Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепция «человека географического» П. Видаля де ла Блаша (1845–1918). 10 страница






Произошло глубочайшее социальное расслоение общества, обнищание почти половины населения, свертывание бесплатных услуг и сокращение социальных расходов государства. Растет преступность, возникла угроза криминализации власти и государства.

Политическая ситуация характеризовалась нестабильностью, слабостью центральной власти, усилением местного сепаратизма, что угрожало целостности государства. Если к этому добавить психологический и моральный шок большинства населения от распада государства и последствий реформ, глубочайшее расслоение общества, еще несколько лет назад стремившегося к социальной однородности, процветающую безнравственность в обществе и политической элите, то легко можно представить проблемы, вставшие перед страной в реализации ее геополитических задач.

«Земная история, может быть, не знает другого такого примера самоубийственного поведения этноса», – эти слова А.Солженицына убедительно подчеркивают растерянность, неспособность народа защитить свое государство и свои права от корыстной, антигосударственной политики команды «реформаторов» 90-х годов.

В настоящее время идет процесс преодоления кризисного развития России:

– укрепляется вертикаль власти, создано 7 федеральных округов для усиления взаимодействия центральной и региональной власти, законодательство субъектов РФ приведено в соответствие с Конституцией и федеральными законами, политическая ситуация стала более стабильной, проводится административная реформа, которая предусматривает повышение эффективности управления;

– начался подъем экономики, повысились темпы развития, выросли бюджетные поступления, что позволило значительно повысить расходы на оборону, здравоохранение, образование, улучшение демографической ситуации. В 2006 г. Россия достигла уровня экономического развития 1991 г., растет стабилизационный фонд и золотовалютные ресурсы;

– повышается уровень жизни, резко сократились невыплаты заработной платы, ежегодно повышаются пенсии и социальные пособия, растет ипотечное кредитование и т.п.

До полной стабилизации страны еще далеко, по-прежнему действуют многие негативные факторы:

– огромный разрыв в доходах между богатыми и бедными,

– коррупция государственных и муниципальных служб,

– организованная преступность и криминализация многих сфер жизни,

– деградация культуры, морали, этики в обществе,

– нерешенность чеченского конфликта, дестабилизирующего положение на Северном Кавказе.

Таким образом, геополитическая карта современной России характеризуется разрушением исторически сложившегося территориального пространства, смещением его в северном и восточном направлении с гораздо худшими природно-климатическими условиями, новыми незащищенными, необустроенными границами, сужением вновь до «бутылочного горлышка» выходов в теплые моря, уменьшением в два раза населения, оттоком его из Сибири в европейскую часть.

Адаптация к новым условиям развития России идет сложно и противоречиво. Происходит постепенная стабилизация государства, но предстоит приложить немалые усилия всем, в первую очередь, системе госуправления, чтобы возродить сильное российское государство.

 

 


ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ СТАТУС РОССИИ
В МИРОВОМ СООБЩЕСТВЕ

...Громада двинулась
и рассекает волны.
Плывет. Куда ж нам плыть?..

А.С. Пушкин

 

Геополитический статус государства – его место в мировом раскладе сил, определяется целым комплексом компонентов:

– силой или слабостью государства (экономической и военной прежде всего);

– международным авторитетом, моральным превосходством;

– возможностью доминирования на глобальном или региональном уровне;

– цивилизационной, культурной, религиозной общностью;

– участием в коалициях и интеграционных сообществах;

– наличием выдающихся руководителей и др.

Россия стала правопреемницей СССР и это было признано мировым сообществом. Руководители Российской Федерации в начале 90-х годов перенесли на Россию и статус сверхдержавы. Эти иллюзии первое время поддерживал Запад, заявивший об особых, дружеских отношениях с Россией. Россия была принята в Совет Европы, затем в «большую восьмерку», ликвидирован режим контроля над экспортом новейших технологий (КОКОМ). Европейцы всячески поддерживали горбачевскую идею об едином европейском доме, затем идею интеграции России и ЕС.

Но иллюзии с обеих сторон довольно быстро рассеялись. Стало очевидным, что главная цель Запада – не ликвидация социализма в России, а недопущение возрождения в любой форме единого государства во главе с Россией на постсоветском пространстве. З. Бжезинский откровенно в своих работах утверждал, что Запад должен препятствовать всеми средствами стремлению России к обретению статуса великой державы, «...Россия должна делать то, что ей указывает победитель (имеется в виду США. – Авт.), вплоть до имитации идеологии победителя. Претендовать на что-либо иное для России является беспочвенной иллюзией». В общем, по его мнению, мы должны стать государством «третьего мира». Не все западные политики так откровенны, как З. Бжезинский, но очевидно, что такой статус России устроил бы многих на Западе.

Стараниями наших внутренних «западников» при поддержке США и Европы Россия действительно утратила позиции не только сверхдержавы, но и стабильного рядового государства. Период 1985–2000-х гг. ознаменовался беспримерным геополитическим отступлением России на мировой арене:

· потерей всех сфер влияния в Восточной Европе, других регионах мира;

· роспуском ОВД и СЭВ, но сохранением НАТО, игнорированием интересов и позиции России при решении вопроса о расширении альянса на восток;

· усилением присутствия Запада на постсоветском пространстве, создание военных баз в Средней Азии, вовлечением Грузии, Украины, Молдовы и Азербайджана в ЕС и НАТО;

· Запад тормозил вступление России в ВТО, навязывая невыгодные для страны условия;

· военный конфликт в Чечне использовался Западом и мусульманскими странами для ослабления позиций России на Кавказе, Ближнем и Среднем Востоке.

Выход из кризисного состояния позволил России проводить более самостоятельную политику. Идет процесс расставания с иллюзиями, формирование национального самосознания, новой геополитики, которая должна определить место России в мире и пути восстановления влияния страны в мировой политике. В стране преодолевается синдром «обиды за державу», чувства неполноценности, формируется консенсус по вопросу о статусе Российской Федерации.

Итак, каков же геополитический статус России в мире?

В «Концепции внешней политики РФ» Россия определена как великая держава, один из мировых центров силы. Критерии великой державы:

Во-первых, наличие у России арсенала стратегического ядерно- го оружия.

Во-вторых, специфическое геополитическое положение России как евро-азиатской державы. Россия не утратила положения сердцевины «осевого региона», «хартленда», что дает ей возможность серьезного воздействия на мировую глобальную, региональную и межгосударственную политику.

В-третьих, природные богатства страны, имеющие общемировое значение (40% ресурсного потенциала планеты). Они оцениваются в 30 трлн дол., что значительно превышает ресурсы США (8), Китая (6, 5), Европы (0, 5 трлн дол.).

В-четвертых, огромный интеллектуальный потенциал, развитая система науки, образования, культуры, большая масса специалистов и квалифицированных рабочих, достаточно высокий образовательный уровень населения.

В-пятых, позиции России в институтах мировой политики: постоянный член Совета Безопасности ООН, членство в Совете Европы, АТЭС, ОБСЕ, СНГ, в «большой восьмерке», огромный опыт дипломатии урегулирования конфликтов и противоречий в мире.

Слабые стороны России как великой державы:

1. Несоответствие экономического потенциала этому статусу. Даже после преодоления кризиса доля России в мировом ВВП равна доле Бразилии, Южной Кореи, сырьевой характер экономики, слабое развитие высокотехнологичных производств, низкая производительность труда, неэффективное управление и т.д.

2. Нестабильная, постоянно реформирующаяся политическая система, формальная демократия, слабый коррумпированный госаппарат и т.п.

3. Ослабление военной мощи страны.

4. Потеря сфер влияния.

5. Несамостоятельность внешней политики в 1990-е гг., односторонние уступки Западу, непоследовательность, ошибки и просчеты руководства страны.

6. Слабая ресурсная база поддержки статуса великой державы: размеры помощи слабым странам, финансирование пропагандистских служб, поддержка соотечественников за рубежом, лоббирование российских интересов за рубежом и др.

Эти негативные стороны нашего развития сформировали не очень благоприятный имидж России в мире, особенно в США и Европе. Причем критика усилилась в последние годы, когда страна стала выходить из кризиса, отстаивать свои интересы. Запад потерял такой мощный рычаг давления на Россию, как финансовая и экономическая зависимость. Дело «Юкоса», стремление России продавать нефть и газ странам СНГ по мировым ценам, укрепление институтов власти были оценены как «неправильный путь развития России» (под таким названием в 2006 г. был опубликован доклад 20 видных политиков и ученых США), как «экономический шантаж» Российской Федерации по отношению к странам СНГ и Европы.

Правильное определение геополитического статуса России необходимо для выработки ее геополитики и геостратегии в современном мире. В нашей стране существуют три основных направления в трактовке геостратегии России:

– стратегическое партнерство России с США и Европой; отрицание необходимости обретения статуса великой державы, так как он препятствует вхождению России в западную цивилизацию,

– евразийская стратегия как альтернатива западной, выдвигающая проект создания антиатлантического блока из России и азиатских стран,

– баланс между Востоком и Западом, многовекторная политика.

Сторонники западной ориентации имеют в виду, что процесс либеральных реформ во внутриполитическом и экономическом пла- не невозможен без взаимосвязей с Западом. Этот вариант был уже испробован и привел к полному подчинению политики России интересам Запада.

Сторонники азиатского направления считают, что Запад стремится ослабить страну, помощь Запада и сотрудничество с ним – средство контроля над Россией, вмешательство в ее внутренние дела. «Евразийская позиция» отводит России роль балансира в отношениях между Востоком и Западом, стабилизатора в мировой геополитике, центра объединения антизападных сил.

Таким образом, наиболее приемлемой стратегией для России является взаимодействие с основными центрами силы, участие в глобальных делах, исключение конфронтации с главными центрами силы, большая свобода маневра, жесткий прагматизм всей внешней политики.

 

 


ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА РОССИИ

Внешняя политика страны – ее курс на международной арене. В ее основе лежат общегосударственные (национальные) интересы. Национальные интересы – совокупность объективных потребностей государства, обеспечивающих создание оптимальных внутренних и внешних условий развития государства, общества и личности. Базовыми документами, определяющими национальные интересы, цели, приоритеты, основные направления внешней политики, механизм их реализации, являются Концепция внешней политики РФ и Концепция национальной безопасности РФ (2000 г.)

Главные цели внешнеполитического курса России концепция внешней политики определяет следующим образом[47]:

1) обеспечение надежной безопасности страны, укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных позиций в мире, которые отвечают интересам Российской Федерации как великой державы;

2) создание благоприятных условий для подъема экономики, повышения уровня жизни, успешного проведения демократических преобразований;

3) формирование пояса добрососедства по периметру российских границ;

4) содействие позитивному восприятию Российской Федерации в мире, популяризация русского языка и культуры народов России в других странах.

Внешняя политика России сохраняет многовекторный характер, с преобладанием западного направления, но идет интенсивное развитие отношений с Азией.

Приоритеты России в решении глобальных проблем:

– формирование нового, более справедливого миропорядка, основанного на признанных принципах Устава ООН;

– реформирование ООН в целях повышения ее эффективности, как главного института обеспечения безопасности и развития мирового сообщества;

– укрепление международной безопасности, сокращение и нераспространение ОМУ, урегулирование военных конфликтов, борьба с международным терроризмом и организованной преступностью;

– вхождение России в систему мирохозяйственных связей, обновление структуры внешне-экономических отношений, участие в международном разделении труда, вступление в ВТО и др.

Региональные приоритеты: развитие отношений со странами СНГ, Европы, с США, странами Азии, Африки и Латинской Америки.

Реализация поставленных в Концепции внешней политики задач активизировалась в последнее время, достигнуты некоторые успехи в усилении позиций России в мире, в осуществлении большей сбалансированности европейского и азиатского векторов российской политики. В то же время существует необходимость корректировки всех направлений внешней политики с позиций сегодняшнего дня.

 

 


Проблемы
НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Национальная безопасность – система мер и гарантий защищенности личности, общества и государства от насилия и угроз. Национальная безопасность в современных условиях является составной частью глобальной и региональных систем безопасности. Основные проблемы безопасности России определены в Концепции национальной безопасности (2000 г.)[48]. В документе даны характеристика современного мира и положение России в мировом раскладе сил, отмечена активизация усилий ряда стран, направленных на ослабление позиций Российской Федерации в политической, военной, экономической и других областях, игнорирование интересов России в мире.

Современное понятие безопасности включает все стороны жизни мирового сообщества. Поэтому в Концепции национальной безопасности выделяются такие ее измерения, как безопасность: стратегическая, политическая, экономическая, социальная, экологическая, культурно-информационная и др.

Главные цели обеспечения безопасности РФ:

– сохранение территориальной целостности, нерушимость границ,

– сохранение конституционного строя, совершенствование федеративных отношений,

– защита суверенитета, недопустимость вмешательства во внутренние дела,

– укрепление статуса великой державы, участие в решении проблем всеобщей безопасности.

Угрозы российской безопасности делятся на внутренние и внешние.

Внутренние угрозы:

– ослабление государства, несовершенство государственного управления,

– угроза дезинтеграции страны, сепаратизм, этнонационализм,

– слабость экономического и научно-технического потенциала, сырьевая ориентация, финансовая, технологическая, информационная зависимость от других государств,

– рост преступности, криминализация общества и госаппарата,

– опасная социальная поляризация общества, низкий уровень жизни значительной части населения,

– кризис культуры, нравственности, духовной сферы.

Внешние угрозы:

– стремление Запада ослабить Россию, вытеснить ее из традиционных сфер влияния, противодействовать укреплению Российской Федерации как одного из центров современного мира,

– международный терроризм и экстремизм,

– распространение ОМУ,

– военные конфликты вблизи границ Российской Федерации,

– засилье массовой западной культуры.

Меры обеспечения безопасности

Обеспечение безопасности предполагает широкий комплекс мер в стратегической, политической, экономической и других сферах. Только комплексный подход может гарантировать полную безопасность личности, общества и государства.

Политическая безопасность:

· укрепление вертикали власти и реформирование системы государственного управления в целях повышения его эффективности,

· обеспечение приоритета Конституции и федерального законодательства РФ над нормами ее субъектов,

· преодоление сепаратистских тенденций, борьба против проявлений разных форм экстремизма,

· окончательное урегулирование чеченского конфликта, предотвращение дестабилизации на Северном Кавказе,

· ужесточение борьбы с коррупцией и криминализацией госаппарата и общества.

Социально-экономическая безопасность:

· преодоление последствий экономического и социального кризисов, прогресс в развитии социально ориентированной экономики,

· модернизация экономики на основе передовых технологий,

· ослабление экономической зависимости от иностранных государств, преодоление сырьевого характера структуры российского экспорта,

· подъем сельского хозяйства,

· уменьшение разрыва между богатыми и бедными, повышение жизненного уровня,

· решение проблем демографии, образования, здравоохранения и т.п.

Стратегическая (военная) безопасность:

· укрепление армии и ВПК, увеличение ассигнований на оборону, реализация военной реформы, модернизация материально-технической базы и т.п.,

· определение более четкой позиции по участию России в обеспечении региональной и глобальной безопасности, по взаимоотношениям с НАТО, ОБСЕ, по проблеме использования силовых методов в мировой политике,

· сокращение ядерного оружия в соответствии с Договором СНП 2002 г., уничтожение запасов химического оружия, возобновление переговоров по ликвидации биологического оружия. Россия оставляет за собой право применения всех имеющихся у нее сил и средств, включая и ракетно-ядерное оружие, в случае возникновения угрозы агрессии против нее,

· создание новых типов высокоточного оружия,

· активизация и использование всего арсенала средств борьбы с международным терроризмом,

· укрепление Организации Договора о коллективной безопасности, Шанхайской организации сотрудничества, поиск новых союзников,

· скорейшее урегулирование чеченского конфликта и нормализация обстановки в республике,

· участие России в поддержании режима нераспространения оружия массового уничтожения.

Россия принимает меры по обеспечению экологической, информационной, культурной и других сфер безопасности. Можно отметить позитивные сдвиги укрепления безопасности по всем направлениям. В последние годы возросла политическая стабильность, снята угроза распада страны, значительно возросли расходы на оборону, что позволило значительно укрепить армию, ее вооружение современной военной техникой и оружием. Выше уже отмечались положительные изменения в экономике и социальной области.

Но груз накопленных за прошедшее время проблем остается достаточно большим, чтобы успокаиваться на достигнутом. Их решение потребует больших усилий государства и народа.

 

 
 
?

 


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Назовите негативные факторы современного геополитического положения России.

2. Каков статус России в современном мире:

а) «обречена» быть «великодержавной»;

б) держава регионального уровня;

в) один из глобальных центров силы?

3. Какими видят место и роль России в новой геополитической ситуации западные политики и политологи?

4. Назовите геополитические факторы России, имеющие глобальное значение.

5. Какой тип геостратегии наиболее приемлем для современной России?

6. Назовите основные национальные интересы РФ в области международной политики? Составьте свой список приоритетов РФ в мире.

7. Сформулируйте основные задачи внешнеполитического курса России.

8. Что создает реальную угрозу национальной безопасности России?

9. Назовите основные шаги, предпринимаемые в последнее время правительством для укрепления национальной безопасности РФ.

 
 

 


 ТЕМА 9 

 

РОССИЯ И БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ


ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА

Мир раскололся пополам,
и трещина прошла по моему сердцу.

Г. Гейне

 

Разрушение СССР стало величайшей трагедией для всех народов страны. Надежды на то, что по отдельности всем государствам удастся наладить лучшую жизнь, рассеялись как дым. Эйфория уступила место глубокому разочарованию. От распада союзного государства выиграли только узкие группы переродившейся в одночасье партийной номенклатуры, поднятой либеральной волной на вершины власти части реформаторов и спекулятивного капитала, в кратчайшие сроки поделившие власть и собственность огромной страны.

Союз надо было реформировать. В течение 1991 г. в Ново-Огареве шел переговорный процесс по выработке нового Союзного договора. Верховный Совет СССР внес поправки в Конституцию СССР и принял законодательство, устанавливавшее порядок выхода из Союза. В марте 1991 г. был проведен референдум, около 80% участников которого высказались за сохранение Союзного государства.

Но Беловежские соглашения (декабрь 1991 г.), подписанные президентами РФ, Украины и Белоруссии, без согласования с остальными республиками, провозгласили денонсацию Союзного договора 1922 г. Республики оказались «выброшенными» из федерации вопреки своей воле. Распад Союза осуществлялся сверху, в спешке, в нелегитимных формах.

Хотя Беловежские соглашения предусматривали сохранение единого пограничного, оборонного, рублевого пространства, начался полухаотичный «парад суверенитетов».

В результате ликвидации СССР на огромном евразийском пространстве сложилась не имеющая исторических аналогов геополитическая ситуация. Образовалось 15 новых государств, 14 постсоветских республик по отношению к России образовали пространство, получившее название ближнего зарубежья.

Территория этих государств составляет более 5 млн км2. Самое большое по территории государство – Казахстан (2, 7 млн км2), по населению – Украина. Большинство новых государств или не имели своей государственности или существовали в других исторических границах. В царские и советские времена границы часто устанавливались произвольно, поэтому не соответствуют ареалу проживания титульного этноса.

Все эти годы идет процесс делимитации и демаркации границ. Существуют территориальные споры. Самая большая проблема – раздел Каспийского моря.

Природные ресурсы распределены крайне неравномерно. Прибалтийские государства, Белоруссия, Молдавия не богаты полезными ископаемыми, имеют лес, торф, сланцы (Эстония), калийные соли (Белоруссия). Казахстан, Узбекистан, Азербайджан, Туркмения имеют большие запасы нефти, газа, золота (Узбекистан), цветных металлов, угля (Казахстан).

Население – около 140 млн чел. Развал СССР прошелся по судьбам миллионов людей, которые оказались выброшены из своей страны, стали вынужденными переселенцами и беженцами (примерно 11 млн человек с 1989 по 2002 гг. переселились из стран СНГ в Россию, а РФ покинули 4 млн человек), «чужими» в странах, где они родились и живут, оказались разделены с членами семьи и родственниками. Как и в России, в этих государствах наблюдаются снижение рождаемости, рост смертности и т.п. Во многих из них происходит вытеснение русских и русскоязычного населения.

Новые государства ближнего зарубежья пережили сложный период складывания и утверждения государственности. Вытолкнутые из СССР, они не имели необходимых для этого условий: сложившейся национально-государственной идеологии, национального сознания, утвердившихся национальных интересов, новой правящей элиты с достаточным опытом государственного управления, наличия общественно-политических формирований и их лидеров, необходимых для функционирования демократического общества.

За прошедший с начала 90-х гг. период были приняты конституции, законы, сформировались институты власти и управления, новая элита, партии и их лидеры. Везде, по Конституции, существует демократический строй, но реально в большинстве стран утвердились авторитарные режимы, идет борьба за власть между кланами и группировками, между президентской и парламентской ветвями власти.

Социально-политическая обстановка в большинстве стран стала более стабильной, но в 2003–2005 гг. имели место «цветные революции», т.е. политические кризисы, связанные с борьбой за власть, и нелигитимные действия оппозиции в Грузии, на Украине и в Киргизии.

Все страны ближнего зарубежья пережили системный кризис, связанный с проведением непродуманных рыночных реформ: присвоением государственной собственности «семьями» и кланами, борьбой за передел собственности, криминализацией общества и госаппарата, спадом производства, свертыванием экономических связей, гигантским ростом цен и т.д. Реальные доходы населения сократились в десятки раз, возросла безработица, сократились социальные расходы, невыплаты пенсий, заработной платы, социальных пособий приобрели хронический характер. Произошло колоссальное социальное расслоение общества.

С начала XXI в. стали набирать силу положительные факторы социально-экономического развития:

– подъем экономики, высокие темпы экономического развития, особенно в Белоруссии, Казахстане, Азербайджане, Туркмении, Узбекистане;

– оживление торговых и экономических связей между госу- дарствами;

– усиление регулирующей роли государства в экономике;

– активное вовлечение российского бизнеса в экономику новых государств, усиление взаимодействия его с компаниями стран ближнего зарубежья;

– повышение жизненного уровня населения, увеличение социальных расходов, улучшение систем социального обеспечения.

Распад СССР сопровождался возникновением вооруженных конфликтов на постсоветском пространстве: между Молдавией и Приднестровской республикой; Азербайджаном и Нагорным Карабахом, в который включилась Армения; между Грузией и Абхазией; Грузией и Южной Осетией, гражданская война в Таджикистане.

В основе конфликтов лежат межэтнические, религиозные противоречия, которые были использованы политической элитой в центре и на местах в своих корыстных интересах.

В настоящее время все вооруженные конфликты на постсоветском пространстве «заморожены», приостановлены военные действия. При посредничестве ОБСЕ, России и других стран СНГ идет сложный переговорный процесс. Российские войска осуществляют миротворческую миссию в Приднестровье, Абхазии, Южной Осетии, Таджикистане. Однако ни один конфликт, за исключением Таджикистана, до конца не урегулирован. В последнее время значительно обострилась ситуация в Абхазии, Южной Осетии, в Приднестровье.

В ближнем зарубежье все эти годы идет процесс усиления влияния США и Европы:

· Латвия, Литва, Эстония приняты в ЕС и НАТО (2004 г.);

· в Средней Азии появились американские военные базы;

· Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия ориентируются в своей политике на Европу, намерены вступить в НАТО и ЕС.

Таким образом, постсоветские государства завершили в основном процесс оформления государственности, постепенно преодолевают последствия системного кризиса 90-х гг., пытаются определить свои национальные интересы и приоритеты внешней политики.

 

 


РОССИЯ
И СТРАНЫ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ

Отношения России с постсоветскими государствами неизменно провозглашаются важнейшим приоритетом российской внешней политики. Это правильная постановка вопроса. Однако реальная политика свидетельствует о декларативности этого приоритета.

Россия не сразу нашла правильные методы взаимодействия с новыми странами. Часть политической элиты России смотрела на государства ближнего зарубежья как на ненужную обузу и связывала свои интересы с Западом, другие заняли покровительственную позицию «старшего брата» и не воспринимали всерьез новые государства. Не удалось выработать ясной, реальной стратегии отношений РФ с независимыми республиками, зато довольно много изживших себя стереотипов, непродуманных заявлений и непросчитанных тактических ходов, множество решений на высшем уровне, не подкрепленных делами.

В последние годы четко прослеживается тенденция к активизации отношений России с ближним зарубежьем, заключено много договоров и соглашений, регулирующих таможенную, пограничную, транспортную политику, права гражданства, территориальные споры и другое. Растут объемы торговли, расширяются экономические связи.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.024 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал