![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение. Сегодня наш мир отчаянно нуждается в новом подходе к теме пристрастийСтр 1 из 20Следующая ⇒
Сегодня наш мир отчаянно нуждается в новом подходе к теме пристрастий. Ему совершенно необходим более прогрессивный, более человечный и сострадательный путь к осознанию сил, лежащих в основе человеческих пристрастий и компульсивного, т. е. диктуемого пристрастиями поведения, чтобы найти простое, действенное, универсальное решение. Да, да, вы не ошиблись! Слушайте же внимательно все, желающие получить ответ! Действительно, существуют решения и процессы, способные облегчить жизнь тем, кто страдает от губительных пристрастий и других поведенческих дилемм. Эти решения доступны и просты. Большинству из нас свойственна укоренившаяся привычка невероятно усложнять тему пристрастий, делать ее необычайно серьезной, тем самым обеспечивая постоянной работой несметную армию специалистов, институтов, государственных организаций и разного сорта бизнесов. Например, реклама помощи в избавлении от привычки к курению обещает уменьшить страстное влечение к курению, не объясняя, что же в действительности происходит и почему. Отказ разобраться в природе компульсивного, или зависимого поведения гарантирует вечно неразрешимую проблему. В действительности проблема не столь уж и сложна, и единственный вопрос, который мы должны себе задать, — это желаем ли мы найти решение своим проблемам или же просто хотим продолжать перекраивать их, оправдывать, сетовать на них, бороться с ними или искать виновных. Наша цель сейчас — пролить как можно больше света на тему пристрастий и указать на оптимальное и окончательное решение вместо множества решений временных. Так же как люди, живущие вблизи аэропортов, в конце концов, настраиваются на шум и не слышат пролетающих над ними самолетов, мы не замечаем очевидного, поэтому если в наши планы входит обретение душевного покоя, то перенастройка неизбежна. Конечно же, нам придется уступить очевидному факту, что всё большее и большее число людей пристрастно ко всё увеличивающемуся числу субстанций, действий или определенным точкам зрения и что большинство официально рекомендуемых решений неэффективно. Эти решения имеют дело с симптомами и иногда даже изменяют поведение, но они не обращаются к первопричине. Иногда это уход сознательный, иногда подобное отклонение остается нераспознанным. Перенастройка, приводящая к позитивным изменениям, требует скорее желания сосредоточить внимание на нескольких излагаемых здесь идеях, чем каких-то особых умений или специального образования. Она требует взглянуть непредвзято на наше поведение и выбор, а не отрицать их; она требует желания понять друг друга, а не отмахиваться с безразличием от большинства людей; она требует желания узнать, как протянуть руку истинной помощи. Заметьте, пожалуйста, руку помощи, а не вызволяющую руку и не карающую десницу. Она требует инициативы, а не ожидания благословения или одобрения экспертов и официальных лиц. Вас искренне приглашают присоединиться к нашему поиску. В более молодые и, естественно, более самонадеянные годы я бурно отрицала бы нужду в любой информации о каких-либо пристрастиях. Ведь я не принадлежала к «тем», кто не выпускают сигарету изо рта, к тем, кто злоупотребляют наркотиками или алкоголем, а посему пристрастия любого рода не входили в круг моих непосредственных забот. Верно? Вовсе нет. В течение многих лет постижения законов жизни я пришла к заключению: прежде всего пристрастию, необходимо дать совершенно новое определение. Многие из нас ошибочно верили, что единственно значимыми были влечения к наркотикам, табаку, алкоголю и пище. Мы презирали тех, кто употребляют наркотики, считая их слабыми и больными, хотя и сами были вовлечены в более социально приемлемые формы пристрастий. Совсем недавно список тенденций, относящихся к пристрастиям, пополнился, включив в себя секс, обычные взаимоотношения, карточную игру, влечение к покупкам, работу и хобби. Горделивая наклейка на маши- m «Пристрастен к спорту, а не к наркотикам» демонстрирует полное непонимание того, что быть страстным спортсменом или болельщиком для миллионов людей есть самое настоящее пристрастие и что это не так уж и забавно. Итак, что же представляет собой аддикция? American Heritage Dictionary определяет человека, которому свойственно то или иное пристрастие, как персону, «отдающую себя этому влечению вынужденно или по привычке». Мы же дадим ему новое определение как лицу, «использующему субстанции, действия или определенный способ общения с миром, чтобы оградить себя от страха, боли, ужаса, одиночества, чувств неадекватности и отчужденности». Любая аддикция служит всего одной цели: почувствовать себя лучше и предотвратить проникновение в сознание тревог и боли, стушевать нужду в исцелении. Необходимо понять, что именно общая для всех нас цель маскировки боли позволяет включить в категорию пристрастий такое большое число различных элементов. (Слово «боль», используемое в книге, относится к любому нарушению или отсутствию душевного комфорта и равновесия, физического ли, эмоционального или не дифференцированного. Это также относится к отсутствию чувств радости, удовлетворенности, защищенности, безопасности и уверенности). Фактически, как мы увидим далее, почти всё, что мы делаем, все наши планы служат единственной цели: отвлечению внимания от самого главного чувства, лежащего в основе всех остальных: «что-то с нами не так; что-то непоправимо и навечно неладно». Итак, слушайте внимательно. Желая жить в безопасности и покое, мы должны внимательно, отбросив всякую защиту, всмотреться в то, как мы проводим время, в свои действия и дела, которыми мы одержимы. Любая активность в этом мире по сути своей нейтральна. В нее включается всё, что составляет нашу ежедневную жизнь: работа, школа, хобби, взаимоотношения, воспитание детей, религиозные церемонии, разного рода поиски смысла и стремление к пониманию происходящего. Поскольку наша культура огульно рукоплещет тем, кто проводят на работе несметное количество часов, кто постоянно устремлены к высшей цели или же ищут дополнительной информации, мы не видим двух всегда присутствующих и противоположных друг другу мотиваций во всем, что мы делаем, к чему стремимся и чего достигаем. Мотивация нашей активности, а не сама активность определяет, разделяет ли она общую для всех пристрастий цель. Мы редко задаем себе простой вопрос: «Какова цель моей вовлеченности в подобную активность?» Для многих это неприятный или, по меньшей мере, озадачивающий вопрос, поскольку он помогает осознать отсутствие цели, преднамеренное решение не думать над содержимым наших мыслей, или же обнажает веру в то, что это содержимое никоим образом не соотносимо с чувствами и жизненными обстоятельствами. Мы не замечаем своих мотиваций лишь потому, что не желаем их замечать. Мы предпочитаем оставаться в полном неведении относительно собственных мыслей, решений и привычек, чтобы избежать ответственности, интерпретируя ответственность как обвинения или как тяжкую ношу. Теперь, если человека, которому свойственно то или иное пристрастие, мы определим как лицо, использующее субстанцию, людей или ситуацию с целью побега от внутренней тревоги или боли, то станет абсолютно ясно, что в данную категорию входим мы все. По сути, каждый из нас пристрастен к чему-то или до некоторой степени подвержен одержимому или вынужденному поведению, ибо всем нам присущи некие шаблоны мышления и убеждений, которые приводят к эмоциональной, физической или душевной боли. Эта боль, спрятанная в тайниках наших разумов и оставленная там, чтобы разрастаться и терзать нас, есть коренная причина нашей постоянной нужды в растущем числе пристрастий. Если при упоминании об этой единственной универсальной причине наших пристрастий вы почувствуете огорчение, это скажет о многом. И это прекрасно, ибо только установив контакт с нашей собственной тревогой, мы сможем двигаться дальше, кследующей фазе исцеления. Нельзя исцелить то, что мы отказываемся допустить в сознание. Вспомните поговорку «нет дыма без огня». Там, где присутствует огорчение или тревога обязательно прячется маскирующаяся под истину вера в то, что сама природа наша дефективна и недостойна. Эта книга бросает вызов подобному убеждению и представляет процесс, общий для всех, добрый и полезный, трагически превратно понятый. Потребность избавления от боли универсальна, и способ нашего освобождения уже существует, ожидая только приятия, а не изобретения его. Безоговорочное утверждение, что нам всем необходимо провести с собой кое-какую работу, поначалу огорчает и обижает, особенно когда мы приложили столько усилий, чтобы выглядеть «полноценными» в глазах мира. Именно в этот момент многие заявляют —может быть, чуть поспешно, —что у них определенно нет никаких глубоко захороненных печальных чувств, поэтому данная работа к ним не относится. Я гарантирую наличие у вас этих чувств. Надо ли удивляться тому, что мы не в контакте с ними, если нашей основной целью было отделить себя от них? Мы много и упорно работали над тем, чтобы оставить вне сознания наши чувства и убеждения и предположения, веря, что сие — для нашего же блага. Сейчас для каждого наиболее важно взглянуть пристальнее, чем когда бы то ни было, на нежелание развивать данную тему и в срочном порядке перейти к тому, чтобы чувствовать свои чувства, а не просто думать о них. Ведь если мы отрицаем свою боль до степени неосознанности, мы задерживаем время исцеления, но не уничтожаем необходимости в нем. Повторяю, некоторые из вас, вероятно, сейчас говорят себе, что не ощущают боли и что к ним всё это не относится. Задумайтесь еще раз вот о чем. Здесь перед нами отрицание в действии. Это не обвинение и не оскорбление — услышать, что нас влечет к боли, ибо боль — просто индикатор, сигнал нашему вниманию. Она с поразительной точностью означает, что мы выбираем нелюбовь к себе или другим и что этот выбор заслоняет наше наследственное право на счастье, и что если мы выбором, может исчезнуть, как только мы пожелаем изменить свое мышление. После того как умер мой отец, а мать, заболевшая болезнью Альцгеймера, была помещена в дом для престарелых, нам с братом пришлось заняться домом. Разбирая ящики и папки, мы натолкнулись на дневники и журналы с записями моей матери. Она всегда очень аккуратно записывала всё без исключения. Мы нашли запись, относящуюся ко времени, когда мне было пять лет, а моему брату — три года. Запись в общем-то отражала удовлетворенность жизнью и замужеством, хотя и заканчивалась такой строчкой: «Но я не могу позволить себе самокопания». Эта фраза говорила о многом. И как же справедлива она для многих из нас! Даже ребенком я ощущала, что мамой движет нечто такое, что, застав ее врасплох, оказалось бы несомненной угрозой, если бы она вдруг покончила со своей неизменной занятостью. Согласно мирским стандартам, жизнь матери была насыщенной и полной. Активная прихожанка церкви, она участвовала в делах города и школьной жизни детей, вела большой дом, который всегда был центром интересных событий. Знакомым нравилось бывать у нас, поскольку наш дом был живым и людным местом, где необычное считалось нормой. И всё же моя мама была подобна миллионам людей, не рискующим выкроить какое-то время лично для себя, чтобы поразмышлять в тишине и покое. Взрослея, я иногда спрашивала ее, отчего она просто не сядет и не отдохнет. Она не могла ответить на этот вопрос. Она искала всевозможные оправдания, ссылаясь на то, как много ей нужно сделать. Она действительно верила в собственную запрограммированность. Подобно ей, многие из нас отказываются признать очевидное: мы сами творим нашу занятость, ибо она поддерживает в нас одержимость делами и лишает возможности установить контакт с собственными мыслями и чувствами. По собственному признанию мамы, она избегала самонаблюдения. Нужно сказать, у нее имеется большая компания единомышленников. Итак, чего же мы боимся? Что случится, если мы станем анализировать наши мысли или природу своих чувств? Многие из нас так никогда об этом и не узнают, ибо мы так устроили свой мир, чтобы иметь возможность уклоняться от самой возможности самонаблюдения. Что же это за чувства, которые мы считаем столь властными и пугающими? Что же мы так отчаянно желаем скрыть от себя самих? Работая с большим числом мужчин и женщин, я нашла один общий знаменатель для всех случаев: это неприятные чувства, ассоциируемые с оценкой самих себя как бесполезных, никчемных, никудышных. Мы ошибочно предполагаем, что наше внутреннее состояние есть барометр, отражающий факт. Но это совсем не так. Фактически, отсутствие покоя есть барометр ошибочной, но всепоглощающей веры в то, что наш постоянный внутренний диалог с самими собой и сопутствующее ему страдание неизбежны. Мы слушаем внутреннюю нескончаемую болтовню о нашей неполноценности, греховности, никчемности. Наша единственная проблема заключается в том, что мы слушаем всё это без разбора и никогда не задаем себе единственно важный вопрос: «Верна ли моя самооценка?» Вы никогда не задавали себе этот вопрос, не так ли? И даже когда вы читаете эти строки, он кажется вам подозрительным. Поскольку мы задавали неверные вопросы и, следовательно, не узнавали лежащих прямо перед нами ответов, мы чувствовали себя загнанными в силки и оскорбленными, зная, что наш жизненный путь не приносит удовлетворения, однако не понимая, что же пошло по неверному пути? А по неверному пути что-то пошло только в нашем мышлении, поэтому лишь в нем и можно найти ответ. Слышите ли вы это? Только в нашем мышлении. Теперь вы можете рассердиться: «Мои проблемы совсем не в разуме! Они — в моих детях, в моем начальнике, в деньгах, в моей расе, моем возрасте. Всё это не имеет никакого отношения к моему разуму!» Поэтому-то и настало время поговорить по душам и услышать: знаем мы об этом или нет, но весь наш опыт начинается, растет и заканчивается в нашем уме. Он действительно выплескивается и отражается в замысловатой ткани наших сложных и разных жизней. Но это никак не отрицает того факта, что любой опыт начинается в вашем собственном разуме. Если вы находите это огорчительным, то мы на правильном пути. Если вас утешает эта новость, то мы опять же на правильном пути. Мы все —на пути домой, и мы попадем туда, пройдя через один и тот же, общий и полезный для всех процесс. Итак, первым предсказуемым шагом в этом процессе станет привнесение в сознание всех чувств, которые мы намеренно игнорировали. Именно здесь может произойти исцеление, именно здесь может возродиться душевный покой. К великому сожалению, это также то место, где нашим непроверенным и ошибочным убеждениям с готовностью протянута рука помощи. В этот первый момент, который можно с легкостью интерпретировать как следующий шаг в исцелении, большинство из нас быстро пресекает естественный целительный процесс, отрицая в себе неприязненные чувства. Мы ошибочно уклоняемся от них и устремляемся к нашим пристрастиям: будь то наркотики или даже социально приемлемые и даже поощряемые культурой привычки, чтобы убрать мучительные чувства из своего сознания. И цикл «появление боли — попытка заглушить ее медикаментозно» повторяется. В самом начале нашего исследования необычайно важно заметить: вне зависимости от того, что нам откроется по поводу наших убеждений и мнений, или всех неприятных чувств, которые мы с таким усердием старались подавить, мы остаемся ценными и достойными существами, способными изменить самые скверные обстоятельства своей жизни. Мы имеем право на то, чтобы находиться там, где находимся, и быть услышанными. Наше фиксированное поведение не делает нас порочными. Многие из тех, кто приходит на частные консультации, поначалу удивляются тому, как мало времени мы уделяем их специфическим проблемам. Это делается намеренно, поскольку наша совместная цель — прийти к решению проблемы как можно скорее. Все, без исключения, желают душевного покоя, но большинство из нас не имеют ни малейшего представления о том, как его найти. Все ресурсы и помощь, необходимые для изменения мышления, а следовательно, и для исцеления, всегда присутствуют и всегда доступны. Веками, в мифах и в реальности люди искали в мире то, что удовлетворило бы их, тот Ответ, который сделал бы их счастливыми, и в конце концов понимали, что искомое находилось прямо перед ними. По существу, ниша ситуация довольно проста, поскольку всё необходимое присутствует здесь и сейчас: вы любимы, вы имеете право на счастливую жизнь, у вас есть поддержка такой силы, о которой им даже не догадываетесь, и вы сами многое способны предложить. Заметьте, вроде бы этим ничего не сказано о наших пристрастиях; однако этим сказано всё о том, как решить проблему пристрастий. Возможно, многие слышали о подобных идеях, но не отнеслись к ним серьезно, не сделали их своею практикой. Если мы искренне желаем изменить нашу жизнь, индивидуальную и коллективную, мы должны быть готовы постичь собственный разум и быстро уйти за пределы лелеемых представлений и мнений вместо того, чтобы непрестанно обвинять других. В таком процессе нам открывается наша собственная добродетель и мы обнаруживаем всё, что способны предложить миру. Эта книга — не об интеллектуально стимулирующих, но бездейственных положениях. Она знакомит с опробованными, предсказуемыми процессами, воспринятыми мужественными женщинами и мужчинами повсеместно. Истории и комментарии многих из них проходят через всю книгу. Наша совместная цель — перестать ассоциировать пристрастия с генетикой или с какими- либо событиями и восстановить связь между нашей оценкой самих себя и своих горестных чувств и потребностью избавиться от них. Если мы готовы испытывать эти чувства, принять ответственность за их появление и начать проверенный простой процесс, разрешающий их трансформацию, с нашими проблемами и пристрастиями будет покончено.
|