![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ДИАГРАММА 2 3 страница
Да, и это может оказаться для многих известием не совсем приятным. Сегодняшнее страдание никак не связано с тем, что произошло с вами в двухлетнем или сорокадвухлетнем возрасте. Мы невероятно привязаны к идее того, что навсегда останемся ущербными из-за случившегося в прошлом. Мы холим и лелеем эту идею. Но я продолжаю испытывать боль, ассоциируемую с прошлым. Вы продолжаете испытывать боль и ассоциируете ее с вашим прошлым. Значит, всё, что я в действительности делаю, — это не желаю расстаться с чувством собственной никчемности, которое уйдет, если я предложу любовь сейчас? Совершенно верно. Если бы у нас случилась амнезия и мы забыли всё плохое, что происходило с нами до сегодняшнего утра, не было бы нужды увязывать всё происходящее сегодня с прошлым. Коль скоро я испытываю боль сегодня, то только потому, что именно сегодня я решила лишить любви себя или кого- либо еще. Точка. Конец истории. Что может быть проще? Почему же тогда мы продолжаем настаивать на том, что нужно переживать эти неприятные чувства, когда они в нас возникают, или же на том, что если я ощущаю боль сейчас, то лучше дать ей выход? Если вы испытываете сильную эмоцию и адреналин выбрасывается в кровь, то нужно уважить это чувство и оставаться с ним, не судя его. Это и есть очищение, поскольку ваше чувство таким образом трансформируется в опыт иного качества. Каждый момент является новым мгновением, и всё, что в нем переживается, в нем генерируется. Концепция того, что та же самая боль остается с нами долгое время, — концепция ложная. По существу, если сегодня мы чувствуем ненависть или наши поступки движимы ею, скверные чувства или неприятный опыт появятся сегодня. Весьма существенно заметить, что сегодняшняя досада вызвана сегодняшней ненавистью, а не вчерашней. Как же прервать вчерашний цикл? Осознанием того, что сегодняшние чувства не имеют отношения к событиям, случившимся вчера, и что мы можем спокойно отбросить всё, имеющее отношение к этому вчера, и сосредоточиться на том, что действительно имеет значение. Другими словами, если мы искренне желаем видеть всё иначе, мы начинаем убирать акцент с прошлого, поскольку понимаем его безотносительность к нашему процессу. Например, взрослея, мы более не занимаем себя детскими игрушками, считая их бесполезными и не интересными для нас нынешних. В один прекрасный день мы вдруг осознаем, что уже не получаем удовольствия от катания по ковру игрушечной машины. Таким же образом и сосредоточение на ошибках прошлого не только более не служит нашей цели, но, наоборот, замедляет прогресс. Бег по кругу под названием «кто кому что сделал» прекращается за отсутствием интереса. Вам не надо форсировать уход прошлых идей и ассоциаций. Когда фокус внимания перемещается на нечто более значимое, они просто исчезают, подобно воздуху, покидающему воздушный шар. Я могу предложить живое свидетельство тому, что вы сейчас сказали. В восемнадцатилетнем возрасте я попал в автомобильную катастрофу, и вследствие этого у меня потеряна всякая память о жизни от рождения до 18 лет. Но даже без этой памяти я умудрился достаточно напортачить в своей жизни! Раньше Вы говорили о покое как о конечном чувстве или состоянии. В порядке ли вещей испытать покой ненадолго, а затем снова продвигаться вперед небольшими шажками? Да, потому что в любое время дня или в любом сегменте нашего опыта мы либо внутри, либо снаружи определенного цикла. В один момент мы говорим: «я настаиваю, чтобы всё было по-моему, я ненавижу этого человека, я чувствую себя никчемным», и в следующее мгновение мы бескорыстно помогаем кому-то или позволяем себе истинное самовыражение. Это самовыражение, которое всегда есть проявление любви, может быть рисованием, занятием в саду, исполнением обычной работы, желанием пообщаться с другом или же просто ощутить суть собственной природы. В этом смешении эгоцентризма и истинного альтруизма любой день может показаться беспорядочным. И до сих пор вы, вероятно, не понимали почему. Вы полагали, что такова уж жизнь: иногда приятна, иногда неприятна, иногда соотносима с удовольствием, иногда сопряжена с болью. На самом деле она не хаотична и вовсе не случайна. Наш опыт можно изобразить графически и показать, насколько последовательно и преданно следует этот опыт за фокусом нашего внимания. Жизнь может, но совсем не должна походить на аттракцион под названием «американские горки» со всеми его взлетами и падениями. С более и более глубоким осознанием силы нашего собственного влияния на жизненный опыт и в зависимости от того, чему мы посвящаем свое внимание, всё вокруг начинает изменяться. Теперь со своими возражениями в разговор вступает эго: «Как это скучно! Мне больше нравились «американские горки», — как будто выброс адреналина в кровь, с одной стороны, или же глубина отчаяния, в которое мы впадаем, — с другой, определяют пределы нашего жизненного опыта. Однако ни то, ни другое не являются пределами или же полюсами нашего опыта. И скука, и драма вписываются в одну и ту же колонку нашего гроссбуха, меж тем как совершенно иной возможный опыт остается на другой стороне в другой колонке. Кому-то удавались довольно продолжительные периоды душевного спокойствия, другие видели лишь его проблеск, но во всех случаях присутствие покоя зависит целиком от нас, от строя наших мыслей. После сегодняшнего семинара вам уже не удастся совсем не думать о том, о чем вы здесь услышали, даже если погружение в эти идеи и усвоение их займет еще какое-то время. Мой мозг разрывается от напряжения, поскольку я упорно цепляюсь за «кто кому что сделал». Вы сказали, что случившееся в прошлом не имеет отношения к сегодняшней боли, и я подумал о моем увольнении с работы в связи с сокращением штатов, происшедшем несколько недель назад. Я обнаружил письмо, написанное за моей спиной моим так называемым партнером, женщиной, которая была уволена на месяц раньше. Поначалу я был изумлен ее глупостью, но сегодня наконец ощущаю растущий гнев и желание свернуть ей шею. Я понимаю, что должен пройти через эту обиду, хотя она весьма болезненна и, кажется, я не в силах ничего сделать по этому поводу. Хотя я и ощущаю боль сегодня, но обстоятельства, относящиеся к моему увольнению пару недель назад, вроде бы имеют к ней прямое отношение, и я не совсем понимаю, о чем вы говорите. Как я уже сказала, это ваш выбор — любить или не любить сегодня, независимо от того, насколько весом предлог, который, по убеждению вашего эго, вызывает сегодняшнюю боль и гнев. Нам всё еще предстоит признать, что, если мы, как независимые существа, сегодня выбираем не любить или настаиваем на том, что с нами обошлись несправедливо, сегодняшний день будет сопряжен с душевной болью. Любое желание притвориться, будто боль вызвана случившимся ранее, не отменяет того факта, что именно сегодня я выбираю досаду на этого человека или же ситуацию, независимо от того, когда имело место само событие. Другими словами, ваше эго притворяется расстроенным по поводу чего-то происшедшего раньше, когда на самом деле вы выбираете страдание сегодня. Стараясь ослабить напряжение, я продолжаю раздражаться на эту женщину или же на других, затем я возвращаюсь к мысли: «Хорошо, если я сам автор всего этого, если я настолько сильное существо, зачем мне весь этот вздор?» Я злюсь на себя. Здесь Вы попали «в яблочко». Мысль, нашептывающая: «вот всё, что ты заслуживаешь», превращается в самореализующееся пророчество. Чтобы выпутаться из него, услышьте отчетливо и громко следующее: сегодняшняя боль возникает как результат нашего выбора не дать любви сегодня. Ваше мышление, ваше эго самозабвенно возражает против этого и постарается замкнуться или уйти блуждать. Значение имеет только то, что именно мы решим предложить друг другу сегодня, и мы увязнем с головой, пытаясь оправдать отсутствие любви и приятия ситуации в настоящий момент. Не имеет значения, почему мы считаем наше суждение оправданным. Если я выбираю не дать любви сегодня, мой дискомфорт появится сегодня. Виновник —выбор мысленно удерживать и сохранять того, кто причинил вам вред, или же того, кто пострадал от нанесенного вреда. Но даже если я перепрыгну через эту ступень и перейду непосредственно к «Шерон приносит боль Шерон», зачем я создаю весь этот вздор? Именно здесь я вижу реальное осуждение. Вы сказали, что неправильно живете? Во всяком случае, так я чувствую. Прислушайтесь, пожалуйста, к этой беседе в ваших мыслях: «Шерон, ты столь глупа, что не способна что-то сделать правильно». Оскорбительный голос, звучащий где-то на задворках ваших мыслей, необходимо сделать явным. А кто еще когда-либо участвовал в подобном разговоре? Сегодня — ваш день эмансипации, освобождения от этого голоса. Сегодня вы скажите ему: я больше тебя не слушаю! Я не обязана внимать кому-то, нашептывающему, насколько я глупа и не способна жить по-человечески. Кто-то заметил раньше, что мы слушали этот голос так долго, что теперь трудно осознать: нам вовсе не обязательно это делать. Не рассмотрев предложенной тем голосом гипотезы, мы решили, что нужно его слушать, или что он глаголет истину, или что так уж в жизни повелось. Сегодня мы собрались, чтобы во всеуслышанье сказать, что этот голос больше слушать не желаем. Итак, Шерон, что случится, если вы скажете: «Я более не слушаю тот голос, что учит меня ненависти к другим»? Он ответит: «Но видишь ли, ты создаем всё это сама». Как только он примется за свое, откажитесь слушать. Даже в том случае, если услышанное кажется правдой и в настоящий момент жизнь ваша являет собой сплошной хаос? Мне не нравится созданное мною. Когда этот недобрый голос утверждает, что свою жизнь вы превратили в сплошной хаос, сделайте новый выбор, без сопротивления, но твердо заявив: я не слушаю. Постарайтесь вместо этого услышать, что вы — дитя любящего всех нас Отца, которому лишь это и нужно. Конечно, нам всем необходимо открыто посмотреть на наши ошибки и признаться в них, но это не требует ни осуждения, ни наказания. Будьте очень добры, но тверды по отношению к себе и откажитесь соглашаться с голосом, который говорит, что вы достойны осуждения. Нет никакой необходимости отступать перед ним. Для меня это — глубокая вера в то, что мне можно повредить. Только эго уязвимо. Хотя можно убить тело, но нельзя уничтожить Дух. Правильно? Правильно. Всё, что здесь требуется, — это изменить фокус внимания. Кэрол говорила нам о том, где найти ответ, но это либо трудно понять, либо мы не желаем этого понимать, однако для меня полезнее понять, где не найти ответ. Ответ — не в прошлом и не в пережевывании наших обид. Давайте на минутку притворимся, что мирские убеждения истинны и всё случившееся в далеком прошлом важно и работает до сих пор. Но это убеждение всё еще не содержит в себе решения. Мы ищем решение там, где его нет. Не имеет никакого значения, вызвана ли наша обида сию минуту, два дня назад или же двадцать лет назад. Всё равно нет ни ответа, ни покоя в обнаружении так называемого источника обиды. Вам не надо заботиться о прошлом, ибо не оттуда приходит покой. Спросите себя, чем одарил вас голос эго кроме еще большего самоосуждения? И раз мы не получили от него чего-либо стоящего, зачем мы продолжаем его слушать? На этот-то вопрос и нужно найти ответ.
Я могу и предложить покой, и считать кого-то чадом Божьим, но только в отношении других, а не себя. Почему? Не знаю. Хотя где-то всё же догадываюсь. Поведайте нам об этом разговоре, безостановочно звучащем в голове и повторяющем, что вам не предложить покоя самой себе. Мой разговор с самой собой дает мне знать, что если я фокусирую внимание на себе, то я эгоистична, не стою попыток сделать что-то для себя и что прежде всего я должна позаботиться о других. Я очень изменилась за последние несколько месяцев, особенно с тех пор, как начала стараться увидеть свои взаимоотношения в новом свете. Моя жизнь действительно меняется, но кажется, что она становится хуже, а не лучше. Мне казалось, что я достигаю успеха, а нынче вижу, что двигаюсь назад. Я в полном замешательстве. Что бы вы ни думали, вы всегда движетесь вперед. Уверена, что здесь присутствует много тех, у кого в голове заседает целый комитет критиков, убеждающих вас в том, что обращать внимание на себя весьма эгоистично и что подобного внимания и любви вы недостойны. Мы все впитали эти лживые концепции. Я чувствую всё это и действительно хочу предложить покой другим, но прошлые события неожиданно всплывают в памяти и еще на какое-то время убеждают меня в моей недостойности, несмотря на то, о чем говорит Кэрол. И, когда это начинается, что вы предпринимаете? Я пытаюсь убедить себя не слушать этот голос, но совершенно неожиданно меня обуревают чувства отвращения или ненависти. Не сопротивляйтесь этому голосу, бросьте ему вызов. Между сопротивлением и вызовом большая разница. Очень важно признать присутствие этого нескончаемого разговора о том, насколько вы плохая, насколько вам необходимо в первую очередь позаботиться о других. Та же запрограммированность учит нас, что сосредоточиваться на том, как мы хороши и совершенны, нескромно, что это и есть гордыня. Большинство из нас выросли на разных вариациях такой идеи. У меня это получается очень хорошо. Я даже знаю, как избавляться от подобного внутреннего диалога, но затем вдруг все меняется, приходит ощущение, будто меня отбрасывает назад, называйте это как угодно. Продолжайте практиковаться. В одном вы всегда можете быть уверены: кто бы ни появился в вашей жизни, он выбран для того, чтобы помочь вам разучить заученное. Для нашего собственного спокойствия необычайно важно видеть в людях хорошее, желать им в жизни преуспеть, действительно желать для них покоя сейчас. Вы не можете искренне желать им покоя и процветания, если концентрируете внимание на том, что они делают неправильно. Вы им по-настоящему желаете покоя лишь тогда, когда признаете в них невинное дитя Господне. Тогда всё становится легко. Что, если я желаю им покоя с небольшой примесью чего-то еще? Как насчет «чуть-чуть отмщения»? Работать над той или другой темой мне помогало полное незнание того, в чем будет заключаться следующий шаг. Неизвестный фактор делал решение трудным. Когда я наконец сказал: «Хорошо, я просто позволю Святому Духу быть ответственным за следующий шаг», стало гораздо легче пребывать в настоящем моменте. Мы все принимаем на себя большую ответственность. С одной стороны, изменить мышление невероятно просто. С другой, это кажется тяжелейшей задачей, поскольку мы сталкиваемся лицом к лицу с условными рефлексами, подтверждающими нашу бесполезность, никчемность и вину. Нам необходимо противостоять этому древнему разговору. Нам необходимо быть суровыми с голосом нашего собственного эго, который расшатывает наше природное чувство благополучия своими постоянными заверениями в том, что счастливая жизнь для нас недосягаема. Будьте очень тверды с этим голосом, говорите убежденно и объявите свою полную независимость от него. Надо начать иначе разговаривать с собою. Сядьте в кресло и скажите себе: я не должен ни извиняться, ни объяснять, ни оправдывать себя. Я имею право быть здесь таким, каков я есть. Мои прошлые ошибки канули в лету, и я желаю быть своим собственным вестником радости. Подумайте о тех вещах, которые вы делали правильно, и сделайте список всего, за что вы можете благодарить. Настал момент, когда мне захотелось оделить добром и любовью всех на свете, но я не чувствовала себя достойной этого. Я работала и работала с этим, пока мне в голову не пришла одна мысль. Каждый день по дороге на работу я стала молиться о безусловной любви для себя самой. По истечении примерно десяти дней произошел внутренний сдвиг, я просто ощутила его, и он остался со мной и более не уходил. С этим сдвигом пришел покой и ушла мысль о том, что это эгоистично с моей стороны. Это была полная перемена в моем видении вселенной и себя в ней, и это пришло ко мне как ответ на просьбу. Прекрасно! Видите ли, поскольку вы искренне пожелали считать себя крайне значимой, это и стало вашей просьбой. Своими молитвами и фокусом внимания вы демонстрировали, что серьезно желаете подобного опыта. Поначалу многие из нас чувствуют раздвоенность, амбивалентность, поэтому начинайте с молитвы «я желаю желать…» и оставайтесь с ней столько, сколько нужно. Молиться о способности любить себя — это прекрасный пример сосредоточения внимания и решимости. Мы все придем к этому по-своему, осознавая, что обязательно должны сказать всё, что нам нужно, не считаясь с голосом в нашем разуме, вещающим обратное. Если бы только нам удалось понять, что мы все являем собой единое тождество, было бы легче осознать, что желание покоя для каждого будет включать и нас самих, поскольку мы не разделены. Это единство делает невозможным исключение из него кого бы то ни было. Совершенно верно. Следовательно, наша задача — перевести это осознание с интеллектуального уровня на чувственный. Мы говорим, что желаем покоя, но хотим обрести его по-своему или только с определенным человеком, чтобы наша фантазия осуществилась. Я не понимал этого до сегодняшнего дня! Это именно то, что я делал! Я считал, что дарю этому человеку покой и всю любовь без всяких условий или ожиданий, но сейчас открываю для себя, что это вовсе не так. Если вы начали понимать, что ставили условия, вы шагнули далеко вперед. Это замечательно, в конце концов понять, насколько мы заинтересованы в том, чтобы всё происходило по- нашему. Только с подобным осознанием мы признаемся себе, что полностью увязли в своем желании всему быть по-нашему, а потому нам и необходима помощь. Пока мы не увидим, как глубоко увязли в яме со смолой, не появится мотиваций к какому-либо изменению. У меня уже здесь возникает проблема, ибо на самом деле я желаю осудить себя за то, что увязла в этой бочке с дегтем. Именно здесь вы и распознаете критика-судью в своем мышлении и отказываетесь его слушать. Те из нас, у кого есть опыт с отрицанием, помнят фразу из «Курса чудес» о том, что отказ верить этому жалкому мнению о себе и есть правильное использование отрицания. Это верно. Правильным применением отрицания будет отрицание этого жалкого разговора с самим собой. Отрицание так же нейтрально, как память или обучение, как мир или тело. Спасибо за напоминание об этом. Меня просто измучил один вопрос. Этот критический голос когда-нибудь замолкает? Да. Он становится всё менее и менее настойчивым, по мере того как вы перестаете обращать на него внимание. Здесь будет уместной аналогия с воздушным шаром. Когда в шаре не остается воздуха, он тихо съеживается и опускается на землю. Конечно же, внутренний критик перестает доминировать, когда мы всё меньше обращаем на него внимания и постоянно пользуемся нашей способностью говорить «нет», как только он возьмется за свое. Другими словами, тональность звука начинает меняться. То есть вы приглушаете его, как громкость звука в радио. Я обнаружил, что обеспокоен многими сегодняшними событиями и их последствиями для будущего. Помните ответ Скотта на его сон? «Мне не нужно беспокоиться — все события разрешатся сами собой, и любой исход окажется благим». Это определенно то, в чем нам необходимо практиковаться. Большинство из настучится пренебрегать настоящим моментом, постоянно переживая но поводу прошлого и будущего. Настоящий момент, во всей своей славе, проходит мимо нашего сознания, поскольку мы не обращаем на него внимания. Беспокойство по поводу прошлого и будущего — не беспокойство ли это по поводу того, что я причинил кому-то боль, сказав нечто обидное? Это больше относится к гордыне нашей вины. Если мы в данный момент помним о необходимости предложить покой и сострадание себе и всем остальным, проблема исчезает, досада и напряжение уходят, физическая боль, пустота и страх постепенно рассеиваются. Любая тревога —просто сигнал о том, что мы лишаем себя нашей собственной любви. Решение, необходимое для избавления от любой досады, весьма просто, но мы невероятно усложнили его, убедив себя в том, что нам необходимо всё анализировать и понимать, искоренять, беспокоиться и предчувствовать. Новый и лучший подход обоснован тем, что наш опыт сейчас является функцией фокуса нашего внимания именно сейчас. И фокус этот целиком и полностью зависит от нас и только от нас. Может быть, данный подход не очень легок, но он абсолютно прост. Отсутствие легкости есть результат нашего невероятного упрямства, одержимости тем, чтобы сделать всё по- своему, и полной недисциплинированности в отношении концентрации внимания и изменения мышления. Этот цикл непрерывен: концентрация внимания — изменение мышления, концентрация внимания — и изменение мышления. Если вы возразите, что это очень большая работа и вы предпочли бы что-то друг ое, чем бы это другое могло быть? Магической пилюлей? Какой у нас в действительности выбор? Может быть, вам желательно остаться при нынешних обстоятельствах? Вряд ли это решение будет мудрым. [3 часа дня. Дано задание разбиться на группы. Каждый вытягивает из корзины номер, согласно которому происходит деление присутствующих на группы по четыре человека.] Групповое упражнение: Как только упражнение начнется, вы тут же поймете, что попали в самую лучшую для вас группу. Перед вами стоит двойная задача. Во-первых, поделитесь с участниками своей группы главной вестью относительно себя и своего места в мире, которое навязывает вам голос эго. Облеките в слова тот постоянный внутренний разговор о том, насколько вы скверны и почему. Если есть что-то конкретное, подтверждающее вашу воображаемую недостойность или заслуженность наказания, скажите об этом вслух. Обнародуйте тот внутренний диалог, которому обычно вы разрешаете происходить в вашей голове без какой бы то ни было цензуры. Во-вторых, громко сообщите своей группе то, что вам всегда хотелось выразить, то, что гораздо ближе к истине вашей доброты и совершенства, чем та тираническая вера, которую насаждает эго. Скажите всё, что всегда хотели услышать от самих себя и на что не давали себе разрешения. Тема может быть любой. Вы заметите, под каким запретом находитесь, как много удерживаете внутри, поскольку этот хриплый голос, которому вы никогда не бросали вызов, говорил вам, что именно так и нужно жить. Как всегда, тот голос напоминает вам о том, что вы никчемны и не способны поведать что-то важное. В сердце каждого из нас скрывается невысказанное пожелание, возможно — вашему ребенку, а может быть, родителю, живому или уже ушедшему из мира. Это может иметь отношение к кому-то, не причастному к вашей группе или физически отсутствующему. А может статься, вы захотите спеть. С помощью внутреннего проводника, вашей любящей и мудрой природы, заметьте, насколько вы заблокированы для подобного разговора или же просьбы о том, чего желаете. Это упражнение помогает непосредственно пережить и осознать господство никогда не подвергавшегося проверке голоса эго, который контролирует наши внутренние радиоволны, увековечивая миф о том, что с нами не всё в порядке. Постарайтесь осознать его кажущийся контроль в сфере вашей жизни и понять, что вам не обязательно слушать его. Вы можете сказать всё, что душе угодно. Вероятней всего, возникнет широкий диапазон тем для разговора или для выражения чувств. Объявите о своей любви к себе или другим, чего вы никогда себе не позволяли. Распознайте этот уничижительный голос и возвестите свою свободу от него прямо на месте, перед лицом того, что он, возможно, вам говорит. Настаивайте на смелости и силе, на истине и на любви. В этих начальных фазах возвращения себе своей силы и фокуса внимания провозглашение истины даже более могущественно, чем мысли о ней. Фактически, вы обязуетесь объявить перед всеми об истине вашей доброты и великодушия. [Упражнение продолжается примерно сорок минут, затем участников просят закончить беседу и, оставаясь на своих местах, повернуться лицом к лектору.] Итак, что вы чувствовали, исходя в разговоре из вновь обретенной уверенности в своем праве быть здесь? Обнаружили ли вы, что голос вашего эго поразительно схож с голосами эго остальных, навязывающими ту же самую старую и скучную ложь о каждом и каждому? Практически, все на этой земле слышат один и тот же пугающий внутренний монолог, и тем не менее многие из нас считают, что только с нами что-то не так. Как это ни парадоксально, но каждый из нас верит, что у всех остальных в жизни всё прекрасно, и только он один выпадает из общего ряда. Что вы чувствовали, встав перед группой и заявив о своей невинности или с любовью обратившись к кому-то, или с любовью упомянув кого-то, желая сделать это давным-давно? Это было просто здорово. Двое из нашей группы поначалу даже ощутили тепло и напряжение в груди и в горле. Но к окончанию рассказа эти ощущения исчезли. Было ли это абсолютно незнакомым для вас —разрешить себе высказать нечто положительное о себе или о ком-то еще? Это было настоящим освобождением. Ощущение было странным и необычным. Было приятно сказать то, что я действительно хотел сказать. Особенно радовала поддержка и согласие людей в группе. Прекрасно! Идея в том, чтобы обрести способность сказать с любовью: «У меня есть право на это!» Беспокоились ли вы, что вас неправильно поймут, если вы скажете о чем-то с любовью? Может быть, начиная с сегодняшнего дня ваша готовность слушать внутренние аргументы в защиту неполноценности вашей природы и отсутствия права выражать себя по своему выбору несколько уменьшится? Меня сейчас просто озарило. При упоминании этого старого багажа эго всё вылезло наружу. Вы открываете рот, и вдруг всё изливается из вас потоком. Затем мы выполнили часть упражнения, посвященную истинности нашего Я. При этом в воздухе чувствовалось тепло, и вы просто ощущали движение энергии. Разговор о благом и правильном был наполнен жизнью, а все старые наветы эго казались мертвыми. Этот древний разговор не обладает энергией, и вам почти не приходится шевелить губами. Он просто как бы спадает с вашего лица. Но как только мы заявили об истине о нас, каждое лицо засветилось жизнью, а одна женщина даже заерзала на стуле и принялась хихикать. Это и значит быть живым. Воспринимается немного странно и поначалу вызывает некую нервозность, потому что мы ждем, что вот-вот еще что-нибудь произойдет. Мы озираемся, чтобы убедиться, не настигает ли нас критически настроенный родитель или авторитетное лицо, или умственная полиция. Я почти никого не знала в моей группе, и мой страх во время выступления не имел к ним никакого отношения. И все же я ждала, что вот-вот кто-то из них начнет смеяться надо мной или скажет: «Ага! Мы про тебя всё знаем!» Интеллектуально у меня нет никакой причины верить в то, что они нападут на меня или посмеются надо мной. Теперь вы видите, что мы ожидаем критику или предполагаем, что кто-то подставит нам ножку? Здесь требуется практика, нужно сказать себе: «Да, я нервничаю, но всё же я выйду и выступлю, и осознаю, что я в полной безопасности. Никто не нападает на меня». Был ли этот опыт новым для вас? Да. Вы понимаете теперь, насколько это необычно — позволить себе быть добрым по отношению к себе или к другим. Вы всегда добры к домашним животным или птицам, не настало ли время стать добрым и к себе? Ведь вы заслуживаете этого не меньше, чем они. А что происходило в той дальней группе? Был ли этот опыт странным для вас? Да, действительно, он был немного странным. По правде говоря, поначалу он действительно кажется немного странным, особенно для тех из нас, кто пребывает в обстановке, не благоприятствующей отказу от ложного образа собственного «я». Помните, мы говорили о нежной привязанности к форме? Это относится не только к внешней физической форме, но и к внутреннему образу самих себя и к невероятно сильной тенденции защищать его. Мы притворяемся, что маска собственного образа укрыла нас. Этот образ — наша крепость. В ней мы живем. Если быть откровенным, то честный рассказ о том, как мы себя чувствуем, действительно сопряжен со странными ощущениями, поскольку нам привычней спрятаться за «я-образом». Откровенные признания никогда не ценились и не считались необходимыми. Совсем наоборот. Немного раньше я раздумывала о людях, которые постоянно оказываются в плохих взаимоотношениях из-за того, что они плохо относятся к себе. Самоуничижение применимо и к другим сферам жизни, и теперь я понимаю, что попадала в разнообразные ситуации на работе, поскольку разрешала обращаться с собой не должным образом. Я признаю это и теперь желаю исправить подобное положение. Вы сделали большой шаг в осознании незаслуженности складывающихся на работе ситуаций. Но ведь это вы сами их и создали, предположив, что именно их и заслуживаете. По каким-то неизвестным причинам вы считали себя достойной их. Пропасть лежит между тем, чего мы действительно заслуживаем, т. е. абсолютно всем, и тем, что мы заслуживаем в собственных глазах, т. е. совсем немногим. Я слышу, что вы говорите о прошлом. Оно ушло. Но может быть, иногда полезно вернуться мыслями к тому времени, когда вам было два или четыре года, чтобы выявить то единственное событие, которое оказалось поворотным моментом в жизни? Можно, я отвечу немного позже? Конечно. Хорошо. Давайте притворимся, будто существует такое событие в прошлом, которое послужило поворотным моментом и благодаря которому наша жизнь сформировалась не лучшим образом. Если бы даже в этом была какая-то правда, то всё равно именно сейчас я изменяю свое мнение о нем, именно сейчас выбираю, как о нем помнить, в каком свете видеть его. Скажем, я вовлечен в бесконечный анализ своего прошлого и делаю всё, что в моих силах, для выявления тех самых значительных событий.
|