Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Физиологическое действие качки
При плавании на судне, испытывающем качку, у многих людей появляются симптомы особого рода недуга. Он проявляется в виде головокружения, головной боли, слюноотделения, тошноты, рвоты. В тяжелых случаях нарушается координация движений, ослабляется память, понижается мышечная сила, что иногда приводит к потере работоспособности. Этот недуг получил название морской болезни или болезни укачивания. Ввиду того, что он проявляется и на других видах транспорта, его называют также болезнью движения. f
Подверженность людей морской болезни вызывает необходимость изучения ее причин, защитных мероприятий, а также исследования вопросов профессионального отбора членов команд судов, соответствующих нормативов и адаптации к этой болезни.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Не
| вынос
| имо
|
|
|
|
|
|
|
|
| \
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| \
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| \л
| орог
| О
| югвт
| я
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Терп
| имо
|
|
| Нес
| ущеа
| veeHh
| о
|
| Рисунок 7.36. - Зоны различных восприятий качки (по М. Сен-Денису)
| К настоящему времени нет достаточно обоснованных данных по количественным характеристикам параметров качки, влияющих на развитие и показания морской болезни. Имеются лишь отдельные разрозненные наблюдения последствий качки, а также данные, полученные на установках, имитирующих качку. Остаются неясными вопросы влияния ориентации гравитационных и инерционных сил относительно сенсорных органов человека, а также совместного действия различных видов качки на нерегулярном волнении.
Для ориентировочных оценок явления морской болезни можно привести следующие данные, рекомендованные различными авторами.
График М. Сен-Дениса (рис. 7.36) содержит кривые, разграничивающие области перегрузок по вертикальным ускорениям az в долях g, различно воспринимаемых в зависимости от периода регулярных колебаний.
Аналогичный график (рис. 7.37), предложенный О.Краппингером, относится к нерегулярным колебаниям. В качестве меры заболеваемости на этом графике использован процент людей, испытывающих явные признаки морской болезни, по
вертикали отложен стандарт вертикальных ускорений, а также вертикальные ускорения 3%-ной обеспеченности.
Из приведенных графиков видно, что наблюдается некоторая зона частот колебаний, в которых человеческий организм наиболее чувствителен к вертикальным ускорениям.
Рисунок 7.37. - Границы числа людей (в процентах), испытывающих морскую болезнь при качке (по О.Коаппингеоу)
| Международная организация по стандартизации при ООН (ISO) в руководстве по оценке воздействия низкочастотных колебаний на человека приводит пороговые значения стандарта вертикальных ускорений, при которых наступает «тяжелый дискомфорт», т. е. 90% людей, не адаптированных к качке, испытывают явное проявление морской болезни. Эти пороговые значения в диапазоне частот 0, 1-0, 315 Гц не зависят от частоты и для различного времени воздействия качки приведены в табл. 7.7.
Таблица 7.7. - Воздействие качки
Продолжительность воздействия колебаний
| Значение м/с2
| 30 мин
| 1, 0
| 2ч
| 0, 5
| 8ч
| 0, 25
| |
При наличии других видов качки пороговые значения рекомендуется снизить на 25%.
Японские авторы приводят графики снижения работоспособности экипажей в зависимости от «значительных» (равных удвоенному стандарту) амплитуд качки (рис. 7.38 и 7.39).
Здесь под легкой работой подразумевается работа судоводителей и операторов у пульта, а под тяжелой - работа палубной и машинной команд. Авторы считают, что пределом для тяжелой работы является амплитуда бортовой качки 20°. При этом на 50% снижается работоспособность к выполнению легкой работы.
Э.Комсток приводит следующие нормативы «значительных» характеристик качки (применяемые в ВМС США), меньше которых работоспособность экипажа не снижается: 1
амплитуда бортовой качки - 8°; амплитуда килевой качки - 3°; вертикальные ускорения - 0, 4g; поперечные ускорения - 0, 2g. Вопрос о влиянии продолжительности воздействия качки на человека следует рассматривать в двух аспектах:
а) развитие морской болезни во времени у людей, не являющихся моряками и не адаптировавшихся к воздействию качки (большинство пассажиров) и испытывающих ее влияние в течение первых минут и часов рейса;

5 10
" Значительные" амплитуды бортовой качки
| - Снижение работоспособности экипажей судов при бортовой качке
| 3 10
" Значительные" амплитуды килевой качки
| Снижение работоспособности экипажей судов при килевой качке
| б) развитие адаптации у профессиональных моряков, пребывающих в течение месяцев и лет на судах в море.
О 12 24 36 48 60 70 Ч
Рисунок 7.40. - Динамика развития заболеваемости пассажиров (по Г.Воссеру)
| Общие закономерности развития морской болезни остаются неясными. Можно лишь отметить, что с ростом перегрузок по ускорениям растет и быстрота развития заболеваемости. Это, в частности, видно из диаграммы рис.7.40, приведенной Г.Воссерсом. На нем изображена динамика развития заболеваемости пассажиров на примере одного из рейсов вместе с кривой перегрузок по вертикальным ускорениям.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| р! 1;
| : х 2
| X
|
|
|
| с
i
| к
|
|
|
| с
|
|
| л
|
|
| < i
| ) <
| -:
| )
|
| о
|
|
|
| □
|
|
|
| ] I
| ■ i
| i
|
|
|
|
| □
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 2 4 6 810 Месяцы
м------------------- ——-----------------»
| 1 2 4 6 8 10
«. Годы ------------------------ J
| х - тошнота □ - дезориентация
| О - головная боль А - вялость
|
Рисунок 7.41. - Адоптация моряков к качке (по Ньювенхьюзену)
ставление из графика Ньювенхьюзена (рис. 7.41), из которого видно, что она не является значительной даже при очень длительном пребывании на морской службе, исчисляемой годами.
В начале рейса перегрузки не превосходили 0, 1 и доля пассажиров, заболевших морской болезнью, находилась на уровне 20%. После же ухудшения погоды, при которой перегрузки достигли 0, 4, число заболевших пассажиров достигло 80%. При последующем улучшении погоды и постепенном падении перегрузок до 0, 15 уровень заболевания оставался 80-90% в течение 36 ч.
Что касается адаптации к качке у профессиональных моряков, то о ней
можно составить пред-
| Субъективный фактор предрасположения к морской болезни играет большую роль, так как даже среди моряков есть люди, которые всегда подвержены морской болезни, и в то же время многие вообще никогда не страдали ею.
|