Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Силы, действующие на твердые грузы
Установленная выше картина изменения вектора ускорения позволяет вычислить силу инерции, приложенную к грузу, находящемуся на качающемся судне. Составляющие силы инерции по осям т] и £ действующей на груз массы m, будут: 2_ 2______ Fjj = т(йкт] = mmKJ]Q cos(coKt-a);
1 — 2 — Fg = тшк£ = m(i> K£ o cos(coKt - J3). По этим составляющим может быть вычислена сила, стремящаяся сдвинуть груз, установленный на палубе, знание которой необходимо для расчета крепления груза. Эта сила складывается из проекций составляющих F^ и Fg, а также силы тяжести mg на плоскость расположения груза (рис. 7.30) и равна: Q = (mg + Fg)sin(< 9 + v) + FTJ cos(0 + v), (7.119) где в - угол крена, a v - дополнительный угол от погиби палубы в месте расположения груза. Вследствие различия фаз а и /? наибольшей величины сдвигающая сила Q достигает при угле крена, не соответствующем его амплитуде. Этот угол, как и само значение Qmax, может быть найден из равенства (7.119). Если же имеет место равенство фаз а-/3 и они совпадают с фазой бортовой качки, то наибольшее значение Q определится выражением Qnm5 = + ®l? of +®к^о2 ' (7Л2°) Таким образом, для вычисления сил, действующих на грузы во время качки судна при ходе на волнении, необходимо предварительно определить амплитуды и фазы всех видов качки, входящих в выражения (7.115) для перемещений, и затем воспользоваться приведенными выше формулами. До последнего времени для вычисления сил инерции при качке использовался более простой, но условный способ Ю. А. Шиманского. По этому способу поперечные и продольные ускорения определяются раздельно в условиях резо 9 7 Xq - In g! Uq - для бортовой качки и /Ц, = Ingln^ - для килевой качки, где п@ и Пу - частоты свободных бортовых и килевых колебаний судна.
Учитывают также орбитальное движение судна, считая его круговым с радиусом, равным половине высоты волны, которая принимается равной V20 длины синхронной волны для соответствующего вида качки, т. е. tq - 0, 0252$ и Гц - 0, 025/Ц,. Составляющие сил инерции по осям координат от угловых и орбитальных движений суммируются и наибольшие значения, действующие на массу груза т координатами центра тяжести х, у, z, получаются равными: от бортовой качки Qy =тпд(гв0 + гд sin в0)+ mg sin< 90; Qz = тп%(ув0+r0 cosв0)+mgcosв0; от килевой качки Qx=mnl (zvo + г\|/sin vo)+ mgsin vo; Qz =mriy(x\|/0 +rvcos\j/0)+mgcos\|/0. В этих формулах первые слагаемые происходят от угловых колебаний, вторые - от орбитального движения и последние слагаемые представляют собой составляющие от силы тяжести. Амплитуды качки принимаются не на основании расчета, а по следующей рекомендации: для бортовой качки б? о - равной углу входа кромки борта в воду; для килевой качки \|/q — равной углу входа полубака в воду. При рассмотрении качки как случайного процесса ускорения при качке и вызванные ими силы инерции могут быть оценены лишь с вероятностной точки зрения. Это значит, что можно указать лишь обеспеченность (вероятность превышения) силы инерции заданной величины либо найти силу инерции заданной обеспеченности. В правилах и нормах обычно принято задавать величину ускорений с обес- —8 печенностью w = 10. Если воспользоваться для составляющих ускорений по осям, связанным с судном, например, выражениями, принятыми в Кодексе ИМО 1975 г., полученными Норвежским бюро Веритас на основе закона долговременного распределения этих величин для судов, плавающих в Северной Атлантике, то выражения для составляющих сил по этим осям примут вид: Qx = mga0sl0, 06 + A2-0, 25А;
Qy =+ — н-0, 05
Qz 1 +
0, 2и
а0 = -Л=- + 41 в
L 0, 7----------- + 5- —; 1200 L) 8
L и В - длина и ширина судна, м; h - поперечная метацентрическая высота, м; х и z - отстояние центра тяжести груза от миделя и от ватерлинии (положительные в нос и вверх), м; 8 - коэффициент общей полноты; и - скорость судна на тихой воде, уз. Величины Qx и Qy включают составляющую силы тяжести от крена и дифферента судна; выражение Qz, такой составляющей не содержит, и она должна быть введена дополнительно. Координата у не входит в формулы, так как ускорения даются для угловых точек палубы. Формулы (7.123) и (7.124) получены аппроксимацией и дают расчетные _о значения сил с обеспеченностью w = 10.
|