Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепт-арт: с чего начинается фильм






Автор: Надежда Маркалова31.07.2009


Концепт-арт. Область применения этого вида дизайнерского искусства обширна: от реальных машин до компьютерных игр и рекламы, но сейчас мы поговорим о кино, в частности – о кино фантастическом.

Прежде, чем режиссер возьмет в руки камеру, прежде, чем швеи возьмутся за иглы, прежде, чем декораторы возьмут молотки и начнут стучать, прежде, чем команда 3D аниматоров сядет за компьютеры… концепт-художник берет карандаш и краски (современный концепт-художник чаще берет перо и планшет, но пока мы об этом умолчим) и начинает творить. Более того! Концепт-художник зачастую бывает первым работником на фильме – его нанимают, чтобы «продать» фильм студии и получить финансирование съемок. То есть, от работы концепт-дизайнера зависит не только внешний вид фильма — но и быть вообще этому фильму или нет! Если концепты студийным боссам не понравятся – фильм не пойдет в производство. Концепт-дизайнер подчиняется только режиссеру, то есть, напрямую визуализирует сценарий и режиссерские задумки. Именно в это время обретают визуальную плоть строчки сценария. Художник предлагает режиссеру несколько вариантов внешнего вида декораций, автомобиля или иной технической детали, а режиссер выбирает тот концепт, который нравится ему больше, или тот, который больше подходит к эстетике фильма, тому видению, которое до поры до времени остается лишь в голове режиссера. Это, пожалуй, один из самых важных периодов в работе над фильмом.

Концепты для кино бывают разные — и все надо нарисовать, нафантазировать: персонажей и их костюмы, оружие, средства передвижения, здания и пейзажи, для фантастического кино добавим: роботов, инопланетян всех мастей и экстерьеры планет. Нет, на самом деле фантазировать не всегда можно, если фильм исторический, то приходится изучать нужную эпоху и четко придерживаться соответствующего стиля в одежде и марок автомобилей.

Зачастую люди, работающие над дизайном в кино, хорошо известны в артистической среде.

Вспомним хотя бы известного художника и скульптора Ганса Руди Гигера (H.R. Giger), который создал неповторимый образ Чужого для одноименного фильма Ридли Скотта (Ridley Scott). Мало кто знает, что он также рисовал концепты к несостоявшейся в свое время экранизации «Дюны» Фрэнка Герберта (Frank Herbert). Но Дэвид Линч (David Lynch) выбрал для своего фильма совсем другой стиль дизайна.

Концепт Гигера для фильма «Чужой». Миниатюру, созданную для съемок по этому рисунку, Гигер раскрашивал вручную.

Редко, когда концепты переносятся на экран именно так, как были нарисованы художником, обычно в процессе воплощения они претерпевают некоторые изменения. Работа Ральфа Маккуорри (Ralph McQuarrie) для классической трилогии «Звездных войн» - это именно тот редкий случай. Даже сам художник не ожидал, что его работы перенесут на экран с такой скрупулезностью. Интересно, что актер Энтони Дэниельс (Anthony Daniels), сыгравший робота C3PO, согласился на эту роль, только когда увидел картинку Маккуорри. Ему показалось, что робот так одинок и несчастен — и Тони не захотелось его бросать. Так концепт-дизайн может повлиять на судьбу не только персонажа, но и актера. Ведь с тех пор Энтони Дэниельс играет только C3PO.

Ранний концепт-дизайн Ральфа Маккуорри для фильма «Звездные войны». Картинка, в которую влюбился Энтони Дэниельс.

Концепт-дизайн Ральфа Маккорри для «Звездных войн»

Часто matte painting и концепт-дизайн делает один и тот же человек. Яркий пример тому — Ральф Маккуорри. Для фильма «Звездные войны» он воплощал свои же концепты в виде matte painting, так что мы в буквальном смысле можем увидеть работу Ральфа на экране. Да, к слову сказать, именно он был тем первым нанятым работником на «Звездных войнах», который заставил студийных боссов компании «20й Век-Фокс» выделить деньги на создание первого фильма саги (и таким образом – в какой-то мере определить дальнейшую судьбу всей киноиндустрии).

Ну и раз мы заговорили о «Звездных войнах» сразу отметим, что казалось бы простенькие концепты костюмов Джона Молло (John Mollo) для этого фильма, принесли ему «Оскар» в 1978 году. Позже он делал костюмы для фильмов «Ганди», «Задворки», «Грейсток. Легенда о Тарзане» и «Горизонт событий».

Обычно дизайном костюмов для кино занимаются отдельные люди, поскольку это требует некоторых специальных знаний: видов тканей, например.

Дизайн костюма для «Звездных войн» Джона Молло заслужил «Оскара»


Всегда интересно видеть, как живописные картинки оживают на экране, интересно сравнивать то, что было, и то, что стало, насколько близко «к тексту» перенесены на экран картины концепт-художника.

Картина концепт-художника Тима Лоренса (Tim Lawrence) и ее воплощение на экране в фильме «Черная дыра». Тим Лоренс также работал надо картинами «Люди Х» и «Побег из Лос-Анджелеса».


Часто над фильмом работает несколько концепт-художников, и у них существует разделение труда: кто-то занимается только экстерьером, кто-то – только транспортными средствами, кто-то – только костюмами и персонажами.

Дом Харконенов, работа Руди Гигера для несостоявшейся «Дюны» Алехандро Ходоровски

Так было, например, на упомянутой уже выше «Дюне» Алехандро Ходоровски (Alejandro Jodorowski) (1976), которая так никогда не увидела свет. Кроме Руди Гигера, который делал дизайн зданий и экстерьера планеты, над фильмом работали два других, не менее известных в art кругах художника: Крис Фосс (Chriss Foss) рисовал средства передвижения – это у него особенно хорошо получается, а французский художник комиксов Мебиус (он же Жан Жиро/Moebius/Jean Giraud) создавал персонажей. В создании фильма также принимал участие Сальвадор Дали (Salvador Dali). Говорят, что именно участие Дали и погубило проект – он обошелся слишком дорого, и компания отказалась от дальнейшего финансирования фильма.

Персонажи «Дюны» в исполнении Мебиуса.

Арт-команда, собранная Ходоровски (за исключением Дали, конечно), продолжила совместную работу сначала над «Дюной» Ридли Скотта (которая также не увидела свет), а позже – над «Чужим» того же Скотта. И вот тут мы видим и работу Гигера (чужой) и работу Мебиуса (персонажи), а вот концепты Фосса в фильме не использовались. Зато вовсю использованы работы другого, не менее известного концепт-дизайнера – Рона Кобба (Ron Cobb).

Интерьер ДеЛореан работы Рона Кобба

Рон Кобб – аниматор и карикатурист, работал над фильмами «Чужой», «Левиафан», «Последний звездный воин», «Конан-варвар», «Назад в будущее», «Чужие», «Бездна» и «Вспомнить все». В основном он разрабатывает дизайн кораблей и других средств передвижения. Например, для фильма «Назад в будущее» это была модель автомобиля ДеЛореан (она же – машина времени) Пожалуй, самой запоминающейся его работой был корабль «Ностромо» для «Чужого». Он также поработал над некоторыми экзотическими персонажами для сцены в кантине в классических «Звездных войнах».

Концепт-дизайн Сида Мида для «Бегущего по лезвию бритвы»


Знаменитый полицейский спиннер из «Бегущего по лезвию бритвы»

Говоря о концепт-дизайне в кино, нельзя не отметить имя выдающегося художника Сида Мида (Syd Mead). Мид делал концепты для таких фильмов, как «Трон», «2010, космическая одиссея 2», «Звездный путь: фильм», «Короткое замыкание» (да, это он нарисовал полюбившегося всем Джонни 5!), «Джонни мнемоник», «Миссия на Марс», но прославился он своей работой для фантастической классики «Бегущий по лезвию бритвы». Это он придумал, как будет выглядеть летающая полицейская машина и фургон Себастиана, а также нарисовал футуристические виды городских кварталов. Он никогда не рисует свои автомобили просто на белом листе – всегда дорисовывает к ним окружение: части зданий, улиц. Сид считает, что нельзя рисовать концепты транспортных средств в отрыве от их «среды обитания», ведь есть некое пространство, в котором они «живут» и которое «живет» вместе с ними.

Мид также работал параллельно с Роном Коббом на «Чужих» Джеймса Камерона (James Cameron). По словам Мида самая интересная его работа в фильм не вошла: декорация модульной комнаты в медицинском отсеке лунной орбитальной базы даже не была построена. В фильм также не вошел десантный корабль и военный трактор.

Концепт-дизайн Джеймса Камерона для «Чужих». Матка чужих со своей кладкой

Нередко сами режиссеры умеют неплохо рисовать концепты и раскадровки к своим фильмам. Например, Джеймс Кэмерон создал концепты для своих «Чужих», которые оценил даже Сид Мид. Более того! Из хороших концепт-дизайнеров и раскадровщиков вырастают неплохие режиссеры. Наверняка многие читатели видели фильм «Джуманджи», а также «Ракетчик», «Юрский парк 3» и «Идальго». Все они сняты режиссером Джо Джонстоном (Joe Johnston), который начинал свою кинокарьеру в ILM: рисовал концепты и раскадровки для классической трилогии «Звездные войны». Например, это он придумал, как будет выглядеть знаменитый охотник за головами Боба Фетт, а также – корабль класса звездный разрушитель.

Дизайн корабля для классического сериала «Звездный крейсер «Галактика», работа Джо Джонстона

Работы Мида и Маккуорри вдохновили многих молодых художников и повлияли на их выбор профессии.

Один из таких фанатов — Даг Чан (Doug Chiang), работавший на таких фильмах, как «Джуманджи», «Привидение», «Беовульф», «Назад в будущее 2», «Маска», «Терминатор 2», «Полярный экспресс» и новая трилогия «Звездные войны». Когда ILM объявили набор дизайнеров в арт-отдел, Даг потратил три недели на создание портфолио, которое, по его мнению, отвечало бы требованиям «Лукасфильма». Уж очень ему хотелось попасть именно туда. И его усилия не пропали даром - ему тут же предложили возглавить новый отдел. За работу для фильма «Смерть ей к лицу» Даг Чан получил «Оскар» в 1993 году.

На самом деле процесс создания концепт-дизайна для кино (или компьютерных игр и рекламы) с тех времен изменился мало, разве что больше и больше художники стали использовать цифровой планшет и графический редактор вместо обычных карандашей и бумаги.

Дизайн костюма для фильма «Особое мнение», работа Джеймса Клайна.

На сегодняшний день одним из самых популярных концепт-художников является Джеймс Клайн (James Clyne), создавший внешний вид фильмов «Война миров», «Искусственный интеллект», «Особое мнение», «Люди Х-3» и «Звездный путь. Начало». Последний год он потратил на работу над новым фильмом Джеймса Камерона «Аватар», а также над его возможным следующим проектом – картиной «Боевой ангел». Сейчас работа художника отправляется прямехонько в ILM, чтобы тамошниемоделлеры могли создать 3D модели на основе его концептов. На вопрос, без чего вы не сможете творить, Клайн ответил: «Без рук и фотошопа, и не всегда именно в таком порядке».


Хочется отметить несколько довольно известных в кино-арт-кругах имен.

Прежде всего, это Джеймс Мартин (James Martin), делавший концепт-дизайны к фильмам «Звездная пехота», «Пираты Карибского моря 3», «Фантастическая четверка», «Искусственный интеллект», «Хроники Риддика» и другие. Он также участвовал в создании сериалов «Звездный путь: Вояджер» и «Секретные материалы».

В фильмах «Люди в черном 2», «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа», «Искусственный интеллект», а также в вышедшем недавно на экране «Терминаторе 4» мы могли видеть блестящую работу Кристиана Альцмана (Christian Altzmann), арт директора по визуальным эффектам копании ILM.

Концепт-дизайн харвестера для фильма «Терминатор 4», работа Кристиана Альцмана

Не менее интересны работы Дилана Коула (Dylan Cole), делавшего дизайны для «Хроник Риддика» и эпической саги Питера Джексона «Властелин колец». Также хотелось отметить работу Джона Ивса (John Eaves) для нового «Звездого пути», «Миссии невыполнима 2», «Людей Х 3» и выходящем в ближайшее время фильме «Бросок кобры». Джон ведет блог, куда активно выкладывает свои рисунки, не вошедшие в фильмы концепт-дизайны, а также рассказывает о своей работе и работе других концепт-дизайнеров.

А в самом конце хотелось бы показать работу еще молодого художника-самоучки из Берлина Михаэля Кутше (Michael Kutsche), который создал потрясающих персонажей для нового фильма Тима Бертона (Tim Burton) «Алиса в стране чудес». Это его первая работа для кино, но будем надеяться, не последняя. Молодой автор – в прошлом 3D аниматор, которого «зацепил» графический планшет. И с тех пор он считает, что рисовать на планшете – гораздо быстрее, чем делать сцену в 3D или рисовать на холсте красками.

Ниже можно посмотреть его варианты концепт-дизайна персонажа Безумный Шляпник, а также финальный вариант в исполнении Джонни Деппа.

Концеп-дизайн персонажа для фильма Тима Бертона «Алиса в стране чудес», работа Михаэля Кутше

Михаэль обещал выложить на свой сайт больше вариантов концеп-дизайна и других персонажей, когда фильм выйдет в прокат. А пока он связан контрактом о неразглашении, так что нам тоже придется подождать.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал