Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Путь как обретение истинных ценностей






 

У каждого человека своя судьба, свой жизненный путь. Начинается наш путь с колыбели, с песни матери, с любви и заботы, с нежной руки, с уюта и тепла родного дома. Кто-то всегда возвращается к своему началу, помнит на протяжении всей своей жизни, с благодарностью и любовью относится к нему, а кто-то забывает, считая это ненужным и незначимым, тем самым сходя с истинного пути и забывая человеческие ценности.

Так произошло с героем рассказа Куликовой «Свиделись». В начале рассказа мы видим счастливую семью – счастливая жена, счастливый муж, четверо ребятишек, ужин, новая квартира. И в этой суматохе, в этом семейном счастье Толик вспомнил: «Как в детстве у мамы». Они с матерью не виделись еще с той поры, как Толик пришел с армии. Дорога домой занимает у него «три тягучих дня», а последние сотни метров Толик «преодолевает» с трудом, «на ватных ногах». Он ждал от матери суматохи, радости, а мать его даже и не узнала, сказав что ее сын пропал. Толик начинает бурно вспоминать свои детские шалости, шрамы полученные случайно, и не понимает, как она могла его забыть. Он не может назвать сгорбленную старушку мамой – всего четыре буквы, такие простые и такие родные, – и зовет ее по имени-отчеству. Толик очень хочет рассказать ей о своих проблемах: как ему было тяжело, как «гробился» на тяжелой работе, как деньги копил на шикарную свадьбу, на машину, что у каждого сына свой счет на книжке - на будущее, как тяжело заработал на квартиру, на шубу жене. И все это время даже не подумал о том, каково ей, маленькой хрупкой старушке, одной. Кто колол дрова? Кто топил печь? Как она выживает на свою маленькую пенсию? Он абсолютный эгоист по отношению к ней, он приехал не узнать, чем и как она жила эти долгие годы, и не затем, чтобы помочь, а просто потому, что вспомнил детское счастье. Конечно, мама его вспомнила, как мать может забыть собственного ребенка? И опять из побуждений любви к своему сыну, делает все, чтобы ему было хорошо, чтобы не была она для сына тяжким грузом.

Возвращаясь назад, в свой дом, Толик «отрезал широкий ломоть жизненного хлеба» и сразу успокоился. Отрезая этот кусок, он отрезает от себя самое нужное, самое важное, то, без чего человеку нельзя прожить – память и любовь о самом близком и родном. Его возвращение на истинный путь, обретение потерянного, человечности через покаяние перед матерью, казалось, вот-вот осуществится, и мужская скупая слеза, и камень на сердце, - все говорило о том, что он должен, обязан покаяться перед матерью, но его эгоизм, его оторванность от дома столь долгое время дают о себе знать: «не чувствовал сын вины своей перед нею, значит, и каяться было не в чем».

Героиня рассказа Паустовского «Телеграмма» Настя оказывается почти в такой же ситуации: она не была дома у матери три года, уже совсем забыла, когда последний раз отправляла ей телеграмму. Она работает в Союзе художников, и у нее совершенно нет времени. Получив телеграмму на работе, Настя убирает ее со спокойным сердцем подальше – раз пишет, значит, жива – и продолжает заниматься своими делами, не вспоминая о матери, чьи мысли каждый день, каждую минуту были заняты дочерью. В телеграмме мать пишет о том, что зиму эту не переживет, и просит приехать «ненаглядную» дочь, чтобы посмотреть на нее и «подержать ее руки». Паустовский обращается к пейзажу, точно описывая чувства и мысли матери: «крыши почернели», «трава полегла», «холодный, ненастный октябрь», и лишь один подсолнух, который все никак не мог «доцвесть и опасть» оставался желтым и ярким среди всей серости будней Катерины Петровны. Этот подсолнух и есть Настя, она всегда, несмотря ни на что, остается ярким лучиком света в душе матери. Но дочери некогда: «Куда там сейчас ехать! Разве отсюда вырвешься!» И Настя продолжает заниматься работой, открывает городу «незаслуженно забытого» художника, а сама не вспоминает о своей незаслуженно забытой матери до тех пор, пока не приходит вторая телеграмма. С ней она поступает в так же, как с первой. Открыть конверт заставляет назойливый, укоряющий, «сверлящий» взгляд статуи Гоголя. В этой телеграмме на этот раз всего три слова: «Катя помирает. Тихон». Тут Настя понимает то, как она ужасна, как жестоко по отношению к матери, она бросает все, едет к ней, лишь бы успеть, лишь бы простила. Но ей не выпадет такого шанса как герою предыдущего рассказа. Она больше никогда не увидит свою мать. Несмотря на это, Настя раскаялась, она понимает все свои ошибки, понимает что не простит себе этого – и это раскаяние возвращает Настю на верный путь, она вновь обретает истину, что делает человека человеком.

Герои рассказов оказались в одинаковых ситуациях: их заставляет забыть о самом главном и родном суматоха городской жизни, заботы о работе, заботы о семье, но им выпала возможность все исправить, но не каждый герой смог это сделать.

Что бы ни случилось, где бы ты ни оказался, никогда нельзя забывать о том, кто дал тебе жизнь, заботился о тебе, невозможно найти себя забыв о своих корнях, о человеке, который каждую минуту молится за тебя, который каждую минуту мысленно с тобой. На дороге жизни всегда нужно помнить и заботиться о тех, для кого мы – вся жизнь.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал