Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коломонова Анастасия, 402-РЛ






Путь как обретение смысла жизни по произведениям современной литературы (Л.Куликова «Свиделись», К. Паустовский «Телеграмма»)

 

Не оставляйте матерей одних,

Они от одиночества стареют.

Среди забот, влюбленности и книг

Не забывайте с ними быть добрее.

Им нежность ваша – целый мир.

Попробуйте перехватить хотя б на миг

Вы в молодости собственную старость,

Когда ни писем от детей, ни встреч,

И самый близкий друг вам – телевизор

Чтоб маму в этой жизни поберечь,

Неужто нужны просьбы или визы?

Как бы ни манил вас бег событий,

Как ни влек бы в свой водоворот,

Пуще глаза маму берегите

От обид, от тягот и забот.

Гамзатов Р.

 

Именно с этого стихотворения хотелось бы начать своё сочинение.

У каждого человека свой путь, свой смысл жизни, но, говоря о пути, не хочется думать, что его ты должен пройти в одиночестве, иначе - какой в нем смысл. Все мы живем для кого-то, ради кого-то, наполняя жизнь другого человека и свою.

Мама - святое, и это неоспоримо!

Мама дарит нам жизнь, мама нас растит, мама - единственный человек, принимающий нас со всеми недостатками и любящий нас просто за то, что мы есть. Да… не у всех так... Возможно, но так должно быть.

В рассказах «Свиделись» и «Телеграмма» мы видим немного иную ситуацию, когда мама, сыграв свою определенную роль, уходит на второй план или вовсе забывается.

В рассказе «Свиделись» событие переезда рождает мысли и воспоминания о матери, которую сын не видел ни много, ни мало - целых 24 года, а не пишет и вовсе 13 лет... И тогда он, бросив все дела, заняв денег, бежит к матери, гонимый непонятным чувством. Сын находит себе оправдание в том, что он все это время был в заботах: " Рассказать бы ей про все его заботы, про то, как гробился на тяжёлых работах – себя не жалел, чтоб лишнюю копейку иметь. Как прежде, чем жениться, денег поднакопил на шикарную свадьбу и на машину – завидным женихом был. Пахал по две-три смены, хватало и на оплату съёмных квартир, и на шубу молодой жене, и на кооператив откладывал. На море семью возил, и не раз. Четверых сыновей родил, и у каждого – своя сберкнижка на образование. Квартиру купил наконец. Большую, просторную. Не просто так всё далось, ох не просто! "

Вот в чем он видит оправдание... Но при этом борется с чувством вины...

" Толик долго ворочался с боку на бок, вздыхал, кашлял..." Понимает его совесть, что не может быть оправданием то, что не нашлось времени для матери - одинокой и никому не нужной. Но и ему она не нужна, ведь есть большая семья, квартира, да и за эти годы мама стала для него чужой и забытой... И вот в какой-то момент чувство совести просыпается в Толике, он предлагает матери забрать ее к себе, но ее фраза: «Нет, мил человек, мне здесь привычнее. Я хоть и слепа, но каждый уголок знаю, каждую стеночку. Ты иди спать, не тревожься. Утром поедешь» - заставляет его выдохнуть, почувствовать некое облегчение. После ее отказа сердце и душа героя успокаиваются...

Вот так Толик переложил ответственность с себя на судьбу: " Отворил калитку и зашагал широким шагом по улице в сторону околицы. Чем дальше уходил от деревни, тем легче становилось. Чикнул воображаемым ножом, отрезал широкий ломоть жизненного хлеба, бросил его на дорогу и сразу же успокоился. У каждого своя судьба. А мне семью поднимать надо", – сказал сам себе Толик и зашагал ещё быстрее, мысленно отправляясь туда, где был его дом, жена и дети" Его путь к матери имел один жизненный смысл, обратный путь приобрёл другой....

«А что же мать?» - спросите вы. Конечно, Ольга Герасимовна признала и узнала своего сына. Можно только представить, сколько было слез выплакано, сколько времени было потрачено возле окна в ожидании, сколько писем написано - сначала нежных, потом более сдержанных.

В этом рассказе она уже и не надеялась на встречу с сыном, привыкла к своей слепоте и некой беспомощности и уже смирилась с пропажей сына. А тут он... Сердце матери невозможно обмануть, конечно, она почувствовала своего, родного ребенка. Но ей-то и надо было - " увидеть сына", поговорить с ним, знать, что он жив, здоров. Ведь ее жизнь проходит: «Помирать не боюсь, смерти каждый день жду».

Вся боль матери выражается в паре фраз: «Зачем доказывать? Сыновья – они о родителях пекутся, так же, как родители о них когда- то пеклись. Я своего до самой армии пестовала. В 19 призвали его. Пока был в армии, письма писала, думами была с ним. А после армии приехал на два дня, и с тех пор не видела его…» Но при этом она сохраняет самообладание.

«У старушки дрогнули веки. Толик не видел этого - темнота надежно скрывала выражение лица матери». Больно, обидно, сердце на кусочки… Но она понимает, что сейчас для него обуза. Именно поэтому Ольга Герасимовна спокойно отпускает сына в добрый путь, так и не обняв, не поцеловав.

Вот на что способно материнское сердце и любовь. Только в конце мы понимаем, что и она успокоилась, повидав перед смертью родного, любимого сына.

«…Ольга Герасимовна долго сидела на своём посту у окна. Ни разу не шелохнулась. Наконец, произнесла:

– Вот и свиделись, сынок. Успел-таки».

Рассказ «Телеграмма» К.Г.Паустовского - о жизни на расстоянии матери и дочери. Вечно ждущая мать и вечно занятая дочь. Состояние тоскующей матери нам передается с первых строк: «Октябрь был на редкость холодный, ненастный Тесовые крыши почернели, как и ее сердце и душа от боли ожидания…»

Катерина Петровна так же, как и Ольга Герасимовна, через свою сильную любовь прощает и понимает свою дочь, которую ждет уже 3 года. Это можно увидеть в таких строках рассказа: «…Катерина Петровна знала, что Насте теперь не до нее, старухи. У них, у молодых, свои дела, свои непонятные интересы, свое счастье. Лучше не мешать».

«…Поэтому Катерина Петровна очень редко писала Насте, но думала о ней все дни, сидя на краешке продавленного дивана так тихо, что мышь, обманутая тишиной, выбегала из-за печки, становилась на задние лапки и долго, поводя носом, нюхала застоявшийся воздух».

Мы понимаем, насколько было сильным ожидание: она боялась нарушить тишину, прослушать за будничными звуками голос приехавшей дочери.

В рассказе образ Катерины Петровны очень четко передает автор через описание природы:

«…Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клен. Его она посадила давно, еще девушкой-хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи».

В то же время Настя выполняет свой долг «рабочий», помогая скульптору Тимофееву, но совсем при этом позабыв о матери, о её письме.

«…Письмо от Катерины Петровны Настя получила на службе. Она спрятала его в сумочку, не читая, – решила прочесть после работы. Письма Катерины Петровны вызывали у Насти вздох облегчения: раз мать пишет – значит, жива. Но вместе с тем от них начиналось глухое беспокойство, будто каждое письмо было безмолвным укором».

Мы видим, что муки совести всё-таки терзают героиню, но, работая, она душит их. Зайдя в мастерскую и ощутив холод, она словно чувствует то же, что и мать, а образ Н.В. Гоголя выступает в роли её судьи, ее совестью. Взглянув на него, Настя вспоминает о письме, о матери. Прочитав, она скорее испытывает раздражение, нежели тоску и любовь к матери: «Куда там сейчас ехать - разве отсюда вырвешься».

«…Она подумала о переполненных поездах, пересадке на узкоколейку, тряской телеге, засохшем саде, неизбежных материнских слезах, о тягучей, ничем не скрашенной скуке сельских дней – и положила письмо в ящик письменного стола».

И здесь собственный эгоизм победил, дав себе очередное оправдание. Но за всё нужно платить. Приходит зловещая телеграмма. Настя в какой-то момент понимает, что упущено что-то важное - навсегда.

«…Настя вздрогнула от холода и вдруг поняла, что никто её так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка, там в скучном Заборье».

«Поздно! Маму я уже не увижу», – сказала она про себя и вспомнила, что за последний год она впервые произнесла это детское милое слово – «мама».

Она пытается, что-то сделать, хочет быстрее добраться, покаяться, обнять любимую мать…

«Успеть, успеть, только бы успеть!» - как будто мы слышим отголоски…

Этот путь к матери приобрел особый смысл в её жизни, определил главную ценность в череде будних дней. Тяжесть вины, эгоизма наваливается на Настю, вмиг разделяя её жизнь на до и после - жизнь с мамой и без.

«…Уехала Настя из Заборья крадучись, стараясь, чтобы ее никто не увидел и ни о чем не расспрашивал. Ей казалось, что никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с нее непоправимой вины, невыносимой тяжести».

У каждого человека свой путь, своя судьба, свой смысл жизни, как и у героев. Осуждаю ли я их? Не могу точно сказать, чувств много, сердце на стороне матерей. Мы все куда-то спешим, бежим, боимся не успеть, иногда проходя мимо важного, нужного. Ситуации разные у людей, разные отношения с матерями: у одних трепетные и близкие, а у кого - то словно стена стоит между ними, у других груз взаимных обид копится всю жизнь.

А итог один - раскаяние: «Как же так? Как много я не сказал, не сделал. А что же наши матери?»

На ум сразу приходит стихотворение Галины Воленберг «Сколько женщина может выстрадать…»

 

Сколько женщина может выстрадать…

Сколько выплакать может она…

А потом, приходя на исповедь,

Так сказать… виновата сама…

 

Сколько может любить и ма́ яться…

Всё и всем без обиды прощать…

А потом вдруг виниться и ка́ яться…

И виновной себя считать…

 

Сколько может она надеяться,

Что и ей улыбнётся Судьба…

И когда-нибудь всё изменится…

И в окошко заглянет весна…

 

Сколько силы, терпенья и жалости

Каждой женщине Бог подарил…

Просто вы их любите, пожалуйста…

Он для счастья их всех сотворил…


 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал