![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Подъем Samsung Electronics
До начала 1990-х годов Samsung Electronics была малоизвестной азиатской фирмой, экспортирующей преимущественно дешевые OEM-продукты. Но в последнее время потребители высоко оценили мобильные телефоны Samsung, это устройства высочайшего технического уровня с широкими функциональными возможностями. Телевизоры и бытовая электроника Samsung тоже знамениты сегодня своим выдающимся качеством. Samsung считается производителем № 1 полупроводниковых карт памяти; очень высокую оценку заслуживают также LCD и телевизоры. Массмедиа дружно аплодируют огромным достижениям этой фирмы, но пока еще никто четко не объяснил, как Samsung Electronics удалось за такое короткое время занять столь прочную позицию. Чаще всего нам предлагают такое объяснение: Samsung Electronics сумела на ранних стадиях выявить главные тенденции в динамике электронной промышленности и активно инвестировала в эти направления значительные средства. Короче говоря, компания смогла спрогнозировать, что полупроводники станут важнейшим компонентом и начнут оказывать огромное влияние на разные смежные отрасли, и вовремя вложила в этот бизнес деньги и время. Очень вовремя ею был замечен и переход рынка с CRT на LCD и PDP. Впоследствии она использовала этот переход с огромной пользой для себя. Некоторые аналитики считают, что корейские компании, в том числе и Samsung Electronics, стали первыми в продвижении технологии CDMA благодаря выбору этого стандарта корейским правительством. Но все эти объяснения поднимают пласт более фундаментальных вопросов. Прежде всего: каким же образом Samsung Electronics удалось выявить вышеупомянутые тенденции и вовремя
инвестировать в нужные направления бизнеса достаточные средства? И какие уроки — если таковые есть — могли бы извлечь из примера Samsung другие компании? Кроме того, остается неясным, как Samsung Electronics вообще производит конкурентоспособные продукты высочайшего качества. В конце концов, ее технические возможности не слишком отличаются от возможностей ее японских конкурентов, а в некоторых областях компания и вовсе не дотягивает до своих соперников. В сентябре 2004 года высокопоставленный сотрудник исследовательского института при Itochu Corporation, одной из крупнейших торговых компаний Японии, посетил Samsung Electronics. В интервью представителям прессы он заявил, что «приехал не для ознакомления с технологией Samsung», имея в виду, что ее технологии ничуть не лучше, а порой и хуже тех, которые используются в японских компаниях. Назвал он и истинную цель своего визита: «Мне очень интересно, почему несмотря на то что технологический уровень Samsung в целом по-прежнему не дотягивает до среднего уровня японских фирм, конечные результаты ее деятельности неизменно более высокие» [22]. «Когда Samsung хочет чего-то добиться, - говорит исполнительный вице-президент Intel Шон Мэлоун -наверху принимается решение, которое спускается вниз, и все в компании, не покладая рук, тут же начинают работать в этом направлении» [23]. Судя по всему, Samsung Electronics способна настолько эффективно распределять свои ресурсы и так четко нацеливать свои возможности, что в результате производит продукты, на которые, по мнению большинства людей, подобная ей компания вообще не способна. И другим фирмам, в каком бы бизнесе они ни работали, следует научиться, как делать возможным невозможное. Но следует признать, что у подразделений Samsung очень разные показатели эффективности. На рис. В.6 представлены данные об объеме продаж и операционном доходе ее основных подразделений за несколько лет. Как видим, львиная доля дохода поступает от двух подразделений: Device Solution и Telecommunication Network. Другие же подразделения работают не так успешно. Даже в бизнесе полупроводниковых схем в секторе, например, ASIC или микропроцессоров, Samsung Electronics преуспевает намного меньше, чем в секторе карт памяти. И если выдающиеся показатели деятельности этой компании являются следствием ее ключевых компетенций, то почему же она не может расширить их на все бизнес-направления, в частности на те, в которых ее успехи не слишком велики? Следует также учесть, что большинство продуктов Samsung Electronics—товары массового спроса или, как минимум, перспектива стать таковыми ожидает их в ближайшем будущем. Потребность в снижении расходов висит над этой компанией, словно дамоклов меч, так же как и риск усиления ценовой конкуренции. Кроме того, большинство компаний, производящих потребительские товары, вынуждены постоянно увеличивать свои инвестиции в производство, и поскольку неожиданные колебания рынка в этих отраслях неизбежны, прибыли могут в любой момент упасть очень сильно и резко. Например, снижение рентабельности Samsung в 1996 и 2001 годах (см. рис. В.2) было вызвано, прежде всего, падением цен на микросхемы DRAM, которые являются одним из основных источников прибыли этой компании. Учитывая это, до недавнего времени Samsung Electronics постоянно предпринимала попытки диверсифицировать подразделения, специализирующиеся на потребительских товарах. Однако как показала ситуация с перепроизводством LCD, возникшая в 2006 году, эти ее усилия не всегда были успешными. Так почему же Samsung Electronics по-прежнему остается уязвимой к колебаниям спроса и цен?
Стратегия: содержание и процесс реализации
Традиционно ученые, занимающиеся разработкой бизнес-стратегий, исследовали либо содержание стратегии, либо процесс ее реализации. В первом случае исследования фокусируются на том, что нужно делать компании, которая хочет сохранить свое конкурентное преимущество. Например, метод отраслевого анализа, предложенный гуру по вопросам бизнес-стратегий Майклом Портером, базируется на предпосылке, что любой бизнес-стратег должен сфокусироваться на характеристиках своей отрасли, проанализировать особенности ее структуры и конкурентную ситуацию, а затем сформулировать конкурентную стратегию своей фирмы в условиях конкретной выявленной им структуры [24]. К сожалению, тенденция концентрировать внимание на содержании стратегии обычно ведет к искусственной дихотомии между ее формулировкой и реализацией. Это выглядит так, будто генеральный директор компании анализирует внешнюю среду и формулирует стратегию фирмы, а все менеджеры более низких уровней занимаются только тем, что реализуют стратегию, избранную их руководителем. Однако на самом деле управлять компанией далеко не так просто. Формулировка и реализация стратегии часто идут рука об руку. Даже самые замечательные стратегии бесполезны, если их никто не реализовывает. Анализируя реакцию США на действия СССР во время Карибского кризиса, основатель фирмы Oracle Ларри Эллисон сделал вывод, что ни американская, ни советская реакция не была правильной и не базировалась на рациональном выборе. Так было бы, если бы каждая сторона максимально точно оценила запасы ядерного вооружения противника и пришла к выводу, что риск ядерной войны слишком велик [25]. Но вместо этого все решения основывались на рутинных процессах административных структур более низкого уровня, в частности госдепартамента и военных ведомств, и на закулисных переговорах президента Кеннеди с генеральным секретарем Никитой Хрущевым. Хотя в результате СССР все-таки отозвал свои военные корабли, а США согласились взамен убрать свои ракетные установки с территории Турции [26]. Важнейшие стратегические решения Sony и Samsung Electronics в последнее десятилетие были совершенно разными не только из-за серьезных различий в содержании стратегий этих фирм. Их различие коренилось в их организационных процессах и поведении их руководителей. Иными словами, процессы принятия решений в этих двух компаниях можно до конца постичь только приняв во внимание рациональные, организационные и политические процессы.
|