Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сравнение двух средних арифметических. Несвязанные выборки.
Определение достоверности различий между результатами двух исследований по шкалам интервальной и отношений производится при помощи t-критерия Стьюдента. В этом случае должны быть известны следующие статистические характеристики: 1. В случае, когда равны объемы выборки, но не равны дисперсии: n = n1 = n2; σ 1 ¹ σ 2; tрасчет =
2. В случае, когда не равны объемы выборки и не равны дисперсии: n1 ¹ n2; σ 1 ¹ σ 2; tрасчет = 3. В случае неравных объемов выборки и равных дисперсий: n1 ¹ n2; σ = σ 1 = σ 2; tрасчет = После того как вычислено tрасчет, по специальной таблице (приложение 7) его сравнивают с критическим значением tкрит. При 5%-ном (t0, 05) или 1%-ном (t0, 01) уровнях значимости и определенном числе степеней свободы. Если tрасчет окажется больше граничного значения tкрит, то различия между средними арифметическими двух групп считаются достоверными при выбранном уровне значимости. Если tрасчет окажется меньше граничного значения tкрит, то при выбранном уровне значимости различия между средними арифметическими двух групп считаются недостоверны. Предположим, что две группы студентов выполняли контрольное упражнение в подтягивании на перекладине. В одной группе было 10 человек (n1 = 10), в другой – 12 (n2 = 12). Студенты первой группы подтянулись в среднем 12 раз ( Так как и объем групп и дисперсии неравны, значение tрасчет вычисляем по формуле 2. tрасчет = Число степеней свободы g = n1 + n2 – 2 = 10+12–2 = 20. Выбираем уровень значимости равным 0, 05. Для значения p = 0, 05 и g = 20 по таблице граничных значений t-критерия Стьюдента (приложение 7) находим критическое значение tкрит. Оно равно 2, 09, что больше tрасчет. – различия статистически не достоверны. Таким образом, группы не отличаются друг от друга по изучаемому показателю. Наблюдаемые различия следует рассматривать как случайные.
|