![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Области знаний
Подготовка рефлективного профессионала предполагает личностную, общекультурную образованность, профессионально-педагогическое, практическое мастерство, опыт практических исследований в классе и знания исследований в области социальных, бихевиористических наук. Настоящая Программа подчеркивает отличие научно-теоретических знаний процесса преподавания и обучения от практических знаний. При этом подчеркивается, что качество подготовки учителя предполагает единство теоретических и практических знаний (Рис. 14). Концептуальная модель: Обучение учителей Рис. 14. Концептуальная структура подготовки учителей Для компетентного учителя характерна тесная взаимосвязь вышеуказанных видов знаний: теоретических и практических. При внедрении ИКТ единство теоретических и практических знаний обеспечивает продуманность их использования, что будет способствовать улучшению процессов преподавания и обучения. При использовании на занятиях теоретических и практических знаний определяющим фактором является сформированность знаний в области содержания образовательного процесса, методики, технологии (Рис. 15). Следующий раздел разъясняет каждую из названных областей, определяя тип обучения, формирующийся в результате их взаимодействия.
Рис. 15. Области знания (https://tpack.org/) Предметные знания (ПрЗ) Предметные знания представляют собой актуальные знания преподаваемого предмета. Так, компетентный учитель химии обладает достаточным пониманием современных научных идей, концепций, практическим пониманием и представлением о химии. К примеру, в Великобритании названные качества развиваются в процессе обучения на уровне бакалавриата, а также на уровне последипломного образования в области химии. Содержание образовательной программы по химии в средней школе для учеников в возрасте от 11 до 18 лет представлено и преподносится доступно, в соответствии с конкретными возрастными особенностями учащихся. Компетентному учителю химии необходимо отличное знание содержания преподаваемого предмета, понимание ключевых понятий, теорий и процедур, используемых в химии. Кроме того, учителя естественных наук должны также понимать природу науки и методику проведения исследования. Однако наличие исчерпывающих знаний содержания предмета не гарантирует компетентности учителя и результативности обучения учеников. Таким образом, компетентность учителя естественных наук предполагает необходимость развития педагогических знаний. Педагогические знания (ПЗ) Педагогические знания представляют собой глубокие знания о процессах, практике и методах преподавания и обучения, базирующиеся на знании общих образовательных основ, цели и задач образования. Данный комплекс знаний является необходимым для любого учителя и включает в себя вопросы, касающиеся процесса обучения ученика, управления классом, планирования и проведения урока, оценивания обучающихся. Кроме того, ПЗ включают знания способов и методов, используемых на занятиях, характер целевой аудитории, стратегию оценивания усвоения учебного материала обучающимися. Компетентный учитель обладает глубокими педагогическими знаниями, позволяющими понимать процессы усвоения знаний и формирования навыков обучающихся; развивает их умственные способности, способствует формированию эмоционально положительного отношения к обучению. По существу, педагогические знания требуют компетентности в понимании осознанных, социальных и развивающих теорий обучения и методов их применения по отношению к ученикам в классе. Рис. 16 демонстрирует девять ключевых принципов эффективного преподавания и обучения, базирующихся на педагогических знаниях. Рис. 16. Девять ключевых принципов преподавания и обучения Необходимо подчеркнуть, что преподавание естественных наук требует особого подхода к формированию научных идей младшими школьниками, что является педагогическим аспектом знаний.
Педагогический аспект знаний (ПАЗ) Педагогический аспект знаний представляет собой единство составляющих: содержания обучения и педагогических знаний, обеспечивающее возможность трансформации содержания в педагогически действенные формы (Shulman, 1986). В контексте образования, в области естественных наук, указанное единство предполагает неразрывную связь квалифицированного понимания преподаваемых научных концепций со способностью помочь в их восприятии и понимании учениками. Итак, компетентный учитель естественных наук должен быть способен разложить на составляющие абстрактные научные идеи и процессы таким образом, чтобы преподнести их определенной группе учеников, обеспечив процесс их самостоятельного изучения. ПАЗ представляет собой максимально эффективные, оптимальные формы применения в обучении научных идей, используя обеспечивающие результативность методы аналогии, иллюстрации, примеров, объяснения и демонстрации. В сущности, ПАЗ является способом демонстрации и представления науки доступным для учеников образом. Кроме того, педагогический аспект знаний обеспечивает учителю понимание причин легкого либо сложного усвоения отдельных тем обучающимися, которые объясняются в одних случаях непониманием научных концепций, в других — убеждениями либо предубеждениями, с которыми приходят на занятия ученики различных возрастов и с разными уровнями знаний. Технологические знания (ТЗ) Технологические знания содержания - это знание о вспомогательных средствах преподавания (видео, сетевые материалы, цифровые средства массовой информации и пр.). Эти знания подразумевают как достаточную осведомленность в области технологических устройств, так и владение навыками, необходимыми для управления ими. В отношении цифровых технологий данные знания предполагают владение операционными системами и компьютерными аппаратными средствами, а также способность использовать стандартный комплект программных инструментов, позволяющий набирать и редактировать тексты, создавать электронные таблицы, использовать браузеры и электронную почту. Кроме того, ТЗ также включают знание установки и удаления периферийных устройств, системы программного обеспечения, создания и архивирования документов и пр. Технологический аспект знаний (ТАЗ) Технологический аспект знаний - это знание способа взаимодействия технологического знания (ТЗ) и предметных знаний (ПЗ). Хотя использование ИКТ не предоставляет возможности передачи исчерпывающего понимания о предмете, новейшие технологии могут облегчить постижение общего представления о нем, предоставляют гибкость в получении и использовании знаний. Учитель должен знать не только преподаваемый предмет, но и способы его совершенствования посредством применения новых технологий. Например, в области естественных наук есть много сетевых доступных моделирований (симуляций). Моделирование (симуляция) часто используется в сфере природных или человеческих систем для получения сведений об их функционировании. Моделирование (симуляция) может использоваться для демонстрации возможных реальных воздействий альтернативных условий и планов действий. Также моделирование используется, когда реальная система не может быть применена ввиду того, что недоступна, или когда ее использование может быть опасным, либо недопустимым; когда система разрабатывается, но еще не выстроена, или ее, возможно, просто не существует.
Технологическое, педагогическое и содержательное знание (ТПСЗ) В центре пересечения всех трех областей знаний находится Технологическое, педагогическое и содержательное знание (ТПСЗ). Данный подход был впервые рассмотрен Мишра и Кёлер (2006), которые утверждали, что, если новая технология должна быть способной к трансформации в сторону улучшения обучения, то процесс планирования должен включать интеграцию специфических знаний предмета с пониманием того, как эти знания постигаются учениками. Кроме того, Мишра и Кёлер считают, что учитель, который способен к реализации взаимосвязи между всеми тремя областями знаний, является профессионалом высокого уровня. Более того, исследователи утверждают, что такой тип учителей обладает большими профессиональными знаниями в сравнении с практикующими учеными в лаборатории или технологическими экспертами, такими как программисты или опытные учителя, имеющие недостаточные знания по использованию новых технологий. В заключение необходимо подчеркнуть, что интегрирование образовательных технологий в преподавании отдельных предметов требует готовности учителя к динамичному развитию, активному использованию во взаимосвязи всех трех аспектов обучения, что является показателем компетентного понимания процесса обучения и преподавания.
Технологические знания предполагают собой знания по использованию новых технологий в классе. Техника в школе может быть представлена в виде: · ТВ-вещания; · цифрового ТВ; · Интернета/WWW; · сотовых телефонов; · портативных устройств; · компьютеров/ноутбуков.
|