![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 3. Правовые акты в области борьбы с разливами нефти. быть подчинены чьему-либо суверенитету
быть подчинены чьему-либо суверенитету. Иногда, в особенности среди военных моряков, открытое море называют нейтральными водами. Открытое море находится в общем и равноправном пользовании всех государств. Согласно Конвенции 1969 года прибрежное государство в исключительных случаях имеет право принимать в открытом море по отношению к иностранному судну все необходимые меры для предотвращения, уменьшения или устранения опасности загрязнения моря нефтью вследствие морской аварии. «Конвенция «Об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте ООН» (1991 год, Конвенция Езроо) [27] определяет некоторые опасные виды деятельности, среди которых находится и морская добыча углеводородов. Трансграничные воздействия касаются не только тех стран, которые соседствуют со страной, на территории которой реализуется проект, но могут охватывать и дальние страны. Конвенция требует, чтобы в случае, если предполагаемая хозяйственная деятельность станет причиной значительного трансграничного воздействия на окружающую среду, страна, проводящая таковую, как можно скорее уведомила другую сторону (правительство другого государства), которая может быть подвержена негативному воздействию в связи с данной деятельностью. Конвенция подписана Правительством СССР 06.07.91 года, период действия - с 06.07.91 года и подтверждено Правительством РФ от 13.01.92 года № Н-Ш1, ГП МИД РФ. На основе положений международных конвенций заключен целый ряд соглашений и на региональном уровне, в которых участвовала Россия. Так, Конвенция о защите Черного моря от загрязнения 1992 года (Бухарест, 21 апреля 1992 года) [29] касается вопросов о наземных источниках загрязнения, о захоронении, о сотрудничестве в борьбе с загрязнением нефтью и иными вредными веществами в чрезвычайных условиях. Контрактными сторонами этой Конвенции являются правительства Болгарии, Грузии, Румынии, России, Турции и Украины. Каждая Договаривающаяся Сторона обеспечивает применение настоящей Конвенции в тех районах Черного моря, где она осуществляет свой суверенитет и принимает законы и правила, а также меры для предотвращения, сокращения и борьбы с загрязнением морской среды Черного моря, вызываемым или связанным с деятельностью на ее континентальном шельфе, включая разведку и разработку природных ресурсов континентального шельфа. Особое положение занимает Балтийское море. В 1974 году прибалтийские страны заключили Хельсинкскую конвенцию по защите морской среды района Балтийского моря [23]. Ее особенность состоит в запрещении загрязнения моря с суши. На базе Конвенции была создана Комис- Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов сия по защите морской среды Балтийского моря. Однако вскоре стало ясно, что положения Конвенции оказались недостаточными, и в 1992 году была принята новая Конвенция по защите морской среды Балтийского моря, установившая более строгие требования. Следует отметить, что ее действие распространяется и на определенную часть внутренних вод, пределы такого распространения определяются каждым государством. Конвенция затрагивает и впадающие в Балтийское море реки. Конвенция по охране морской среды района Балтийского моря (далее - Хельсинкская Конвенция) была подписана в марте 1974 года представителями прибрежных стран Балтики: ГДР, Данией, Польшей, СССР, Финляндией, ФРГ, Швецией и вступила в силу в мае 1980 года. Хельсинкская Конвенция стала первым международным соглашением, затрагивающим все источники загрязнения, расположенные на побережье (точечные и диффузные), в море (морские суда), а также и атмосферу. В 1992 году обновленная Хельсинкская Конвенция была подписана всеми странами района Балтийского моря и Комиссией Европейского Сообщества. Руководящим органом Хельсинкской Конвенции является Хельсинкская Комиссия - Комиссия по охране морской среды Балтийского моря (ХЕЛКОМ) [28]. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 1998 года № 1202 «Об одобрении Конвенции по защите морской среды района Балтийского моря» Хельсинкская Конвенция была одобрена, и Россия приняла на себя обязательства по указанной Конвенции в полном объеме. В 1988 году была принята Министерская Декларация, установившая цель - достичь к 1995 году 50-процентного сокращения сброса всех загрязнений и обеспечить, тем самым, продвижение на пути восстановления экологического баланса Балтийского моря. Для обеспечения достижения целей указанной Декларации было разработано и принято более 40 рекомендаций ХЕЛКОМ, главным образом, для точечных источников загрязнений. В 1990 году в г. Роннебю (Швеция) прошла международная конференция премьер-министров стран Балтийского моря, которая приняла Декларацию Балтийского моря, включающую основные принципы и приоритетные действия, направленные на улучшение состояния окружающей среды Балтийского моря, что вызвало разработку совместной программы по возрождению окружающей среды Балтийского моря. Исполнительным Советом ХЕЛКОМ была разработана Балтийская совместная всеобъемлющая программа природоохранных мер (далее - Балтийская программа), соединившая общие природоохранные приоритеты с возможностями мобилизации финансовых источников как на национальном, так и на международном уровнях. Указанная программа была утверждена министрами охраны окружающей среды Балтийских стран в 1992 году.
|