Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепция «человека географического» П. Видаля де ла Блаша (1845–1918). 11 страница






Россия и Белоруссия. Народы обеих стран острее всех ощутили трагичность распада СССР и были инициаторами восстановления единого государства. В 1999 г. был подписан Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии, созданы наднациональные органы управления, общий бюджет, осуществляется ряд совместных программ, возросла взаимная торговля, развиваются межрегиональные связи.

Союз с Белоруссией очень выгоден для России. Через территорию Белоруссии проходят около 70% транзита российских товаров на Запад. Белоруссия занимает очень важное стратегическое положение, значение которого значительно возрастает в связи с расширением НАТО на восток.

Союз России с Белоруссией вызвал сильное сопротивление со стороны российских прозападных либеральных кругов, которые нередко тормозят дальнейшее сближение двух государств. Союзное государство не состоялось, нарушены все сроки принятия конституции, введения единой валюты, таможенного союза и т.д.

Чем больше времени проходит со дня подписания Союзного договора (декабрь 1999 г.), тем все более отдаленной представляется реализация Союзного государства.

Причины этого:

1. Большое сопротивление Запада и прозападной российской элиты, формирование негативного образа правящего в Белоруссии режима в российских СМИ.

2. Существующий разрыв в реализуемых моделях реформ двух стран. Россия пошла по пути реализации «шоковой терапии», последствия которой были разрушительны для страны. Белоруссия выбрала путь преобразований более близкий к модели социал-демократи­ческого типа: сохранила эффективно действующий госсектор экономики, колхозы, систему бесплатного образования и здравоохранения, социального обеспечения и т.п. По данным ООН и др. международных организаций, за все эти годы Белоруссия имела среди стран ближнего зарубежья самые высокие показатели по экономическому развитию, по качеству жизни (доходы населения, образование, здравоохранение, продолжительность жизни, и др.) Преступность и коррупция значительно меньше, чем в других странах.

3. Запад ведет массированную атаку против нынешнего руководства, обвиняя его в авторитаризме, отсутствии демократии, в гонениях на оппозицию и т.п. Ежегодно США и Европа оказывают большую финансовую и политическую поддержку белорусской оппозиции, но все попытки отстранения Лукашенко от управления страной потерпели крах. Народ поддерживает его политику. Запад прекрасно понимает, что создание Союзного государства усилит Россию, может стать началом создания сильного евразийского союза.

4. Российские олигархи хотели бы прибрать к рукам белорусскую экономику, но белорусская власть это не позволит сделать. Так, «Газпром» неоднократно пытался получить по дешевой цене «Белтрансгаз». В 2006 г. заключено соглашение о создании двумя компаниями совместного предприятия на равных долях.

Хотя союзное государство не состоялось, между Россией и Белоруссией развиваются активно отношения во всех сферах.

Российско-украинские отношения после распада СССР складывались непросто. В первые годы они осложнились проблемами Крыма* и Черноморского флота. Население Крыма провело референдум о выходе из состава Украины и присоединении к России. Но Украина при поддержке Запада сумела оставить Крым за собой, предоставив ему определенную автономию.

Отношения двух стран регулируются Договором о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной, ратифицированном Госдумой РФ в декабре 1998 г. Договор вызвал неоднозначную оценку в обществе и в политической элите России. Ряд политиков и общественных организаций выступили против Договора.

Сторонники ратификации Договора руководствовались тем, что его подписание и снятие острых проблем (статус Крыма, раздел Черноморского флота) будут способствовать сближению Украины с Россией, ослаблению антироссийских, прозападных сил.

После ратификации договора Верховная Рада ратифицировала соглашение о разделе Черноморского флота, приняла решение о вступлении Украины в Межпарламентскую Ассамблею СНГ, в 2003 г. подписала соглашение о создании единого экономического пространства России, Украины, Казахстана и Белоруссии.

Однако надежды на сближение России и Украины, даже на присоединение ее к Союзу России и Белоруссии, не оправдались. Украина все время лавировала между Западом и Россией. После «оранжевой революции» (осень 2004 г.) и прихода к власти В. Ющенко Украина резко усилила западную направленность своей политики. Разразившийся осенью 2005 г. конфликт из-за цены на российский газ для Украины еще больше оттолкнул Украину от России, хотя вместо озвученной цены 230 дол. за 1 тыс. куб.м газа Россия согласилась на цену 95 дол. на 2006 г. и 135 дол. на 2007 г. По отношению к России Украина расколота: восточная часть хочет сближения с Россией, западная – с Европой.

Между тем Украина является для России страной братского народа, связанного неразрывными историческими, культурными, экономическими узами с русским народом. Дружеские отношения с Украиной позволяют сохранить и приумножить эти связи на благо обеих стран. Россия и Украина нуждаются в рынках друг друга. Почти половину украинского импорта составляют российские товары. Около 50% продукции атомной промышленности России работает на украинские АЭС. Через территорию Украины проходят крупнейшие нефте- и газопроводы, поставляющие российский газ и нефть в Турцию и Европу. Половина газохранилищ бывшего СССР находится на Украине. Россия нуждается в украинских черноморских портах для перевозки своих грузов.

Проблемы национальной безопасности России требуют налаживания стратегического партнерства с Украиной. Без Украины невозможна эффективная интеграция СНГ, реализация системы коллективной безопасности.

Россия и Закавказские республики. Отношения России с кавказскими народами со времени их присоединения к России отличались и центростремительными, и центробежными тенденциями. Центробежные тенденции в годы революции и гражданской войны не смогли разрушить российско-кавказское единство. В советское время произошел значительный экономический и культурный подъем этих народов. Несмотря на грубые ошибки в национальной политике в советский период, удалось создать довольно стабильную систему отношений между кавказскими народами и между центром и закавказскими республиками.

Хаотический распад СССР взорвал эту систему. Из бутылки были выпущены «джины» национализма, исламского фундаментализма, российского «империализма» и так далее. Российское руководство допустило просчеты в своей кавказской политике, что вызвало отчуждение закавказских республик, способствовало разжиганию военных конфликтов на Кавказе, превратило этот регион в долговременный очаг угроз безопасности России.

Россия рассматривает Закавказье как важнейший геостратегический регион, от состояния которого зависит безопасность ее южных границ, стабильность на Северном Кавказе, взаимоотношения с исламским миром.

Поэтому Россию беспокоит стремление Запада и ряда исламских государств вытеснить ее из Закавказья. Грузия и Азербайджан усиливают прозападную политику. Запад оказывает возрастающее давление на Армению, чтобы отдалить ее от России. Запад заинтересован в размещении в республиках Закавказья военных баз НАТО, оказывает помощь в реорганизации армий Грузии и Азербайджана.

«Революция роз» в Грузии осенью 2003 г. привела к власти в Грузии президента М. Саакашвили и его сторонников, которые поставили своей целью:

– любой ценой добиться восстановления территориальной целостности страны;

– вступить в НАТО и ЕС.

Запад оказал этим силам финансовую, материальную, политическую поддержку.

С Россией же у Грузии произошло ухудшение отношений. Главные противоречия связаны со следующими проблемами:

1. Грузия обвиняет Россию в поддержке «сепаратистских» режимов в Абхазии и Южной Осетии. Грузинские власти хотят осуществить восстановление территориальной целостности любыми средствами, неоднократно провоцировали обострение конфликтов в этих регионах, которые были предотвращены усилиями российских миротворцев. Россия выступает только за мирное решение проблем Абхазии и Южной Осетии. Народы этих республик не хотят присоединяться к Грузии. В обеих республиках прошли референдумы о присоединении к РФ. Большинство граждан имеют российское гражданство. Непродуманная политика грузинских властей может спровоцировать возобновление военного конфликта на Кавказе.

2. Ультимативное требование вывода российских военных баз из Грузии. Россия ликвидировала две военные базы в Грузии, еще две намеревалась вывезти к 2015 г. Достигнута договоренность о завершении вывода российских вооруженных контингентов в 2008 г.

3. Арест и обвинение в шпионаже российских офицеров в Тбилиси осенью 2006 г. спровоцировали всплеск антигрузинских настроений в России, атаки на грузинский бизнес, высылку незаконных мигрантов и т.п.

4. «Торговая война», запрет на поставку в Россию грузинских вин, минеральной воды, перекрытие сухопутных путей транзита грузинских товаров в Россию и т.п.

Непростые проблемы в отношениях Закавказских республик и РФ создает неурегулированность военных конфликтов в Нагорном Карабахе в Азербайджане и между Абхазией и Грузией, Грузией и Южной Осетией. Россия оказала существенную военную помощь Армении в период войны в Нагорном Карабахе, что значительно осложнило ее отношения с Азербайджаном. Грузино-абхазский и грузино-осетин­ский конфликты были остановлены при помощи российских военных сил. Чеченский конфликт также осложняет взаимоотношения России с Закавказьем.

Казахстан, среднеазиатские государства (Туркмения, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия). Отношения России с этими странами в первые годы после развала СССР не были в центре внимания российских политиков. Как и везде, не были защищены права русских и русскоязычного населения, потянулся поток беженцев и переселенцев из этих стран в Россию. В регионе происходило усиление исламского фундаментализма, проявилось стремление Турции и Ирана занять лидирующее положение в среднеазиатском пространстве, а затем и все более широкое присутствие в нем США, Европы и Китая.

Политика вытеснения России из Средней Азии заставила российское руководство активизировать свою деятельность в регионе. Контакты на высшем уровне стали более регулярными. Заключен ряд двусторонних и многосторонних договоров и соглашений. Миротворческая миссия России способствовала прекращению гражданской войны в Таджикистане.

В последнее десятилетие отношения России с этими странами развивались более успешно:

– со всеми странами, кроме Туркмении, были оформлены союзнические отношения;

– созданы интеграционные экономические объединения (ЕврАзЭС), Евразийский банк развития и т.п.;

– идет процесс делимитации и демаркации границ;

– реализуются совместные проекты в энергетической, металлургической, добывающей и др. отраслях производства.

Основные проблемные вопросы отношений РФ с этими странами:

· Присутствие американских военных баз в Средней Азии. Война с талибами в основном завершена, и в 2005 г. на саммите ШОС был поставлен вопрос о необходимости ликвидации военных баз США в регионе. Но американцы не собираются это делать, они пришли сюда «всерьез и надолго» (К. Пауэлл).

· Транзит наркотиков из Афганистана в Россию.

· Незаконная миграция и рост организованной преступности на этой почве.

Россия – Прибалтийские государства. Эти государства оказались более подготовленными к самостоятельности, чем остальные постсоветские республики. Все они придерживаются антироссийской, прозападной ориентации в своей внешней политике, получили доступ в европейские структуры, большую материальную и политическую поддержку Запада. Но доступ прибалтийских товаров на европейские рынки весьма ограничен, поэтому им также нужен российский рынок. Прибалтийские государства получают хорошие доходы от транспортировки российских грузов через свою территорию и морские порты Балтики.

В 2004 г. балтийские республики были приняты в ЕС и НАТО.

Проблемы взаимоотношений:

· Завершение международно-правового оформления отношений с балтийскими республиками: ратификация российско-литовского Договора 1997 г.*, Договора с Эстонией.

· В отношениях с Латвией и Эстонией наиболее сложной проблемой является дискриминация русского и русскоязычного населения (48 и 40% соответственно). Предпринятые в 1997–1998 гг. шаги российского правительства и ЕС по защите прав не титульных этносов дали положительные результаты в Латвии, однако дискриминационные меры лишь ослаблены, но не ликвидированы.

· После принятия балтийских государств в ЕС значительно усложнились правила транзита людей и грузов из России в Калининградскую область и из Калининградской области в РФ.

· В Латвии и Эстонии усиливается антироссийская политика: сносятся и оскверняются памятники советских времен, в том числе освободителям от фашистской оккупации, вместо них воздвигаются памятники эсэсовцам, устраиваются их шествия и т.п.

Россия – Молдавия. В политической сфере отношения двух стран осложняются неурегулированностью конфликта в Приднестровье и усиливающейся прозападной ориентацией внешней политики Молдавии, сближением с НАТО и т. п.

Главная проблема, осложняющая отношения двух стран, – урегулирование Приднестровского конфликта. Приднестровская республика с преобладающим немолдавским населением была создана в 1991 г., когда Молдавия стремилась объединиться с Румынией. Возник вооруженный конфликт между Молдавией и Приднестровьем, который был остановлен российской 14-й армией. Идут четырехсторонние переговоры (Приднестровская республика, Молдавия, Украина, Россия) о способах урегулирования конфликта. Население Приднестровья не хочет присоединяться к Молдавии. Попытка молдавских властей прибегнуть к блокаде Приднестровской республики успеха не имела. В 2006 г. Россия запретила ввоз молдавских вин и сельскохозяйственных продуктов. Это значительно ухудшило экономическую ситуации в Молдове. В конце года запрет был снят. Существуют также проблемы нелегальной миграции из Молдавии в Россию.

Общие проблемы отношений РФ со странами ближнего зарубежья

Раздел Каспия. Прикаспийский регион становится сосредоточием глобальных, региональных и национальных интересов. Огромные разведанные и потенциальные запасы нефти и газа (к 2010 г. Казахстан, Азербайджан, Туркмения могут давать около 250 млн т нефти и около 200 млрд м3 газа) привлекают внимание США, европейских стран, Ирана, Турции, Украины, Грузии и других стран. Они стремятся вытеснить Россию из этого региона и не допустить ее участия в добыче и транспортировке нефти и газа.

Россия и Иран первоначально отстаивали статус Каспийского моря как озера и были против раздела его на национальные сектора, за коллективное использование Каспия. Но Азербайджан, Туркмения и Казахстан настаивали на разделе. С конца 90-х гг. идет переговорный процесс по разделу Каспия, но договориться пока не удается.

Россия предлагает такой вариант: дно поделить на национальные сектора, а водное пространство оставить в общем пользовании. В 1998 г. РФ и Казахстан договорились о разделе своих секторов Каспия по этому принципу. Согласны на такой вариант раздела Азербайджан и Туркмения, но между ними возник спор по поводу раздела дна. Иран не согласен с российским вариантом и предлагает разделить дно и поверхность моря поровну между государствами (по 20% каждому, сейчас Иран имеет 12% моря). Переговоры зашли в тупик.

Наиболее ощутимый удар по российским интересам наносит строительство новых трубопроводов из Азербайджана, Казахстана и среднеазиатских государств в Турцию и Европу, минуя территорию России, что приносит России существенные материальные потери и значительно снижает ее возможность влиять на геополитическую обстановку в регионе.

Один из этих трубопроводов Баку-Супса (Грузия) был построен в 1999 г. В ноябре 1999 г. в Стамбуле Турция, Азербайджан и Грузия подписали соглашение о строительстве Основного экспортного нефтепровода (ОЭТ) Баку–Тбилиси–Джейхан, протяженностью 1700 км.

К этому проекту подключились также Казахстан и Туркмения. Туркмения, Азербайджан, Грузия и Турция подписали также декларацию о транскаспийском газопроводе в Турцию. Эти соглашения серьезно усиливают позиции Запада в прикаспийском регионе.

Незаконная миграция (5–10 млн чел.) в Россию, создающая благоприятную почву для преступности, использования «рабского труда» нелегалов, утечки больших денежных средств, монополизации некоторых секторов рыночной торговли, игорного бизнеса и т.п. В России резко возросли диаспоры выходцев из Украины, Молдовы, закавказских и среднеазиатских республик. Многие из них незаконно получают российское гражданство, берут под свой контроль целые отрасли экономики, скупают жилье, землю, предприятия и т.п. Нужна иммиграционная амнистия, прозрачная процедура получения российского гражданства, особенно для русских переселенцев. Поскольку РФ нуждается в притоке рабочей силы из стран СНГ, должны соблюдаться строгие правила визового режима, определены регионы использования ее, защиты прав иммигрантов и т.п.

Усилившаяся дискриминация русского населения, закрытие школ с преподаванием на русском языке, меры по ограничению использования русского языка в политике, культуре, СМИ, лишение двойного гражданства и т.п. в странах СНГ.

РФ имеет программы поддержки русских школ, СМИ и театров, работающих на русском языке, но остановить процесс ослабления позиций русской диаспоры и российской культуры в большинстве государств СНГ не удается.

Урегулирование военных конфликтов в Нагорном Карабахе, Приднестровье, в Абхазии и Южной Осетии. Россия вместе с ОБСЕ и другими государствами участвует в их урегулировании. Российские миротворческие силы не допустили возобновления военных столкновений сторон. Россия выступает только за мирный путь урегулирования. Проблема усложняется тем, что Абхазия, Южная Осетия и Приднестровская республика хотят реализовать свое право на самоопределение и присоединиться к РФ.

Три республики создали в 2006 г. Сообщество «За демократию и права человека», которое обратилось к генеральному секретарю ООН с просьбой рассмотреть вопрос об их независимости.

Таким образом, опыт отношений РФ со странами ближнего зарубежья позволяет сделать вывод о серьезом ослаблении российского влияния в ближнем зарубежье, об отсутствии четко сформулированной геостратегии отношений. Поэтому важнейшей задачей российской внешней политики является разработка такой стратегии и более ясная и последовательная ее реализация. «Инструментами» российского влияния являются:

– геополитическое положение, как осевого региона Евразии, от которого зависит стабильность континента;

– многовековое сожительство народов в рамках одного государства;

– организующая и культурно-цивилизаторская миссия русского народа по отношению к другим народам;

– русский язык как средство общения.

У России есть много возможностей стать лидером постсоветского пространства, но для этого необходимо стать сильной Россией. В решении этих задач важную роль может сыграть интенсивное развитие интеграционных процессов, укрепление СНГ.

 


ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС
В СОДРУЖЕСТВЕ НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

Чтобы не допустить хаотического распада СССР после Беловежских соглашений, в декабре 1991 г. в Алма-Ате собрались руководители двенадцати республик (все, кроме прибалтийских) и подписали Договор о создании Содружества независимых государств. Согласно этому договору, участники СНГ сохраняли общие границы, объединенные вооруженные силы и коллективную систему обороны, общее экономическое и рублевое пространство.

Однако эти условия не были реализованы. С 1991 г. реально происходил процесс дезинтеграции. Свертывались экономические отношения. Общий объем ВВП стран СНГ в 90-е гг., уменьшился наполовину, объем товарооборота между странами СНГ сократился с 21 до 6%. Разрушались интеграционные связи в производстве, науке, культуре.

Многие руководители стран СНГ рассматривают Содружество как форму цивилизованного распада СССР и свои надежды на национальное возрождение связывают с Западом.

Структура управления СНГ насчитывает более 60 организаций. Наиболее важными являются:

– Высший орган СНГ – Совет глав государств (ежегодно собирается дважды);

– Совет глав правительств координирует сотрудничество исполнительной власти;

– Исполнительный секретариат, по Уставу называется координационно-консультативным комитетом (Минск), готовит документы, организует работу экспертов и рабочих групп, готовит встречи глав государств и правительств;

– Межпарламентская Ассамблея (Санкт-Петербург) состоит из парламентских делегаций СНГ, обсуждает вопросы сотрудничества парламентов;

– Совет министров обороны, Секретариат Совета коллективной безопасности;

– Межгосударственный экономический комитет (МЭК);

– Межгосударственный комитет по научному и технологическому сотрудничеству;

– Совет руководителей государственных информационных агентств;

– Экономический суд.

Бюджет СНГ формируется на основе долевого участия стран-членов Содружества.

С 1991 г. разработаны и подписаны документы, регламентирующие деятельность СНГ:

– Устав СНГ,

– Конвенция о Межпарламентской Ассамблее,

– Договор о коллективной безопасности,

– Соглашения об экономическом, таможенном, платежном союзе и др. Всего на конец 2006 г. было подписано 1600 соглашений, из них реализовано лишь 10%.

Очевидно, что интеграция стран Содружества будет несинхронной и разноуровневой. Так, таможенный союз (1995 г.) объединил 5 стран: Россию, Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Таджикистан. В 2000 г. на основе этого соглашения было создано Евразийское экономи- ческое сообщество (ЕврАзЭС). Позднее к сообществу присоединился Узбекистан.

Договор о коллективной системе обороны (1992 г.) подписали 9 стран, а новый Договор о коллективной безопасности 1999 г. подписали лишь 6 государств (РФ, Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия, Таджикистан). В 2005 г. к Договору присоединился Узбекистан.

В 2003 г. Россия, Украина, Казахстан и Белоруссия подписали соглашение о создании единого экономического пространства (ЕЭП) 4 государств. Единое экономическое пространство предусматривает создание единого таможенного союза, общего рынка рабочей силы, капиталов, услуг, валютного и платежного союза. Это было очень правильное и перспективное решение. Было разработано несколько десятков рабочих документов его реализации. Но смена власти на Украине в 2004 г. сопровождалась отказом Украины войти в это пространство.

На саммите СНГ в ноябре 2006 г. в Минске Н.Назарбаев предложил программу реформирования СНГ по типу ЕС, но его предложение не было принято.

Причины слабой интеграции стран содружества:

1. Отсутствие политической воли у большинства лидеров СНГ, в первую очередь, у российских. Россия не взяла на себя роль локо- мотива интеграции в силу прозападной ориентации наших либера- лов-реформаторов, их неопытности и сосредоточенности на удержа- нии власти и разделе собственности, по причине серьезного кризиса в стране.

2. Мощное противодействие Запада воссозданию интеграционного союза постсоветских республик, которое усилило бы Россию и сохранило ее сферу влияния.

3. Отсутствие четкой привлекательной концепции, краткосрочной и долгосрочной конкретной программы интеграции. Такие программы предлагались учеными РАН, но они не были приняты.

4. Национальный эгоизм, неопытность элит новых государств, их кризисное состояние не способствовали успеху интеграции. Все желали избавиться от «имперских амбиций» России, не получая от нее ожидаемой помощи начали искать более богатых покровителей. Запад использовал отработанные технологии обработки элиты, «цветные революции», откровенное вмешательство во внутренние дела новых государств для усиления своих позиций в постсоветском пространстве и недопущения успешного развития интеграции. Российские политики не смогли этому противостоять, а политтехнологи во время избирательных кампаний в Грузии, на Украине и в Киргизии действовали как «слон в посудной лавке» (оценка Б.Немцова).

В последние годы происходит процесс усиления торговых и экономических связей, взаимодействие бизнеса разных стран.

Активизировала свою деятельность Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Начал работу Объединенный штаб ВС государств ОДКБ, который будет руководить коллективными силами быстрого развертывания (КСБР) в составе 9 батальонов, формируются силы спецназа ОДКБ.

В Киргизии создается российская авиабаза. Восстанавливается совместная ПВО, регулярно стали проводится совместные учения. Россия будет продавать странам, входящим в ОДКБ, оружие по внутренним ценам. В российских военных заведениях будут готовить кадры для армий ОДКБ.

Но в целом большинство руководителей стран СНГ характеризуют нынешнее состояние СНГ как кризисное (стадия «реанимации», по мнению А. Лукашенко), говорят об угрозе распада, необходимости реформирования и обновления сообщества. Неудовлетворенность состоянием интеграции ведет к постепенному размыванию Содружества:

– в 2006 г. Туркмения вышла из СНГ, осталась в качестве ассоциированного члена,

– многократно заявляла о намерении выйти из Содружества Грузия,

– с 1999 г. существует организация ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия), преобразованная в Организацию за демократию и экономическое развитие (ОДЭР-ГУАМ).

СНГ нуждается в серьезном реформировании. В первую очередь надо реализовать идею единого экономического пространства. Преодоление кризиса в экономическом развитии, возможность инвестиций для реализации интеграционных проектов, особенно в энергетической сфере, создают благоприятные условия развития интеграции.

Долг лидеров этих стран – как можно скорее приостановить развитие дезинтеграционных процессов и реализовать благоприятные для интеграции факторы: исторические традиции и общность исторических судеб народов; сложившееся разделение труда и кооперационные связи; беспрецедентную в истории интеграцию в области культуры, науки, языка, человеческих отношений; наличие личных связей, общие ценности, менталитет, стиль управления политической элиты и др.

Россия должна взять на себя роль лидера интеграции в СНГ. Указом Президента РФ №940 от 14 сентября 1995 г. утвержден «Стратегический курс РФ в отношении с государствами – участниками СНГ», в котором утверждается: «На территории СНГ сосредоточены наши главные жизненные интересы в области экономики, обороны, безопасности, защиты прав россиян, обеспечение которых составляет основу национальной безопасности страны. Главной целью политики России в отношении СНГ является создание интегрированного экономически и политически объединения государств, способного претендовать на достойное место в мировом сообществе»[49].

Россия в силу своего геополитического положения является ядром евразийского пространства. Выше уже были указаны другие факторы, делающие Россию лидером в интеграционном процессе СНГ. Она должна взять на себя инициативу разработки новой концепции интеграции стран СНГ.

 

 
 
?

 


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Дайте характеристику геополитического положения стран ближнего зарубежья.

2. Почему не были выполнены Беловежские соглашения? Учитывали ли они геополитические последствия распада СССР?

3. Соответствовали ли Беловежские соглашения законам классической геополитики?

4. Назовите военные конфликты, возникшие на постсоветском пространстве, пути их разрешения.

5. Перечислите наиболее острые проблемы, существующие в отношениях России и новых государств.

6. Что дает Союз РФ и Белорусcии обеим странам?

7. Может ли Союз России и Белоруссии положить начало воссоединению народов бывшего СССР в единое государство?

8. Какие противоречия существуют в российско-украинских отношениях?

9. Каковы причины ухудшения отношений России и Грузии в последнее время?

10. В чем выражаются геополитические интересы России в регионе Каспийского моря?

11. Назовите факторы, способствующие интеграции стран СНГ.

12. Перечислите дезинтеграционные факторы постсоветского пространства.

13. Что, на Ваш взгляд, необходимо, чтобы реанимировать СНГ?

14. Почему Россия должна взять на себя роль собирателя и интегратора стран ближнего зарубежья? Отвечает ли это ее национальным интересам?

15. Каковы цели Запада на постсоветском пространстве?

 
 

 


 ТЕМА 10 

 

РОССИЯ И ЕВРОПА

Не надо несбыточных грез,
Не надо красивых утопий.
Мы старый решаем вопрос:
Кто мы в этой старой Европе?

В. Брюсов

 

Европа в течение нескольких столетий была центром мировой политики. За это время она значительно опередила все остальные страны в своем экономическом, политическом, культурном развитии. С конца XIX в. начался «закат Европы» (О. Шпенглер). Две мировые войны, которые пережила Европа в XX столетии, разделение на конфликтующие группировки значительно ослабили ее международное влияние.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.025 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал