Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепция «человека географического» П. Видаля де ла Блаша (1845–1918). 13 страница






 


 ТЕМА 11 

 

РОССИЯ И США

Российско-американские отношения являются важным приоритетом внешней политики нашего государства и играют большую роль в системе международных отношений.

На протяжении четырех с половиной послевоенных десятилетий советско-американское противоборство определяло характер мировой политики, было центральной осью системы международных отношений. Глобальный конфликт двух сверхдержав в 1945–1990 гг. основывался на идеологической несовместимости СССР и США, взаимном отрицании двух экономических и политических систем.

Основные этапы взаимоотношений двух стран в этот период можно представить следующим образом:

–1945–1960 гг. – конфронтация, базировавшаяся на американской доктрине «сдерживания коммунизма»;

– 60-е гг. – переход США к стратегии «гибкого реагирования»;

– 70-е гг. – позитивное развитие советско-американских отношений, «эра переговоров»;

– конец 70-х – начало 80-х гг. – ухудшение отношений (ввод советских войск в Афганистан, размещение американских ракет в Европе и др.), продолжение в то же время переговорного процесса;

1985–1991 гг. – политика «нового мышления», переход от конфронтации к сотрудничеству, встречи в верхах, договоры и соглашения по вопросам разоружения, безопасности, нового миропорядка и т.д.

В результате распада СССР радикально изменилось соотношение сил и возможностей России и США. Даже в настоящее время РФ уступает Америке по всем показателям.

Развитие отношений двух стран в 1991–1995 гг. характеризовалось полной потерей самостоятельности российской внутренней и внешней политики. Американские советники и эксперты определяли характер реформ, формировали правящий класс, оказывали политическую и материальную поддержку ельцинской команде реформаторов. Провозглашая курс на уничтожение социализма и создание рыночной экономики и демократии в России, одновременно реализовывались цели разрушения государственности, ослабления экономической и военной мощи России. И грабительская приватизация, и расстрел Белого дома в 1993 г. были поддержаны США. Велась мощная пропаганда мифов о том, что Америка и Россия – «друзья и братья», верные союзники и партнеры.

Цели Америки в большой степени были реализованы, Россия фактически оказалась в положении побежденной страны, не подписывая акта о капитуляции, выполняла все приказы победителя.

Со второй половины 90-х гг. в российской политической элите начался процесс избавления от мифов и перехода к более независимой политике. Война против Сербии в 1999 г. вызвала резкое осуждение в России и сопровождалась критикой проамериканского курса внешней политики РФ. Некоторые надежды на возобновление союзнических отношений у российских западников появились осенью 2001 г., когда Россия поддержала и оказала помощь США в борьбе с международным терроризмом, но им не суждено было сбыться.

Война в Ираке окончательно развеяла мифы о союзничестве и равноправном партнерстве двух стран. Расхождения усилились не только по проблемам международной политики США, но и по вопросам политического развития России, разрыва в ценностях и т.п.

Большинство ученых и политиков России понимает нереальность планов сохранения союзнических отношений между РФ и США. «Задача выстраивания стратегического союза России и США нереальна и нереализуема. Выставляя ее, мы заранее обрекаем себя на провал и только вредим нашим отношениям»[51]. Утверждение опытного дипломата, бывшего министра иностранных дел А. Бессмертных, основано не на иллюзиях и добрых пожеланиях, а на учете реального разрыва в возможностях и ресурсах России и США в современном мире.

Американские политики также говорят о невозможности равноправного партнерства между Россией и США. Бывший посол США в РФ А. Вершбоу постоянно подчеркивает большой ценностный разрыв между странами, несоизмеримость их во многих проявлениях силы и влияния. «Наше партнерство станет действительным тогда, когда американский народ будет уверен в том, что Россия привержена тем же демократическим ценностям, что и мы»[52].

Таким образом, обе стороны в настоящее время реально и прагматично оценивают возможности и состояние российско-американ­ских отношений.

Цели США:

– не допустить восстановления России как великой державы, играющей главную роль в Евразии,

– сотрудничество в решении острых глобальных проблем в рамках «большой восьмерки», СБ ООН, в многосторонних и двусторонних отношениях,

– препятствовать интеграции постсоветского пространства во главе с РФ,

– контроль над российским ядерным потенциалом, препятствие восстановлению военной мощи страны,

– уменьшить влияние России как энергетической державы.

Российская Федерация для США – важный, но второстепенный фактор американской политики. По отношению к России США проводят политику «ограниченного или избирательного партнерства», в первую очередь, в вопросах безопасности.

Россия также избавилась от иллюзий союзничества и равноправного партнерства, которые не возможны в силу большой разницы в «весовых категориях» двух стран.

Реальные цели российской политики в отношении США:

– признание американского глобального лидерства, но сопротивление методам его, противоречащим международному праву,

– защита национальных интересов России,

– сотрудничество в решении острых глобальных проблем,

– развитие взаимовыгодных, равноправных двусторонних отношений во всех сферах.

Сотрудничество в области безопасности – самое важное направление российско-американских отношений. К этой области больше всего применяется формула «стратегическое партнерство».

Успешно развивались отношения в сфере сокращения ракетно-ядерного оружия:

· В 1988 г. заключен договор о ликвидации ракет средней и малой дальности,

· в 1991 г. – договор СНВ-1 о 50%-м сокращении ядерных арсеналов,

· в 1993 г. подписан договор СНВ-2, предусматривавший дальнейшее сокращение ядерных зарядов до 3000–3500 и их носителей в срок до 2003 г.,

· в 2002 г. – Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП), предусматривающий сокращение ядерных зарядов до 1700–2200 у каждой из сторон.

Американцами было ассигновано 1, 5 млрд дол. на уничтожение российских ядерных вооружений по линии программы Нанна–Лугара («Кооперационное сокращение угрозы»).

В Госдуме РФ возникла большая оппозиция ратификации Договора СНВ-2, поскольку он, по мнению многих экспертов, ущемлял интересы России и создавал преимущества США. Договор был ратифицирован РФ в 2000 г., но в связи с принятием Договора СНП произошла денонсация (расторжение) договора СНВ-2.

В 2004 г. было принято решение о создании российско-амери­канских рабочих групп по контролю за обеспечением безопасности хранилищ ядерного оружия.

Обе страны сотрудничают в сохранении режима нераспространения ОМУ:

– участвуют в переговорах по свертыванию ядерной программы в КНДР, поддержали резолюцию СБ ООН о введении санкций против Сев.Кореи,

– сотрудничают в решении иранской атомной проблемы,

– поддерживают режим нераспространения ракетных технологий,

– участвуют в механизме контроля за экспортом расщепляющихся материалов и технологий, которые могут быть использованы для создания ОМУ,

– реализуют Гаагскую конвенцию о ликвидации химического оружия.

США не совсем последовательны в своей политике нераспространения ядерного оружия:

– не подписали Конвенцию ООН о запрете размещения ядерного оружия в космосе,

– не ратифицировали Договор о запрещении ядерных испытаний,

– вышли в 2002 г. из Договора по ПРО и создают Национальную противоракетную оборону, которую ряд стран, в том числе и Россия, рассматривают как угрозу своей безопасности и стимул к распространению ядерного оружия.

Борьба против международного терроризма также является важным аспектом сотрудничества РФ и США.

Сентябрьская террористическая акция вызвала шок в американском обществе, показала степень уязвимости самой мощной страны перед лицом новых угроз. Администрации Буша пришлось заняться серьезной перестройкой системы национальной безопасности, существовавшей в неизменном виде с 1947 г.

В соответствии с Законом о внутренней безопасности (2002 г.) в США было создано Министерство внутренней безопасности, сосредоточившее в своих руках все структуры обеспечения безопасности страны. Министерство наделено большими правами и полномочиями.

Закон легализовал созданный в 2001 г. Президентом Совет внутренней безопасности, который будет разрабатывать системы защиты внутренней безопасности страны.

В США приняты меры по усилению контроля за СМИ, общественными организациями, иностранцами, студентами учебных заведений, ужесточены правила визового режима, работы почты, транспорта, банков, общественных заведений и т.д. Эти меры сопровождались серьезным ограничением свобод и прав человека, но большинство американцев поддержало эти меры.

После 2001 г. в США не произошло ни одного крупного теракта. Поэтому можно использовать американский опыт и в других странах.

Россия активно поддержала создание антитеррористической коалиции, оказала помощь США в борьбе против режима талибов в Афганистане, согласилась на размещение американских баз в Средней Азии, участвовала в разработке международно-правовых документов борьбы с терроризмом.

Снизить угрозу терроризма в мире не удалось, поэтому необходимы новые подходы к ее решению.

Двусторонние экономические отношения между нашими странами в начале 90-х гг. развивались относительно высокими темпами. США стали третьим по значению торговым партнером Москвы (после Украины и Германии). Американские фирмы вышли на первое место среди иностранных инвесторов в России (более 5 млрд дол.). Но затем начался процесс сокращения американских инвестиций, в последние годы опять произошло их увеличение, но объем американских инвестиций не сравним с европейским.

Больше всего американских прямых капиталовложений направлено в российскую топливно-энергетическую промышленность. Американские фирмы участвуют в проектах «Сахалин-1» и «Сахалин-2», в эксплуатации нефтяных и газовых месторождений в Сибири, проявили интерес к участию в разработке газовых месторождений в Архангельской области и др.

Кроме того, американские компании участвуют в реализации проектов в космической, авиационной, химической и медицинской промышленности, а также в сфере электронных коммуникаций.

Строительство и работа совместных экипажей на международной космической станции – пример плодотворного сотрудничества ученых и космонавтов, позволяющего решать целый комплекс научных и практических задач в космосе и на земле.

Помимо НАСА, с нашими ракетчиками активно взаимодействуют «Локхид», «Боинг» и другие киты авиакосмического бизнеса.

В 90-е гг. правительство США реализовало несколько программ гуманитарной и технической помощи России на сумму 8, 7 млрд дол. Но значительная часть этих средств была использована не по назначению и оказалась в карманах российских чиновников и американских советников и экспертов.

Объемы торговли обеих стран не значительны. Доля США в российской внешней торговле составляет в последние годы 6–7%, а доля РФ в американской торговле составляла в эти годы 0, 5–1%. Трудности связаны с географическими положением двух стран, а также с коррупцией, бюрократизмом, слабой защищенностью частной собственности в России.

Америка до сих пор не отменила поправку Джексона–Вэника, принятую в начале 1970-х гг. в связи с ограничением выезда граждан СССР за границу и ставившую развитие торговых отношений в зависимость от разрешения проблемы выезда из СССР. Нет СССР, исчезла проблема свободного выезда из России, неоднократно президент Буш обещал отменить эту поправку, но до сих пор она не отменена.

Отсутствие серьезной экономической базы сотрудничества РФ и США отрицательно сказывается на развитие отношений во всех других сферах.

Противоречия между Россией и США

1. Россия – противник установления однополюсного мира под эгидой США. Ее не устраивает и модель «мира по-американски», и методы наведения мирового порядка: войны, вмешательство во внутренние дела, угроза превентивных ударов, игнорирование ООН и норм международного права и т.п.

2. Россия не согласна с американскими оценками процессов укрепления государственности, упорядочения политических и административных реформ в нашей стране. Политическая элита, СМИ США оценивают курс президента Путина как возвращение к авторитаризму, отказ от демократии, защиты свобод и прав человека, усиление государственного вмешательства в экономику и т.п. В начале 2006 г. Совет по внешней политике США опубликовал доклад «Неверное направление России: что могут и должны сделать США», в котором содержатся вышеприведенные оценки и предложения по противодействию нынешнему политическому курсу России, поддержке прозападных некоммерческих организаций, требование поставить под контроль «финансово-регуляторных служб Запада» наши энергетические компании и т.п.

3. США более 10 лет сопротивлялись приему РФ в ВТО, выдвигая условия, противоречащие российским интересам. В конце 2006 г. Буш дал согласие на вступление РФ в ВТО.

4. Война против Ирака была расценена Россией как грубое нарушение Устава ООН и всех принципов международных отношений. В результате Россия понесла большие экономические потери (более 40 млрд дол.) от свертывания деятельности российских компаний в Ираке. Кроме того, РФ списала 7 млрд дол. долга Ирака нашей стране, а США списали лишь 1, 2 млрд дол. Место российских компаний в Ираке заняли американские.

5. Чеченский конфликт. Позиция Америки совпадает в основном с европейской, хотя официальная критика была более мягкой, чем в Европе.

6. Серьезные расхождения были вызваны военной акцией против Сербии в 1999 г.

Вывод:

России нужна более четкая, последовательная самостоятельная, прагматичная политика по отношению к США. Основа такой политики – восстановление экономической, военной, научно-техно­логической мощи России, наведение порядка в собственном доме. Америке тоже предстоит понять, что время слабой России проходит, и США должны считаться с этой реальностью.

 

 
 
?

 


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Чем характеризовались советско-американские отношения в годы холодной войны?

2. Какие перемены произошли в отношениях СССР и США в годы перестройки?

3. Почему не состоялось стратегическое партнерство США и России в 90-е гг.?

4. Сформулируйте основные черты американской стратегии по отношению к РФ в 1991–2000 гг.

5. Сформулируйте основные цели политики РФ в отношении к США.

6. Какие последствия для РФ будет иметь выход США из договора по ПРО и создание национальной ПРО?

7. По каким вопросам существуют разногласия между двумя странами?

8. Назовите направления международной политики, по которым совпадают или близки позиции США и России.

9. Сформулируйте стратегию России в отношении США.

 
 

 


 ТЕМА 12 

 

РОССИЯ И АЗИЯ

Роль азиатского направления внешней политики России неуклонно возрастает с каждым десятилетием. Приоритетность и важность его обусловлена значительным возрастанием роли Азии в мировой политике после распада биполярной системы. Азия становится эпицентром глобальных интересов великих держав и малых стран, здесь формируются новые центры силы, которые будут определять мировую политику.

Россия – огромная азиатская страна, которая в силу своего географического положения соприкасается со всеми центрами силы и всеми регионами Азии. Без российского хартленда невозможно обеспечить стабильность евразийского континента.

В Азии для России существует более широкое поле внешнеполитической деятельности, чем в Европе. Азиатское и европейское положение страны, синтез восточных и западных начал в российской цивилизации позволяют ей найти достойное место в новом раскладе сил в мире.

Нарушение баланса сил в мире в пользу североатлантического региона должно быть восстановлено созданием мощного противовеса в Азии. Россия может стать важной составной частью новой системы равновесия сил, а при определенных условиях – и ядром ее. Интенсификация экономического сотрудничества России со странами Азии, включение ее в процессы азиатской экономической интеграции позволили бы успешно решить проблемы подъема экономики и благосостояния Сибири и Дальнего Востока, преодолеть территориальный сепаратизм, укрепить целостность государства.

Распад СССР значительно ослабил российские позиции в Азии. Необходимо не только вернуть эти позиции, но значительно укрепить. Для этого есть все условия.

 

 
 


ХАРАКТЕРИСТИКА
АЗИАТСКОГО ГЕОПРОСТРАНСТВА

Азия – очень сложный и противоречивый континент мира. В нем проживает более половины населения человечества, сосредоточено 75% мировых ресурсов, в то же время существует острый дефицит этих ресурсов в ряде стран, большой разрыв в социально-экономическом развитии стран. В Азии сталкиваются интересы центров силы, цивилизаций, государств мира и региона, ТНК и т.п.

В результате распада биполярной системы в Азии происходят геополитические изменения, имеющие глобальный характер и повышающие роль континента в мировой политике.

1. Формируются новые центры силы глобального значения (Китай, Япония, Индия) и регионального (Иран, Индонезия, Турция и др.) Особенно заметна активизация Китая.

2. Усиление американских позиций и влияния в Азии. Американцы реализовали цели, которые им не удалось осуществить в годы холодной войны: заняли господствующие позиции в римленде, вытеснили Россию из сфер влияния СССР. Контроль над Евразией провозглашен главной стратегической целью США.

3. Формируется новый глобальный центр мировой политики, сопоставимый с Атлантическим – Азиатско-тихоокеанский регион (АТР), который включает в себя не только государства Азии, но и США, РФ, ряд стран Латинской Америки, Австралию и Новую Зеландию.

Большинство стран АТР отличаются высоким динамизмом экономического развития, успешной конкуренцией в создании инновационных производств, финансовых, коммуникационных, сетевых структур, оказывающих возрастающее влияние на процессы глобализации в современном мире.

На страны АТР уже в настоящее время приходится около 60% мирового ВВП, более 40% объема мировой торговли, около 60% прямых инвестиций в экономику. Здесь успешно развивается производство, основанное на передовых технологиях, растут расходы на НИОКР и наукоемкие отрасли экономики, возникли мирового значения финансовые, информационные и коммуникационные центры.

По всем прогнозам через два, три десятилетия центр экономической жизни мирового сообщества еще более сместится в АТР, что неизбежно сделает его сосредоточием глобальных и региональных противоречий. Огромное влияние региона на мировое хозяйство продемонстрировал финансовый, экономический кризис 1997–1998 гг., начавшийся осенью 1997 г. в странах ЮВА, он затронул биржи Лондона и Нью-Йорка, финансовую систему многих стран, в том числе и России.

4. Возрастанию роли Азии и АТР способствует успешное развитие интеграционных процессов. В 1967 г. была создана Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в которую входят: Индонезия, Малайзия, Сингапур, Филиппины, Таиланд, Бруней, СРВ и др. Ассоциация ставит своей целью содействие экономическому, социальному, культурному и политическому сотрудничеству стран региона. За годы своего существования АСЕАН добилась значительных экономических успехов. На саммите АСЕАН в 2005 г. было создано Восточно-азиатское сообщество, в которое вошли 10 стран АСЕАН и КНР, Япония и Южная Корея. Россия получила статус наблюдателя.

В 1989 г. была создана организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). В нее вошли страны АСЕАН, а также США, Канада, Япония, Австралия, Новая Зеландия, Южная Корея, с 1991 г. – КНР, Тайвань и др. В 1998 г. в АТЭС принята Россия. Всего АТЭС объединяет 21 государство.

В Азии действуют и политические интеграционные структуры: Организация «Исламская конференция» (ОИК), Россия имеет статус ассоциированного члена ОИК, Лига арабских государств (ЛАГ), различные форумы безопасности, региональные общественные организации и т.п.

5. Повышение роли мусульманских стран в глобальной и региональной политике. Мусульманский мир, несмотря на противоречия, существующие в нем, заявил громко о защите своих геополитических интересов, усилил противодействие гегемонизму Запада, к сожалению, часто в экстремистских формах. Разное понимание демократии, свободы, прав человека, морали все больше сказывается не только на взаимоотношениях стран Европы и США с мусульманскими странами, но и в деятельности ООН и мировой политике.

Проблемы азиатской безопасности

Обеспечение глобальной безопасности в большой степени зависит от состояния безопасности в азиатском регионе. С Азией связаны такие угрозы, как:

· распространение оружия массового уничтожения,

· активизация терроризма и экстремизма,

· войны и военные конфликты,

· организованная преступность, наркобизнес,

· демографический кризис,

· ухудшение экологии, природные катастрофы,

· проблемы бедности,

· эпидемии.

Из перечисленного списка проблем остановимся на трех, наиболее опасных и сложных для Азии и всего мира:

– распространение ОМУ,

– международный терроризм,

– военные конфликты.

Распространение ОМУ.

Усиление своего влияния в мире ряд азиатских стран связывает с приобретением ОМУ. Пакистан, Индия фактически стали ядер- ными державами. Обладает ядерным оружием Израиль. КНДР начала реализовывать свою ядерную программу, провела в 2006 г. первое испытание ядерного оружия. СБ ООН озабочен возможностью появления ядерного оружия у Ирана. После испытания ядерной бомбы в КНДР в Японии возросло число сторонников обретения страной ядерного оружия.

Ситуация осложняется тем, что ОМУ может попасть в руки террористов и разного рода экстремистов.

Мировое сообщество предпринимает ряд мер, чтобы нейтрализовать угрозу распространения ОМУ:

– принуждение присоединения всех стран к Договору о нераспространении ядерного оружия,

– давление на Индию и Пакистан с целью присоединения их к Договору о нераспространении ядерного оружия и договору о запрещении ядерных испытаний,

– осуждение испытания ядерного заряда в КНДР, введение санкций против страны, продолжение переговоров, в которых участвуют РФ, КНР, США, Япония, Юж.Корея и КНДР. Сев. Корея должна отказаться от программы создания ядерного оружия, присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия, США должны гарантировать безопасность КНДР,

– переговоры о неразвертывании иранской ядерной программы, перенесение процесса обогащения урана из Ирана в другие страны (возможно в Россию),

– усиление международного контроля за экспортом материалов и технологий для создания ОМУ.

Международный терроризм.

Основные базы международного терроризма и экстремизма расположены в Азии. Здесь сложились благоприятные условия для существования экстремизма и терроризма: нищета, безработица, разрушение традиционного общества, политика вестернизации и принудительной демократизации региона и т.п.

После сентября 2001 г. США и другие страны нанесли ощутимый удар по базам и организациям террористов в Азии:

· Ликвидирован режим талибов в Афганистане, на территории которого были базы «Аль-Каиды», чеченских боевиков, радикальных организаций среднеазиатских государств и др.

· Уничтожены базы, лагеря, пункты подготовки боевиков в ряде других стран Азии.

· Установлен контроль за источниками финансирования и материальной поддержки террористических организаций и перекрыты каналы этой поддержки.

· Нанесен удар по террористической сети, уничтожены организации, убиты или арестованы их руководители.

Однако в последние годы вновь активизируют свою деятельность «Аль-Каида», «Хезболлах» и другие террористические организации. Усилилось вооруженное сопротивление талибов в Афганистане.

Война в Ираке также стала мощным стимулом эскалации терроризма и экстремизма в Ираке и на Ближнем Востоке.

Борьба с терроризмом – приоритетное направление в деятельности всех центров силы, всех государств Азии. Но необходимы новые коллективные усилия всех стран для преодоления социально-эконо­мических, политических, религиозных факторов, порождающих терроризм в Азии, усиление взаимодействия силовых структур по предупреждению терактов и ликвидации террористических организаций.

Военные конфликты имеют место во многих странах Азии: в Индонезии, Мьянме, Камбодже, Шри-Ланке, на Филиппинах и др. Но глобальное значение имеют:

– арабо-израильский конфликт,

– война в Ираке,

– конфликты в Афганистане.

Арабо-израильский конфликт длится с 1948 г., было 6 войн, принято много резолюций ООН. Проведено несколько конференций по урегулированию ситуации в Палестине, но мира в отношениях между Израилем и арабами так и не наступило.

В 2003 г. СБ ООН одобрил резолюцию №1515, содержащую проект урегулирования ситуации на Ближнем Востоке, получивший название «Дорожная карта», который предусматривал:

– прекращение военных и силовых акций и заключение перемирия между администрацией Палестинской автономии и Израилем;

– освобождение из израильских тюрем арестованных палестинцев;.

– прекращение оккупации Израилем арабских территорий, захваченных Израилем в 1967 г.,

– ликвидацию израильских поселений на территории сектора Газа и западного берега реки Иордан и др.

Очень трудно, но начался процесс реализации этой резолюции. В сентябре 2005 г. Израиль вывел свои войска и ликвидировал еврейские поселения в секторе Газа. Но правительство Палестинской автономии не сумело обеспечить порядок, начались ракетные обстрелы территории Израиля, был похищен израильский капрал. Израиль ответил военной акцией, ввел войска, арестовал правительство и т.п. Победа радикальной группировки «Хамас» на парламентских выбора в начале 2006 г. еще более обострила обстановку. «Хамас» категорически выступает против переговоров с Израилем, его главная цель – уничтожение государства Израиль. Сформированное «Хамас» правительство отказалось от переговоров с Израилем. Возник конфликт между правительством и президентом Махмудом Аббасом, представляющим интересы организации «Фатх» и выступающим за переговоры с Израилем. Расхождения двух группировок нередко принимают характер вооруженных столкновений.

Летом 2006 г. Израиль ответил военной акцией в ответ на обстрелы своей территории и похищение двух солдат боевиками партии «Хезболлах». Израиль ввел свои войска в Южный Ливан, подверг бомбардировке базы дислокации «Хезболлах», жилые кварталы Бейрута и других городов Ливана, погибли тысячи ливанцев, были разрушены дороги, мосты, электростанции, Ливану нанесен огромный ущерб.

В арабском мире считают, что победу в войне одержал «Хезболлах». Это усиливает позиции Ирана и Сирии, поддерживающих эту организацию.

Израиль потерпел политическое поражение, вывел свои войска из Ливана, прекратил обстрелы. В стране усилилась критика политики правительства.

Обострение арабо-израильского конфликта диктует необходимость поиска новых механизмом урегулирования. Россия предлагает созыв международной конференции по ближневосточному урегулированию.

Ирак. В 1990 г. Ирак оккупировал Кувейт. СБ ООН квалифицировал это как агрессию Ирака против независимого государства. В начале 1991 г. была проведена операция «Буря в пустыне», в которой участвовала коалиция стран во главе с США. Ирак вывел свои войска из Кувейта, на него были наложены санкции. Американцы на этом не успокоились и начали новую атаку на Ирак, обвиняя режим Саддама Хусейна в диктаторстве, геноциде населения, в создании ОМУ, в поддержке терроризма. Под этими лозунгами без санкции ООН США вместе с 34 странами начали в марте 2003 г. войну в Ираке, быстро оккупировали страну, свергли режим С. Хусейна, провели выборы новых органов власти.

Но «блестящая» военная операция США в Ираке привела к негативным последствиям и в самом Ираке, и на Ближнем Востоке в целом. В Ираке с осени 2003 г. усилилось сопротивление оккупационному режиму, возросло количество терактов, унесших жизнь тысяч солдат США и их союзников, мирных жителей страны. Практически не удается сохранить единство Ирака, идет гражданская война между суннитами, шиитами, курдами.

Недовольство американской политикой в Ираке нарастает во всем мире и в США, Англии и других странах. Существуют планы постепенного вывода войск из Ирака.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.022 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал