Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Подведение функции под знак дифференциала
Метод замены переменной в неопределенном интеграле. Примеры решений
На данном уроке мы познакомимся с одним из самых важных и наиболее распространенных приемов, который применяется в ходе решения неопределенных интегралов – методом замены переменной. Для успешного освоения материала требуются начальные знания и навыки интегрирования. Если есть ощущение Технически метод замены переменной в неопределенном интеграле реализуется двумя способами: Подведение функции под знак дифференциала. – Собственно замена переменной. По сути дела, это одно и то же, но оформление решения выглядит по-разному. Начнем с более простого случая.
Подведение функции под знак дифференциала На уроке Неопределенный интеграл. Примеры решений мы научились раскрывать дифференциал, напоминаю пример, который я приводил: То есть, раскрыть дифференциал – это почти то же самое, что найти производную. Пример 1 Найти неопределенный интеграл. Выполнить проверку. Смотрим на таблицу интегралов и находим похожую формулу: . Но проблема заключается в том, что у нас под синусом не просто буковка «икс», а сложное выражение. Что делать? Подводим функцию под знак дифференциала: Раскрывая дифференциал, легко проверить, что: Фактически и – это запись одного и того же. Но, тем не менее, остался вопрос, а как мы пришли к мысли, что на первом шаге нужно записать наш интеграл именно так: ? Почему так, а не иначе? Формула (и все другие табличные формулы) справедливы и применимы НЕ ТОЛЬКО для переменной, но и для любого сложного выражения ЛИШЬ БЫ АРГУМЕНТ ФУНКЦИИ(– в нашем примере) И ВЫРАЖЕНИЕ ПОД ЗНАКОМ ДИФФЕРЕНЦИАЛА БЫЛИ ОДИНАКОВЫМИ. Поэтому мысленное рассуждение при решении должно складываться примерно так: «Мне надо решить интеграл . Я посмотрел в таблицу и нашел похожую формулу . Но у меня сложный аргумент и формулой я сразу воспользоваться не могу. Однако если мне удастся получить и под знаком дифференциала, то всё будет нормально. Если я запишу , тогда . Но в исходном интеграле множителя-тройки нет, поэтому, чтобы подынтегральная функция не изменилась, мне надо ее домножить на ». В ходе примерно таких мысленных рассуждений и рождается запись: Теперь можно пользоваться табличной формулой : Единственное отличие, у нас не буква «икс», а сложное выражение . Выполним проверку. Открываем таблицу производных и дифференцируем ответ: Получена исходная подынтегральная функция, значит, интеграл найден правильно. Обратите внимание, что в ходе проверки мы использовали правило дифференцирования сложной функции . По сути дела подведение функции под знак дифференциала и – это два взаимно обратных правила. Пример 2 Найти неопределенный интеграл. Выполнить проверку. Анализируем подынтегральную функцию. Здесь у нас дробь, причем в знаменателе линейная функция (с «иксом» в первой степени). Смотрим в таблицу интегралов и находим наиболее похожую вещь: . Подводим функцию под знак дифференциала: Те, кому трудно сразу сообразить, на какую дробь нужно домножать, могут быстренько на черновике раскрыть дифференциал: . Ага, получается , значит, чтобы ничего не изменилось, мне надо домножить интеграл на . Проверка: Пример 3 Найти неопределенный интеграл. Выполнить проверку. Это пример для самостоятельного решения. Ответ в конце урока. Пример 4 Найти неопределенный интеграл. Выполнить проверку. Это пример для самостоятельного решения. Ответ в конце урока. При определенном опыте решения интегралов, подобные примеры будут казаться лёгкими, и щелкаться как орехи: И так далее. В конце данного параграфа хотелось бы еще остановиться на «халявном» случае, когда в линейной функции переменная входит с единичным коэффициентом, например: Строго говоря, решение должно выглядеть так: Как видите, подведение функции под знак дифференциала прошло «безболезненно», без всяких домножений. Поэтому на практике таким длинным решением часто пренебрегают и сразу записывают, что . Но будьте готовы при необходимости объяснить преподавателю, как Вы решали! Поскольку интеграла в таблице вообще-то нет.
|