Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основополагающие принципы и разработка новых продуктов
Все управленческие ресурсы Sony всегда направлялись, в первую очередь, на разработку новых продуктов. Способность этой компании создавать уникальные новаторские продукты коренится в базовых принципах двух ее основателей - Масару Ибуки и Акио Мориты, которые сформулировали главное кредо Sony так: «Свобода и широта взглядов». Они стремились способствовать развитию общества, предлагая потребителям новые продукты, созданные благодаря либеральной, открытой корпоративной культуре. Видение основателей было предельно четко представлено в речи Ибуки на церемонии открытия Sony, когда он сказал: «Мы не сможем победить крупные компании, копируя то, что они делают. Мы должны делать что-то такое, чего они не умеют. У нас не хватает денег и оборудования, но у нас есть мозги и технологии. И благодаря им мы сможем достичь любых целей. Мы не будем тратить имеющиеся у нас ресурсы на имитацию того, что делают другие. Давайте сделаем что-то такое, чего до нас еще никто не делал» |3|. Со временем лозунг «Свобода и широта взглядов» прочно внедрился в корпоративную культуру Sony. Позднее компания предложила своим работникам и другие девизы, которые, однако, были лишь разными вариациями и продолжениями этого главного, основополагающего принципа. Так, перефразируя китайскую народную мудрость «Познавай старое и стремись к новому», Ибука любил повторять: «Познавай новое и стремись к новому». А Морита когда-то сформулировал свое видение так: «Рынки не существуют, они создаются». Даже посторонние в компании люди с самого начала понимали, что разработка новых продуктов — это действительно «конек» Sony. В 1960 году Weekly Asahi напечатала статью японского журналиста Соичи Охиа, в которой автор называл Sony «подопытным животным». Главной идеей статьи было то, что в отрасли к этой фирме относятся как к подопытному животному, которое используют в лабораториях и, отработав, выбрасывают - и все для того, чтобы другие крупные компании электронной промышленности могли копировать ее продукты и становиться доминирующими игроками рынка [4]. Ибука на это ответил, что если термин «подопытное животное» используется как символ передовых исследований и средство для превращения новых идей в новые продукты, то его компания согласится на этот имидж с радостью [5]. Такое отношение одного из основателей фирмы, который воспринял выражение «подопытное животное» скорее как комплимент, нежели как оскорбление, наглядно демонстрирует важность упомянутого выше основополагающего принципа для Sony. Кстати, несколько позднее сотрудники подарили ему золотую фигурку морской свинки, которая считается в Японии главным подопытным животным. Учитывая сильнейший акцент Sony на разработке новых продуктов с использованием собственных технологий, тот факт, что первый серьезный коммерческий успех компании принес магнитофон, можно считать иронией судьбы. Дело в том, что проволочные магнитофоны, т. е. устройства для записи на нержавеющую стальную проволоку, существовали и до того, как их начала выпускать эта фирма. Просто Ибука и Морита, увидев магнитофоны, которыми была оснащена американская армия, решили, что у этого продукта блестящее будущее. В те времена у Sony не было подходящей технологии для создания этого устройства. Ее исследователи и конструкторы очень смутно представляли себе, что, возможно, для этого им понадобится магнитный порошок, и, чтобы получить его, часами скребли магнитные чушки. Затем этот порошок смешивали с рисовым пигментом, и смесь накрывали бумагой. В итоге, проведя бесчисленное число экспериментов и приобретя запатентованную технологию магнитной записи, Sony вывела на рынок первый магнитофон, который весил 45 кг и стоил 160 тысяч иен — огромные по тем временам деньги. Неудивительно, что этот товар не слишком хорошо продавался. Однако уже через год компания предложила новую, усовершенствованную модель весом всего 13 кг и начала активно разрабатывать этот рынок. А свой первый действительно успешный продукт - транзисторное радио - Sony разработала благодаря приобретению у Bell Labs патента на транзисторы. Все, что Sony было известно на тот момент о транзисторах, умещалось на страницах брошюрки «Транзисторные технологии», которую Морита привез из командировки в США. Sony не имела понятия, как они производятся. И руководство компании поручило одному из инженеров, Казуо Иваме, посетить американские заводы, зарисовать станки и оборудование, которые он там увидит, и выслать рисунки в Японию по почте. Sony довольно долгое время билась над тем, чтобы по этим наброскам построить свое оборудование. По сути, она не была первой компанией, разработавшей транзисторное радио. Первую такую модель благодаря поддержке Texas Instruments предложила фирма под названием Regency, но она так и не смогла привлечь к ней внимание рынка. A Sony со временем сумела найти способ серьезно уменьшить размеры транзисторного радио — устройство свободно помещалось в кармане, — и этот продукт стал настоящим хитом. Успеху Sony в значительной мере способствовали ее интуитивная прозорливость, настойчивость и определенность целей. В процессе усовершенствования технологии RCA под названием «теневая маска» исследователи Sony совершенно случайно выяснили, что электронные лучи передаются намного лучше, если на металлические платы нанесено множество тонких линий. Это случайное открытие стало базой для телевизионной технологии Trinitron - именно благодаря ему компания создала телеэкраны с уникально чистыми цветами и высоким разрешением. А плеер Walkman был изобретен после того, как Ибука посетовал, что брать с собой в загранкомандировки громоздкий тяжелый магнитофон очень неудобно. Когда Морита дал инженерам распоряжение заменить регистрирующую схему и акустическую систему магнитофона на стереоусилитель, даже специалисты Sony сомневались, что потребитель заинтересуется таким продуктом. Но когда Walkman с единственным гнездом для наушников и функцией воспроизведения звукозаписи появился на рынке, его успех был беспрецедентным. В 1980-хго-дах компания превратила в товар массового спроса приборы с зарядовой связью; они же стали базой для цифровых фотоаппаратов и камкордеров. Все это позволяет с уверенностью сказать, что главная сила Sony заключалась не в революционных научных открытиях, а в коммерциализации новых, недорогих и добротных продуктов с большим потребительским потенциалом, т. е. она добилась положения благодаря успешным действиям в той сфере, которую другие компании просто игнорировали. Sony искала и находила креативные способы маркетинга своих предложений, даже если другие фирмы считали их совершенно бесперспективными. Морита отмечал: «Можно иметь хорошую идею или сделать отличное изобретение, но все равно потерпеть фиаско. Планирование продукта, т. е. принятие решения о том, как использовать конкретную технологию на конкретном рынке, тоже требует творческого подхода. А если у вас есть хороший продукт, важно проявить креативность, предлагая его будущим потребителям. Только при наличии у компании всех этих трех видов креативности - в области разработки технологий и в сфере планирования и маркетинга новых продуктов — потребители и общество в целом смогут извлечь из новой технологии пользу. И это очень трудно сделать, если у компании отсутствует организационная структура, объединяющая людей так, чтобы они могли на протяжении долгого времени тесно и охотно сотрудничать друге другом» [6].
|