Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Области знаний






Подготовка рефлективного профессионала предполагает личностную, общекультурную обра­зованность, профессионально-педагогическое, практическое мастерство, опыт практических ис­следований в классе и знания исследований в области социальных, бихевиористических наук. На­стоящая Программа подчеркивает отличие научно-теоретических знаний процесса преподавания и обучения от практических знаний. При этом подчеркивается, что качество подготовки учителя предполагает единство теоретических и практических знаний (Рис. 14).

Концептуальная модель: Обучение учителей

Рис. 14. Концептуальная структура подготовки учителей

Для компетентного учителя характерна тесная взаимосвязь вышеуказанных видов знаний: теоретических и практических. При внедрении ИКТ единство теоретических и практических знаний обеспечивает продуманность их использования, что будет способствовать улучшению про­цессов преподавания и обучения. При использовании на занятиях теоретических и практических знаний определяющим фактором является сформированность знаний в области содержания обра­зовательного процесса, методики, технологии (Рис. 15).

Следующий раздел разъясняет каждую из названных областей, определяя тип обучения, фор­мирующийся в результате их взаимодействия.

 

Рис. 15. Области знания (https://tpack.org/)

Предметные знания (ПрЗ)

Предметные знания представляют собой актуальные знания преподаваемого предмета. Так, компетентный учитель химии обладает достаточным пониманием современных научных идей, концепций, практическим пониманием и представлением о химии. К примеру, в Великобритании названные качества развиваются в процессе обучения на уровне бакалавриата, а также на уров­не последипломного образования в области химии. Содержание образовательной программы по химии в средней школе для учеников в возрасте от 11 до 18 лет представлено и преподносится доступно, в соответствии с конкретными возрастными особенностями учащихся. Компетентному учителю химии необходимо отличное знание содержания преподаваемого предмета, понимание ключевых понятий, теорий и процедур, используемых в химии. Кроме того, учителя естествен­ных наук должны также понимать природу науки и методику проведения исследования. Однако наличие исчерпывающих знаний содержания предмета не гарантирует компетентности учителя и результативности обучения учеников. Таким образом, компетентность учителя естественных наук предполагает необходимость развития педагогических знаний.

Педагогические знания (ПЗ)

Педагогические знания представляют собой глубокие знания о процессах, практике и ме­тодах преподавания и обучения, базирующиеся на знании общих образовательных основ, цели и задач образования. Данный комплекс знаний является необходимым для любого учителя и вклю­чает в себя вопросы, касающиеся процесса обучения ученика, управления классом, планирования и проведения урока, оценивания обучающихся. Кроме того, ПЗ включают знания способов и ме­тодов, используемых на занятиях, характер целевой аудитории, стратегию оценивания усвоения учебного материала обучающимися. Компетентный учитель обладает глубокими педагогическими знаниями, позволяющими понимать процессы усвоения знаний и формирования навыков обучаю­щихся; развивает их умственные способности, способствует формированию эмоционально поло­жительного отношения к обучению. По существу, педагогические знания требуют компетентности в понимании осознанных, социальных и развивающих теорий обучения и методов их применения по отношению к ученикам в классе.

Рис. 16 демонстрирует девять ключевых принципов эффективного преподавания и обучения, базирующихся на педагогических знаниях.

Рис. 16. Девять ключевых принципов преподавания и обучения

Необходимо подчеркнуть, что преподавание естественных наук требует особого подхода к формированию научных идей младшими школьниками, что является педагогическим аспектом знаний.

 

Педагогический аспект знаний (ПАЗ)

Педагогический аспект знаний представляет собой единство составляющих: содержания обучения и педагогических знаний, обеспечивающее возможность трансформации содержания в педагогически действенные формы (Shulman, 1986). В контексте образования, в области есте­ственных наук, указанное единство предполагает неразрывную связь квалифицированного пони­мания преподаваемых научных концепций со способностью помочь в их восприятии и понимании учениками. Итак, компетентный учитель естественных наук должен быть способен разложить на составляющие абстрактные научные идеи и процессы таким образом, чтобы преподнести их опре­деленной группе учеников, обеспечив процесс их самостоятельного изучения.

ПАЗ представляет собой максимально эффективные, оптимальные формы применения в обу­чении научных идей, используя обеспечивающие результативность методы аналогии, иллюстра­ции, примеров, объяснения и демонстрации. В сущности, ПАЗ является способом демонстрации и представления науки доступным для учеников образом. Кроме того, педагогический аспект знаний обеспечивает учителю понимание причин легкого либо сложного усвоения отдельных тем обучаю­щимися, которые объясняются в одних случаях непониманием научных концепций, в других — убе­ждениями либо предубеждениями, с которыми приходят на занятия ученики различных возрастов и с разными уровнями знаний.

Технологические знания (ТЗ)

Технологические знания содержания - это знание о вспомогательных средствах преподава­ния (видео, сетевые материалы, цифровые средства массовой информации и пр.). Эти знания подра­зумевают как достаточную осведомленность в области технологических устройств, так и владение навыками, необходимыми для управления ими. В отношении цифровых технологий данные знания предполагают владение операционными системами и компьютерными аппаратными средствами, а также способность использовать стандартный комплект программных инструментов, позволяю­щий набирать и редактировать тексты, создавать электронные таблицы, использовать браузеры и электронную почту. Кроме того, ТЗ также включают знание установки и удаления периферийных устройств, системы программного обеспечения, создания и архивирования документов и пр.

Технологический аспект знаний (ТАЗ)

Технологический аспект знаний - это знание способа взаимодействия технологического знания (ТЗ) и предметных знаний (ПЗ). Хотя использование ИКТ не предоставляет возможности передачи исчерпывающего понимания о предмете, новейшие технологии могут облегчить пости­жение общего представления о нем, предоставляют гибкость в получении и использовании знаний. Учитель должен знать не только преподаваемый предмет, но и способы его совершенствования посредством применения новых технологий.

Например, в области естественных наук есть много сетевых доступных моделирований (си­муляций). Моделирование (симуляция) часто используется в сфере природных или человеческих систем для получения сведений об их функционировании. Моделирование (симуляция) может использоваться для демонстрации возможных реальных воздействий альтернативных условий и планов действий. Также моделирование используется, когда реальная система не может быть применена ввиду того, что недоступна, или когда ее использование может быть опасным, либо недопустимым; когда система разрабатывается, но еще не выстроена, или ее, возможно, просто не существует.

 

Технологическое, педагогическое и содержательное знание (ТПСЗ)

В центре пересечения всех трех областей знаний находится Технологическое, педагогиче­ское и содержательное знание (ТПСЗ). Данный подход был впервые рассмотрен Мишра и Кёлер (2006), которые утверждали, что, если новая технология должна быть способной к трансформации в сторону улучшения обучения, то процесс планирования должен включать интеграцию специфи­ческих знаний предмета с пониманием того, как эти знания постигаются учениками. Кроме того, Мишра и Кёлер считают, что учитель, который способен к реализации взаимосвязи между всеми тремя областями знаний, является профессионалом высокого уровня. Более того, исследователи утверждают, что такой тип учителей обладает большими профессиональными знаниями в срав­нении с практикующими учеными в лаборатории или технологическими экспертами, такими как программисты или опытные учителя, имеющие недостаточные знания по использованию новых технологий.

В заключение необходимо подчеркнуть, что интегрирование образовательных технологий в преподавании отдельных предметов требует готовности учителя к динамичному развитию, актив­ному использованию во взаимосвязи всех трех аспектов обучения, что является показателем ком­петентного понимания процесса обучения и преподавания.

Как использовать ИКТ?

Технологические знания предполагают собой знания по использованию новых технологий в классе.

Техника в школе может быть представлена в виде:

· ТВ-вещания;

· цифрового ТВ;

· Интернета/WWW;

· сотовых телефонов;

· портативных устройств;

· компьютеров/ноутбуков.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал