![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Критическое размышление над тем, чему научились дети
Рефлективное преподавание включает критические размышления над тем, что изучили учащиеся. Это требует исследования, записи и оценки поведений и навыков критического мышления, которые они демонстрируют. Данные навыки будут очевидно проявляться при выполнении заданий, требующих от них рассмотрения и обсуждения определенных доказательств. Таким образом, они узнают, к примеру, о путешествии и транспорте, поскольку это отражает потребности людей и затрагивает их жизнь; о непрерывности и переменах в определенных исторических периодах, об отношениях между технологией и окружающей средой и ее воздействием на социально-экономическую жизнь. Также может обсуждаться любой аспект социологии или гуманитарных наук, например, детство и семья, пища, одежда и посещение магазина, досуг и спорт, музыка и развлечение. Основные особенности, рассматриваемые в критическом мышлении детей: Рациональность. Стремление найти лучшее объяснение, постановка вопросов вместо поиска категорических ответов; требование и учет любых доказательств; опора на причину, а не на эмоции (хотя эмоции имеют место и могут относиться к самосознанию, упомянутому ниже). Непредубежденность. Оценка всех выводов, рассмотрение и признание множества возможных точек зрения или перспектив; стремление оставаться открытым для альтернативных интерпретаций. Суждение. Признание степени и значения доказательств, признание уместности и достоинства альтернативных предположений и перспектив. Дисциплина. Стремление быть точным, всесторонним и исчерпывающим (учет всех имеющихся доказательств и принятие во внимание всех точек зрения). Самосознание. Осознание субъективности наших собственных предположений, предубеждений, точек зрения и эмоций. В целом критически мыслящие учащиеся активны, задавая вопросы и анализируя доказательства, сознательно применяя стратегии для определения значений; они скептичны, относясь к визуальным, устным и письменным доказательствам со скептицизмом; открыты для новых идей и перспектив. Ниже приведена структура, которая может использоваться для того, чтобы размышлять критически над собственным преподаванием и над детским обучением: 1. Ознакомьтесь с доказательствами, полученными Вами в результате наблюдения процесса обучения детей. 2. Осознайте цели обучения, которые структурируют задания. 3. Проанализируйте отношения между целями обучения, с одной стороны, и способами работы учащихся и их достижениями, с другой. 4. Сравните разные уровни понимания и навыков, продемонстрированных отдельными учащимися. 5. Синтезируйте, соединяйте эти источники информации и Ваши наблюдения для размышления над результатами деятельности, в общем, в масштабе целого класса. 6. Оцените, делая выводы об относительном успехе или провале деятельности, касающиеся обучения детей. 7. Примените понимание, приобретенное Вами из этой критической оценки, в планировании следующего задания или проекта. 8. Обоснуйте использование критического мышления для развития аргументов, составления заключений и выводов; определения результатов для преподавания и обучения в общественных науках. Посетите web-сайт Рефлективного преподавания для ознакомления с «Учебной концепцией в процессе обучения в классе».
Использованная литература Alexander, R.J. (2001) Culture and Pedagogy: international comparisons in primary education. [Культура и педагогика: международные сравнения в начальном образовании]. Oxford, Blackwell Publishers. Alexander, R.J. (2008) Towards Dialogic Teaching. Rethinking classroom talk. [К диалогическому обучению. Пересмотр разговора в классе]. 4th edition, York, Dialogos. Dewey, J. (1910) How We Think. [Как мы думаем]. London: Harrap. Mercer, N. (2000) Words and Minds. [Слова и умы]. London: Routledge. Pollard, A. (2012) ‘Curricular Concepts’. [Учебная концепция]. Reflective Teaching. Online at http: //www.rtweb.info/content/view/434/123/ (accessed February 19, 2012). Schon, D. (1983) The Reflective Practitioner. How professionals think in action. [Рефлектирующий практик. Как профессионалы думают в действии]. London: Temple Smith. Wolfe, S. & Alexander, R.J. (2008) ‘Argumentation and dialogic teaching: alternative pedagogies for a changing world’. [Аргументация и диалогическое преподавание: альтернативные педагогики для изменяющегося мира], online at http: //www.beyondcurrenthorizons.org.uk/wp-content/ uploads/ch3_final_wolfealexander_argumentationaltemativepedagogies_20081218.pdf (accessed February 19, 2012).
Рекомендуемая литература 1. Бахарева С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо [Текст], Учеб.-метод. пособие. — Новосибирск: Новосиб. ин-т пов. квалификации и переподгот. работников образования; Вып. 2. - 2005. 2. Брюшинкин В.Н. Критическое мышление и аргументация [Текст]./Критическое мышление, логика, аргументация./Под ред. В.Н. Брюшинкина, В.И. Маркина. — Калининград: Изд-во Калинингр. гос. ун-та. - 2003. 3. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления [Текст]. - М.: Изд-во Ин-та «Открытое общество». — 2000. 4. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика [Текст]; Учеб.- метод. пособие. - М.: Мирос. - 2002. 5. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления [Текст]./Материалы семинаров по проекту «Развитие критического мышления через чтение и письмо». - 2000. 6. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития [Текст]. — СПб: Альянс-Дельта. — 2003. 7. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически [Текст]. Изд. 2-е. — СПб: «Альянс «Дельта» совм. с издательством «Речь». — 2003. 8. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке [Текст]: Пособие для учителя./ С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. М.: Просвещение, 2004. - 175 с. 9. Критическое мышление, логика, аргументация [Текст]./Ред. В.Н. Брюшинкин, В.И. Маркин. - Калининград: Изд-во Калинингр. гос. ун-та. - 2003. 10. Мокраусов И.В. и др. Технология развития критического мышления через чтение и письмо [Текст]. — Самара: Профи. — 2002. 11. Низовская И.А. Словарь программы «Развитие критического мышления через чтение и письмо» [Текст]: Учебно-методическое пособие. - Бишкек: ОФЦИР. - 2003. 12. Халперн Д. Психология критического мышления [Текст]. - СПб: издательство Питер. - 2000. 13. Щербо И.Н. Развитие критического мышления и формирование ответственности учащихся за свой уровень образования на уроках истории [Текст].//Образование в современной школе. 2000. N 11-12. 14. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания [Текст]; Том l./Сост. Е.А. Генике, Е.А. Трифонова.//Под общ. ред. Л.И. Семиной. - М.: Изд-во «Бонфи», 2002. — 239 с.
|