Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепция «человека географического» П. Видаля де ла Блаша (1845–1918). 5 страница






Национализм, этнонационализм имеет несколько измерений:

– приверженность человека интересам, идеологии, психологии, культуре своей нации (этноса), преданность и служение ей как проявление высшего гражданского долга;

– идеология и политика национальной исключительности и превосходства своей нации по отношению к другим;

– в радикальной форме идеология и политика разжигания национальной вражды, межнациональных конфликтов, шовинизма и сепаратизма.

Национализм может быть базой сплочения народов в борьбе против национального угнетения, за самостоятельность, за сохранение этноса, его культуры, традиций и т.д. Но гораздо чаще национализм выступает в качестве орудия военных конфликтов, сепаратизма, приобретает форму воинственного, агрессивного национализма (шовинизма). Именно такой национализм является дезинтеграционным фактором.

Современная геополитика имеет дело с разными формами проявления национализма.

Наиболее распространен сепаратизм, стремление этноса к отделению и образованию самостоятельного государства. Государств в мире менее 200, а этносов – 7 тысяч. Трудно представить относительно стабильным и управляемым мировое сообщество, если тенденция к суверенизации этносов будет возрастать. А признаки этого видны невооруженным глазом. Распад СССР, СФРЮ, Чехословакии, сепаратистские движения почти во всех странах Африки, Азии, проблемы Кипра, Ольстера, испанских басков, Корсики в Европе, франкоканадцев в Канаде – убедительно свидетельствуют о том, что сепаратизм является глобальной проблемой и главной угрозой стабильности мирового порядка.

Этническая исключительность, шовинизм, неравенство наций, ущемление прав национальных меньшинств, этнические чистки, принудительная ассимиляция – такие проявления национализма не только не изжиты, но в последние годы стали серьезной проблемой во многих странах, где, казалось, они давно решены.

В связи с распадом СССР русское население в постсоветских республиках оказалось в положении «второсортных людей», они лишены гражданства, не имеют равного с титульной нацией доступа к образованию, социальному обеспечению, к работе по своей специальности и т.д. Идет процесс закрытия русских школ, средств массовой информации на русском языке, вытеснение русских из страны.

Этнические чистки сербов в Хорватии, Боснии и Герцоговине, Косово также затронули сотни тысяч людей. Не одно десятилетие подвергаются дискриминации и временами прямому геноциду курды в Турции и Ираке. До начала 90-х гг. в ЮАР существовал режим апартеида – господства белого меньшинства, проводившего жесткую политику подавления и дискриминации черного населения страны.

В связи с усилением миграционных потоков, возрастает число таких проявлений этнонационализма, как ксенофобия – враждебность коренного населения к иностранцам. Эта проблема значительно обострилась в Европе (особенно во Франции), но имеет место и во многих других странах мира (Австралии, США, России). Ксенофобия проявляется в разжигании ненависти к иностранцам, в требовании запрета или ограничения миграции, отказа от предоставления гражданства иммигрантам, в дискриминации при приеме на работу и т.д. Нередки случаи погромов в районах, где живут иммигранты.

Ксенофобия порождена:

– конкуренцией коренных жителей и иммигрантов на рынке труда;

– увеличением социальных льгот и выплат иммигрантам и их семьям;

– несоблюдением иммигрантами норм и правил поведения в странах пребывания;

– увеличением организованной преступности на базе иммиграции.

Национализм нередко связан с религиозной враждой, трайболизмом. Терроризм также чаще всего прибегает к национализму для оправдания своей деятельности.

Причины возрождения национализма:

1. Распад СССР и социалистической системы вызвал «парад суверенитетов» не только на пространстве СССР и Восточной Европы, но и стимулировал активизацию сепаратистских движений в других странах (курды в Ираке и Турции, гражданская война в Афганистане, активизация борьбы между арабами и Израилем и др.).

2. Этнонационализм – реакция народов на интенсивный процесс глобализации и вестернизации, т.е. навязывание западных ценностей, норм и правил, культуры, потоков информации, образа жизни и т.д. Молодые государства, народности и этносы стремятся сохранить свои традиции, культуру, мораль, этику, чтобы не раствориться в большом суперэтносе.

3. Социально-экономическое неравенство, ухудшение положения, нищета и голод часто совпадают с этнической принадлежностью и воспринимаются как ущемление по национальному или расовому признаку (негры в США, иностранцы в Европе, русские в Латвии и Эстонии).

4. Национализм широко используется различными политическими силами в борьбе за власть, достижение других классовых, групповых, клановых, личных интересов. Распад СССР отвечал интересам узкой группы партийных чиновников, использовавших лозунги национализма для захвата в собственные руки власти и собственности республик, хотя народ в марте 1991 г. на референдуме поддержал идею сохранения Союза. Выпущенный на волю «джин национализма» натворил немало бед, по-прежнему активно используется различными политическими силами (ЛДПР, РУХ, лидеры Татарстана, Чечни, Абхазии и др.).

5. Националистические движения, как правило, поддерживаются какими-то внешними силами и на Западе, и на Востоке. Так, Запад поддерживает албанских сепаратистов в Югославии, националистические движения в Индии, на Кипре, в Анголе, Мозамбике, Эфиопии и др. Исламские страны поддерживают националистические силы и сепаратизм в Косово, Судане, Мавритании, Таджикистане, Индонезии и др.

Решение этнонациональных проблем в условиях глобального кризиса, нестабильности мировой системы значительно усложняется. Традиционные подходы, пути ослабления и преодоления национализма и шовинизма нуждаются в серьезной корректировке. Сторонники мондиализма пытаются игнорировать национальные различия. Сторонники национального самоопределения и независимости государств проклинают глобализацию и интеграцию.

Необходимо найти компромисс между этими крайними точками зрения.

· Один из таких подходов выражен в формулировке «единство в многообразии», которая учитывает формирование единого целостного мира и сохранение в нем суверенных государств с их специфическими особенностями.

· Другая назревшая и еще более сложная проблема – новое соотношение принципа национального самоопределения и целостности государства.

Существует немало сторонников приоритета принципа национального самоопределения по отношению к принципу территориальной целостности. Они считают, что только при таком подходе можно решить проблемы Косово, Абхазии, Нагорного Карабаха и др.

Однако большинство политиков и ученых решительно отвергают такой подход и выступают за приоритет целостности государства, против сепаратизма и разделения государства. Национальное самоопределение может быть реализовано в границах существующих государств в форме:

– федерации или конфедерации;

– автономии (по всем вопросам, кроме военных и внешней политики);

– ротации кадров по национальному признаку;

– установления квот для национальных меньшинств в органах власти;

– оказания помощи государства в экономическом, культурном развитии этноса и др.

Если же выделение этноса в самостоятельное государство стало неизбежным, то необходимы четко фиксированные правила разделения: юридические обязательства сторон, четкий механизм раздела территории, собственности, обретения гражданства и т.д. Процедура раздела должна быть мирной и учитывать интересы и права всего населения.

· Третья проблема – проблема «исторической Родины», исторических границ. В мире существует много стран, которые не удовлетворены существующими границами и высказывают претензии к соседям, ссылаясь на историю (проблема Южных Курил, арабо-израильские конфликты, проблема курдов, ирако-кувейтский конфликт и др.).

В современной геополитике большинство государств признает принцип нерушимости границ, установленных при создании государства. Ссылки на «исторические границы» не признаются международным правом. Трудно представить мировой кошмар в том случае, если нынешние государства начнут восстанавливать когда-то существовавшие «исторические границы». Конечно, границы у многих государств нельзя признать справедливыми, но изменение границ возможно только путем мирных переговоров государств. Спорные территории могут управляться совместным управлением двух государств (кондоминиум). Некоторые территории могут быть отданы под опеку ООН. Практикуется и такой вариант, как «отложенное решение», т.е. государства договариваются отложить спор о территории на 10–15 лет, поскольку в современных условиях нет приемлемого для них решения. Наконец, опыт европейской интеграции дает утвердительные доказательства свободного перемещения людей в геопространстве ЕС, реализации «открытости границ» для членов сообщества.

· Четвертая проблема – ликвидация всех форм национальной дискриминации и угнетения, полное равенство всех наций и народов. «Все акты насилия или подстрекательства к ним, направленные против любой расы или группы лиц другого цвета кожи или этнического происхождения являются караемыми по закону преступлениями», – утверждается в международной Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации.

Международное право осуждает ущемление прав национальных меньшинств, этнические чистки и геноцид народов, принудительную ассимиляцию и др.

В последние годы проблемы ущемления прав национальных меньшинств рассматриваются как нарушение прав человека. Вопросы, связанные с правами человека, свободами, верховенством закона, объявляются относящимися не только к внутренним делам государства, но и к сфере деятельности международных организаций и международного права.

· Пятая проблема. Необходимы поиски нового механизма предотвращения и решения военных конфликтов, возникающих на этнонациональной основе. Нынешний миротворческий механизм ООН и региональных организаций показал свою слабую эффективность. Натовские методы разрешения конфликтов также мало кого устраивают.

Решение этнонациональных проблем в большой степени зависит от того мирового порядка, который утвердится в XXI в.

 

 
 
?

 


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Назовите основные причины глобализации современного мира.

2. В чем проявляется глобализация мирового сообщества?

3. Какие выгоды может извлечь государство из глобализации мирового развития?

4. Каким опасностям подвергаются государства в условиях глобализации?

5. Что такое глобальная революция?

6. Что должен изменить в своем поведении каждой человек, чтобы помочь решению глобальных проблем?

7. Чтобы все нынешнее население планеты достигло уровня жизни развитых стран, необходимо увеличить производство в 20 раз. Земля этого не выдержит. Что делать?

8. Что стимулирует процессы интеграции в современном мире?

9. Что такое этнонационализм?

10. Почему этнонационализм является основным дезинтеграционным фактором современности?

11. Существует несколько народов без своей территории (курды, турки-месхетинцы, уйгуры, цыгане, белуджи и др.). Предложите свой вариант решения.

12. Как можно разрешить противоречие между принципом территориальной целостности государства и правом народов на самоопределение?

 
 

 


 ТЕМА 5 

 

ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ
СОВРЕМЕННОГО МИРА

Видел я Мир, снизошедший на землю...
Золото нес он, колосья, цветы.
Пушки умолкли... Все тихо... Я внемлю
Голосу, что зазвучал с высоты:
«Доблестью все вы равны от природы,
Русский и немец, британец, француз.
Будьте ж дружны и сплотитесь народы,
В новый священный союз!»

П.-Ж. Беранже

 
 


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ,
РЕГИОНАЛЬНОЙ, МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз.

Национальная, региональная, глобальная безопасность – концептуальная и юридически оформленная система принципов, норм и институтов, обеспечивающих защищенность государства, региона, всего человечества от угроз и насилия, сохранения мира и стабильности на каждом из этих уровней.

Концепции безопасности региона или мирового сообщества основываются на совместно выработанных принципах поддержания мира, содержащихся в Уставе ООН и других международных актах. Эти системы должны иметь институты (органы), обеспечивающие реализацию задач, конкретные программы по обеспечению безопасности. Все уровни безопасности взаимосвязаны и взаимозависимы друг от друга.

В основе безопасности лежат национальные (государственные прежде всего) интересы.

Национальные интересы – совокупность объективных потребностей государства, обеспечивающих создание оптимальных внутренних и международных условий развития государства, общества и личности.

Национальные интересы – базовая категория геополитики. Они имеют силу закона, объективны, определяются географическим положением, историческими культурными традициями, экономическими, политическими условиями, нравственными ценностями и др.

Они долгосрочны и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Они обеспечиваются институтами государственной власти, общественными организациями, действующими на основе конституции и законодательства страны.

Региональная и всеобщая безопасность предполагает довольно сложный компромисс национальных интересов государств региона или мирового сообщества.

Базовые национальные интересы присущи всем странам, они зафиксированы в Уставе ООН, Заключительном акте Хельсинкского совещания (ОБСЕ) и др.:

– обеспечение территориальной целостности и безопасности, нерушимость границ;

– сохранение национального суверенитета;

– наращивание силы и могущества государства;

– расширение сфер геополитического влияния и авторитета в мире;

– повышение благосостояния граждан и др.;

– отказ от силы в межгосударственных отношениях, соблюдение норм международного права.

Все проблемы безопасности необходимо рассматривать системно. Системность заключается не только в триаде «личность – общество – государство», но и в сочетании внешней и внутренней безопасности, национальной, региональной и глобальной безопасности, в структуре ее видов (измерений): военной и оборонной безопасности, экономической, социальной, политической, экологической, информационной, культурной и др.

Таким образом, современное содержание безопасности охватывает все стороны жизни, имеет сложную структуру, многоуровневые механизмы обеспечения безопасности. Сложность и системность современной безопасности определяется увеличением и усложнением понятия угрозы как совокупности условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Угрозы национальной безопасности подразделяются на внутренние и внешние.

К внутренним угрозам можно отнести:

– попытки свержения конституционного строя, политические кризисы, военные перевороты, революции и др.;

– кризисное состояние экономики;

– несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества;

– социально-политическую поляризацию общества и социальные кризисы;

– криминализацию общественных отношений; рост организованной преступности;

– сепаратизм и терроризм; обострение межнациональных отношений.

Основные угрозы безопасности государства в международной сфере:

– использование военно-силовых акций для разрешения конфликтов без санкций СБ ООН, игнорирование норм международного права;

– создание военно-политических блоков и союзов, угрожающих безопасности других государств;

– появление в непосредственной близости от границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов;

– распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки;

– возникновение и эскалация вооруженных конфликтов вблизи границы государств;

– сепаратизм, территориальные претензии и споры между государствами и этносами;

– деятельность международных террористических групп;

– организованная преступность;

– экономическая, информационная, культурная экспансия.

События 11 сентября 2001 г. показали, что источником угрозы могут быть не только государства, но и негосударственные структуры: террористические и криминальные организации, ТНК, международные промышленно-финансовые группы, религиозные секты, экстремистские группы различного толка и т.п.

В соответствии с характером угроз и средств их воздействия в составе национальной безопасности структурно выделяются следующие ее подвиды: военная; социальная; политическая; экономическая; экологическая; информационная; культурная.

Военная безопасность в современных условиях – механизм защиты государства посредством поддержания военной мощи, способной предотвратить и отразить военные угрозы.

Политическая безопасность означает защиту конституционного строя, свобод и прав человека, обеспечение политической стабильности в обществе, развитие институтов гражданского общества.

Социальная безопасность – обеспечение защиты жизненных интересов конкретных социальных групп и слоев, прав и свобод каждого человека, меры по предупреждению социальной напряженности и конфликтов в обществе.

Экономическая безопасность – обеспечение стабильного устойчивого экономического развития, защита экономики от внешней экспансии.

Экологическая безопасность – поддержание состояния биосферы, способной обеспечить устойчивое развитие человека, общества и государства, меры предупреждения экологического кризиса на земле.

Культурная и информационная безопасность – состояние защищенности этих сфер жизни от внешней экспансии, угрожающей сохранению отечественной культуры, независимости СМИ и т.п.

Таким образом, современная теория безопасности дает политикам определение безопасности, ее измерений, разных уровней, определяет характер угроз и механизм обеспечения безопасности. Однако существует немало проблем, которые нуждаются в теоретическом осмыслении: роль оружия массового уничтожения в современных условиях, границы использования военной силы, новая правовая основа обеспечения безопасности.


ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Мир в начале XXI столетия остается нестабильным, полным противоречий и конфликтов. Исчезли иллюзии 90-х гг. XX в. в отношении того, что окончание холодной войны и глобализация будут способствовать прекращению гонки вооружений, уменьшению роли военной силы в обеспечении безопасности, консолидации великих и малых стран и созданию эффективной системы безопасности в мире.

Главную роль в обеспечении мира и безопасности должна играть ООН. Региональные организации, великие державы также несут ответственность за устранение войны как средства решения спорных вопросов. Однако использование силы должно быть исключительной прерогативой СБ ООН. Необходимо разработать механизм повышения ответственности за использование силы в мировой политике, уточнить существующие и установить новые нормы международного права, касающиеся проблем безопасности. В многополярном мире обеспечить мир и безопасность сложнее, чем в биполярной системе. Необходимы новые концепции глобальной, региональной и национальной безопасности.

Механизм обеспечения безопасности, существующий в настоящее время, не соответствует степени угроз и нуждается в существенном реформировании. Существенно подорвана международно-правовая система обеспечения безопасности, созданная в годы холодной войны:

– не соблюдается Договор о нераспространении ядерного оружия;

– США вышли из Договора по ПРО;

– многие страны, в том числе США, не ратифицировали Киотский протокол, предусматривающий уменьшение вредных выбросов в атмосферу;

– не ведутся переговоры по ликвидации биологического оружия;

– затормозилось присоединение государств к режиму нераспространения ракетных технологий и т.п.

Очевидно, что необходимы новые правовые акты обеспечения безопасности в мире, прежде всего это:

– современное правовое определение понятий «война», «военные конфликты», «агрессия», «терроризм», «международный терроризм», «гуманитарная интервенция» и др.;

– нормы, четко определяющие возможность легитимного использования силы в современном мире, ответственность за несанкционированное использование силы и меры наказания за развязывание конфликтов и применение вооруженной силы;

– новые международные договоры по обеспечению всех измерений безопасности: военной, политической, экономической, информационной, экологической и т.д.;

– более радикальное совершенствование механизма миротворчества ООН, региональных организаций, государственных и негосударственных структур, усиление превентивной дипломатии для пресечения возможных военных конфликтов.

Все эти проблемы требуют неотложного решения. Но пока ни ООН, ни «восьмерка», ни региональные организации, ни отдельные государства, в том числе и США, не предложили программы обеспечения безопасности, соответствующей современным реалиям. Запаздывание с решением этих задач грозит мировому сообществу дальнейшей эскалацией напряженности, конфликтности, нестабильности в мире.

В реальной действительности угрозы безопасности нарастали во всех сферах жизни: военной, экономической, экологической, социальной и др. Из большого списка проблем международной безопасности выделим три наиболее актуальных:

– военные конфликты,

– проблемы сокращения вооружений и разоружения,

– международный терроризм.


Военные конфликты
и механизм миротворчества

Конфликт – особое политическое взаимоотношение двух или нескольких сторон (народов, государств или группы государств), проявляющееся в форме косвенного или непосредственного столкновения экономических, политических, военно-стратегических, религиозных и иных по природе и характеру интересов.

Конфликты всегда присутствуют в международных отношениях. Накоплен большой опыт их урегулирования. Существует правовая база, международные региональные, межгосударственные структуры, занимающиеся разрешением конфликтов. Особую опасность и сложность урегулирования представляют военные конфликты.

Война занимает большое место в классической геополитике, которая рассматривает войны как естественный закон развития государства. Значительная часть геополитических положений ориентирована на подготовку и осуществление территориальной экспансии, оправдание политики поглощения малых и слабых стран крупными государствами и т.д.

После второй мировой войны война как средство разрешения межгосударственных споров запрещена Уставом ООН и международными правовыми актами, кроме случаев необходимости отражения агрессии со стороны других стран. Сейчас невозможно завоевание одних стран другими.

Но войны не исчезли, исчезли только их традиционные правила: разрыв дипломатических отношений, введение в стране военного положения, отмена или ограничение прав граждан и свобод, военные действия до капитуляции одной из сторон, мирный договор между воевавшими странами, «наказание» побежденных и территориальные и материальные приобретения победителей и т.д. В послевоенный период имели место Корейская война, война в Индокитае, арабо-израильские войны, ирано-иракская война и др. Но все они отличаются от традиционных войн.

Вооруженный конфликт – высшая фаза конфликта с применением военной силы, следствие непримиримых противоречий между субъектами системы международных отношений.

В последние десятилетия чаще происходят военные конфликты – противостояние двух или нескольких сторон с применением военной силы. Прежде всего – гражданские войны на этнической, религиозной, социальной, родоплеменной основе.

Грань между войной и военным конфликтом условна. Как правило, военный конфликт локален, длится долгое время, ведется нерегулярной армией (по крайней мере, с одной стороны), не применяются все военные средства и методы ведения военных действий, преобладает партизанская война. В военных конфликтах, как правило, нет победителей и побежденных, правых и виноватых.

Военный конфликт может рассматриваться как неразвитая война. Сущность этих явлений одна и та же, но степень концентрации различна в каждом из них. Отсюда трудность в различении войны и военного конфликта.

Изменение баланса сил в мире в пользу стран Запада и их военно-техническое превосходство сопровождалось усилением использования силовых методов в разрешении противоречий в мире. Войны последнего времени стали полигоном для испытания новых видов вооружения и методов ведения военных действий.

Усилились силовые методы решения геополитических проблем, инициатором которых стали США. Создан неоднократный прецедент использования военной силы против суверенного государства без санкции СБ ООН. «Дурной пример» заразителен. В последние годы идет эскалация военных методов в конфликте Израиля и Палестины. Израиль летом 2006 г. в течение 33 дней вел необъявленную войну в Ливане под предлогом необходимости уничтожения группировки «Хезболлах». Другие страны могут последовать примеру этих государств.

НАТО провозгласила право на вмешательство во внутренние конфликты стран, не входящих в альянс. Мотивация вмешательства – моральное право: нарушение прав человека, «гуманитарные катастрофы» (акции геноцида, жестокой расправы с населением со стороны властей, неспособность правительства покончить с военными конфликтами, сопровождающимися большим количеством жертв среди мирного населения и т.п.) и т.п.

В новой стратегии НАТО предусматривается возможность военных операций блока во всем мире и даже без санкции СБ ООН.

Четыре войны[21], которые происходили в конце XX–начале XXI вв. (две из них были проведены США без санкции ООН), продемонстрировали большие преимущества, высокую эффективность новых технологий ведения войны, высокоточного оружия, новых средств управления театром военных действий, краткие сроки их, минимальное число жертв и т.д.

Возрастает значение информационной безопасности. Информация и СМИ становятся не менее важным оружием, чем вооруженные силы. Информационная революция радикально меняет систему управления армии, стратегию и тактику военных операций, подготовку кадров и т.д. С другой стороны, информационные ресурсы становятся важнейшим объектом действий противника. Информационные войны уже стали неотъемлемой частью национальной безопасности. Виртуальный характер войны: СМИ, тенденциозно освещая события, формируя образ «стран-злодеев», «лидеров-преступников», преувеличивая «зверство» одной из сторон, в короткие сроки создает не реальную, а виртуальную картину событий, что позволяет политикам манипулировать общественным мнением и получать поддержку в обществе силовым акциям.

Эти черты современных войн убедительно продемонстрировали военные операции против Ирака и Югославии.

Возможность использования качественно новых технологий ведения войн представляет большую опасность для стабильности мировой системы и безопасности государств и регионов. В таких войнах потери мирных жителей намного превышают потери военных участников конфликта; огромный ущерб наносится экономике, коммуникациям, окружающей среде, культурным и историческим памятникам страны-жертвы. Опыт показывает, что в результате такого «решения» «гуманитарных катастроф» проблема не только не решается, но еще более усугубляется.

Основные причины военных конфликтов в современном мире:

1. Сепаратизм, стремление многих этносов выделиться из существующих государств и создать собственное государство. Сепаратистские движения и конфликты на этой почве всегда присутствовали в международных отношениях. Распад СССР, Югославии активизировал сепаратистские процессы на постсоветском пространстве, на Балканах, в других регионах (Приднестровье, Нагорный Карабах, Абхазия, Косово в Сербии, Эритрея, Судан).

2. Территориальные споры: Израиль и Палестинская автономия, Ирано-иракская война в 1980–1988 гг., конфликты между Индией и Пакистаном из-за штата Кашмир и др.

3. Гражданские войны, вызванные революциями, военными переворотами, борьбой за власть (Таджикистан, Афганистан, Мьянма, Вьетнам и др.).

4. Этнические, родоплеменные, религиозные различия в развивающихся странах сопровождаются длительными трудно разрешимыми конфликтами (Нигерия, Уганда, Ангола, Сьерра-Леоне и др.).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.035 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал