Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Путь как обретение смысла жизни. Наш жизненный путь начинается в родительском доме






 

Наш жизненный путь начинается в родительском доме. Здесь мы проводим свое детство, учимся, набираемся опыта, переживаем первые неудачи, и, наконец, повзрослев, улетаем из него. Кто-то обещает всегда хранить верность ему и как можно чаще возвращаться, некоторые, наоборот, поскорее спешат уехать от родительской заботы и опеки. Но на самом деле, что значит в нашей жизни это место?

Все ли наши жизненные пути ведут к Дому? С этой проблемой и столкнулись герои рассказов: Толик из «Свиделись» Л. Куликовой, Настя из «Телеграммы» К. Паустовского и Жоламан из романа Ч. Айтматова «И дольше века длится день».

Что объединяет всех этих персонажей? Безграничная, всепоглощающая любовь их матерей, ничего не требующая взамен. Но как поступили наши герои? Они отвернулись от нее, отрезали, как ненужный кусок, этот «широкий ломоть жизненного хлеба». Это цинично, неправильно, бесчеловечно. Но именно этот путь был выбран ими. Однако вот в чём дело, Настя и Толик по своей воле отказались от любящих матерей, тепла родительского дома. Жоламана из произведения Ч. Айтматова заставили насильно. Есть ли разница между ними, если человек все равно стал «Иваном, не помнящего родства»? Имеем ли мы право судить их?

Для Толика и Насти заботы о материальном благополучии оказались важнее действительно главных ценностей нашей жизни – семейных. Толик зарабатывал на шикарную свадьбу, машину, квартиру для четверых сыновей и жены. А мать оказалась не нужна, ведь как по-другому объяснишь, что с момента их последней встречи прошло целых 24 года! Но однажды он почувствовал, «будто червячок поселился в совершенном яблоке», вспомнил свое детство, маму. И решил навестить ее через столько лет. Казалось бы, что вот, Толик наконец-то одумается, раскается, увезет ее жить к себе, в свою семью. Этого, к сожалению, не случилось. Приехав в деревню, он ожидал пышного приема. Но Ольга Герасимовна не признала сына, и сын - «пропавший» сын - уехал с «глыбой на душе». Повинился ли он перед матерью, почувствовал вину? Нет, вернулся к семье с легким сердцем. А мать его, конечно же, признала, но не захотела обременять его. «Вот и свиделись, сынок. Успел-таки», - этого для израненного сердца было достаточно.

Почти аналогичную ситуацию наблюдаем и в «Телеграмме». Анастасия - секретарь в Союзе художников, работы много: устройство выставок, конкурсов – в общем, не до мамы. А Катерина Петровна, больная пожилая женщина, каждый день ждала свою ненаглядную дочь. Редкие письма, денежные переводы в 2-3 месяца совсем не то, чего ожидала от Насти ее мать. Ведь что нужно абсолютно любой матери? Чтобы дети были рядом, никогда не забывали ее, находили время для поездок и звонков. Но девушка полностью растворилась в работе, совершенно забыв про родную маму. И эпизод с телеграммой от Тихона это наглядно демонстрирует. Но, в отличие от Толика, Настя чувствует легкие укоры совести (усмешка портрета Гоголя).

И хочется верить, что героиня все-таки искренне раскаялась после смерти родного человека. «Никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с нее непоправимой вины, невыносимой тяжести» - эти слова дают надежду.

А что Жоламан? Известно, что жуаньжуаны исключительно жестоко обращались с пленными воинами. Самое ужасное и чудовищное, что только может произойти с человеком – уничтожение памяти страшной пыткой - надеванием на голову жертвы шири. «Манкурт не ведал своего имени, не помнил детства, отца и матери - одним словом, манкурт не осознавал себя человеческим существом». Но Найман-Ана не смирилась с этим, не сдалась, боролась за своего сына до последнего. Как же сильна, непобедима материнская любовь! На свой страх и риск, она пробралась через стадо к Жоламану, не боясь стерегшего его жуаньжуана. Но манкурт не узнал свою мать, несмотря на все ее старания. И тогда материнская душа решилась на действительно смелый поступок – вернуть сына в родные края. «Примириться с тем, с чем примирялись другие, она не могла. Не могла она оставить кровь свою в рабстве». Найман-Ана частично добилась своего – что-то потеплело в душе у Жоламана. Но не вспомнил он мать, давление со стороны жуаньжуанов оказались сильнее. Однако и они не смогли до конца одолеть материнскую любовь. " Вспомни, чей ты? Как твое имя?» - доносится эхом издалека.

И возвращаясь к нашему тезису - все ли наши жизненные пути ведут к Дому?

Разные испытания подкидывает нам судьба: у Жоламана и у Толика с Настей они непохожи между собой. И неодинаковые сложились жизни у героев. Но рано или поздно, так или иначе, мы все равно возвращаемся домой. Толик, навестив мать, вернется к своей семье, «городской». Настя тоже ненадолго вернулась в родную деревню, пусть это и произошло слишком поздно. А у Жоламана «в руке память осталась!», в рассказах матери он, хоть и сам того не сознавая, побывал в отчем доме.

Воистину, пути господни неисповедимы. Но есть один путь, который мы можем предугадать и где нас всегда с радостью ждут – это путь Домой.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал