Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Скрябин (1872–1915) – представитель Дэва
Совсем не удивительно, что ранние композиции Скрябина по своему характеру сильно напоминали Шопена, ведь утонченность и деликатность тесно связаны между собой. Его предпочтение персонального стиля Шопена основывалось, скорее, на психологических, чем на музыкальных причинах. От чрезмерной утонченности и отсюда сублимации человеческого элемента Скрябин перешел к нечеловеческой области, став, таким образом, представителем музыки Дэва. Он стал первым русским композитором, который связал теоретические знания об оккультизме с искусством музыки. Скрябин знал, что ему нужно передать миру духовную весть и что она должна быть передана посредством музыки. Его музыка могла стать просто «искусством для искусства», но такое представление противоречило его духовной натуре. Он хотел быть полезен человечеству, об этом стремлении свидетельствует его признание о том, что день, в который могло быть поставлено его главное произведение, был бы самым счастливым в его жизни. Это главное произведение должно было носить название «Мистерии», к завершению его Скрябин стремился в течение последних 15 лет своего слишком короткого существования. Оно должно было выразить не только спиритуалистические идеи композитора, но и осуществить одухотворяющее воздействие на слушателя. Его представление «должно было проходить в форме церемонии, при которой все ощущения должны были быть затронуты одновременно всеми видами искусств, действующими совместно». Это был великолепно задуманный проект, если бы он был осуществлен, но, к сожалению, перед его завершением композитор был застигнут смертью. В отличие от Франка, Скрябин не был обученным посвященным, работающим под наблюдением Мастера. Работая в контакте с Дэва более высоких уровней бытия, он подверг свое хрупкое физическое тело сильной нагрузке, что сделало его уязвимым для нападения темных сил. А так как он не обладал необходимым знанием и не был склонен к ясновидению, он не мог себя защитить. Не могли быть щитом для него и силы одухотворяющих его Дэва, т. к. они были ограничены своими планами бытия. В 1910 году было закончено наиболее зрелое произведение композитора – «Прометей» или «Поэма Огня». К этому времени Скрябин уже открыл ту систему гармонии, которая по своему строению была в большей мере созданием Дэва, и использовал ее в этом произведении самым плодотворным образом. Музыка исторгает интенсивное очарование, которое не является земным, и в своей высшей точке проявляет не выразимую словами возвышенность, которую нельзя сравнить ни с чем, что мы когда-либо видели или переживали на земле. Это роскошное великолепие мощных существ, которые вспыхивают невообразимыми цветами и наполняют своим пением бесконечные пространства космоса. Скрябин был настолько одухотворен для выражения эволюции Дэва, что ощутил необходимость вместе с оркестром использовать «орган света», по этой же причине проявилось и его ярко выраженное предпочтение к трелям. Те люди, что наделены достаточно высокой формой ясновидческих способностей, чтобы воспринять Дэва на утонченных планах бытия, сообщают нам, что они переливаются великолепными цветами. Цвета земли, за исключением тех, которые получаются от огня и солнечного заката, мертвы по сравнению с ними, ибо на Высших планах бытия они все пульсируют в полную силу жизни (живости). Кроме того, цвет, музыка и аромат сливаются вместе, их восприятие не разделено на различные органы чувств, как в грубо-материальном мире. В связи с этим Скрябин и стремился к синтезу всех искусств, предприняв попытку представить закон соответствий – «как вверху, так и внизу» – наглядно.
Данная страница нарушает авторские права?
|