Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Дополнительные работы о Франкфуртской школе
«Франкфуртская школа», автор Т.Б. Боттомор. (T.B. Bottomore, «The Frankfurt School»; Tavistock, London, 1984) Еще одно изложение, написанное сочувствующим; лучше прочесть Джея или Виггерсхауса. «Новые темные века: Франкфуртская школа и “политическая корректность”», автор Майкл Минничино (Michael Minnicino, «The New Dark Age: The Frankfurt School and ‘Political Correctness’»; KMW Publishing, Washington, DC, 1992) – одна из немногих точек зрения на Франкфуртскую школу, которая не выступает в поддержку политкорректности. В длинной журнальной статье объясняется роль Института социальных исследований в создании идеологии, ныне известной, как «политическая корректность». К сожалению, ценность статьи немного уменьшается из-за некоторых отклонений от темы, несколько лишенных правдоподобности. «Анджела Дэвис: Автобиография», автор Анджела Дэвис. (Angela Davis, «Angela Davis: An Autobiography»; Random House, New York, 1974) Анжела Дэвис, ведущий американский темнокожий радикал и член Коммунистической партии, была охарактеризована одним из членов Франкфуртской школы Гербертом Маркузе как «моя лучшая студентка». Она также училась во Франкфурте у Теодора Адорно. Эта книга показывает нам связь между Институтом социальных исследований и движением «новых левых» в 60-х годах глазами одной из ключевых фигур движения. «Молодой Лукач и истоки западного марксизма», автор Эндрю Арато. (Andrew Arato, «The Young Lukacs and the Origins of Western Marxism»; Seabury Press, New York, 1979) Автор, как часто бывает, сторонник действующего порядка, но его работа показывает, что Лукач был одним из главных мыслителей Франкфуртской школы, а позже и движения «новых левых». «Истоки негативной диалектики: Теодор В. Адорно, Уолтер Бенджамин и Франкфуртский институт», автор Сьюзан Бак-Морсс. (Susan Buck-Morss, «The Origin of Negative Dialectics: Theodor W. Adorno, Walter Benjamin and the Frankfurt Institute»; Free Press, Нью-Йорк, 1977) Важная работа, описывающая связь Франкфуртской школы и критической теории с движением «новых левых». «Введение в критическую теорию: от Хоркхаймера до Хабермаса», автор Дэвид Хелд. (David Held, «Introduction to Critical Theory: Horkheimer to Habermas»; University of California Press, Berkeley, 1980) Еще одно повествование от поклонника Франкфуртской школы, но ценное дискуссией о влиянии Ницше на ключевых деятелей Франкфуртской школы. «Адорно: Политическая биография», автор Лоренц Йагер (перевод Стюарта Спенсера). (Lorenz Jager, «Adorno: A Political Biography» translated by Stewart Spencer, Yale University Press, New Haven, 2004) Недавнее исследование о Теодоре Адорно, самом важном «вдохновителе» Франкфуртской школы, предоставляет четко написанное и легко читаемое введение в истоки политической корректности; быть может, наилучшее издание для дилетантов и новичков. Лоренц Йагер – редактор «Frankfurter Allgemeine», одной из самых влиятельных газет в Германии. Он не превозносит Франкфуртскую школу, и таким образом предлагает взвешенную характеристику Адорно вместо обычной идеализированной биографии.
Помимо этих работ существует обширная литература, написанная членами Франкфуртской школы. Как это обычно бывает с марксистскими работами, стиль прозы и словарный запас зачастую настолько запутаны, что делает эти книги практически нечитаемыми. Кроме того, отказ Франкфуртской школы от создания своего собственного видения будущего привел к тому, что многие ее члены писали в иносказательной форме, что добавило еще один уровень непроницаемости.
Одна работа, однако, имеет такое значение, что должна быть рекомендована, несмотря на свою сложность: «Эрос и цивилизация» Герберта Маркузе. Раздел «Философские исследования Фрейда» в этой книге занимает центральное место по двум причинам. Во-первых, он завершает задачу интеграции Маркса и Фрейда. Хотя марксизм не называется открыто своим именем, вся структура книги на самом деле марксистская, и именно через призму марксизма в ней рассматривается Фрейд. Во-вторых, «Эрос и цивилизация» и ее автор были ключевыми средствами трансляции интеллектуальных трудов Франкфуртской школы, привитых студенческому бунту 60-х. Эта книга стала библией молодых радикалов, которые с 1965 г. захватили западноевропейские и американские кампусы и остаются там до сих пор в качестве профессорско-преподавательского состава. Если коротко, «Эрос и цивилизация» призывает к всеобщему восстанию против традиционной западной культуры – «Великому Отказу» – и обещает страну-утопию свободного секса и отсутствия работы тем, кто присоединится к революции.
Примерно после второй трети книги Маркузе предлагает краткое изложение своих аргументов:
«Наше определение особого исторического характера принципов, установившихся в реальности, привело к пересмотру того, что Фрейд считал универсальной значимостью. Мы обсудили эту значимость с учетом исторической возможности отмены репрессивного контроля, навязанного цивилизацией. Из-за самих достижений цивилизации принцип производительности и репрессивное использование инстинктов, кажется, устарели. Но идея нерепрессивной цивилизации на основе достижений принципа производительности наткнулась на аргумент, что освобождение инстинктов (и, следовательно, полное освобождение) взорвет саму цивилизацию, так как последняя является устойчивой только через отречение и работу (труд) – другими словами, через репрессивное использование энергии инстинктов. Освободившись от этих ограничений, человек существовал бы без работы и без порядка, он скатился бы обратно в природу, которая уничтожила бы культуру.
Чтобы оспорить этот довод, мы вспомнили определенные архетипы воображения, которые, в отличие от культурных героев репрессивной производительности, символизируют творческое восприятие. Этими архетипами предусмотрено выполнение человеком и природой задач не путем доминирования и эксплуатации, а через освобождение присущих человеку сексуальных сил. Затем мы поставили перед собой задачу " проверки" этих символов – то есть, демонстрации их истинного значения как символов реальности по ту сторону принципа производительности. Мы думали, что репрезентативное содержание орфических и нарциссических образов было эротическим примирением (союзом) человека и природы в эстетическом отношении, где порядок – это красота, и работа – это игра».
После этого резюме Маркузе продолжает показывать эротическое содержание «реальности по ту сторону принципа производительности», то есть новой цивилизации, где работа и производительность неважны: «Основное переживание в этом (эстетическом) измерении скорее чувственное, чем абстрактное», – что означает превалирование чувств над логикой: «Эстетика противопоставляет чувственность разуму». «В немецком языке чувственность и сладострастие все еще выражаются одним и тем же термином: Sinnlichkeit. Побочное значение этого слова – удовлетворение инстинктов (особенно сексуальных)... Тело, которое перестанет быть инструментом для постоянной работы, будет ресексуализировано... что, прежде всего, заявит о себе активацией эрогенных зон и, как следствие, возрождением многообразной прегенитальной сексуальности и угасанием полового превосходства. Тело полностью должно стать объектом катексиса, концентрации психической энергии, вещью для наслаждения – инструментом удовольствия. Изменения ценности и границ отношений, связанных с половым влечением, привело бы к разрушению институтов, организующих частные межличностные отношения, особенно в части, касающейся моногамной и патриархальной семьи».
Эту книгу Маркузе посвятил своей жене Софи Маркузе в 50-е годы! Очень просто увидеть, как идея «Если ты чувствуешь себя от этого хорошо, делай это», распространенная в 1955 году, перекликается со студенческими мятежами 1960-х. Маркузе понимал то, чего не понимало большинство его коллег по Франкфуртской школе: путь к уничтожению Западной цивилизации – цель, установленная Дьердем Лукачем в 1919 году – не в мудреной теории, а в сексе, наркотиках и рок-н-ролле. Маркузе написал и другие работы для нового поколения, породившего «новых левых»: «Одномерный человек» (1964)[29], «Критика чистой толерантности» (1965)[30], «Эссе об освобождении» (1969), «Контрреволюция и бунт» (1972)[31]. Но «Эрос и цивилизация» была и остается ключевой работой – спичкой, поднесенной к фитилю.
|