![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Современный урок права и требования к нему
Основной формой учебно-воспитательной работы в области права в современной системе общего образования является урок. Она прошла серьёзное испытание временем и доказала вою пригодность к современной системе правового образования. Урок – это динамическая и вариативная форма организации процесса, целенаправленного взаимодействия определенного состава учителей и учащихся, включающая содержание, формы, методы, средства обучения и систематически применяемая для решения задач правового образования, развития, воспитания в процессе обучения. Учебное занятие по праву (урок) – это комплексная система организационной, учебно-воспитательной деятельности учителя в единстве с учебно-познавательной деятельностью учеников. Она направлена на достижение целей. Формы занятий в школе: урок: Вводный, комбинированный, контроль знаний, лаб. работа и т.д. Круглый стол, коллоквиум, деловая игра и т.д. Внеклассное мероприятие Экскурсия, кл. час, КВН, театр и т.д. Дом. работа Упражнения, задачи, доклады, проекты, эссе, Факультатив, электив. Консультация, зачёт, экзамен Формы занятий в проф.образовании Факультатив, спец. Курс. Консультация, зачёт, экзамен Самостоятельная работа, НИРС, курсовые и дипломные, контр. работы, проекты, Производственная практика, семинар, лекция, усвоения главных дидактических единиц правового модуля государственного стандарта знаний, формирование умений пользоваться полученными правовыми знаниями в практической деятельности. Урок по праву условно можно рассматривать с точки зрения интегрированного взаимодействия пяти компонентов. Учитель права: • знание юриспруденции, основных тенденций современного обучения праву, эрудиция; • педагогическое и методическое мастерство (умения донести сложный юридический материал; умения создать благоприятный психологический климат и мотивацию к обучению; обладание чувством юмора, умения ответить на любые вопросы); • речь (её темп, дикция, интенсивность, образность и эмоциональность, а также юридическая грамотность); • стиль взаимодействия учителя с учениками: (авторитарный; демократический; либеральный); • внешний вид. Учащиеся: • активность и самостоятельность в освоении юридического материала. • уровень учебных умений и навыков, ценностей; • навыки сотрудничества и работы в коллективе; • степень дисциплинированности и организованности. Юридическое содержание учебных курсов: • научность юридической информации, её достоверность; • доступность (материала определенному адресату); • актуальность изучаемых правовых понятий и их непосредственная связь с жизнью; • наличие новизны изучаемой правовой проблемы; • оптимальность объема предложенной юридической информации. Система методов, приёмов, средств обучения: • усвоение информации правового характера осуществляется неодинаково на различных этапах урока: с 1 по 4 минуту – 60 %; с 4 по 23 минуту – 90 %; с 23 по 34 минуту – 50 %; с 34 по 45 минуту – % падает. При выборе методических приёмов необходимо учитывать: • лучшее усвоение юридического материала происходит с 11 часов до 13 часов. Подъём работоспособности наблюдается в субботу, т.к. у учеников на уровне подсознания заложена информация о приближающемся выходном дне; • наличие и эффективность использования наглядности и технических средств обучения праву; • уровень обратной связи, проявляемой в ходе занятия; • эффективность контроля за работой учеников, оценку их деятельности; • степень эстетического воздействия занятия на учеников. Цель и результат – степень конкретности, чёткости, лаконичности поставленных целей (цель должна быть достижимой) и степень обучающего, воспитательного и развивающего воздействия занятия по праву на школьников или студентов. Классно-урочная форма обучения отличается рядом особенностей: учащиеся примерно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который имеет постоянный состав; класс работает по единому учебному годовому плану и по рабочей программе (тематическому планированию) согласно расписанию; основной единицей занятий является урок; урок посвящён одной теме, и все учащиеся работают над одним и тем же материалом; работой учащихся на уроке руководит учитель, он оценивает каждого ученика. Достоинства классно-урочной системы: чёткая организационная структура, упрощение управления педагогическим процессом, возможность обучаемых взаимодействовать в процессе обучения, постоянный контакт с учителем, экономичность обучения, последовательность обучения. Недостатки классно-урочной системы: ориентация на среднего ученика, сложность учёта индивидуальных особенностей учащихся, отсутствие общения между учащимися разного возраста. 2. Урок как целостная система. Структура и типология уроков Структура урока – это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами занятия, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность. Признаки современного урока права 1. Урок должен быть направлен на выполнение социального заказа общества. 2. Вся деятельность учителя и ученика должна быть осуществлена с учетом новейших достижений психологической науки и передовой педагогической практики. 3. Наличие цели (изучить, узнать, научиться, овладеть, усвоить, уменьшить число ошибок и т.д.) и многоплановых познавательных, развивающих, воспитательных задач. 4. Деятельностный подход в обучении («чем меньше говорите Вы, а больше говорят Ваши ученики, тем больше Ваша эффективность как учителя»1). 5. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. 6. Оптимизация содержания обучения. 7. Единство формирования знаний, умений, навыков учащихся. 8. Вычленение учебных задач и создание на уроке разнообразных учебных ситуаций. 9. Оперативная обратная связь. 10.Высокий, но посильный темп урока. 11.Эмоциональный подъём на уроке. 12.Наличие научной организации труда учителя и ученика. 13.Наличие благоприятного психологического микроклимата. Типология урока Классический тип: вводный урок; тренировочный урок; контрольный урок; урок закрепления умений и навыков; урок самостоятельной работы; урок с ТСО; практическая или лабораторная работа; комбинированный или смешанный урок; повторительно-обобщающий урок и т.д. Нетрадиционный тип: правовой турнир; правовой диспут; дебаты; зачёт; спектакль; конференция; деловая или ролевая игра; урок взаимообучения; аукцион правовых знаний; урок путешествие; судебное разбирательство и т.д. Основные этапы современного урока по праву. 1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку. 2. Проверка домашнего задания. 3. Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме. 4. Постановка цели занятия перед учащимися. 5. Организация восприятия и осмысления новой информации. 6. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений по образцу. 7. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений. 8. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний. 9. Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний. 10. Домашнее задание к следующему уроку. 11. Подведение итогов урока. Классно-урочная форма создает предпосылки для взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности, воспитания и развития учащихся. Для реализации данной формы выдвигаются обязательные требования. Дидактические требования к современному уроку права: • чёткое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков; • определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, учётом уровня подготовки и подготовленности учащихся; • прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах; • выбор наиболее рациональных методов, приёмов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в обучении учащихся; • реализация на уроке всех дидактических принципов; • создание условий успешного обучения учащихся. Гигиенические требования к уроку права: температурный режим; физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания); освещение; предупреждение утомления и переутомления; чередование видов деятельности; соблюдение правильной рабочей позы учащегося; соответствие классной мебели росту школьника. Требования к технике проведения урока: 1) урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к обучению и воспитывать потребность в знаниях; 2) темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными; 3) необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм; 4) доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда; 5) по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приёмы правового обучения; 6) учитель должен обеспечить активное обучение каждого школьника. Нормативные документы, регламентирующие содержание правового образования. Содержание образования определяется рядом документов: 1. Государственный образовательный стандарт 2. Учебный план образовательных учреждений (состав учебных предметов, изучаемых в учебном заведении, порядок, последовательность их изучения, количество часов и т.д.). 3. Примерные и рабочие программы (тематические планирования) по дисциплинам. Государственный стандарт общего образования – нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников, а также требования к организации образовательного процесса. Учебный план: В Базисном учебном плане есть федеральный компонент (там записано, что обязаны изучать школьники всей страны и сколько часов в неделю будет отведено на те или иные учебные предметы), национально-региональный (он связан с особенностями работы каждого региона России, учитывая местные традиции и обычаи), а также школьный и ученический компонент, формируемый каждой школой на базе указанного в рекомендациях количества часов. Каждая школа создает свой учебный план, в котором обозначены предметы изучения, количество учебных часов на них. Тематическое планирование представляет собой документ, в котором прописаны: основные темы правового курса и примерные календарные сроки, когда предполагается их изучить; количество учебных часов, которое отводится на изучение каждой темы; основные правовые понятия, которые должны изучить школьники при рассмотрении конкретной темы; название уроков; внеклассные мероприятия; основная и дополнительная литература по изучению каждой темы. Просматривая тематическое планирование, учитель может корректировать изучение тех или иных тем, видеть перспективы изучения курса, взаимосвязь проблем уроков и проч
|