Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепция «человека географического» П. Видаля де ла Блаша (1845–1918). 14 страница






Афганистан. Акцию по свержению режима Талибана поддержали осенью 2001 г. многие государства мира, СБ ООН санкционировал эту акцию. США при участии стран НАТО легко свергли режим талибов, создали «демократическое правительство», разработали новую конституцию, но дать мир стране не смогли. Центральное правительство не контролирует страну, по-прежнему действуют военные группировки, контролирующие юг, север и восток страны, производство и продажа наркотиков значительно возросли. В последнее время активизировались военные действия талибов против американских и натовских контингентов и против правящего режима. Стабилизации положения не предвидится.

Решение проблем безопасности в Азии требует восстановления баланса сил в мире и на азиатском континенте, отказа от военных методов решения спорных вопросов, создания новых механизмов обеспечения региональной и глобальной безопасности.

 

 
 


ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ
АЗИАТСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

Усиление позиций Азии в мировой политике определяет необходимость осуществления более активного, целеустремленного и взвешенного курса России в регионе. Односторонняя западная ориентация России в начале 90-х гг. привела к значительному ослаблению наших позиций в Азии.

В последние годы сделано немало для активизации данного направления российского внешнеполитического курса. Состоялась серия взаимных визитов руководителей России, Китая, Японии и других стран Азии, участились двусторонние и многосторонние контакты государственных и общественных организаций по самым разным областям сотрудничества, оживляются торговые и экономические отношения. Россия включилась в интеграционные процессы региона.

Несмотря на это, Россия не смогла занять то место в геополитическом раскладе сил в Азии, которое занимал СССР. Уже очевидно, что ей предстоит определить свой статус и укрепить геополитическое положение в регионе. Для этого можно использовать такие факторы, как:

– географическое положение России – «мост» между Европой и Азией;

– богатство Сибири и Дальнего Востока, имеющее огромное значение и для России, и для испытывающих в нем потребность стран Азии;

– огромный интеллектуальный потенциал страны, высокий образовательный уровень населения и т.д.;

– военная мощь России;

– схожесть менталитета, исторических и культурных традиций народов Азии и народов РФ.

Естественно, что без учета интересов России, ее географического положения и военной мощи не может быть обеспечена стабильность и безопасность азиатского региона.

Стратегические цели азиатской политики РФ:

1. Сохранить территориальную целостность РФ, освоить азиатское пространство, сделать его жизнеспособным и развивающимся, связать его в неразрывное целое с центральными районами России.

2. Обеспечить благоприятные внешние условия для развития России в азиатском геопространстве путем укрепления многосторонних связей с азиатскими государствами.

Обе цели взаимосвязаны и отвечают интересам России и стран континента.

Реализация первой задачи требует радикального обновления всей стратегии развития российского государства. Географический центр РФ – Красноярский край. Если Западная Сибирь имеет относительно прочные связи с европейской частью России, то Восточная Сибирь и Дальний Восток естественно связаны с Юго-Восточной Азией и Тихоокеанским миром и слабо связаны с европейской Россией. В 90-е гг. эти связи еще более ослабли.

Чтобы сохранить территориальную целостность страны, необходимо сделать Урало-Сибирский регион геополитическим центром, стержнем, связующим европейское и дальневосточное пространства.

Многие районы Сибири и Дальнего Востока оказались заброшенными, забытыми и на глазах деградировали. Остановлено производство, идет отток и без того немногочисленного населения, не поддерживается система жизнеобеспечения (завоз топлива, продовольствия и т.д.) в северных районах. Месячные задержки зарплат, пенсий, социальных пособий, безработица поставили людей на грань выживания, полной бесперспективности своего существования.

Огромные богатства региона (газ, нефть, каменный уголь, золото, алмазы, никель, цветные металлы, лес, питьевая вода) не служат экономическому подъему и росту благосостояния людей, а используются нерационально, в интересах небольшой группы собственников, присвоивших их в хаосе «экономических реформ». Правительственные программы экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья и коренных народов Севера не были выполнены.

Хотя в последние годы ситуация меняется к лучшему, это не решает стратегической задачи превращения географического центра страны в геополитическую реальность, интегрирующее звено, объединяющее европейскую и сибирскую части территории страны.

Для этого необходима новая концепция размещения производительных сил России, нового пространственного мышления элиты и граждан страны.

Реальны и программы развития азиатского пространства на основе имеющихся уже возможностей.

Большие выгоды могла бы дать модернизация транссибирской железнодорожной магистрали и использование ее на полную мощность для перевозок грузов из Азии в Европу и наоборот. Путь прохождения грузов в 2 раза короче и дешевле, чем морским путем.

Существуют очень выгодные проекты использования Северного морского пути и налаживания авиационного транспортного коридора Америка – Азия через Северный полюс и территорию России. Реализация таких проектов способствовала бы освоению сибирских регионов, созданию инфраструктуры авиапортов, морских портов, строительству дорог к ним, увеличению рабочих мест, повышению уровня жизни и т.п.

Значительно улучшит связь Европы и Азии прокладка стекловолоконного кабеля из Японии в Россию и затем в Европу.

В Сибири находятся основные ресурсы страны. Энергетические и сырьевые запасы востребованы в России и в Азии, но нельзя превращать Россию в сырьевой придаток не только Европы, но и Азии. Необходима программа переработки сырья в самой Сибири.

В Сибири и на Дальнем Востоке существуют сильные научные центры, способные разрабатывать новые технологии и достаточно квалифицированные кадры, способные создавать инновационные производства. Национальный проект по образованию предусматривает создание современного научного центра в Красноярске, который будет решать эти проблемы. В Томской области осуществляется проект создания особой экономической зоны разработки и внедрения инновационной, наукоемкой продукции.

Слабо реализуются возможности развития туризма, создания спортивно-оздоровительных комплексов и др.

Подъем и освоение Сибири могут быть быстрее реализованы при создании благоприятных внешних условий в азиатском пространстве, укреплении сотрудничества со странами континента.

Политические отношения России со странами Азии после периода неопределенности и значительного ослабления азиатского вектора российской политики в 90-е гг. восстанавливаются и развиваются более интенсивно.

С большинством стран Азии существует взаимопонимание по важнейшим проблемам нового мирового порядка:

· Поддержка варианта многополюсного мира.

· Соблюдение общепринятых принципов международных отношений, прежде всего отказ от силовых методов политики.

· Признание необходимости коллективных усилий в решении глобальных проблем в сфере безопасности, ликвидации бедности, разрушения природной среды и т.п.

В последние годы Россия активизировала двусторонние и многосторонние контакты со всеми азиатскими странами, но приоритетное значение имели отношения с центрами силы – Китаем, Индией, Японией. Регулярный характер приобрели визиты глав государств и правительств, заключены важные документы о партнерских отношениях, о сотрудничестве в разных сферах, реализуются конкретные программы сотрудничества. Усиливаются контакты между парламентами, министерствами и ведомствами, общественными организациями и т.д.

Россия активно участвует деятельности интеграционных организаций: форумах АТЭС, саммитах АСЕАН, ШОС и др. Наша страна в качестве ассоциированного члена будет сотрудничать с государствами ОИК.

Наиболее сложная задача – это отношение России к американской экспансии в Азии. Евразийцы поддерживают стратегию сопротивления, создания антиамериканских коалиций. Западники выступают за признание американского лидерства и следование России в русле проамериканской политики.

Обе позиции контрпродуктивны. Бороться против американского лидерства – это значит уподобляться моське, лающей на слона. Следовать послушно американской политике – также невозможно: слишком разные интересы, ценности, возможности у России и США. Россия стремится восстановить статус великой евроазиатской державы, а американцы заявляют, что не допустят на евроазиатском пространстве доминирования какой-либо иной державы, кроме США.

Поэтому рациональной будет политика:

– поддержки, сотрудничества с США по тем направлениям азиатской политики, где присутствует совпадение или близость интересов России и США;

– сдерживания, возражения, сопротивления таким проявлениям американского лидерства, как вмешательство во внутренние дела государств, использование силовых методов политики без санкции ООН, вытеснение России из традиционных сфер влияния, антироссийские действия и т.п.

Россия вместе с другими государствами вправе сдерживать негативные для мировой политики проявления американского лидерства. Она выступает против насаждения западных моделей демократии, ценностей, культуры в азиатских странах и относится с уважением к многообразию цивилизаций, культур и традиций в мире.

Россия сотрудничает с США по очень важным проблемам азиатской политики: борьба против международного терроризма, нераспространение ОМУ, урегулирование конфликтов (Корейский полуостров, Палестина и др.).

Китай также озабочен усилением американского влияния и присутствия в Азии. Часть политической элиты в США, в свою очередь, бьет тревогу в связи с претензиями КНР на лидерство в Азии. Нарастание неизбежного соперничества США и КНР в Азии будет оказывать возрастающее воздействие на азиатскую политику России.

Важнейшее направление азиатской политики РФ – укрепление безопасности на азиатском континенте. Сотрудничество в сфере безопасности позволяет поддерживать относительную стабильность в Азии. Но нарушение баланса сил в мире сказалось негативно прежде всего в этом весьма противоречивом пространстве. Американские методы снятия угроз не дали положительного результата, дестабилизировали ситуацию в Азии.

Россия активно участвует в разрешении проблем ядерной программы КНДР совместно с США, КНР, Японией и Южной Кореей. Разработка программы создания ядерного оружия Ираном не вы- годна России, поэтому совместно с США, ООН, ЕС наша страна предлагает варианты решения проблемы, устраивающие Иран и мировое сообщество.

РФ является участником урегулирования конфликта на Ближнем Востоке, оказала помощь США и НАТО в свержении режима талибов.

Заметную роль в центрально-азиатском регионе стала играть Шанхайская организация сотрудничества (ШОС)[53]. Страны ШОС значительно сократили свои пограничные военные контингенты, координируют свою деятельность в борьбе против терроризма, наркобизнеса, организованной преступности и т.д. При организации существует антитеррористический центр, силы быстрого реагирования, которые успешно борются с террористическими и националистическими организациям, предотвращают теракты в Центральной Азии. В 2005 г. в качестве наблюдателей в ШОС были приняты Иран, Пакистан, Индия и МНР.

Дальнейшее укрепление стабильности и безопасности в Азии требует большей координации действий всех азиатских государств, прежде всего центров силы. Нужны новые подходы и механизмы обеспечения региональной безопасности.

Экономическое сотрудничество России с азиатскими странами развивалось более интенсивно, чем в 90-е гг. Заключено много соглашений о сотрудничестве в разных сферах экономики, вырос поток инвестиций, реализуются конкретные проекты и программы.

Приоритетным направлением экономического сотрудничеств является энергетический блок. Азиатские страны заинтересованы, прежде всего, в природных ресурсах Сибири и Дальнего Востока. Японии, Китаю и другим странам гораздо выгоднее получать нефть из России, чем привозить (70% потребления Японии и 60% КНР) из района Персидского залива.

Уже реализуются несколько проектов: «Сахалин-1», «Сахалин-2», «Сахалин-3» по разработке южно-сахалинского газо-нефтяного шельфа, совместное строительство Китаем и РФ электростанций и др.

Россия начала строительство нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО) протяженностью около 3 тыс. км и стоимостью в 11 млрд руб. От нефтепровода планируется ответвление в Китай. Существуют проекты строительства нефте- и газопроводов в западные провинции Китая.

При участии России идет сооружение нескольких электростанций в Центральной Азии, энергия которых будет использоваться в Афганистане, Бангладеш, Пакистане и других странах Азии. Существует проект создания международной топливно-энергетической системы России и стран Азии.

В условия высоких цен на энергоносители Россия будет стремиться к увеличению своих поставок в азиатские страны, но необходимо, как и в отношениях с Европой, увеличивать постепенно долю продуктов глубокой переработки природных ресурсов.

Совместно с Китаем и другими странами ЮВА готовится «Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможностей экспорта газа на рынки Китая и других стран».

Почти все страны ЮВА закупают в России лес, цветные металлы, питьевую воду, минеральные удобрения и др.

Большие перспективы открываются в сфере новых технологий, которые успешно осваиваются в КНР, Японии, Индии, Южной Корее и других странах. Россия имеет большой, но слабо используемый потенциал сибирских филиалов РАН, научно-исследовательских и вузовских учреждений Сибири и Дальнего Востока. Интерес стран Азии к разработке наукоемких технологий, развитию сферы знаний и интеллектуальной собственности огромен.

Идет активное сотрудничество в космической, электронной, медицинской, фармацевтической, авиационной и других областях. Но возможности сотрудничества в сфере НИОКР далеко не исчерпаны и являются весьма перспективным аспектом развития отношений с азиатскими странами.

Одним из перспективных направлений сотрудничества России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона является восстановление, упорядочение, модернизация, расширение транспортных и других коммуникационных систем, прежде всего Транссибирской железнодорожной магистрали (ТСЖМ), подключение к ней Байкало-Амурской магистрали (БАМ). В советские времена доходы от транспортировки грузов составляли 15 млрд руб. В 90-е гг. они многократно снизились. Модернизация ТСЖМ, задействование ее на полную мощность могли бы дать стране доходы, сопоставимые с доходами от экспорта нефти. Для этого необходимо создание системы управления движением грузов на основе новейших технологий, совершенствование логистической системы (сокращение сроков проверки, разгрузочно-погрузочных работ и т.п.), увеличить число скоростных маршрутов, улучшить работу таможенной и пограничной служб и т.п.

Реализуется проект строительства современной автомобильной трассы Дальний Восток – европейская часть России.

Большие экономические выгоды принесла реконструкция морских портов Ванино и Советской Гавани, аэропорта в Хабаровске, реализация российско-китайского проекта строительства двухъярусного моста через Амур в районе г. Благовещенска длиной 2, 8 км.

В Сибири и на Дальнем Востоке существует развитая производственная база для создания совместных с азиатскими странами промышленных и сельскохозяйственных предприятий, соответствующих современному уровню техники и технологии и способных выпускать конкурентоспособную продукцию гражданского и оборонного назначения.

Созданная в 90-е гг. в районе Находки специальная экономическая зона (СЭЗ) привлекла внимание иностранных инвесторов. Здесь было создано около 500 предприятий. На Дальнем Востоке было зарегистрировано более 900 предприятий с иностранным участием. Но надежды на то, что с помощью иностранных инвестиций удастся остановить спад и начать подъем экономики края не оправдались. Большинство предприятий прекратило свою деятельность. Иностранные компании вкладывали средства преимущественно в торговлю, гостиничный, ресторанный бизнес, в туризм, очень мало в промышленное производство. Высокие налоги, коррупция чиновников, организованная преступность отрицательно влияют на привлечение иностранных капиталовложений в российский Дальний Восток.

В последние годы появились совместные с азиатскими странами проекты создания промышленных предприятий, но большинство из них будут созданы не в Сибири, а в европейской части России.

Торговля со странами Азии развивалась более интенсивно, чем в 90-е гг. Российские рынки заполнены товарами из стран ЮВА. Дальневосточные районы перешли на снабжение более дешевым продовольствием и товарами широкого потребления из Китая, Тайваня, Южной Кореи и других стран ЮВА. Доля азиатских стран в российской внешней торговле превысила 20%. Поставлена задача сбалансировать объемы российско-азиатской и российско-европей­ской торговли.

Структура торгового оборота не вполне устраивает Россию: наша страна вывозит сырье, а российские рынки заполнены автомобилями, бытовой электроникой, одеждой и другой готовой продукцией из Китая, Южной Кореи, Индонезии и других стран. Доля машин, оборудования в российском экспорте существенно снизилась в последние годы.

Более интенсивно, чем в 90-е гг. развивалось военно-техни­ческое сотрудничество России с азиатскими странами. Заключены миллиардные контракты с Китаем, Индией, Индонезией, Ираном, Сирией и другими странами на поставку российских самолетов, вертолетов, военных кораблей, дизельных подводных лодок, комплексов ПВО, зенитно-ракетных комплексов и других видов военной техники и вооружений.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что азиатский вектор российской политики развивался более интенсивно и целенаправленно, чем в 90-е гг. Однако существуют большие неиспользованные резервы азиатского геопространства для возрождения мощи и влияния России. Нужна разработка азиатской стратегии РФ на среднесрочную и долгосрочную перспективу, определение целей, приоритетов и конкретные программы их реализации.

Российско-китайские отношения прошли сложный путь во второй половине XX в.: от «вечной дружбы» в 40–50-е гг., конфронтации в 60–80-е гг., нормализации во второй половине 80-х гг., до стратегического партнерства в настоящее время.

Безопасность и стабильность России, благополучное и динамичное развитие Сибири и Дальнего Востока, повышение геополитического статуса нашей страны в мире в большой степени зависит от характера российско-китайских отношений. Дружеский Китай окажет положительное воздействие на развитие России, враждебный Китай будет представлять серьезную угрозу безопасности страны. Расширение НАТО на Восток также стимулирует российское руководство на стратегическое партнерство с КНР.

Российско-китайские отношения развивались по восходящей линии и характеризуются стабильностью, совпадением позиций по большинству проблем мирового и регионального развития, усилением двустороннего сотрудничества по всем направлениям.

За последние 15 лет (1991–2006 гг.) оформлена договорно-пра­вовая база российско-китайских отношений, насчитывающая более 180 соглашений на межгосударственном уровне, подписаны соглашения о сотрудничестве между 67 парами регионов России и КНР. Действуют 8 межправительственных комиссий, 25 постоянных рабочих групп.

Особое значение имел подписанный в 2001 г. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР, который определяет отношения двух стран как стратегическое партнерство, основанное на общепринятых принципах международных отношений. В Договоре обозначены основные цели и направления сотрудничества Китая и России на мировой арене, в азиатском регионе и отношениях между собой. Оба государства выступают против гегемонии одной сверхдержавы в мире, за полицентристский мировой порядок, осуждают использование силовых методов политики, поддерживают усиление роли ООН в управлении мировым сообществом.

Россия и Китай выступают как союзники в решении таких острых проблем современности, как борьба с терроризмом, урегулирование корейской и иранской ядерной программ, укрепление стабильности в мире и т.д. Россия придерживается принципа существования одного Китая, поддерживает идею воссоединения Тайваня с КНР и считает Тибет частью Китая.

После многолетних переговоров урегулированы территориальные споры, завершена демаркация российско-китайской границы (4, 2 тыс. км). Реализовано подписанное в 1996 г. соглашение между КНР и странами СНГ, граничащими с Китаем, о значительном сокращении вооруженных сил на границе.

Интенсивно развивается торгово-экономическое сотрудничество. Растет товарообмен. Объем торговли РФ с Китаем вырос за эти годы с 7 до 30 млрд дол. (2005 г.). Планируется увеличить российский экспорт в Китай до 60–80 млрд дол. в 2010 г.

По обе стороны возник быстро развивающийся сектор приграничной торговли. Объемы приграничной торговли в последние годы возрастали ежегодно на 30%. Строятся новые дороги, мосты, увеличивается число пропускных пограничных пунктов, повышается их техническая оснащенность. Это позволит лучше решать проблемы увеличившихся потоков людей (4, 5 млн) и грузов (450 тыс. транспортных средств), ежегодно пересекающих российско-китайскую границу. 70% российского экспорта в Китай составляют нефть и нефтепродукты, черные металлы, древесина, химическая продукция.

Бурно развивающаяся китайская экономика обусловила китайский интерес к развитию сотрудничества прежде всего в энергетической сфере. Проект строительства нефтепровода Ангарск–Дацин не был реализован, что вызвало недовольство китайской стороны. Новый проект строительства нефтепровода ВСТО предполагает ответвление на Дацин. Китай увеличивает ежегодно свои закупки нефти и газа из России.

Подписано соглашение между РАО ЕЭС и китайской компанией о поставке электроэнергии из РФ в КНР (к 2015 г. 60 млрд киловатт-часов в год). Россия участвует в строительстве атомных станций в Китае.

Активизировалось военное и военно-техническое сотрудничество. Ежегодно Китай закупает значительное количество военной техники: истребители Су-27, транспортные самолеты Ил-76, самолеты-заправщики Ил-78, подводные лодки и др.

В 2003 г. в рамках ШОС были проведены антитеррористические учения на территории Казахстана и Китая. В 2005 г. прошли масштабные российско-китайские учения под кодовым названием «Мирная миссия 2005» в Китае, в которых участвовали воздушно-десантные войска, морская пехота, военные корабли, авиация и т.д. Учения вызвали большой резонанс в мире, как свидетельство существования надежных партнерских отношений двух стран.

Проблемы российско-китайских отношений. Россию беспокоят масштабы скрытой миграции китайцев на Дальний Восток и в Восточную Сибирь. Проблема в СМИ мифологизирована, угроза «китайской экспансии» преувеличена. По переписи 2002 г. в России проживало 35 тыс. китайцев. Ежегодно страну посещают 800 тыс. жителей Китая, половина из них находится в России в течение 1–4 месяцев, другая половина – 9, 10 месяцев. Для нормального развития Сибири и особенно Дальнего Востока нам нужна китайская рабочая сила. Для решения проблемы необходима законодательная база и последовательная миграционная политика: квоты на въезд и проживание, условия использования рабочей силы, приобретение собственности и другое.

Существуют также проблемы пресечения контрабандного ввоза и вывоза товаров, браконьерства китайских рыболовов.

Появились признаки соперничества Китая и России в Центральной Азии. КНР усиливает здесь свое влияние, приобщается к использованию огромных богатств региона. Проблема может быть решена через реализацию совместных проектов по разведке, добыче, транспортировке и переработке природных ресурсов региона.

Беспокойство России вызывает недостаточное внимание китайцев к сохранению окружающей среды: сброс вредных отходов в реку Сунгари и загрязнение Амура.

Таким образом, стратегический курс России в отношении КНР – долговременное, равноправное стратегическое партнерство.

Российско-японские отношения также оказывают большое влияние на геополитическую ситуацию в Тихоокеанском регионе и на перспективы развития дальневосточных регионов РФ. Исчезновение СССР Япония стремится использовать для достижения своих стратегических целей: повысить свой геополитический статус в мире и в АТР, ослабить «американские дружеские объятия», не допустить доминирования КНР в ЮВА, решить в свою пользу территориальный спор о Курилах.

Эти цели затрагивают российские национальные интересы, но четко сформулированного стратегического курса в отношении российско-японских отношений наша дипломатия не выработала. В результате такой неопределенности и противоречивости позиций российской политической элиты в конце 80-х–середине 90-х гг. росло взаимное недоверие, сократились торговля и экономические связи между двумя странами.

В начале XXI в. спектр отношений увеличился. Существует механизм контактов на всех уровнях и по всем направлениям. Подписано много соглашений о политическом и экономическом сотрудничестве. Между странами существует взаимопонимание по большинству международных и региональных проблем. Россия поддержала предложение о предоставлении Японии статуса постоянного члена СБ ООН.

Более активно стали развиваться отношения в экономической области. Возросли инвестиции Японии в российскую экономику, реализуются конкретные проекты создания предприятий с участием японского капитала (Сахалинские проекты добычи нефти и газа, автомобильные предприятия и др.)

Объем торговых отношений возрастал и превысил уровень 1991 г.

Главная проблема, требующая скорейшего решения, – заключение мирного договора между Россией и Японией. Ее решение японская сторона неизменно связывала с требованием возвращения Южно-Курильских островов, называемых в Японии «северными территориями».

Чтобы разобраться в сути проблемы, необходим краткий экскурс в историю. Оставим в стороне вопросы о том, кто открыл и населял острова, возьмем лишь правовую сторону проблемы, что для современной геополитики является главным в решении территориальных споров.

Спорные Южно-Курильские острова – Шикотан, Кунашир, Итуруп, Хабомаи (остров и архипелаг). Кунашир и Итуруп отошли к Японии, согласно Петербургскому договору 1875 г. в обмен на Южный Сахалин, который до этого был совместным владением России и Японии. В 1945 г. по решению Крымской и Потсдамской конференций Глав государств СССР, США и Великобритании Южно-Ку­рильские острова были переданы СССР. Правомерность этих соглашений была подтверждена международными трибуналами в Нюрнберге и Токио, а также Уставом ООН (ст. 103, 107). В подписанном в 1951 г. Сан-Францисском мирном договоре говорилось, что Южный Сахалин, Южно-Курильские острова, Тайвань отбираются у Японии. Правда, не указывалось, кому они передаются, но СССР уже владел этими территориями согласно Крымским и Потсдамским соглашениям. СССР не подписал Сан-Францисский мирный договор по идеологическим соображениям.

В 1956 г. СССР и Япония подписали Московскую декларацию, в которой говорилось о прекращении состояния войны, о восстановлении дипломатических отношений между двумя странами. Н.С. Хрущев обещал вернуть Японии два острова в случае заключения мирного договора, но Япония не спешила с заключением его, продлила «договор о безопасности» с США, имевший антисоветскую направленность. СССР отказался выполнить обещание о передаче островов. Весь период с 60-х до конца 80-х гг. СССР придерживался позиции, что никакой территориальной проблемы между СССР и Японией не существует. М.С. Горбачев, а затем и Б.Н. Ельцин признали существование такой проблемы, но не смогли найти путей ее решения.

Планируемое заключение в 2000 г. мирного договора так и не состоялось. Частично реализованы программы совместного использования Южно-Курильских островов, не меняя их территориальной юрисдикции. Введен безвизовый режим для японцев и русских, проживавших на островах, создаются совместные предприятия и др. Япония оказывает помощь бедствующему населению островов, содействие в создании малого и среднего бизнеса.

Россия проводит частичную демилитаризацию Курильских островов, сокращает военный контингент. Япония берет на себя переобучение офицерского состава на менеджеров гражданских предприятий.

Проблема Курильских островов «заморожена» и надолго. России следует четко определить свое отношение к ней. Япония в последние годы усилила давление на Россию, выдвинула несколько вариантов раздела Южно-Курильских островов. Россия придерживается старой позиции: заключение мирного договора и последующее решение территориальной проблемы. Позиция мало конструктивна. Более прагматична наша другая установка: существование территориального спора между РФ и Японией не должно быть препятствием для развития нормальных отношений друг с другом.

Российско-индийские отношения

Индия в силу своего географического положения, огромного населения, культурно-цивилизационных основ, динамизма экономического развития, демократической системы управления, большого авторитета в мире, безусловно, является великой державой, роль которой неизмеримо возрастет в XXI в.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал