Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структура управления западного типа и целесообразность ее применения в Sony
Sony страстно хотела стать глобальной корпорацией, и переход на систему корпоративного управления западного образца послужил для нее точкой отсчета. По мере того как компания все больше разрасталась, совету директоров, состоящему больше чем из тридцати человек, было все труднее эффективно принимать решения. А когда Sony внедрила структуру отдельных компаний, бизнес-подразделения стали управлять делами успешнее. Идеи явно стремился к тому, чтобы у руля каждой отдельной компании стоял свой управленческий персонал, а совет директоров только контролировал деятельность корпорации в целом и принимал решения относительно общего направления ее развития. Как уже говорилось, он пригласил в совет людей, имевших разный опыт и подготовку, что, несомненно, обеспечивало целый ряд выгод, например не позволяло генеральному директору принимать авторитарные решения. Но у такого подхода были и недостатки, в частности приглашенные директора не всегда разбирались в бизнесе, которым занималась Sony, и нередко оценивали ее эффективность, базируясь исключительно на краткосрочных показателях ее рентабельности. Кроме того, совету директоров, состоящему из людей с разными интересами, обычно требуется больше времени, чтобы прийти к согласию по тому или иному вопросу; и такой совет, как правило, не готов к рискованным шагам. Следует признать, что многие проблемы, с которыми столкнулась Sony, возникли именно из-за стараний Идеи превратить ее из традиционной японской фирмы в глобальную компанию западного типа. Хотя фирма и внедрила западную систему совета директоров, организационную структуру и критерии оценки (например EVA), ни менеджеры, ни рядовые сотрудники, судя по всему, в душе не были к этому готовы. По своей природе Sony как была, так и осталась японской фирмой. Западная структура корпоративного управления эффективна только в том случае, если ее поддерживают приглашенные директора, менеджеры и весь персонал организации, а также при наличии благоприятных социальных условий. В частности, в стране должны существовать развитые рынки капитала и широкая база акционеров; аналитики по ценным бумагам должны внимательно отслеживать эффективность фирм, а ожидания общества должны быть приблизительно такими же, как ожидания населения в развитых западных странах. При прежней системе главы бизнес-подразделений имели возможность часто встречаться и обсуждать разные деловые вопросы. Они могли урегулировать конфликты до их обострения и заранее согласовывать зоны взаимного сотрудничества. Но после того как Нобуюки Идеи ввел систему управления западного типа, все руководители отдельных бизнес-единиц Sony были выведены из совета директоров. Их взаимоотношения с генеральным директором стали намного равноправнее, а обсуждение вопросов с коллегами — главами других подразделений, превратилось в чрезвычайно сложную проблему. И бессмысленная конкуренция между двумя цифровыми аудиоплеерами, разработанными VAIO Company и Personal Audio Company, - это всего лишь одно из неприятных последствий, к которым привела такая политика. В результате четкого разграничения полномочий на уровне высшего менеджмента между генеральным и главным операционным директорами путаница только усилилась [20]. Для США эти должности были стандартом, но японским компаниям смысл такого разделения был непонятен. В Японии президент традиционно обладает безраздельной властью и, по сути, является генеральным директором корпорации. А должность главы совета директоров зачастую почетная; ее обычно занимает человек, уже вышедший на пенсию. Иными словами, многочисленные титулы и должности лишь сбивали с толку и работников Sony, и людей за пределами организации. Даже когда Ога был генеральным директором, а Идеи — президентом, Ога решал все вопросы, касающиеся назначений на посты высшего менеджмента, а Идеи не имел возможности в полной мере использовать свою власть. Так, Идеи постоянно твердил менеджерам, что лучшие дни для таких продуктов, как Walkman или MiniDisc, миновали и что их необходимо заменить новыми предложениями. Но его подчиненные не понимали, зачем разрабатывать новые продукты, если и имеющиеся хорошо продаются. Не получая прямых указаний от Оги, главы подразделений игнорировали приказы Идеи, а тот не мог уволить непокорного подчиненного, поскольку генеральным директором компании был Ога. И когда Идеи все же удавалось от кого-нибудь избавиться, но у него не получалось быстро найти этому человеку достойную замену, вся ответственность за снижение показателей деятельности «осиротевшего» подразделения безраздельно ложилась на его плечи. Понятно, что реформировать такую организацию было очень трудно. Менеджеры среднего звена просто не знали, что делать — слушаться Идеи или ждать распоряжений Оги. И даже когда Ога ушел на пенсию и пост генерального директора занял Идеи, а президентом стал Андо, взаимоотношения между двумя руководителями по-прежнему оставались невнятными и непонятными для окружающих. Идеи стремился распространить свое видение в рамках всей компании, а президент Андо, с его точки зрения, должен был просто помогать ему реализовывать его стратегии. Но менеджеры часто не выполняли приказов Андо, ожидая прямых указаний Идеи, что сильно снижало исполнительные способности президента. Еще больше его позиции ослабило назначение в 2003 году Кена Кутараги на пост руководителя подразделений по выпуску бытовой электроники, полупроводников и игровой аппаратуры. Иными словами, можно сказать, что переход Sony на структуру корпоративного управления западного типа принес компании больше проблем, нежели выгод. Реформа, нацеленная на глобализацию, оказалась поверхностной. Стараясь реструктуризировать и реформировать компанию, Идеи не учел того, что и менеджеры, и рядовые сотрудники Sony — это, в основном, японцы, живущие по японским традициям.
|