Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 7 28.03.2013






Мексика становится буржуазной, но проблематично оценивать мексиканское общество индустриальным. Это эпоха в истории Запада, когда появилась возможность созидать, в Западных странах это время когда завершились промышленные революции и индустриализация. Это было время, когда мир жил без войн. В развитых западных государствах яркий реформиский бум, то в латинской Америке такого внутреннего покоя не было. И Мексика после диктатуры Диаса оказалась в очередной революции. Период французской интервенции и победа Мексики над интервентами позволили заработать политический капитал мексиканским либералам, они восстанавливают свои позиции и Диас, ставший лидером Мексики, избранный президентом в 1876, и олицетворяет собой либеральные по своей сути правление. Он превратился в верховного каудильо, который крепко удерживал в своих руках все рычаги государственного управления. Но его окружение – парфирийы или сентификос (учёные), это группа олигархов, которая складывается уже в 80-х они своеобразно понимали постулаты классического либерализма.

Сентификос представляли собой, прежде всего учёных, правительственные чиновники, юристы, экономисты, представители деловых кругов, это были лица, оторванные от основной массы населения и они пропагандировали научные методы управления государством. Сентификос были убеждены в том, что Мексика остаётся экономически отсталой страной и полагали что Мексиканцы не способны к самостоятельному ни государственному, не экономическому, ни культурному развитию. И они выступали за широкое привлечение иностранного капитала, и они полагали, что это единственный способ модернизации страны. Это было поколение 80-х – начала 90-х, которое выросло после эпохи реформ, для них не были характерны стремления к свободы, справедливости, они полагали, что для Мексики это утопия. Для них основную ценность представляло материальное развитие, которое измерялось мексиканским сырьём, предприятий, протяжённость ж/д и т.д. Иностранный капитал, полагало это окружение Диаса, должен был Мексику цивилизовать.

В Мексике наблюдался экономический рост, но стремление осуществить модернизацию страны за счёт иностранного капитала не превратило Мексику в индустриальную страну. Она, в общем, находилась на этапе быстрого экономического развития, но она оставалась страной аграрной и Мексиканское общество развивалось по пути дальнейшей поляризации. Такое окружение и идеологическая попытка обосновать режим Диаса и определила внутреннюю политику Диаса. Он руководствовался принципом разделяй и властвуй, он поощрял соперничество между кланами, периодически кого-то сдавал, опускал, кого-то наделял.

Диас с церковью договорился, он напрямую с архиепископом договорился о том, что отныне законы и реформы не будут проводиться в жизнь и церковь вновь получает возможность обогащаться, за счёт своей паствы. В замен архиепископ дал право Диасу одобрять все назначения на церковные должности. Католическая церковь становится опорой диктатуры Диаса.

Ещё Диас опирался на армию, её лояльность покупалась землёй, промышленными монополиями. Он опирался и на администрацию, расходы на содержание административного аппарата увеличились на 900%, у него была личная охрана (группа профессионалов, которая специализировалась на том, что убирала политических противников из его окружения). Так же была создана специальная конная сельская полиция (руралес) – государственная полиция. Она подавляла крестьянские восстания, рекрутировались из бандитов и криминала. В стране уже в 70- появлялись законы, которые свёртывали демократические законы, любой призыв к стачке карались тюрьмой или штрафом. Закон о побегах – можно было расправиться со всеми кого могли заподозрить в попытке к бегству.

Особое внимание уделялось аграрной политике. Такой режим порядок в стране навел, и добиться стабильности. Его аграрная реформа – перераспределить и дальше землю, усилить крупное землевладение и открыть землю для иностранных инвестиций, это всё за счёт экспроприации мелких владений и общинных земель.

В 1883 выходит закон о колонизации. Суть: одновременно решалась проблема пустых земель (те земли владельцы, которых не могли предъявить законности использования земли), колонизация оказалась предлогом захвата индейских общинных земель. Община распадалась и должна была общинные земли раздать земли своим членам и после этого индейцы эти земли теряли, а крупные владельцы приобретали и предпочтение отдавалось иностранцам (не было ограничений на покупку земли). С одобрения правительства копании проводили регистрацию земель и фактически все прежние сделки были отменены, а зарегистрированы которое были проведены в Диасовские времена. Из примерно 10 млн. Мексиканцев, занятых в с/х 9, 5 млн. оказались без земли. В Мексике к началу революции крупных помещичьих земельных собственников было чуть более 800, и они владели половиной территорией страны. Мексика, будучи аграрной страной, прокормить себя была не в состоянии. Она завозила продукты.

Правительство для решения финансовых проблем практиковала раздачу земельных концессий под каучуковые, сахарные, рисовые, банановые, хлопковые и другие плантации. В том случае на этой земле оказывались местные крестьянские поселения, они стирались с лица земли.

В промышленности развивалась горнодобывающие – Мексика поставляла серебро, золото, медь. И в начале 20века формируется и нефтяная промышленность. Здесь сентификос тоже поощряло внедрение иностранного капитала. Таким образом, правительство намеривалось осуществить мощный экономический подъём и создать сильную Мексику способную защититься от США и внутреннюю стабильность.

Не смотря на иностранные инвестиции, развитие отдельных сфер Мексика оставалась слабой отсталой аграрной страной. И основная часть её населения была представлена голодными безземельными крестьянами. В Мексике начинает формироваться представление о том, что режим Диаса является антинародным. Он препятствует национальному развитию страны и к началу 20века на лицо ситуация всеобщего неудовольствия. В первое десятилетие 20века крестьянское движение принимает характер массового. Крестьяне требуют земли и формируются крестьянские отряды, в основном это юг. Лидером крестьян становится Эмилио Сапата. Именно он сформулировал лозунг крестьян: лучше умереть стоя, чем жить на коленях. Они призывали делить помещичьи земли. Правительство было вынуждено посылать туда войска.

В нашей литературе до сих пор не изменилась оценка движущей силы этой революции – крестьянство. Начало 20века не только рост массового крестьянского движения, но и рабочего. Экономические сдвиги привели к тому, что в Мексике формируется фабрично-заводской пролетариат, и оно приобретает характер самостоятельного движения. Так как Диас запретил даже профсоюзы, стачки и т.д. Продолжительность рабочего дня была 14 часов, и ваще жесть. Рабочее движение находилось под влиянием анархо-синдикализма, эти идеи в Мексику из Испании либо из США. Тогда мексиканская рабочая сила была востребована в южных штатах, и США не препятствовало этому потоку, отсюда в итоге приходит в движение массы.

Средние городские слои пришли в движение и выступали против репрессивного курса, и они были сторонниками борьбы за демократизацию политического строя и демократизация, в общем, была связана со стремлением ограничить полномочия президента. Они были сторонниками укрепления буржуазно-демократических свобод, они были за светское образование. Это мелко буржуазная оппозиция и разработала свой комплекс реформ и в экономической сфере: 8 часов раб день, установление минимальной зарплаты, запрет детского труда, создан с/х банк, наделить крестьян землёй, но не ликвидировать помещичье землевладение. Лидеры этой среды – представители интеллигенции, в частности это были братья Макгон. Магонисты были под влиянием анархо-синдикалиских идей, и они в борьбе с диктатурой Диаса и всевластием католической церкви сделали ставку на путчиские методы борьбы. Они в 1905 году образовали комитет (хунту) и он инициировал по всей Мексике свои отделения, появлялись своеобразные тайные клубы, которые пропагандировали путчиские методы борьбы. И их выступления изначально были слабо связаны с выступлениями народа. Трудность для макгонистов объяснялась ещё и тем, что они в основном действовали на территории США. Они рассуждали о восстании теряя реальную связь с мексиканским народом. США реагировали на эту ситуацию, арестовывали братьев Макгон. Тем не менее, мелкая буржуазная среда Мексики пришла в движение тоже.

Национальная буржуазия. Что они? Мексиканские земельные собственники, которые к началу 20века уже полностью усвоили капиталистические методы хозяйствования и имели связи с мировым рынком – это национальная буржуазия она тоже начинает понимать, что для неё режим Диаса не совсем приемлем, так как он ограничивал возможность для развития национальной экономики. Они требовали от Диаса проведения более гибкой политики, то есть отказа от диктаторского правления и требовали реформ. Их лидером становится крупный земельный собственник Франсиско Мадеро. Он был выходцем из богатейшей креольской семьи. Он долгое время проживал во Франции, потом в США, где попал под влияние либеральных идей. Он был всё-таки сторонником мирного разрешения конфликта в Мексике и становится Мадеро известным после того как в 1908 он публикует книжку под названием “выборы президента”. Он, в этой книге провозглашая необходимость борьбы за политическую демократию. Предлагает мексиканцем использовать в борьбе с Диасом конституционные методы борьбы. Он предлагает создать антиреаликциониская партию, с целью воспрепятствовать избранию Диаса, если не поможет то и далее конституционным путём, нужно добиваться компромисса, в случае если Диас становится президентом, то вице-президентом становится кандидат оппозиционной партии. В случае отказа Диаса идти на уступки, тогда он предлагал в качестве основной задачи партии поставить цель завоевать авторитет среди мексиканского народа и после смерти Диаса выдвинуть своего приемника.

В 1910 году эта антирелицианискя партия собралась на свой съезд и разработала свою программу, сам Франсиско не был решительным, а движение набирало силу. Программа этой партии оказалась более решительной, нежели план самого Франсиска, и в частности они предлагали восстановить конституцию и внести поправки, связанные с возможностью переизбрания президента. Они предлагали комплекс мер, связанные с улучшением положения трудящихся. Они постепенно отходят от политики компромисса и сближаются с формирующей оппозицией. На этом съезде Франсиско был выдвинут кандидатом на пост президента. В 1910 году Диас в 8 раз выставил свою кандидатуру на президентские выборы и тогда же Франсиско был арестован и Мадеро обвинили в подготовке вооружённого мятежа. И на президентских выборах Диаса снова избран. Но теперь Франсиско вынужден был отказаться от мирной борьбы, и бежит в США. И там формулирует программу. Он объявляет незаконными все аграрные мероприятия президента и, находясь в США, он декларирует возврат крестьянских земель и декларирует все демократические требования. Он призывает крестьян к всеобщему восстанию и призывает к захвату власти в стране 20 ноября 1910 в 6 часов вечера.

Это выступление уже имело благоприятные условия, так как к 1910 Диас и его окружение это дедки старые, всем уже по 80. И контроля над армией и чиновничества действенного практически не могли, режим отличался коррупцией, и реальная опора его значительно ослабла. После этого и начинается эпоха падения диктатуры Диаса. Но когда в 1910 году проходили президентские выборы Диас победил, но, не ощущая уверенность, он в условиях всеобщего неудовольствия в 1911 пишет заявление об отставке, он покидает Мексику и в Париж уезжает и в 1915 году умирает. В 1911 году президентские выборы, на которых Франсиско избирается президентом. Он представлял интересы национальной буржуазии, оно было типично националистическим – начинает урезывать привилегии иностранного капитала, но они не понимали сущности экономических проблем. Его правительство отказывает крестьянам в их требовании земли. Правительство настаивает на разоружении крестьян и не предоставляет землю и сосредотачивается на разрешении политических проблем. Мадеро начинает с восстановления Конституции 1858 года. Для него борьба с режимом Диаса. И Мадеро постепенно отрывается от основной народной массы, а крестьяне под руководством Саппаты продолжают выступать и дальше и они заявляют о безвозмездной конфискации помещичьих земель и продолжают захватывать земли и истреблять собственников и южная Мексика так и не успокоилась. Мексика и после падения режим Диаса не успокоилась


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал