![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ДИАГРАММА 2 8 страница
Помню отчетливо, как в тринадцать или четырнадцать лет я начала сохнуть по одному юноше. Казалось, у нас возникла взаимная симпатия, но в тот день, кода мы впервые поцеловались, он уехал в военную школу и исчез навсегда. С тех пор, как только я начинала относиться к кому-то серьезно, желая посвятить себя заботе об этом человеке, он исчезал. Я поддерживает этот паттерн живым долгие годы. Он проявлялся во множестве романов с мужчинами, отделенными от меня значительным расстоянием, или эмоционально недоступными, или женатыми, шли сохраняющими отношения с бывшими женами. Я приходила к пониманию, что это я в сердце своем была эмоционально недоступна, и, вместо того чтобы обвинять тех «ужасных» парней, я должна была осознать, что сама являюсь общим знаменателем во всех отношениях. Я решила больше не вступать ни в какие отношения, точно зная, чем они кончатся: отчаянием и настоящим адом. Я была полна решимости больше не делать этого. Нужно было менять образ мышления, и только тогда взаимоотношения могли отразить мое иное, более счастливое состояние, подобно тому, как раньше они отражали мое отчаянное душевное состояние. Теперь я знаю, что тоска по кому-то в действительности была тоской по собственному Я, от которого я была отделена. Моей аддикцией было весьма экспансивное чувство юмора, если не слишком тонкое, то по крайней мере энергичное. Вместо того чтобы отражать свою реальность, я пытался забавлять окружающих, надеясь привлечь к себе людей, любящих веселье и хорошее времяпрепровождение. Я полагал, что чувство юмора притягивает людей ко мне и делает меня интересным для них. [Кэрол: Можно предположить, что в течение долгого времени вы сомневались в своей привлекательности? ] Правильно. Пища была моим настоящим пристрастием. Я была одержима тем, что ела. Я посещала Weight Watchers (организация, деятельность которой связана с похуданием), много узнала о пище, здорово похудела, и какое-то время всё было прекрасно. Несколько лет назад я повторила этот процесс. Недавно я узнала, что желание постоянно жевать вызывала моя нервозность. Пища притягивала меня потому, что отвлекала внимание от дискомфорта, о наличии которого я даже не подозревала. Мне всегда была нужна сексуальная и романтическая любовь, и долгое время я не видел в этом пристрастия... Я часто проводил время один, поэтому моей первой реакцией было: «Это не может быть пристрастием, поскольку я не всегда состоял в любовной связи». Однако пришлось признать тот факт, что я всегда фантазировал об этом. Какие-то влечения были взаимозаменяемы, и, когда у меня не было романтических отношений, я легко переключался на еду. Я уделял много времени тщательной разработке меню и приготовлению еды и питья. Необходимо отметить, что в течение долгого времени я сочинял музыку и выступал со своими произведениями в концертах, что служило мне главным костылем, дающим ощущение безопасности, дружеского общения, полноты и непомерной занятости. Гнев и склонность к защите больше не служат главными отвлечениями, как в молодые годы. Другим костылем, или зависимостью, была показная ветреность, дерзость, нервный смех или непрестанные шутки. Иногда, перед тем как идти в какую-то компанию, я даже обдумывал, что бы такое смешное сказать и развеселить остальных. Много времени я уделял женщинам, манипулируя ими, чтобы добиться их расположения и чтобы мой сценарий работал именно так, как был задуман. Отношение женщин ко мне символизировало либо силу, либо потерю ее. Когда они делали то, чего я желал, я был силен, когда я делал то, чего желали они, я был бессилен и находился в постоянной борьбе. Ощущение себя жертвой было пристрастием, в котором я могла спрятаться за ширму «всего, что делают со мной». Это было также удобным оправданием в случае личных неудач, ибо я могла сказать: «Я оказалась жертвой того- то и того-то и поэтому не смогла быть эффективной и сделать это правильно». В дополнение ко всему, это было время моего безрассудного «продирания» через лес корпоративной Америки, и образ жертвы уже тогда открывал многие двери. Речь идет о семидесятых годах, когда Америка начинала осознавать наличие расизма на корпоративном уровне, и многие ощущали за это вину. Они искали квалифицированных представителей меньшинств и женщин, способных занять определенные посты на должностной лестнице. Эти компании даже соревновались друг с другом: «У нас нет расизма! У нас даже работает одна из них!» А если вы к тому же действительно могли работать, тем лучше. Какие-то люди постоянно продвигали меня по корпоративной лестнице, поскольку очень желали мне преуспеть. Главной привлекательностью синдрома жертвы было отсутствие необходимости глядеть внутрь себя. Я полагала, что, осуществляя над всем контроль и получая всевозможные дипломы и сертификаты, я смогу создавать тот образ себя, который увидят люди. Никто меня не узнает, если я того не захочу, а если и узнает, то только в той мере, в которой я им это позволю. Я не имела ни малейшего представления, что произойдет, если кто-то «разберется» во мне самостоятельно. Это был страх того, что «если бы вы действительно меня узнали, я вам не понравилась бы и вы не приняли бы меня». Я полагаю, что пристрастие к прошлому проявляется в привычке выпить стакан вина или другого алкогольного напитка в 5: 30 вечера или выкурить сигарету, когда захочется. Похоже, что отказ от этих удовольствий был бы равносилен отказу от чего-то приятного, в прошлом доставлявшего удовольствие и бывшего частью моего представления о себе. У меня нет страха перед самопознанием. Напротив, я желаю этих открытий. Мое влечение давало возможность не оставаться наедине с «самим собой». Определенно, это вызывалось тем, что я видел себя некомпетентным и, во многом, — неудачником. У меня не было желания сталкиваться с этим лицом к лицу, и я старался похоронить подобные чувства, загнать их подальше. Я рисовал с себя приятную для глаза картинку и показывал ее миру, пряча чувства неуверенности, страха перед будущим, сожаления о несбывшемся, сомнения в принимаемых решениях и т. д. и т. п. Привлекательность наркотиков в основном заключалась в том, что они давали ощущение собственной значимости и полноты. Это была иллюзия счастья, но иллюзия приятная. Наркотики убирали страх, приятно успокаивали, удаляли или маскировали чувства одиночества, опасности, несоответствия. Я использовал их до предела, ибо не чувствовал себя полноценным. Будто чего-то во мне недоставало, и это должно было отразиться на моей жизни фатальным образом. Например, меня могла ударить молния или поразить неизлечимая болезнь, которая будет медленно убивать меня, отнимая жизнь. Всё это был страх, а когда вы принимаете сильный наркотик, то почти одновременно чувствуете освобождение от этого гнетущего страха. Я расслаблялся, думая, что защищен... Когда я был моложе, наркотики убирали также страх перед отношениями с женщинами. Я был сексуально силен, когда был весел и смешлив, когда находился в центре внимания. Я следовал определенным паттернам поведения, таким, как посещение одних и тех же баров, где меня все знали. Кто-то из посетителей был в курсе моих проблем с наркотиками, другие даже не подозревали о них. Я отчетливо помню, как однажды моя любящая жена спросила: «Ты думаешь, что присутствующим в этом баре твоя проблема не известна?» И совершенно уверенный в том, что так оно и есть, я ответил: «Есть несколько человек, которые знают и понимают меня, остальные не имеют ни малейшего представления!» Искусно маскируясь, я считал себя невидимым. Я мог принять большую дозу наркотика, внешне ничем себя не обнаружив и пользуясь расположением общества, которое мне это разрешало. Хотя я и общался с людьми, снисходительно относящимися к подобной вольности, и прятался от тех, кто не одобряли компульсивного поведения, я должен был многое прятать внутри. Подавляя душевную боль, я увеличивал дозу наркотика, надеясь, что боль уйдет. Проводя за чтением книг все свое свободное время, я не считала это пристрастием. По-настоящему я начала увлекаться книгами и погружаться в них с головой, когда мне было уже за двадцать. Ведь это были всего лишь книги! Они были моим убежищем, моим укрытием, и я знала это. Я читала два сорта книг: книги по самоусовершенствованию и бестселлеры. Затем я перешла к таинственным убийствам с ужасающим элементом неожиданности. Так же как наркоману необходима всё большая и большая доза наркотика, мне было совершенно необходимо увеличивать «книжную дозу», и от простых новелл с убийством я переходила к описанию серийных убийств. Помню, стоя в книжном магазине, я вопрошала: «Почему никто не может написать другого сериала убийств, лучше чем «Silence of the Lambs?» («Молчание ягнят»). До недавнего времени я не выходила из дому, не прихватив с собой 2—3 книги. Для меня они были якорем безопасности. Они чудесным образом держали меня на значительном расстоянии от моего сознания. Находясь в комнате, я могла открыть книгу, уткнуться в нее и долгое время не поднимать глаз. Я полностью погружалась в чтение, тем самым отстраняя себя от любого человека, с которым не желала общаться. Особенно это относилось к моим домашним и родственникам, когда они говорит хором, постоянно ссорясь друг с другом. Я не желала слушать их разговоры или принимать в них участие. В противном случае я чувствовала себя загнанной в угол, и мне хотелось встать и закричать: «Прекратите ссориться! Почему вы не можете жить друг с другом в мире и радости?» Я желала быть изолированным островом, где у меня был бы контроль над всем и где я была бы в безопасности. Я боялась, что дискомфорт втянет меня в нежеланное общение, в тривиальный, глупый, бессмысленный разговор. Я огорчалась, чувствуя, что погрязла в мелочах, которые, конечно же, были моими собственными проблемами, но я-то не понимала, как из этого выбраться. Мое чтение воспринималось миром как положительное явление: «Это замечаmeльно, что она читает. — Как мудро она реагирует на ссоры!» Моя семья, однако, не видела в том ничего позитивного. Даже не чувствуя себя преуспевающим и удачливым, я, тем не менее, должен был им казаться. Я изобрел для этого несколько путей. Движимый виною, я старался быть совершенным, преуспевающим, лучшим в бизнесе. Я был во всеоружии в любое время! Другой постоянной привычкой было вызванное той же виною и желанием успеха стремление помогать другим, а затем удивляться, почему вместо благодарности это всегда приносило травму. Я полагал, что делаю добро. На самом деле, вместо того чтобы замечать свои слабые стороны, я видел недостатки в других. Осознание, что я препятствую их росту, скорей мешаю им, чем помогаю, было для меня откровением. Тревога заставляла меня чувствовать себя несостоятельным, или «менее чем...», и я искал способ избежать этого чувства. Если что-то мне не удавалось, я хитрил и шел напролом или находил, чем отвлечь внимание. Я мог заставить кого-то другого сделать это или поверить, что сделал это сам с помощью лжи, преувеличения или другим путем. Казалось, у меня не было иного выбора, кроме как выполнять всё согласно ожиданиям, т.е. лучше, чем кто- то другой. Здесь-то и возникало напряжение, и только из-за моей неспособности принять тот факт, что я не в состоянии осуществить то, чего от меня ожидали, и что это было совсем не обязательно. Вместо того чтобы сказать: «Нет, я не знаю, чего вы ждете от меня» или «Я не знаю, как это сделать», моим непременным ответом всему и всем было: «Никаких проблем». Это подавляло меня, но в то же время отвлекало внимание. У меня просто не было для себя достаточно времени. Пристрастие к тому, чтобы быть лучшим, скрывало мою несостоятельность, и я не должен был иметь с ней дело, отождествлять себя с ней или принимать ее. Я всегда чувствовал, что должен заработать любовь и уважение, что они не придут ко мне естественным путем, поскольку такой, каким я себя видел, я не был достаточно хорош. Я должен был взбираться на самую высокую гору или делать что-то замечательное, чтобы получить одобрение, иначе люди будут воспринимать меня как самого обычного, заурядного парня. Это вызывало напряжение. Было необычайно трудно расслабиться в постоянном присутствии идеи собственного несовершенства. Я всегда был во всеоружии или на авансцене, что сказываюсь на моем сне, поскольку я не мог расстаться с этой идеей даже ночью. Я как бы оказался в ловушке, ибо необходимость в совершенствовании и одобрении всё возрастала, а я не знал никакого другого пути. Осознание того, что рискованные решения являются пристрастием, пришло ко мне относительно недавно. Интересно отметить, что я не разрешала себе никаких острых ощущений, будь то печать или радость, поэтому и уменьшает интенсивность своих чувств, гасила их посредством каких угодно отвлечений. Волнующее или интенсивное чувство вносило оживление, и это меня пугало. Поэтому я должна была захоронить его, перехлестнув возбуждением, вызванным выбросом адреналина в кровь. Я не уверена, что могла видеть это достаточно ясно, но оживление было вещью плохой, сильной и опасной. Как будто оно могло убить меня. Я не знала, как именно это произойдет, но считала, что могу взорваться или исчезнуть. Изменяя данную форму пристрастия на те, которые более приемлемы в обществе, я предпочитала иметь дело с тревогой или со скукой, чем с необходимостью умертвить все чувства. Подходили игра в казино, рискованные решения и опасные поступки, поскольку людям это нравилось. Так что я не только получала подкрепление своему героизму, он еще и прекрасно вписывался в нашу семейную структуру, где моя роль состояла в том, чтобы отвлекать внимание всех от всего, происходящего в данный момент. Они говорили: «О Боже, ну что ты там еще придумала?» Моя мама восклицала: «Боже милосердный! Теперь она прыгает с парашютом!» Но это отвлекало ее от алкоголя, поэтому мое поведение так удачно вписывалось в общую картину семейного уклада. В молодые годы моим главным пристрастием была работа. Мне свойственно множество пристрастий, но главным из Привлекательность монашества состояла в том, что я Мой отец был алкоголиком, обижал женщин, включая ее, и Я был стражем, спасителем обездоленных. Я никогда не совершая действительно скверных поступков, не делал ничего плохого, но парни, с которыми я водил компанию, вечно устраивали так, чтобы я oбязameльнo с кем-то подрался. Драка всегда происходила только между мной и кем-то еще. Я был гладиатором и чувствовал себя весьма значимым. Это дарит мне любовь и восхищение других, и я разрешал втягивать себя в подобные потасовки. Моя приверженность к интеллектуальности развилась из- за неспособности к чтению вследствие дислексии. Еще ребенком я знал об этом недостатке и очень боялся, что кто-нибудь об этом узнает. В те времена дислексия еще не была хорошо изучена. По сути, настоящий диагноз был поставлен, когда мне уже исполнился тридцать один год. Я помню огромное чувство освобождения, глубокого облегчения, когда я узнал, что не был дефективным. С самой юности и до настоящего времени я всегда стремился познать как можно больше. Но если ты не в состоянии хорошо читать, то, естественно, постижение должно идти каким-то иным путем. Поэтому я направил весь свой интерес на разговор, и, кстати, с его помощью я постигал школьные программы. Я нарушал главное течение урока, вызывал некоторый беспорядок и провоцировал учителей больше говорить, чтобы таким путем выудить из них больше информации. Я не осознавал этого тогда, но теперь, оглядываясь назад, я понимаю, что поступал именно так. Безуспешная попытка поступить в медицинский институт, обусловленная неспособностью к чтению, укоренила навязчивую идею накопления интеллектуальной информации. Я действительно верю, что это такое же маниакальное поведение или непреодолимое влечение, как и что- то другое. В моем поведении всё еще присутствуют характерные для аддикции элементы. Незнание страшило меня. Не так давно у меня появилось желание сказать: «Бог с ним со всем. Я уже знаю. И не так уж важно, знаю я или нет». Я всегда думал, что, не зная чего-то, я становлюсь «меньше, чем...». Только совсем недавно пришло осознание, что нет никакой разницы в том, знаю я что-то или не знаю. Нет никаких сомнений в том, что это влечение к интеллектуальной информации ослабляет и изнуряет в той же степени, что и алкоголь. Немного пугает альтернатива этому —доверять и знать, что всё хорошо. А когда наступает момент для доверия, вся необходимая информация уже присутствует в нем. Спустя две недели после окончания школы я покинул дом, уйдя на военную службу. В армии я чувствовал себя хорошо, принимал участие в разного рода состязаниях. Возвращаясь мыслями к тем годам, я начинаю думать, что, может быть, армия была моим убежищем, надежно укрывающим меня от необходимости идти в мир, где кто-то мог «распознать» меня. Хотя многие и ненавидят армию, ее задачи и структура хранили меня в безопасности в зоне моего комфорта, ибо я знал, что всегда смогу обеспечить семью и что мне всегда гарантирована зарплата. Я думал: если не переступать положенных границ и не заниматься чем-то предосудительным, жизнь в армии будет намного лучше гражданской жизни. Во время войны во Вьетнаме я провел много времени в лагере военнопленных, находясь в камере-одиночке. Я считал это лучшим вариантом, поскольку не желал жить с остальными. Я чувствовал осуждение за то, что не yмел общаться так же, как все остальные и не сопротивлялся физическим унижениям в той же мере, что и они, но я считал полным идиотизмом получать удары по голове каждый Божий день. Многие мужчины чувствовали страх, смятение, считали, что они совершили что-то неправильное. Глядя назад, я понимаю, что у каждого из нас был свой собственный способ сопротивления. Три человека, специаулизировавшихся на допросе иностранцев, отобрали примерно двадцать из нас для «особого обращения» и примерно в течение года «особо» обращались с нами. Результатом этого явился такой психологический кошмар, что моя нервная система была совершенно разрушена и я страдал постоянным расстройством желудка. Днем и ночью я пытался догадаться, о чем будет следующий допрос, и многое из этого процесса домысливания и угадывания я принес с войны домой. Я так много фантазировал, что подчас это сводило меня с ума, но я выжил только благодаря этим фантазиям, благодаря погружению в другой мир. Я был одержим постоянной работой памяти и молитвами, которые повторял часами, ходя взад и вперед по камере. Ближе к концу, когда мы уже жили большой группой, у нас было много разных образовательных классов. Хотя официально нам это не разрешалось, мы всё равно учились, выставляя охрану и собираясь малыми группами. Мы были так заняты, что едва успевали выполнять всё необходимое. Я учился искусству тамады, французскому, немецкому и испанскому языкам, разделке мяса, фотографии, английской литературе XVIII века, религии. Всему этому ребята, ранее преподававшие в военно-воздушной академии, учили нас по памяти. В первые послевоенные годы было невероятно трудно просто сидеть и разговаривать с женой. В конце концов я не мог больше выносить этого. Было такое ощущение, будто мне вспарывали живот и выпускали кишки наружу, будто меня целиком и полностью открыли. В армии у меня был щит. Армия была моим щитом. После семи лет, проведенных вдали от дома, я вернулся из Вьетнама и всячески старался вознаградить себя, как будто участие в войне давало мне на это право. Примерно через год началось мое непомерное увлечение сексом. Оно росло, как снежный ком. Я старался наслаждением вознаградить себя за все страдания, хоть и поклялся Богу, что, если останусь в живых, никогда больше не буду бегать за юбками. Так же как кого-то возбуждают героин или другие субстанции, меня будоражила эта игра в завоевание, но как только я добивался своего, мне немедленно хотелось уйти. Я осознал свою неспособность любить кого-то другого, поскольку любил одного себя, думал прежде всего о себе самом, хотя подобные мысли тогда не приходили в голову. Алкоголь был моим первым явным влечением, способом уйти от «реальности», от проблем, от того, с чем мне не хотелось иметь дела. Это был мой способ предстать лицом к лицу с ситуацией, которая была для меня невыносима в трезвом состоянии. Я совершенно очевидно избегал своих чувств и себя самого, поскольку с собою самим я не был счастлив. Чтобы не встречаться с подобными чувствами, я прибегал и ко многим другим отвлечениям. Я погружался, к примеру, в такую вполне приемлемую обществом деятельность, как работа, спорт, гольф, участие в малой бейсбольной лиге, теннис, бридж. Иными словами, сюда входило почти всё, чем можно себя занять. Алкоголь находился где-то на заднем плане, и, вовлеченный в другие занятия, я мог не пить, и вся эта деятельность казалась мне еще более привлекательной — ведь общество одобряло ее! Кто скажет, что играть в гольф плохо? Однако и гольф перестал быть хорошим убежищем, когда перестал восприниматься как хобби. Тогда я обратился к бриджу. Игра по вечерам три-четыре раза в неделю помогала не думать о вещах неприятных. К тому времени, как наш сын стал участвовать в малой бейсбольной лиге, я уже не получал удовольствия от постоянного сидения за игрой в бридж и начал тренировать бейсбольную команду. В течение пяти-шести месяцев бейсбольного сезона я проводил на поле пять вечеров в неделю. Когда наш сын перерос бейсбол, мы всё равно проводили там каждый вечер, ведя счет и статистику для 120 других детей, без компьютера, до часу или двух ночи. Я осознал это пристрастие и после увольнения с работы в связи с сокращением штатов вернулся в школу, проводя в ней как можно больше времени. Совершенно неожиданно здесь, в Центральной Флориде, открылись бега, и мы проводили на них пять вечеров в неделю, не играя, но занимая и отвлекая себя, чтобы не думать о проблемах. Моим основным пристрастием были отношения, особенно отношения, окрашенные жестокостью. На какой-то период времени непомерным влечением стала еда. Я вела себя с людьми таким образом, чтобы сохранять полный контроль над ситуацией, и всегда вынуждала их реагировать определенным образом. Я точно знала, как манипулировать другим человеком, заставляя его делать то, что мне угодно, как привлекать к себе внимание и любовь, поскольку нуждалась в том и другом для временной приостановки боли. Могу сказать, что в молодые годы сама провоцировала по отношению к себе физическую жестокость, но со временем забыла об этом и cmaлa это отрицать. Я четко знала, как прореагирует другой человек, когда, сознательно провоцируя атаку, я что-либо говорила или поступала определенным образом. Я всегда прекрасно разбиралась в людях, «читала» их и поэтому знала, как манипулировать ими. Вы можете называть это «синдромом еврейской мамы», но мы все в какой-то мере «еврейские мамы», хотя у меня в роду только испанская и французская кровь. Намеренное нагнетание напряженности в любой ситуации до проявления жестокости по отношению к себе было способом наказать себя. Не чувствуя в себе какой-либо ценности и не считая себя достойной лучшего обращения, я думала, что делаю всё неправильно, и наказывала себя за это. Я была одержима страхом, всегда тиха и склонна к интроспекции. Хотя я и была сильной личностью, мое нормальное, экстравертное «я» проявилось намного позже. Я использовала марихуану, чтобы избавиться от негативного образа самой себя, и должна признаться, что, пребывая в совершенном ступоре, я действительно испытывала чувство, которое иногда описывают как космическое сознание. Приходя в себя, я, конечно же, оказывалась там же, где и была, только с дополнительной проблемой депрессии. Одним из основных пристрастий, очевидно, была неразборчивость в сексуальных отношениях, уходящая корнями в желание нравиться или быть сексуально привлекательной для мужчин. Прежде чем начать выздоравливать, я много спала. Сон был главным отвлечением в жизни моей матери. Возвращаясь домой из школы, я обычно заставала ее в постели. Она весь день спала. Если я случайно издаваема малейший звук, она с криком «заткнись!» появлялась в проеме спальни, громко хлопала дверью, закрывая ее, и продолжала спать до конца дня. Моим самым главным пристрастием было курение. Я любил сигареты и думал, что они платят мне взаимностью. Я считал их своими друзьями, поскольку они приносили приятные ощущения. Но разочарование подкарауливало меня: идея оказалась иллюзией. Без сигарет я чувствовал себя преотвратно, они прекрасно маскировали мой дискомфорт. Каждый раз, почувствовав огорчение, я тянулся за сигаретой. Конечно, если возникали тяжелые эмоциональные проблемы, их нужно было разрешать, как делают все, но типичным решением для мелких каждодневных неурядиц служила немедленно зажженная сигарета. Алкоголь был моим главным пристрастием. Были и другие, нынче частично исцеленные. Мое тело неспособно к приятию алкоголя, это доказано на опыте, и было бы безумием подвергать это утверждение испытанию, хотя мое отношение к алкоголю и мои мысли относительно него исцелены... Я начал приобщаться к алкоголю и табаку — который, кстати, тоже является замечательным наркотиком, — из-за того, что мои сверстники считали курение проявлением мужества и данью моде. Я использовал то и другое и, как я теперь понимаю, переживал духовный опыт. Я становился тем человеком, которым желал быть, той личностью, которую знал, тем, кто мне нравился, и тем, кем я не мог стать без посторонней помощи. Я был весьма остроумен с девушками, спокоен в их присутствии и в присутствии других мужчин. Я был стоящим парнем, и подобный опыт мне раньше был незнаком. Это было убежище от хронического чувства собственной несостоятельности. Я сравнивал себя с доктором Джекилом и мистером Хайдом. Как и он, я выпивал снадобье, и со мной приключаюсь то же, что и с ним, — моя личность изменялась. Я думаю, нетрудно заметить ту легкость, доброту, а иногда и удивление, с какими наши друзья обсуждают свои основные влечения и ошибочные убеждения. Они осознают и природу своих пристрастий, и страх перед отсутствием какой-либо ценности в себе. Мы видим, что поначалу они пребывают в полном неведении относительно своих пристрастий и, как и все остальные на этой планете, возмущены, озадачены и не испытывают пи малейшего интереса к теме пристрастий и к той боли, которую утаивали. Так же, как и все остальные, они вовлечены в преднамеренный, целенаправленный отказ видеть свойственные им шаблоны мышления и поведения. Они не решались признаться в своей личной боли ни себе, ни другим. Я совершенно уверена, что они первыми постараются заверить вас в том, что, если им удалось изменить мышление и прямо взглянуть на то, с чем они так мучительно боролись, то же самое под силу любому из вас. Мы надеемся, что к этому времени уже никто не станет с уверенностью утверждать: «Всё это хорошо, но я не узнаю себя ни в одном из этих людей». Диапазон наших пристрастий есть свидетельство наших индивидуальностей, неверно использованной творческой способности и того, как далеко мы способны пойти, чтобы избавиться от преследующих нас демонов. Из ответов участников становится ясно: влечение к самым разным пристрастиям было совершенно одинаковым. Независимо от установившегося в обществе мнения о приемлемых и неприемлемых влечениях, все эти типы поведения были отвлечением от страха, от боли и чувства несостоятельности, неполноценности. Здесь не было исключений. Пока мы не попросим об осознании собственного внутреннего опыта, мы не можем начать целительный процесс.
Шаг 5: Вы приглашаетесь проанализировать список пристрастий, перечисленных в этой части, и посмотреть, свойственны ли вам какие-либо из них. Если вы не признаете своим ни одно из них, спокойно, но твердо перечитайте их еще раз, мысленно спросив себя: «А что, если признание в своих влечениях не так уж и страшно; что, если их присутствие вовсе не означает моей несостоятельности или отсутствия моей значимости?» Вы задаете этот вопрос наедине со своим разумом и сердцем. Какая в том опасность? Как только вы готовы признать, что, может быть, определенное пристрастие присуще и вам, взгляните честно на то, что эта склонность вам дает. Согласитесь, что какой-то части вас кажется выгодным подобное саморазрушающее поведение или употребление наркотических или иных субстанций. Здесь ключевое слово — «кажется», и где-то в самой глубине души вы знаете, что в таком поведении нет полного удовлетворения, несмотря на постоянное усердие и еще большие старания. Готовы ли вы признать, что демоны, которых вы упомянули в ранних главах, и компульсивное, опять и опять повторяющееся поведение тесно связаны? Согласитесь, что вести себя подобным образом вы начинаете, когда боль проникает в сознание. И не забудьте оставаться добрыми по отношению к себе.
|