принцип добровольного исполнения налоговой обязанности налогоплательщиком. Важным отличием администрирования налогов от административной деятельности является то, что и властный уполномоченный субъект не оказывает в большинстве случаев до определенной стадии властного воздействия, выраженного в совершении действий, которые влекут за собой совершения другим субъектом определенных ответных действий.

Административно-правовые отношения исключают возможность договорных отношений типа гражданско-правовых, а налоговые отношения такую возможность предоставляют. Например, по заключению договоров налогового кредита, инвестиционного налогового кредита (ст. ст. 65 и 66 НК РФ), договора о залоге имущества (ст. 73 НК) и договора поручительства (ст. 74 НК).

В налоговых правоотношениях больше наблюдается отступление от главного качества административных отношений - неравенства сторон, подчиненности одной стороны другой. Так, налогоплательщик имеет право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, не соответствующие Налоговому кодексу или иным федеральным законам, требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

Субъекты налогового правоотношения, как налогоплательщики, так и уполномоченные органы, наделены свободой приобретать финансовые права и обязанности лишь в том объеме, который установлен законом. Разграничение полномочий налоговых органов и прав налогоплательщика является одной из проблем администрирования налогов.

Налогоплательщик по собственному усмотрению подает заявление о предоставлении кредита, а налоговый орган не обязан, а может его предоставить, т.е. стороны реализуют собственную волю. Определенная свобода дана налогоплательщику и при выборе суммы уплачиваемых налога или налогов. Так, определенные в законе налогоплательщики могут выбрать между общей системой налогообложения и специальными налоговыми режимами, называемыми в Налоговом кодексе " системами налогообложения": упрощенной системой налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, системой налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) и системой налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. Сумма выплачиваемого налога зависит и от учетной политики предприятия.

Если деятельность налогоплательщиков отчасти направлена на минимизацию налогообложения, то налоговое администрирование - на максимальную мобилизацию доходов для государства. Причем в качестве одного из критериев эффективности администрирования можно считать снижение для налогоплательщика затрат труда, времени и денежных средств в связи с выполнением им налоговой обязанности.

Под объектом правового регулирования налогового администрирования мы понимаем то, на что направлена деятельность уполномоченного органа, т.е. на процесс мобилизации налогов в бюджет.

Деятельность по налоговому администрированию связана с налогообложением, т.е. с обложением налогами. Налогообложение - наложение определенной обязанности, обязывание к уплате, внесению денежной суммы.

В отличие от большинства других финансовых правоотношений администрирование налогов непосредственно связано с исполнением налогоплательщиком налоговой обязанности и реализацией имущественных материальных норм.

Под налоговой обязанностью понимается обязанность налогоплательщика перед государством по уплате налогов, возникающая в соответствии с налоговым законодательством, в силу которого налогоплательщик должен зарегистрироваться в налоговом органе, определять объекты налогообложения, исчислять налоги и другие обязательные платежи в бюджет, составлять налоговую отчетность, представлять ее в установленные сроки, уплачивать налоги и другие обязательные платежи в бюджет.

Задачи совершенствования налогового законодательства, укрепления налоговой дисциплины, повышения контрольной функции финансов, все более отчетливо встающие в последние годы перед российским государством, обусловленные необходимостью скорейшего успешного завершения затянувшейся почти на десятилетие налоговой реформы, формирования эффективной организационной системы реализации государственной правовой политики в финансово-экономической сфере, обеспечения бесперебойного функционирования финансовой системы, могут быть успешно решены только путем укрепления системы органов управления финансами федерального уровня, а равно их подразделения в субъектах Федерации и на местах. Органами управления финансами в современных условиях являются налоговые органы, таможенные органы, финансовые органы и в ряде случаев органы внутренних дел.

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы. Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации, настоящим Кодексом, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.

Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, налоговых агентов, а также порядок их заполнения. Финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований дают письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах. Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований дают письменные разъяснения в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. По решению руководителя (заместителя руководителя) соответствующего финансового органа указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц. Кроме того, отмечается, что органы внутренних дел по запросу налоговых органов участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках.

Таким образом, представляется, что налоговое администрирование как форма реализации правовой политики государства в финансово-экономической сфере заключается в систематической, основанной на положениях законодательства Российской Федерации деятельности системы федеральных финансовых органов специальной компетенции, направленной на осуществление правовых мероприятий процессуального характера, в целях обеспечения эффективности и полноты реализации прав и исполнения обязанностей участников отношений в сфере налогообложения.

На современном этапе осуществление эффективного налогового администрирования в процессе реализации правовой политики государства в финансово-экономической сфере преследует три группы целей:

1) политические (обеспечение социально-экономической стабильности и поступательного устойчивого развития общества и государства);

2) экономические (обеспечение бесперебойного финансирования процесса государственного и муниципального управления через систематическое обеспечение выполнения бюджетов всех уровней);

3) правовые (обеспечение публичного правопорядка в сфере налогообложения, обеспечение социальной справедливости (на основе принципа формального равенства) при перераспределении бремени несения публичных расходов).

Целями применения в процессе налогового администрирования регулирующих методов являются предупреждение и пресечение неправомерной деятельности налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.

Целями применения в процессе налогового администрирования стимулирующих методов являются обеспечение и стимулирование правомерной деятельности налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, развитие налоговой культуры, правосознания в сфере налогообложения.

 

ВЫВОДЫ

В России вопросы оптимизации налогового администрирования всегда были актуальны. Действующая система налогового администрирования страдает целым рядом недостатков, которые определяют ее низкую эффективность и высокую конфликтность. Необходимость совершенствования налогового администрирования в Российской Федерации не раз отмечалась представителями власти.

Среди важнейших задач, стоящих перед налоговыми органами главной является улучшение налогового администрирования. В этом вопросе должен быть создан баланс прав и обязанностей налогоплательщиков и государства в лице налоговых органов, чтобы, с одной стороны, избавить налогоплательщиков от излишнего административного воздействия, а с другой - сохранить за налоговыми органами достаточно полномочий по контролю за соблюдением законодательства.

Основными проблемами налогового администрирования в России являются:

1. Не эффективный механизм налогового контроля.

Данная проблема проявляет себя в следующих недостатках:

- сложная система налоговой отчетности;

- формальный подход к выполнению функций налогового контроля;

- непрофессионализм сотрудников налоговых органов.

2. Многочисленные схемы минимизации налогообложения и значительные объемы теневого сектора экономики.

Решение данной проблемы продолжается уже на протяжении ряда лет. Однако на данный момент огромное количество вопросов касающихся проблематики незаконной налоговой оптимизации остается актуальным. Современные реалии таковы – доля теневой экономики в регионах колеблется в пределах 20-50% валового регионального продукта в зависимости от структуры экономики.

3. Не эффективное нормативно-правовое регулирование налогообложения.

Законодательное обеспечение налоговой политики является одной из основных проблем налогового администрирования в Российской Федерации. Налоговый кодекс РФ слишком объемен и труден для применения, и это существенно осложняет и без того запутанные отношения, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов.

Для борьбы с рассматриваемыми правонарушениями со стороны уполномоченных государством органов должен быть установлен постоянный контроль доходов и расходов организаций и физических лиц, преследующий цель изначально предоставить в распоряжение налоговых органов сведения, прямо или косвенно характеризующие объект налогообложения и налоговую базу по каждому налогоплательщику.

Необходимо, чтобы система налогового администрирования не просто обеспечивала уменьшение уровня затрат на исполнение налогового законодательства для государства и для налогоплательщиков, но и формировала у последних понимание неотвратимости выявления нарушения и взыскания в бюджет полной суммы причитающихся к уплате налогов.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Конституция Российской Федерации 1993г. (в последней ред. Законов РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008г. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря; 2009. 21 января

 

2.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 1) от 31 июля 1998г. № 146-ФЗ (в последней ред. ФЗ от 28.12.2010 № 287-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1998. №31. Ст. 3824; Российская газета. 2010. 30 декабря

 

3.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 2) от 5 февраля 2000г. № 117-ФЗ (в последней ред. ФЗ от 28.12.2010 № 404-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2000. №32. Ст. 3340; Российская газета. 2010. 30 декабря

4. Абрамчик Л.Я. Налоговое администрирование в системе финансового контроля // Финансовое право. -2011. -N 6.

5.Адамов Н.А. Государственные финансы // Российская экономика сегодня: тенденции и перспективы. 2011. №3. – С. 13 – 18.

6.Гализдра С. Налоговое администрирование необходимо совершенствовать // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2010. N 3.

7.Кашин В.А Налоги и налогообложение: курс-минимум: Учебное пособие для вузов. - М.: Магистр, 2008. – 365 с

8.Клюкович З.А. Налоги и налогообложение. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 329с.

9.Пономарев А.И., Игнатова Т.В. Налоговое администрирование в Российской Федерации. М.: Финансы и статистика, 2012. – 288 с.

10. Хамзина Р.Р. Налоговый процесс в системе налогового администрирования // Финансовое право. – 2009. - № 6

11. Харламов М.Ф. Понятие и значение налогового администрирования в условиях реформирования системы налогообложения в Российской Федерации //Современное право.- 2011 - № 9

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.031 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал