Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ускорения, вызванные качкой
При качке судна его точки перемещаются с ускорениями, изменяющимися во времени по величине и направлению. Это вызывает появление аналогично меняющихся сил инерции, которые воздействуют на грузы, механизмы и приборы, находящиеся на судне. Рассмотрим сначала картину ускорений, создаваемых качкой. При ходе судна на регулярном волнении все виды качки при малой амплитуде имеют синусоидальный характер с одной и той же частотой, равной кажущейся частоте сок, но с разными амплитудами и фазами, т. е. описываются выражениями вида z = zq cos(& Kt - s), (7.113) где под z подразумевается текущее линейное или угловое отклонение судна от среднего положения любого вида качки, a zq и е - амплитуда и начальная фаза соответствующего вида качки. Дифференцируя выражение (7.113) дважды по времени, получим выражение для ускорения при качке: 2 2 z = -coKzo cos(a> K* - е) = -coKz. (7.114) Из выражения (7.114) видно, что ускорения пропорциональны отклонению от среднего положения и, следовательно, наибольшие их значения соответствуют крайним положениям судна; знак «-» в выражении (7.114) показывает, что ускорения направлены в сторону, противоположную отклонению. Вращательные виды качки создают, кроме того, центростремительные (нормальные) ускорения, направленные к оси вращения, которые достигают наибольших значений при прохождении положения равновесия и равны нулю в крайних положениях. Однако центростремительные ускорения малы по сравнению с тангенциальными, и ими обычно пренебрегают. Основное значение имеют ускорения в поперечной плоскости, составляющие которых образуются всеми видами качки, кроме продольно-поступательной. Для определения ускорений какой-либо точки судна можно рассматривать движение этой точки при качке, а затем в соответствии с выражением (7.114) найти ее ускорение в любой момент времени. Перемещения любой точки судна в поперечной плоскости можно представить состоящими из горизонтальных и вертикальных перемещений. Горизонтальные перемещения точки с координатами (х, у, z) складываются из перемещений от поперечно-поступательной качки rj, бортовой качки zO и рыскания х%, а вертикальные - из перемещений от вертикальной качки £, бортовой у в и килевой g \|/. Таким образом, полные перемещения будут: С = C + y0 + xy = Cocos(®Kt-j3), где амплитуды щ и ^о» а также начальные фазы аир выражаются через амплитуды и фазы видов качки, входящие в выражения соответственно. Траектория, которую будет описывать точка в поперечной плоскости, найдется, если из уравнений (7.115) исключить время t. Проделывая это, получим уравнение траектории в виде
2tj£ -cos (a ~P) = sm 2{a~P). Cq voCO
Это есть уравнение эллипса, вписанного в прямоугольник, со сторонами, равными размаху колебаний рассматриваемой точки, т. е. равными 2 jf0 и 2< f0 (рис. 7.29). При изменении разности фаз горизонтальных и вертикальных составляющих колебаний форма эллипса изменяется. При а - Р = 0, т. е. если фазы обеих составляющих колебаний совпадают, уравнение (7.116) принимает вид ICoY ~ и эллипс вырождается в две совпадающие прямые, являющиеся диагональю прямоугольника. При увеличении разности фаз а-р от 0 до ж/2 эллипс расширяется. При а-Р -ж 12 уравнение (7.116) при- 2 (■?, ■? \2 нимает вид iwmo)' ~(СКо! = 1> т- е- эллипс симметричен относительно горизонтальной и вертикальной осей. При дальнейшем увеличении а-Р эллипс снова сужается и при а - Р = ж вырождается в другую диагональ прямоугольника. При дальнейшем росте а-Р процесс повторяется аналогично описанному выше. Согласно формуле (7.114) горизонтальная и вертикальная составляющие вектора ускорения отличаются от перемещений rf и £ лишь знаком и постоянным множителем со^, поэтому конец вектора ускорения какой-либо точки судна при качке будет также описывать эллипс, подобный траектории этой точки. Таким образом, составляющие ускорений по осям rj и £, будут соответственно,
2_ о —
- юк 1] и - юк ^, абсолютная величина полного ускорения точки определится вы ражением ния фаз горизонтальных и вертикальных колебаний судна. Направление вектора ускорений противоположно направлению вектора смещения рассматриваемой точки от положения равновесия.
|