![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 3. Правовые акты в области борьбы с разливами нефти. государственной территории, но вместе с тем государства обладают определенными правами в отношении их шельфа.
государственной территории, но вместе с тем государства обладают определенными правами в отношении их шельфа. Согласно ст. 2 Конвенции 1958 года и ст. 77 Конвенции 1982 года прибрежные государства осуществляют в отношении континентального шельфа суверенные права в целях его разведки и разработки его природных ресурсов. Особенности осуществления таких суверенных прав следующие: во-первых, они носят исключительный характер в том смысле, что, если прибрежное государство не осуществляет разведку континентального шельфа или не разрабатывает его природные ресурсы, никто не может делать этого без определенно выраженного согласия прибрежного государства; во-вторых, права прибрежного государства на континентальный шельф не зависят от эффективной или фиктивной оккупации им шельфа или от прямого об этом заявления; в-третьих, такие права носят строго ограниченный характер, то есть прибрежное государство не может осуществлять другие исключительные права, которые не касаются разведки и разработки естественных богатств его континентального шельфа. В этой связи следует отметить, что права прибрежного государства на континентальный шельф не затрагивают ни правового статуса открытого моря, покрывающего этот шельф, ни правового статуса воздушного пространства над этими водами. Это означает, что прибрежное государство не может, например, препятствовать осуществлению свободы судоходства иностранными судами в указанных водах или свободе полетов в воздушном пространстве, находящемся над такими акваториями. Также прибрежное государство не может препятствовать прокладке или поддержанию в исправности подводных кабелей или трубопроводов на континентальном шельфе, кроме тех случаев, когда оно осуществляет свое право принимать разумные меры для разведки шельфа и разработки его естественных богатств. В-четвертых, прибрежное государство должно осуществлять указанные суверенные права без ущерба для прав других государств. Разведка континентального шельфа и разработка его естественных богатств не должны создавать неоправданных помехи судоходству, рыболовству или охране живых ресурсов моря, а также не должны создавать препятствий фундаментальным научным исследованиям. Вместе с тем, прибрежное государство имеет исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на континентальном шельфе для любых целей. В-пятых, другие государства также имеют определенные права в отношении континентального шельфа иностранного государства. Так, со- Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов гласно ст. 79 Конвенции 1982 года, все государства имеют право прокладывать подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе, разумеется, с учетом интересов прибрежного государства. Определение трассы прокладки таких трубопроводов на континентальном шельфе должно осуществляться с согласия прибрежного государства. Что касается правового режима искусственных островов, установок и сооружений на континентальном шельфе (далее - искусственные острова), то в их отношении прибрежное государство осуществляет исключительную юрисдикцию. Об их создании должно даваться надлежащее оповещение. Прибрежное государство может устанавливать вокруг искусственных островов разумные зоны безопасности, ширина которых не должна превышать 500 метров, отмеряемых от каждой точки их внешнего края, за исключением случаев, когда это разрешено общепринятыми международными стандартами или рекомендовано Международной морской организацией. Искусственные острова и зоны безопасности вокруг них не могут устанавливаться, если это может создать помехи для использования признанных морских путей, имеющих существенное значение для международного судоходства. Искусственные острова не могут иметь статус островов. Они не имеют своего территориального моря, и их наличие не влияет на определение границ территориального моря, исключительной экономической зоны или континентального шельфа.
|