![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Утрата контроля над зарубежными подразделениями ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
Реализуя стратегию «глобальной локализации» и все больше передавая полномочия по принятию решений местным менеджерам, компания неизменно подчеркивала свою уникальность. Sony всегда старалась добиваться, чтобы локальный управленческий персонал строго придерживался принципов менеджмента и базовой политики фирмы. Однако даже сегодня многие важные вопросы остаются без ответа, в частности вопрос, сможет ли Sony контролировать местных менеджеров, делая упор на своих принципах управления, одновременно реализуя политику локализации и передавая локальным управленцам все больше прав на принятие важных бизнес-решений? В конце концов, лозунг «Думай глобально, действуй локально» намного легче провозгласить, чем воплотить в жизнь. Главным зарубежным рынком Sony были США. Так, согласно сведениям, представленным президентом Sony America Харви Шейном, за период с 1972 по 1978 годы объем продаж его подразделения вырос с 300 до 750 млн долл. В 1975 году Sony планировала начать на американском рынке агрессивную рекламную кампанию по стимулированию сбыта видеомагнитофонов Betamax, однако Шейн и его менеджеры, опасаясь, что слишком активная реклама приведет к снижению их прибылей, не хотели инвестировать средства в эту программу. До тех пор, пока однажды посреди ночи Шейну не позвонил Акио Морита, прокричавший в трубку: «Если в ближайшие два месяца вы не выделите на кампанию Betamax миллион или два долларов, я вас уволю!» [4]. Надо сказать, Морита всегда считал, что местных американских менеджеров интересует только краткосрочная прибыль и что они стараются не инвестировать рекламу, обеспечивающую увеличение объемов сбыта в долгосрочной перспективе. После Шейна место главы Sony America занял Мики Шульхоф, который в свое время возглавлял операцию по приобретению CBS Records w Columbia Pictures. Его часто критикуют за то, что он управлял Sony America слишком независимо от корпоративной штаб-квартиры, и за то, что не сумел обеспечить должного контроля над Columbia Pictures. Именно он нанял двух менеджеров, вставших во главе Sony (Columbia) Pictures -Джона Петерса и Питера Губера. Почти все снятые ими фильмы выходили за рамки бюджета и не имели большого коммерческого успеха [5]. Поскольку Sony America была материнской компанией Sony Pictures, она находилась в юрисдикции Шульхофа, и корпоративная штаб-квартира не могла серьезно повлиять на ситуацию, даже когда стало совершенно ясно, что Шульхоф полностью утратил контроль над этой компанией. Автономия, предоставленная Шульхофу, не позволила компании достичь эффекта синергии между направлениями бизнеса по выпуску аппаратного и программного обеспечения - той цели, к которой изначально стремился Морита. Даже если бы бизнес-подразделения Sony, выпускающие электронику, попытались достичь такого эффекта совместно с музыкальным или кинобизнесом, это у них получилось бы только в том случае, если бы условия полностью удовлетворяли американский менеджмент. В годы пребывания Шульхофа на посту главы Sony America эта фирма часто восставала против решений корпоративной штаб-квартиры и неоднократно действовала на свой страх и риск. Вспомним, например, ситуацию с выводом на американский рынок первой версии приставки PlayStation. Все менеджеры игрового подразделения Sony America были профессионалами в игровой сфере, и их опыт базировался, прежде всего, на бизнес-модели Nintendo. Этим специалистам очень не понравилось цветовое оформление продукта (серый с вкраплениями пурпурного), и Sony America самовольно заказала для американского рынка приставки белого цвета. Кроме того, местные менеджеры утверждали, что консоль управления слишком маленькая, а также настаивали на изменении названия продукта, считая, что PlayStation будет ассоциироваться у американских потребителей со словом «Playboy». И это еще не все: они требовали, чтобы им передали полномочия по установлению цены на новый продукт, и были твердо намерены предложить его рынку по цене более высокой, чем цена игровых приставок Nintendo, и дороже, чем на японском рынке. Однако основной идеей и сутью PlayStation был как раз ее глобальный стандарт - унифицированный дизайн и единая цена. Более того, это была игровая приставка, базирующаяся на новаторской концепции, и компания рассчитывала благодаря ей перевернуть вверх ногами всю существующую игровую индустрию. Дело закончилось тем, что президент Sony Computer Entertainment Кен Кутараги лишил Sony America права контролировать PlayStation. Он основал новую компанию в Сан-Франциско, заменил всех местных менеджеров и сформировал новую управленческую команду. В качестве основных каналов сбыта PlayStation Sony использовала крупные розничные сети, такие как Wal-Mart, KMart, Toys" R " US— в отличие от традиционных магазинов электроники, услугами которых в основном пользовалась Nintendo. И игровая приставка PlayStation стала беспрецедентным хитом и в Японии, и в США. Точно также штаб-квартира ^отменила и решения Sony America в отношении компьютеров VAIO. Цветовое оформление компьютера (серебристый с пурпурными элементами) было выбрано с прицелом на американский рынок продвинутых пользователей. Однако, по мнению местных менеджеров, такой цвет и футуристический дизайн не могли понравиться консервативным американским потребителям; выступали они и против названия, утверждая, что его слишком трудно произносить. Базируясь на проведенных ими маркетинговых исследованиях, они предложили другое название — Sony Personal Computer. Но штаб-квартира оставила VAIO и вывела продукт на рынок США под этим названием. Впоследствии она также изменила название сети кинотеатров, перешедшей к Sony после приобретения Columbia Pictures. Корпоративное руководство отменило название Sony Theaters и вернуло первоначальное Loews, рассудив, что чрезвычайно ветхие, изношенные здания кинотеатров этой сети вряд ли будут способствовать улучшению имиджа нового бренда и имиджа Sony. Вполне вероятно, что частые конфликты Sony America со штаб-квартирой в значительной мере были обусловлены различиями национальных культур или образа мышления, но главной причиной все же было то, что Sony, глава которой реализовывал стратегию глобальной локализации, оказалась не способной на должном уровне контролировать местные операции. Иными словами, гипотетический баланс между глобализацией и локализацией не был достигнут из-за ограниченной способности Sony обеспечивать контроль на глобальном уровне. Поскольку в общемировом масштабе деятельность Sony контролировали всего несколько человек, прежде всего Акио Морита и Норио Ога, в фирме отсутствовала организационная инфраструктура для контроля над локальным менеджментом. Локальными организациями, по сути, тоже управляли Морита и Ога, основываясь, прежде всего, на личных взаимоотношениях с менеджерами и собственных персональных предпочтениях. Например, они абсолютно доверяли Шульхофу и предоставили ему полную свободу действий в Sony America. Это означало, что единственный способ обеспечить контроль над этой компанией заключался в том, чтобы контролировать самого Шульхофа — задача, которая оказалась под силу только самим Морите и Ore. А по мере того, как личные взаимоотношения между Шульхофом и этими двумя руководителями компании становились все теснее и прочнее, контролировать американца становилось все труднее. Нобуюки Идеи, занявший пост президента после Оги, в 1994 году, однажды заявил: «Они все были в сговоре: Бурак, Пит Петерсон, Мики [Шульхоф]. Мне кажется, все они честно выполняли свои должностные обязанности как отдельные работники, но вместе, как группа, очень ловко обходили великодушное существо по имени Sony. Проблема заключалась в том, что до этого мы никогда прежде не имели дела с иностранцами. И когда они что-то нам рекомендовали, мы следовали их советам. Я много работал в США и в Европе и не раз имел возможность наблюдать, как эти люди пользовались личными связями, заставляя руководство увеличивать финансирование их подразделений. В этом они все действовали заодно. Все мы, представители старшего поколения японцев, встречаясь с иностранцами, страдали явным комплексом неполноценности. Акио Морита, например, был ходячим комплексом» [6]. Идеи также сказал, что «Мики Шульхоф умело пользовался как привилегиями американского руководителя высшего ранга (огромной властью и высокой зарплатой), так и неоднозначностью системы японского корпоративного управления. Он снимал сливки и там, и там» [7]. Описанные выше случаи наглядно демонстрируют проблемы структуры управления зарубежными филиалами и подразделениями Sony, ее стиля менеджмента, в котором была сделана попытка смешать воедино американские и японские принципы и методики. Очевидно, что этот подход не сработал. В 1995 году Шульхоф был уволен. Говорят, что когда в штаб-квартире Sony объявили о его уходе, люди аплодировали [8]. Когда бразды правления компанией перешли к Нобуюки Идеи, стало ясно, что стратегия глобальной локализации будет откорректирована. Идеи объявил, что не намерен стремиться к глобализации ради глобализации и что передача полномочий местным менеджерам желательна далеко не всегда. По его мнению, Sony America была ярким свидетельством того, что при реализации стратегии глобальной локализации упор на локализацию был явно слишком сильным. Идеи считал, что глобальные штаб-квартиры должны быть сильнее, что необходимо опять передать основную власть в их руки. Чтобы усилить контроль японского головного офиса над зарубежными подразделениями и филиалами компании, он сам занял пост генерального директора Sony America.
|