![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 3. Правовые акты в области борьбы с разливами нефти. Клубы взаимного страхования по существу являются обществами взаимного страхования, созданными судовладельцами
Клубы взаимного страхования по существу являются обществами взаимного страхования, созданными судовладельцами. Они на самом деле организованы как Клубы или Ассоциации, которыми владеют их члены - судовладельцы и фрахтователи судов. Клубы не ставят своей целью производство и увеличение прибыли. Судовладельцы-члены Клуба складывают свои ресурсы для того, чтобы возместить убытки каждого застрахованного судовладельца. Ежегодные взносы каждого судовладельца-члена Клуба определяются таким образом, чтобы всех взносов хватило на возмещение претензий, подлежащих оплате всеми судовладельцами-членами Клуба, а также на возмещение расходов на перестрахование и административно-хозяйственных расходов в связи с работой Клуба в течение года. Если общая сумма претензий и расходов по результатам года превышает сумму первоначальных взносов, с судовладельцев-членов Клуба взимается дополнительный взнос. И наоборот, если сумма претензий и расходов будет меньше, чем общая сумма взносов, производится возврат части взноса или уменьшается взнос следующего года, либо увеличиваются резервы для покрытия будущих убытков. Система взаимного страхования существенно отличается от коммерческого страхования, где страховая компания ставит своей целью получение прибыли для акционеров. Около 90% мирового торгового тоннажа застраховано в 16-ти Клубах взаимного страхования (РапсП С1иЬз), входящих в Международную группу Клубов (ТЬе 1п1.егпа1; юпа1 С-гоир о$ Р& 1 С1иЬз) и в их филиалах. Эти Клубы расположены в Великобритании, а также на Бермудах, в Люксембурге, в Скандинавии, США и Японии. Имеется несколько небольших независимых Клубов, не входящих в Международную группу Клубов. Иногда Международную Группу Клубов называют «Клубом Клубов», в котором Клубы имеют возможность обсуждать любые вопросы своей деятельности. Членами Клубов являются в основном судовладельцы и иногда фрахтователи [97]. Специфика клубов взаимного страхования заключается в следующем: - предоставление своим членам не лимитированного по суммам стра - оказание через широкую сеть корреспондентов в морских портах - выдача, когда это необходимо, гарантийных писем от своего имени Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов Проблема страхования ответственности в процессе морских перевозок получила новое звучание с тех пор, как начались массовые перевозки сырой нефти. Одним из самых важных для танкерного флота видов страхования является страхование ответственности за загрязнение окружающей среды. Для тех судовладельцев, которые имеют данное страховое покрытие, клубы взаимного страхования решают множество проблем и задач. Первой и самой главной из них являются локализация и нейтрализация какого-либо загрязняющего вещества, утечка которого произошла с судна. Клуб страхует разумные расходы на проведение подобных операций. Кроме этого, он предпринимает шаги для обсуждения плана конкретных действий с местными властями для обеспечения соблюдения местных законов и постановлений (например, в Балтийском море запрещено использование дисперсантов - субстанций, применяемых для химического разложения экологически активных веществ). Когда загрязнение угрожает объектам на берегу, иски, скорее всего, будут поданы против судна. Например, владелец фермы по производству морепродуктов может потребовать компенсацию за ущерб, нанесенный его оборудованию, текущему и будущему урожаю, и компенсация будет оплачиваться клубом. Во многих странах утечка и выброс загрязняющего вещества с судна в море являются нарушением, которое несет за собой финансовые штрафы. Если судно застраховано от риска загрязнения, то такой штраф будет оплачен клубом. Обоснованные расходы спасателей, понесенные в процессе борьбы с загрязнением, также могут быть отнесены на счет клуба. После гибели танкера «Топу Сашоп» нефтяные компании и операторы танкеров собрались вместе для обсуждения проблем, связанных с разливом нефти. Было составлен специальный меморандум с участием клубов. Владелец танкера является участником добровольного соглашения об ответственности за случаи загрязнения нефтью (ТО\^АЬОР) и не отказывается от своих обязательств по устранению разлива нефти из своего танкера, по оплате убытков и выплате компенсаций лицам, пострадавшим в результате этой аварии. Соглашение ТО\^АЬОР вступило в силу в октябре 1969 года, уже через год к нему присоединились более 80% мирового танкерного флота. Однако это соглашение было добровольным и не устраняло пробелов в международном законодательстве. Чтобы разрешить данную проблему, в Брюсселе в 1969 году состоялась Международная дипломатическая конференция, результатом которой явилось принятие Международной конвенции о гражданской ответственности за загрязнение нефтью (СЬС69) [17]. В соответствии с ней, любой танкер, перевозящий более 2 тыс. тонн нефти, должен подтвер-
|