![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
IPod APPLE
На самой заре двадцать первого века на музыкальном рынке возникла новая тенденция. Потребители перестали покупать музыку, «упакованную» в CD, и проигрывать песни на отдельном CD-плеере; вместо этого люди начали сохранять на свои компьютеры только любимые музыкальные произведения и обмениваться этими файлами с друзьями. Генеральный директор Apple Стив Джобс обнаружил, что многие пользователи компьютеров Macintosh загружали МРЗ-файлы с сайтов для совместного использования, а потом слушали эту музыку на своих домашних и рабочих компьютерах или записывали ее на CD и слушали через плееры. В то время компьютеры Macintosh не были оснащены ни устройством для записи на CD, ни программами для управления тысячами МРЗ-файлов. Джобс поручил своим инженерам установить на компьютеры дисководы для записывания CD — это устройство стало обязательной опцией всех моделей Macintosh. А чтобы получить нужное программное обеспечение, Джобс купил компанию под названием SoundStep, основанную Джеффом Роббином. Всего за несколько месяцев Роббин представил Джобсу первую программу iTunes, и в 2001 году генеральный директор Apple продемонстрировал ее широкой публике во время торгового шоу MacWorld Trade Show. Людям сразу пришлись по душе простой и понятный интерфейс и технология, позволяющая классифицировать тысячи песен и эффективно управлять этими файлами [36]. Джобс явно почувствовал, что на рынке музыкальных продуктов вот-вот произойдет революция. Он решил, что эта революция не завершится до тех пор, пока не появится новое портативное устройство, которое придет на смену CD-плееру, и поручил Роббину разработать программы для этого устройства. В ноябре 2001 года был выпущен прототип iPod. А чтобы избавить пользователей от неудобств, связанных с покупкой CD, извлечением из них музыкальных файлов и конвертацией их в формат МРЗ, и предоставить им возможность получать качественные МРЗ-файлы через Интернет, Джобс решил открыть онлайновый музыкальный магазин. Однако, чтобы учесть интересы фирм — владельцев музыкального контента, ему нужна была еще мощная программа, способная обеспечить надежную защиту авторских прав; ему также предстояло убедить эти фирмы продавать свою музыку в онлайновом магазине через iTunes. В те времена музыкальный рынок пребывал в состоянии спада; на нем процветал несанкционированный обмен файлами через пиринговые (т.е. для децентрализованного обмена данными) сайты для загрузки информации с серверов в ПК, такие, например, как Kazaa или Napster. Крупные музыкальные бренды изо всех сил старались найти бизнес-модель, способную защитить их авторские права, и искали способы получения прибыли через онлайновый рынок музыки. Тогда уже существовали двабольших музыкальных сайта, созданные альянсами крупных производителей, в частности: Pressplay Universal и Sony и Music Net AOL Time Warner, Bertelsmann, EMI и Realnetworks, но все эти сайты не были совместимыми и не удовлетворяли потребности пользователей. Музыкальные бренды, торгуя через собственные онлайновые магазины, тоже обеспечивали защитой только небольшое количество пользователей, и им оставалось лишь беспомощно наблюдать, как сайты для свободного обмена данными разрушали их рынок. В 2002 году BMG уволила 1200 сотрудников, Sony — 1000, а EMI — 1800. Они просто не могли поступить иначе, ведь их операционная прибыль в то время сократилась с 15% до 59': Когда Джобс вышел на онлайновый рынок музыки, фирмы звукозаписи и производители ПК совершенно не доверяли друг другу. Первые считали, что производители ПК намеренно потворствуют распространению незаконно записанных MP3-файлов с целью увеличения объемов сбыта компьютерной техники. Будучи генеральным директором студии цифровой анимации Pixar, создавшей несколько анимационных фильмов, ставших настоящими хитами, Джобс отлично понимал потребности и проблемы как владельцев контента, так и производителей аппаратного обеспечения. Он предложил ряду крупных фирм (в том числе Universal, Sony, EMI, BMG и Warner) отказаться от бизнес-модели, основанной на абонементной оплате. Он утверждал, что потребители должны владеть файлами, которые они загрузили. Конечно, большинство музы кальных брендов отнеслись к этим идеям настороженно, но Джобсу все же удалось заключить с ними контракт на один год. Предложенная им бизнес-модель позволяла Apple получать 33% от объема сбыта (при цене 99 центов за одну песню), а 66% шли на счета фирм звукозаписи. Зайдя на iTunes Music Store, онлайновый музыкальный сайт Apple, пользователи могли записывать файлы на CD и обмениваться ими с другими людьми, сохраняя на iPod. Благодаря «софту» ITunes пользователи имели возможность синхронизировать музыкальные файлы между ПК и iPod автоматически, просто путем подключения устройства к компьютеру, при этом еще и подзаряжая iPod. Им была предложена функция автоматической классификации песен по разным категориям, а также функция тасовки, позволяющая выбирать и слушать только любимые записи. Уникальный формат музыкальных файлов Apple, ААС, был намного качественнее МРЗ, и пользователи, которые отныне могли покупать отдельные песни вместо того, чтобы приобретать за 20 долл. целый CD с ненужными им музыкальными произведениями ради пары любимых песен, поддерживали Apple с огромным энтузиазмом. Более того, Apple зашифровала все файлы, в результате чего их можно было проигрывать только на трех компьютерах, имеющих санкционированный доступ. Благодаря такой мере она смогла прекратить несанкционированный обмен файлами через системы, подобные Kazaa. К 2006 году Apple продала через iTunes Music Store более миллиарда песен, а к началу 2007 года, через пять лет после появления на рынке первой модели iPod, ею было продано 100 млн единиц этого устройства. «IPod стал одним из крупнейших хитов за все время существования отрасли» [37]. В отличие от Sony, Apple изначально не обладала серьезными знаниями и опытом в секторе аудиопродуктов. Эта компания сумела создать iPod благодаря правильной комбинации своих основных компетенций в сфере разработки компьютерных операционных систем и программного обеспечения с новаторским подходом к разработке новых продуктов. A Sony к этому времени уже совершила целый ряд серьезных ошибок, что помешало ей выйти на рынок МРЗ — несмотря на то что эта компания обладала практически всеми необходимыми для этого ресурсами и качествами.
|