Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воздействие качки на механизмы и приборы






Гироскопические моменты во вращающихся механизмах. В различных су­довых механизмах, имеющих быстро вращающиеся массы, при качке судна про­является гироскопический эффект. Этот эффект состоит в том, что при повороте оси вращающейся части механизма вследствие качки судна появляется момент, действующий в плоскости, перпендикулярной плоскости поворота оси. Такой мо­мент, носящий название гироскопического момента, вызывает значительные уси­лия в осевых подшипниках, которые изменяются во времени по величине и на­правлению в соответствии с качаниями судна.

Пусть ротор судовой турбины, схематически изображенный на рис. 7.32, вращается вокруг оси АВ, расположенной вдоль судна. При килевой качке эта ось будет изменять свое направление в вертикальной плоскости с угловой скоростью качки. Вследствие такого вращения оси ротора, называемого прецессией, появит­ся гироскопический момент Л/щ,, действующий в плоскости, проходящей через

ось АВ и перпендикулярной плоскости ее поворота. Этот момент вызовет давле­ния Nд и iVg на подшипники вала ротора, расположенные в точках А и В.

Согласно теории гироско­па величина гироскопического момента выражается формулой мгир =1Щ(0П sin а, (7.133)

отсюда получим силу давления на каждый из подшипников N = Мгир /1. (7.134)

Здесь I - момент инерции вра­щающихся масс относительно оси вращения; ©q ~ угловая скорость вращающихся масс; соп - угловая скорость прецессии, в рассматривае­мом случае угловая скорость качки; а - угол между осью вращения масс и осью качки; I ~ расстояние между подшипниками вала.

Рисунок 7.32. - Гироскопические силы при качке судна

Направление гироскопического момента определяется в соответствии со следующим правилом. Если изображать угловую скорость вращения вектором, направленным в ту сторону оси, откуда вращение наблюдается происходящим
против часовой стрелки, тогда а> о (см. рис. 7.32) представит скорость вращения ротора турбины, а сап - скорость вращения судна при килевой качке, когда носо­вой подшипник вала В опускается, а кормовой А - поднимается. При этом гиро­скопический момент будет лежать в плоскости векторов юд и шп и направлен в такую сторону, что соответствующая ему пара сил Ид и N % стремится совмес­тить вектор а> о с вектором соп по кратчайшему расстоянию.

В рассмотренном случае килевой качки угловая скорость прецессии соп = у = -c»K\j/o sin(coK/ - *), а угол а = 90°, так что гироскопический момент

будет изменяться по гармоническому закону с частотой качки сок и амплитудой М0.

=/са0к\|/0. (7.135)

Этот момент вызовет периодически изменяющиеся горизонтальные давления на подшипники турбины.

Аналогично при рыскании судна на волнении гироскопический момент бу­дет изменяться по тому же закону, но его амплитуда будет

Mq = I(Oq(dk%O, (7.136)

где хо ~ амплитуда рыскания.

Однако ось колебаний судна при этом вертикальна, и гироскопический мо­мент вызовет вертикальные силы давления на подшипники.

Возмущение гирокомпаса. Гирокомпас, установленный на судне, при качке испытывает ускорения, периодически изменяющиеся во времени. Эти ускорения вызывают силы инерции, которые оказывают влияние на показания гирокомпаса, вызывая погрешность, называемую девиацией от качки и обозначаемую 5. Рас­смотрим причину появления девиации от качки на примере одногироскопного ма­ятникового гирокомпаса, у которого центр масс гиросферы смещен вниз от цен­тра подвеса на расстояние а.

Пусть судно двигается курсом К (рис. 7.33) и совершает качку с частотой сок, при которой центр масс гиросферы имеет амплитуду горизонтальных пере­мещений щ, определяемую формулами (7.115). Тогда сила инерции, приложен­ная к нему, будет

Ftj=Ft] QcosaKt, (7.137)

где Fjjq2®1щ; т2 - масса гиро­сферы.

Сила F^ создает в плоскости

шпангоута момент

Рисунок 7.33. - Моменты действующие на гирокомпас при качке

L = aFjj - aFJ]Q cos со Kt, (7.138)

который изменяется по величине и направлению с частотой качки.

Разлагая момент L на составляющие по осям X и Y гиросферы, совпа­дающим соответственно с меридианом и параллелью, получим:

Lx = L cos К',

(7.139)

Ly = L sin К.

Момент Lx, действующий вдоль главной оси гироскопа (оси вращения), вызовет раскачивание гиросферы как маятника вокруг этой оси.

Дифференциальное уравнение этих качаний запишется в виде + Ва = cos соKf, где /р - момент инерции гиросферы относительно оси

подвеса; B = mYga - маятниковый момент гиросферы; Lx0 = cos К - ам­плитуда составляющей момента Lx. Здесь мы не учитываем сопротивления кача­ниям, так как система находится далеко от условий резонанса.

Вынужденные колебания гиросферы определятся выражением

а = «о cos соKt = ——r^coso3K?, где яр = ^В! /р - частота собственных ка- /гг -сок]

полагать

чаний гиросферы вокруг главной оси.

9 9

В обычных условиях wf = (100н-200)©£, поэтому можно


 

 


Lx
а0 =
Jr" r
(7.140)

< L - cos А" и качание гиросферы выразится зависимостью 8

а = cosa coscoKf g


На тот же угол а будет наклоняться ось У гиросферы, и составляющая мо­мента Ly сама может быть представлена в виде горизонтальной Zp и вертикаль­ной Lz составляющих. Однако ввиду того, что угол а и составляющая Ly меня­ют знак одновременно за каждый полупериод качки, составляющая Lp будет также менять знак, a Lz, изменяя величину от нуля до максимума, будет сохра­нять направление (рис. 7.34).

Рисунок 7.34. - Образование постоянной составляющей момента


Периодическое изменение составляющей Хр, не оказывает существенного влияния на показания гирокомпаса из-за малости периода качки судна по сравне­нию с периодом прецессии гиросферы. Вертикальная же составляющая, равная

В 2
(7.141)
Ly sin а

/ т \2

Lya

sin2^Tcos сoKt,

g

имеет среднее за период качки значение, вообще не равное нулю:


 

 


2 Л

Рк

В
sin 2 К
ср, LZ =

g


 

 


Это постоянное значение момента Lz вызывает прецессию гиросферы, бла­годаря которой при некотором отклонении SK главной оси гиросферы от мери­диана ср. Lz уравновешивается полезной составляющей земного вращения пол. Lz = SHoy cos (р, где Н - кинетический момент ротора гироскопа;


 

 


-5
соу =7, 29-10

1 / с - угловая скорость суточного вращения Земли; q> - широта


 

 


места.

Приравнивая правые части, найдем выражение для девиации гирокомпаса от качки судна:

3 =
sin 2К.
g

(— 2 В 77о< °к

(7.142)

4Яс0у cos < р

Из этого выражения следует, что на главных курсах, т. е. при К= 0; 90; 180; 270°, девиация от качки отсутствует; наибольшее ее значение достигается на чет­вертных курсах, т. е. ^=45; 135; 225; 315°. Видно также, что девиация увеличива­ется с ростом широты места.

Поскольку наибольший вклад в амплитуду поперечных перемещений щ для высоко расположенных точек судна дает бортовая качка, при расположении гирокомпаса вблизи оси качаний судна девиация от качки будет меньше, чем при его расположении на большой высоте.

Что касается численного значения девиации S, то при неблагоприятных ус­ловиях у одногироскопных гирокомпасов она может достигать 20-30°, что, ко­нечно, недопустимо.

Для устранения указанного недостатка в настоящее время используются двухгироскопные гирокомпасы, у которых гироскопы имеют кинематическую связь, а также гирокомпасы с жидкостными маятниками, благодаря которым де­виация от качки сведена до практически допустимой величины.

Возмущение магнитного компаса. Магнитный компас, установленный на судне, во время качки испытывает возмущения, которые приводят к рысканию его картушки. Это рыскание вызывается двумя причинами - изменением магнитного поля при крене судна и появлением сил инерции от качки.

Рассмотрим силы магнитной природы, возбуждающие рыскание картушки.

Будем считать, что в прямом положении судна девиация компаса устранена, но судно не размагничено, так что имеется вертикальная магнитная сила Z, про­исходящая от намагничивания судового железа.

Картушка магнитного компаса устанавливается таким образом, что при на­клонениях судна она все время остается в горизонтальной плоскости и геомаг­нитное поле при крене не изменяет своего воздействия на нее. Магнитная же сила Z при угле крена судна 0 вызывает появление в плоскости шпангоута горизон­тальной составляющей F = ZsmO или, в предположении малости угла, F = Z6.

Предположим, что судно движется на волнении магнитным курсом к и ис­пытывает бортовую качку в-0q cos со Kt с амплитудой 6q и частотой сок. Тогда сила F будет периодически изменяться с частотой качки по закону

F = Fq cos & Kt, (7.143)

где Fq = Zd о.

Разлагая силу F на составляющие по направлению магнитного норда F\ и перпендикулярно ему F2 (рис. 7.35), получим:

Fi = FsinK = Fq sin ЛТ cos сок/; (7144)

F2 = F cos К = Fq cos К cos g iKt.

Обе составляющие будут периодически изменяться с частотой качки, и яс­но, что составляющая F\ будет суммироваться с горизонтальной составляющей геомагнитного поля Н, так что равнодействующая будет

Н\ = Н -Fq sin К cos сок£,, (7.145)

а составляющая F2 будет периодически отклонять ее и вызовет раскачивание картушки, т. е. появление девиации 5 от качки.

Учитывая все действующие силы, дифференциальное уравнение рыскания картушки запишем в виде IKS + 2f5 + МН\8 = MF2, а после деления на /к и под­становки найденных выражений для сил получим:

S + 2/S + (o2Kap(l-(p0 sin К cos U)Kt)S = а> 2кар< р0 cos К cos (о J, (7.146)

где введены обозначения:

= -J MN / /к - частота собственных коле­баний картушки;

М - магнитный момент картушки; /к - момент инерции массы картушки с при­соединенной массой жидкости относительно вертикальной оси;

щ - Fq / Н - Z6 / Н - относительная величина

вертикальной составляющей судового магне­тизма;

Рисунок 7.35. - Магнитные силы в плоскости картушки при крене судна

/ - коэффициент сопротивления рыскания картушки.

Уравнение (7.143) аналогично уравнению (7.49), описывающему парамет­рическую качку, и отличается наличием в правой части возмущающей силы. Из уравнения, а также из рис. 7.35 можно видеть несимметрию воздействия качки на картушку компаса. Действительно, периодическая сила F2 симметрично раскачи­вает картушку к О и к W от магнитного меридиана, а направляющие моменты картушки при крене на правый и левый борта будут разными, так как сила F\ бу­дет изменять знак и в одном случае будет уменьшать магнитную силу Н, а в дру­гом - увеличивать.

В важном частном случае, когда судно идет по магнитному меридиану к NM или SM, уравнение (7.146) превращается в обыкновенное дифференциальное уравнение с постоянными коэффициентами:

ё + 2/5 + ю2ар 5 = Юкар^О cos • (7-147)

Оно определит вынужденные колебания рыскания картушки в виде

5 = 5q cos(co+ а). Фаза а не имеет значения, а амплитуда рыскания будет

(7Л48)

где кд - коэффициент динамичности, который определится формулой (7.43) с за­меной пд, со и vq соответственно на сокар, сок и /.

Если не возникает параметрических колебаний, то Sq, определяемая выра­жением (7.148), дает наибольшее значение амплитуды рыскания; при других кур­сах она уменьшается пропорционально cos К и при курсах Ом и WM равна нулю.

В связи с этим при уменьшении девиации от качки приводят судно близко к курсу NM или SM и, перемещая вертикальный магнит, компенсируют магнитную силу Z, уменьшая девиацию от качки до желаемой величины.

Вторая причина возмущений магнитного компаса обусловлена силами инерции, появляющимися при качке. Эти возмущения были подробно изучены А. Н. Крыловым, и на основе его работ конструкция компасов была усовершенство­вана, так что в современных их образцах амплитуда рыскания картушки, проис­ходящего от сил инерции, сведена до величины, не имеющей практического зна­чения.

Возмущение маятникового кренометра. Обыкновенный кренометр, служа­щий для указания угла крена судна, представляет собой короткопериодный маят­ник (период около 1 с) и устанавливается в штурманской рубке, а иногда и в ма­шинном отделении. На тихой воде этот прибор вполне удовлетворяет обычные запросы практики. Но кренометром пользуются и при качке корабля для опреде­ления ее амплитуды. Однако в этом случае вопрос усложняется, так как колеба­ния судна вызывают движение маятника кренометра, и он уже не показывает на­клонение судна в данный момент и погрешность в его показаниях зависит от со­отношений периодов колебаний маятника кренометра и судна, а также от места его установки.

Не приводя самих исследований этого вопроса, приведем лишь основные выводы из них.

Если период колебаний маятника в несколько раз меньше периода качки судна и ось его подвеса расположена вблизи центра тяжести судна, то стрелка кренометра будет располагаться близко к нормали к волновому профилю. Поэто­му такой кренометр будет показывать угол наклона судна по отношению к норма­ли к волновой поверхности. Примерно такие показания дает кренометр, установ­ленный в машинном отделении. Если же короткопериодный кренометр установ­лен значительно выше центра тяжести судна, например в штурманской рубке, то во время качки он может давать отсчеты угла, значительно (в 2 раза и более) пре­вышающие действительные углы наклонения судна. Если же период маятника кренометра в несколько раз превышает период качки судна, то такой прибор бу­дет показывать угол крена судна с большой точностью. Точность показаний кре­нометра будет тем выше, чем больше соотношение периодов и чем ближе ось его маятника к центру тяжести судна.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал